Воспитатель является частью педагогического коллектива, существующего по определенным законам и принципам. Если профессиональные и личностные ценности классного воспитателя не совпадают с этими законами, возникает функциональный, производственный конфликт.
Функциональными в профессиональной сфере называются конфликты, спровоцированные несогласованностью функций (обязанностей). Они снижают эффективность совместной деятельности, а при остром течении конфликта делают ее невозможной. Наиболее частым является конфликт, порожденный отсутствием ясных и согласованных целей. В него могут быть втянуты все представители педагогической системы. 130
При тоталитарном, недемократическом управлении конфликты, связанные с рассогласованием целей, расценивались как межличностные. В этой структуре все было просто: давалось указание сверху (т. е. ставились цели), никто эти цели не смел (во всяком случае, открыто) обсуждать. А если кем-то предпринималась такая попытка, этого человека редко увольняли, но о нем складывалось общественное мнение как о конфликтном, вздорном человеке. На него оказывалось моральное и должностное давление. Как правило, такие люди жестче и чаще, чем другие, подвергались контролю и проверке, накапливался «должностной компромат» как свидетельство низкой квалификации и профессионализма.
При демократическом управлении процедура согласования целей считается основной в организации любого коллектива. Люди, не имеющие ясного представления об общей и собственной целях, не могут эффективно выполнять совместную работу — истина банальна, но тем не менее она зачастую игнорируется.
Особенно важен процесс выдвижения, осознания и согласования целей на этапе реформации. В настоящее время, когда идет смена целей (норм, ценностей) педагогики, этот процесс сопровождается открытыми и скрытыми конфликтами. Пример тому — введение в школах должности классного воспитателя.
Часть этих конфликтов носит личностный характер, обусловленный внутренней перестройкой человека, критично ревизующего прошлый опыт собственной деятельности, столкнувшегося с необходимостью ломки в себе привычных авторитарных педагогических стереотипов. Другая часть — это функциональные конфликты, возникающие непосредственно в педагогическом коллективе между коллегами, а также администрацией и классным воспитателем.
Возникновение подобных конфликтов — явление объективное, сопровождающее смену одних норм другими, потому, признавая их как неприятный факт, можно пробовать менять ситуацию к лучшему. Тому, кто захочет это делать, руководствуясь позициями «адвоката» или «буфера» в отношении прав ребенка, необходимо овладеть определенными знаниями и умениями управления своим поведением в конфликте. Действия с этих позиций будут более успешными, если педагог поймет, как устроена ситуация, к которой он находится в оппозиции, если будет знать:
каких необходимых коммуникативных навыков у него нет;
каких необходимых коммуникативных навыков нет у тех, кому он будет оппонировать.
131
4.3.1. Важность коммуникации в тактике «защиты».
Коммуникативные умения условно делятся на два класса: ориентировочные и операциональные . Первые включают умение анализировать ситуацию, прогнозировать результат, выстраивать план действий. Операциональные умения — это владение темпом речи, интонацией, лексическое и мимическое разнообразие, навыки слушания, пантомимика, фиксация взгляда, организация коммуникативного пространства и т. д.
Одним из главных инструментов коммуникации является язык. Специалисты предлагают различать понятия «язык» и «лексикон»: первое шире, чем второе. Язык включает в себя смыслы, убеждения, социальные установки человека, его логику. Лексикон — это слова, при помощи которых мы пытаемся довести свой язык (свои смыслы) до другого. Поэтому общение людей — это постоянный перевод с языка одного человека на язык другого и обратно.
Большинство недоразумений, возникающих при коммуникации, это «неправильное» прочтение, разная интерпретация одних и тех же слов. (Вспомните знаменитого деда Щукаря, который устроил «коммуникацию» со словарем. Слово, что было покрупнее, видел, а объяснения, набранные мелким шрифтом, прочесть не мог. А потому «акварель» в его интерпретации была хорошая девка, а «бордюр» — совсем наоборот).
