Отличие педагогической «защиты» от педагогической «опеки».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Опека» и «защита» в педагогической практике в определенном смысле могут быть неразличимы прежде всего потому, что и позиция «защиты», и позиция «опеки» строятся как помощь, поддержка, ока­зываемая сильной стороной слабой стороне.

Используя тактику «защиты» и занимая позиции «адвоката» или «буфера», педагог ограждает ребенка от негативных обстоятельств, утверждая, что они вследствие определенной «недоразвитости» ребен­ка делают его «жертвой обстоятельств». Эти обстоятельства подавля­ют его, создают угрозу для нормального целостного развития, посколь­ку тормозят развитие самостоятельности.

«Защита от» в определенной степени является «защитой-опекой», поскольку в ней единственным субъектом выступает педагог, он охра­ няет, ограждает, оберегает, знает, для чего это делает, и готов нести за свои действия ответственность. О деятельности «слабой, защищаемой стороны» здесь речь не идет, поскольку она не обладает ни позицией субъекта, ни его возможностями. Таким образом, «слабая сторона» недееспособна в качестве субъекта деятельности.

Можно ли считать ребенка неспособным к деятельности? Можно, но только в ситуации, когда его возможности еще не развиты. Именно

128


эта «неспособность» устраняется путем развития. Следовательно, тот, кто осознанно или неосознанно блокирует негативными обстоятель­ствами условия для развития самостоятельности ребенка, закрепляет, утверждает в нем образ недееспособного человека. Даже тогда, когда ребенок достигнет возраста, позволяющего требовать от него ответ­ственности за совершаемые поступки, инфантильный взрослый будет психологически не готов к этому.

Таким образом, нужно различать «недееспособность» возрастную, преодолеваемую с возрастом в процессе образования, и «недееспособ­ность» фактическую (например, инвалидность), которую преодолеть невозможно.

Сравните: опека — «форма охраны личных и имуществен­ных прав недееспособных лиц (инвалидов, стариков, детей, ли­шившихся родителей, и т. д.)». Опекать — «заботиться, иметь по­печение о ком-нибудь». Попечение — «покровительство, забота». Забота — «...мысль или деятельность, направленная к благопо­лучию кого-нибудь, чего-нибудь; внимание, попечение, уход».

Позиция «опеки-заботы» строится как забота, зашита, помощь, на­правленные на облегчение ситуации. Такое попечение может быть дли­тельным, но с перспективой его снятия (например, дети, лишившиеся родителей и находившиеся на попечении, выросли — опека по юриди­ческим нормам снята). Попечение может быть постоянным, но регули­руемым и корректируемым в пределах необходимости (например, дети-инвалиды, становясь взрослыми, остаются тем не менее инвалидами, которым назначаются формы опеки и попечительства, и т. д.).

Нередко смысл «опеки, заботы и коррекции» задает единственный смысл восприятия возможностей «педагогической поддержки». Тогда деятельность по педагогической поддержке ассоциируется только с помощью и коррекцией, а потому адресуется детям «группы риска», нуждающимся в психологической, социальной и педагогической реа­билитации, и детям-инвалидам, которые, кроме всего прочего, нужда­ются и в специальной опеке.

Действительно, деятельность по реабилитации чрезвычайно необ­ходима для детей таких групп, и все же в педагогической поддержке нуждаются в той или иной мере все дети. Несмотря на близость «за­щиты» и «опеки» — это разные деятельности по сути педагогических целей, технологий, адресату, результату.

В контексте педагогической поддержки как деятельности так­ тика «защиты» оказывается необходимой каждому ребенку, столк-

129


нувшемуся с неблагоприятными обстоятельствами, представляющи­ ми угрозу для его нормального взросления и развития в рамках обра­зовательного процесса.

«Защита» — это лишь одна из тактик педагогической поддержки, она обеспечивает тот необходимый минимум условий, благодаря ко­торому может возникнуть траектория самостоятельного движения ре­бенка. Чтобы поддержать ее, педагог должен применить и тактики «помощи», «содействия» и «взаимодействия». (Одно из значений гла­гола «поддержать» — «выразив согласие, одобрив, выступить в защи­ту кого-нибудь».)

Педагог, выражая согласие с тем, что ребенок имеет право на дос­тойное образование, выступает против обстоятельств, блокирующих активность ребенка, превращающих его « в жертву обстоятельств». Но защищая его от обстоятельств, педагог таким образом расширяет пространство для самореализации ребенка. Первый шаг ребенка к по­ зиции субъекта обязательно должен быть успешным. Ребенок дол­жен научиться не бояться самого себя, своей слабости. Он должен поверить в себя, а для этого проверить себя и убедиться, что он

многое может.

В этой ситуации задача педагога усложняется: с одной стороны, он должен охранять права ребенка, по-прежнему удерживая необходимую «защиту», с другой — он переходит к тактике «помощи», способствую­щей успешной самореализации ребенка в ситуации его проблемы.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 223.