«Опека» и «защита» в педагогической практике в определенном смысле могут быть неразличимы прежде всего потому, что и позиция «защиты», и позиция «опеки» строятся как помощь, поддержка, оказываемая сильной стороной слабой стороне.
Используя тактику «защиты» и занимая позиции «адвоката» или «буфера», педагог ограждает ребенка от негативных обстоятельств, утверждая, что они вследствие определенной «недоразвитости» ребенка делают его «жертвой обстоятельств». Эти обстоятельства подавляют его, создают угрозу для нормального целостного развития, поскольку тормозят развитие самостоятельности.
«Защита от» в определенной степени является «защитой-опекой», поскольку в ней единственным субъектом выступает педагог, он охра няет, ограждает, оберегает, знает, для чего это делает, и готов нести за свои действия ответственность. О деятельности «слабой, защищаемой стороны» здесь речь не идет, поскольку она не обладает ни позицией субъекта, ни его возможностями. Таким образом, «слабая сторона» недееспособна в качестве субъекта деятельности.
Можно ли считать ребенка неспособным к деятельности? Можно, но только в ситуации, когда его возможности еще не развиты. Именно
128
эта «неспособность» устраняется путем развития. Следовательно, тот, кто осознанно или неосознанно блокирует негативными обстоятельствами условия для развития самостоятельности ребенка, закрепляет, утверждает в нем образ недееспособного человека. Даже тогда, когда ребенок достигнет возраста, позволяющего требовать от него ответственности за совершаемые поступки, инфантильный взрослый будет психологически не готов к этому.
Таким образом, нужно различать «недееспособность» возрастную, преодолеваемую с возрастом в процессе образования, и «недееспособность» фактическую (например, инвалидность), которую преодолеть невозможно.
Сравните: опека — «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (инвалидов, стариков, детей, лишившихся родителей, и т. д.)». Опекать — «заботиться, иметь попечение о ком-нибудь». Попечение — «покровительство, забота». Забота — «...мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-нибудь, чего-нибудь; внимание, попечение, уход».
Позиция «опеки-заботы» строится как забота, зашита, помощь, направленные на облегчение ситуации. Такое попечение может быть длительным, но с перспективой его снятия (например, дети, лишившиеся родителей и находившиеся на попечении, выросли — опека по юридическим нормам снята). Попечение может быть постоянным, но регулируемым и корректируемым в пределах необходимости (например, дети-инвалиды, становясь взрослыми, остаются тем не менее инвалидами, которым назначаются формы опеки и попечительства, и т. д.).
Нередко смысл «опеки, заботы и коррекции» задает единственный смысл восприятия возможностей «педагогической поддержки». Тогда деятельность по педагогической поддержке ассоциируется только с помощью и коррекцией, а потому адресуется детям «группы риска», нуждающимся в психологической, социальной и педагогической реабилитации, и детям-инвалидам, которые, кроме всего прочего, нуждаются и в специальной опеке.
Действительно, деятельность по реабилитации чрезвычайно необходима для детей таких групп, и все же в педагогической поддержке нуждаются в той или иной мере все дети. Несмотря на близость «защиты» и «опеки» — это разные деятельности по сути педагогических целей, технологий, адресату, результату.
В контексте педагогической поддержки как деятельности так тика «защиты» оказывается необходимой каждому ребенку, столк-
129
нувшемуся с неблагоприятными обстоятельствами, представляющи ми угрозу для его нормального взросления и развития в рамках образовательного процесса.
«Защита» — это лишь одна из тактик педагогической поддержки, она обеспечивает тот необходимый минимум условий, благодаря которому может возникнуть траектория самостоятельного движения ребенка. Чтобы поддержать ее, педагог должен применить и тактики «помощи», «содействия» и «взаимодействия». (Одно из значений глагола «поддержать» — «выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь».)
Педагог, выражая согласие с тем, что ребенок имеет право на достойное образование, выступает против обстоятельств, блокирующих активность ребенка, превращающих его « в жертву обстоятельств». Но защищая его от обстоятельств, педагог таким образом расширяет пространство для самореализации ребенка. Первый шаг ребенка к по зиции субъекта обязательно должен быть успешным. Ребенок должен научиться не бояться самого себя, своей слабости. Он должен поверить в себя, а для этого проверить себя и убедиться, что он
многое может.
В этой ситуации задача педагога усложняется: с одной стороны, он должен охранять права ребенка, по-прежнему удерживая необходимую «защиту», с другой — он переходит к тактике «помощи», способствующей успешной самореализации ребенка в ситуации его проблемы.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.