Речь должна быть четкой и ясной по смыслу, но этого еще не достаточно: нужно научиться понимать, что хочет сказать собеседник. Подчас это бывает нелегко. Например, вслушиваясь в то, о чем и что говорят коллеги на педагогических советах, важно удостовериться, что не происходит взаимной переинтерпретации слов и смыслов. Нередко на слова «защита», «адвокат» могут возникнуть неадекватные реакции: от кого защищаете ребенка? от педагогов? родителей? педагогических требований? Если четко не изложить свою позицию, может возникнуть бесплодная эмоциональная перепалка.
Чтобы точнее донести смысл сказанного, лучше объяснить смысл использованных ключевых слов. Например, употребив слово «защита», объясните, что под ним подразумевается. Нужно понять, по поводу чего идет спор — по поводу слова (оно кому-то не понравилось и его предлагают заменить на другое) или по поводу разных смыслов.
Постепенно переводите разговор в профессиональную плоскость, а для этого постарайтесь сформировать в педагогическом коллективе профессиональный язык — язык понятий, смыслов, позиций и т. д.
132
Начните с себя и с тех людей, которые изъявляют готовность понять, что вы хотите сказать.
Психологи много пишут о языке чувств, который может быть весьма красноречив. Если понимать, какие чувства испытывает человек по поводу сказанного вами, можно адекватно откликнуться на эти чувства: попробовать усилить те, которые помогут прийти к компромиссным решениям, и погасить те, которые ведут к бессмысленной конфронтации. Особенно это важно при осуществлении тактики «защиты» из позиции «буфера».
В одном романсе есть замечательные слова: «Святая наука услышать друг друга». Как точно сказано: не трудная наука, не обязательная, а святая. И святое — это то, что принято безоговорочно и умом, и сердцем, от чего нельзя отмахнуться, предать. Тот кто святотатствует, не чтит святыни, карается вечными мучениями. Не эта ли кара лежит на людях, которые вместе работают в школе, в принципе не хотят зла ребенку, но утратили способность понимать друг друга?
Исследователи считают, что трагедии непонимания разыгрываются в большинстве случаев именно потому, что перевод и оценка слов говорящего осуществляются без интереса, без уважительного отношения к нему. Если вы собираетесь защищать ребенка от оскорбления и унижения его достоинства, то следите за тем, чтобы ненароком не оскорбить достоинство оппонента. Помните, что, возможно, ваш оппонент сам не в состоянии преодолеть какую-то свою проблему, которая возникает у него с этим ребенком.
Иногда позиция «буфера» оказывается мудрее и адекватнее, чем позиция «адвоката», важно только не переходить границы, за кото рыми позиция поддержки исчезает.
4.3.2. «Защищая, не нападать» — особенности конструктивного поведения.
Специалисты в конфликтологии, психологии и педагогике общения утверждают, что есть два типа поведения в конфликте — конструктивное и многочисленные варианты деструктивного.
Конструктивное поведение. Помогите коллеге сохранить его цели — будь то цели обучения или воспитания. Не посягайте на них, попробуйте вместе с ним поразмышлять, как можно достичь этих целей, не противопоставляя себе ребенка, а пытаясь действовать с ним заодно. Возможно, вам удастся помочь учителю самому увидеть то, что мешает ему двигаться вперед. Вы лишь подготовите его к возмож-
133
ности посмотреть на ситуацию «другими глазами» — чтобы ребенок не был «страшилкой» для учителя, а стал в его глазах человеком, нуждающимся в помощи. Не меняя цели, учитель может сменить программу и способ ее достижения.
В подобном случае учитель начинает анализировать ситуацию и находит причину конфликта или в исходных данных ситуации, или в своих индивидуально-психологических особенностях, недостатке профессиональных знаний и умений. Таким же образом при конструктивном поведении отыскиваются новые пути достижения цели. Действия учителя будут направлены на устранение препятствий, возникших на пути к этой цели. Если же в силу объективных причин устранить преграду не удается, активизируется поиск дополнительных средств для получения желаемого результата. Например, «буфер» просит помощи у тех, кто более авторитетен для этого конкретного учителя (безусловно, важно, чтобы они были хорошими специалистами, которые могут дать дельный совет).
Деструктивное (защитное) поведение (не путать с тактикой «защиты»!) может проявляться в самых различных вариантах. Например, встречая препятствие, человек не видит путей для достижения поставленных целей, усиливается негативное эмоциональное состояние, нагнетается излишнее психологическое напряжение. Тогда человек направляет свои усилия не на разработку и осуществление новой программы поведения, не на анализ своих психологических особенностей, а на снятие напряжения любыми способами. Перечислим наиболее типичные в таких случаях реакции:
1) Агрессия, которая проявляется в основном в конфликтах «по вертикали», т. е. между учеником и учителем, между учителем и администрацией школы. Агрессия выражается в форме непосредственного или замаскированного действия: уловка, обман, открытое раздражение. При жестком директивном стиле управления нередки случаи, когда директор или учитель вызывают страх, опасения; подчиненный (будь то учащийся в конфликте с учителем или учитель в конфликте с директором) опасается противодействовать, так как это может вызывать ответные санкции. В подобных случаях агрессия может направляться на других людей, окружающих человека
в школе и вне ее.
Агрессия как защитная форма поведения может быть направлена и на самого себя, тогда она принимает форму самообвинения, самоуничижения, самобичевания.
134
2) Проекция. Причины собственных неудач в этом случае проеци
руются вовне и приписываются окружающим. Собственными недо
статками наделяются все люди, вследствие чего человек чувствует
себя психологически более устойчиво, что позволяет ему справиться
с внутренним напряжением. Конфликтная ситуация сохраняется,
происходит лишь смещение смысла конфликта по типу «все такие»,
а это, в свою очередь, становится источником негативных изменений
личности.
3) Уход от неприятной ситуации. Человек неосознанно избегает
ситуаций (или даже воспоминаний о них), в которых потерпел неуда
чу, не смог осуществить намеченных задач. Частое возникновение
ситуаций, когда педагог испытывает психическое состояние, вызван
ное невозможностью достижения поставленной цели (фрустрация),
формирует в нем пассивность, безразличие к работе, потерю интереса
к происходящему.
4) Фантазия. То что не удается выполнить в реальности, человек
пытается достичь в мечтах, фантазии. Овладение предметом потреб
ности, достижение желаемой цели происходит в воображении. Подоб
ный способ поведения временно снимает психическое напряжение, но,
поскольку фрустрирующая ситуация остается, напряжение возникает
вновь.
5) Регрессия, или переход на более низкий уровень удовлетворе
ния потребности. Направленность действий при этом остается пре
жней, но происходит подмена цели, снижается уровень притязаний.
Новая цель уже не требует от педагога столь значительных, как преж
де, затрат энергии, проявления активности.
6) Компенсация. Психологическое напряжение, требуя разрядки,
направляется в этом случае на другие области деятельности. Напри
мер, учитель, постоянно неуспешный в преподавательской деятельно
сти, может проявить неожиданную активность в деятельности обще
ственной. Внутренняя конфликтность на время снижается, внешних
открытых конфликтов не происходит. Но обесцениваются первона
чально поставленные цели, которые, как показывает практика, были
наиболее престижными для личности и одновременно — социально
значимыми.
Деление типичных способов поведения на конструктивные и деструктивные не означает, что отдельному человеку свойствен только тот или иной тип решения конфликтной ситуации — в поведении каждого можно найти признаки обоих типов. Но все же какой-то из них
135
является, как правило, преобладающим в определенной ситуации. Способ действия может быть различным в каждом случае. Необходимо не просто диагностировать, какой тип «защитного поведения» демонстрирует оппонент, нужно попытаться понять, а потом скорректировать причины, провоцирующие нежелательное поведение.
Если «защитник» не забудет, зачем ему нужен был разговор, беседа, спор или дискуссия, то, во всяком случае, он может направить свое внимание на то, чтобы следить:
1) за четкой постановкой своих вопросов, не забывая убедиться,
правильно ли его поняли;
2) за тем, чтобы больше слушать, чем говорить. Это даст возмож
ность другому человеку высказаться, а «защитнику» понять, о чем он
говорит, как реагирует на вопросы и реплики, ориентируясь по ситуа
ции, повторить вопрос или попытаться дополнить или уточнить ответ;
3) за собственным эмоциональным состоянием. Важно научиться
не «заражаться» негативными эмоциями, ведь задача не в том, чтобы
обижаться, а в том, чтобы сдерживать распространение негативных
эмоций, иначе спор перерастет в перепалку;
4) за тем, чтобы делать необходимые «стоп-кадры» и фиксировать
то, на чем пришли к согласию. Фиксация необходима, поскольку в
пылу спора часто забываются положения, по которым было достигну
то согласие сторон.
Такие «стоп-кадры» необходимы, ибо позволяют всем участникам отвлечься от динамики спора и взглянуть на достигнутые результаты. «Стоп-кадры» помогают регулировать накал страстей, который бывает весьма высоким при обсуждении особо значимых, запутанных вопросов.
Нужно внимательно следить, чтобы не происходило перераста ние конфликта идей в конфликт людей. Такое бывает, когда средством разрешения конфликта выбирается подавление и противоборство. В этом случае обычно нередки так называемые личностные выпады типа: «Да что вы знаете об этом!», «Ваше мнение безграмотно!», «А вы вообще помолчали бы!» Иногда происходит блокировка высказываний (не предоставляется возможность для выступления; шум и разговоры во время аргументации противоположной стороной своей позиции и т. д.), т. е. дискуссия начинает перерастать в полемику. В таких условиях легко развивается межличностный конфликт. Важно помнить, что критика должна быть не только конструктивной, но и этичной. Резкий, категоричный тон, негативные оценки могут заблокировать восприятие самой конструктивной критики.
136
I
Сохранение позиции сотрудничества с партнером в условиях конфликта — принципиальный момент в умении диалогического общения. Навязывание своей правоты, категоричность, желание «власть употребить», неумение слушать — плохие помощники в подобной ситуации. В результате возникает взаимная неприязнь, отчуждение, затрудняющее или вовсе разрушающее контакт.
Следует избегать втягивания в дискуссию, принимающую форму конкурентно-соревновательной борьбы. Тогда оппонент вскоре обнаружит, что соревнуется с самим собой, поскольку никто его не оспаривает, а лишь уточняет его позицию.
Ищите и показывайте те выгоды, которые коллега может обрести, налаживая контакт с ребенком. Внимательно вслушивайтесь в его воз ражения, чтобы понять, как следует действовать с ребенком, когда придется организовывать с ним такую же посредническую работу.
При обучении педагогов тактике «защиты» приходится часто сталкиваться с отказом педагогов верить, что дискуссия в конфликтной ситуации возможна. Вероятно, отказ от дискуссии обуславливается:
неверием в то, что разные люди действительно могут прийти к соглашению;
отсутствием необходимых умений ведения дискуссии;
полученным ранее негативным опытом перерастания дискуссии в межличностный конфликт, который не был блокирован и оказал сильнейшее воздействие на личность;
невозможностью получить быстрый положительный результат.
Наше небольшое исследование показывает, что педагоги более склонны к полемике, чем к дискуссии. Им плохо удаются диалоговые формы общения. Привыкнув говорить с детьми с позиции убеждения, педагоги усваивают декларативность, настойчивость, не слышат себя и не понимают, что такой тон может быть оскорбителен для людей.
«Защитнику» необходимо усвоить, что от его дипломатичности, такта и умения договариваться в конечном счете зависит, будут ли созданы те условия для развития ребенка, ради которых, собственно, и действует «защита».
Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.