Позиция «буфера» в тактике «защиты».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Позиция «буфера», как и позиция «педагогической адвокатуры», направлена на внешние негативные обстоятельства, «жертвой» кото­рых является ребенок. Позиция «буфера» больше рассчитана на комп­ромиссные решения, чем позиция «педагогической адвокатуры»-Классный воспитатель, понимая, что он не будет услышан в позиции «адвоката», тем не менее пытается если не изменить, то хотя бы смяг­чить негативные обстоятельства, уменьшить их прессинг на ребенка.

125


Классный воспитатель занимает позицию «буфера», вставая меж­ду ребенком и обстоятельствами, принимая часть удара на себя.

Пример из опыта классной воспитательницы одной из школ г. Таганрога, занявшей позицию «буфера» между учите­лем иностранного языка и одним из десятиклассников.

О., один из неформальных лидеров класса, отличался тем, что мог остроумно и зло высмеять кого угодно. Особенно, естествен­но, доставалось учителям, которые пытались построить с ним отношения свысока. Между О. и учительницей иностранного язы­ка сложились неприязненные отношения. Трудно сказать, кто из них кого провоцировал. В одном случае О. бросал как бы «между прочим» ехидную фразу: «Я вообще-то слышал, что наших учи­телей иностранного языка за границей не понимают. Один англи­чанин даже спросил: «На каком языке говорит эта русская?» Ког­да сказали, что на английском, он долго смеялся: «Такого англий­ского не существует!» Учительница вспылила, стала, защищаясь, нападать на О.— урок превратился в «спектакль на потеху публи­ке».

В другой раз сама учительница «ни с того ни с сего» заявляет классу: «С этого дня я буду давать вам дополнительные задания на тренировку произношения. Пусть некоторые молодые люди, острые на язычок, потренируют его с большей пользой для себя и окружающих». Учащиеся восприняли это как месть, как не­справедливое действие против О., а заодно и против них. Урок был сорван.

Вражда приобрела угрожающие размеры. Стало очевидным, что О. грозит низкая оценка в полугодии, хотя его знания были намного выше, чем у других учеников класса, которым учитель­ница ставила высокие оценки. Юноша переживал эту ситуацию тяжело, но при этом еще глубже погружался в конфликт. Оскорб­ленная «хамством» О., учительница ждала извинений, а «оскорб­ленный несправедливостью», О. ждал «торжества правды». Ни родители, ни классный воспитатель не могли примирить стороны и сделать ситуацию нормальной и для О., и для учительницы, и для учеников класса, которые оказались невольными заложника­ми конфликта.

Тогда классный воспитатель решил занять позицию «буфера». Он предложил учительнице свою помощь: «Я буду приходить на Ваши уроки. Я хочу помочь Вам в этой ситуации. Если подтвер­дится, что О. не дает Вам работать, я тут же поставлю вопрос перед директором школы».

Разговаривая с О., классный руководитель сообщил следую­щее: «Я хочу помочь тебе в этой ситуации. Я буду приходить на уроки английского языка. Если подтвердится, что учитель к тебе не справедлив, я поставлю этот вопрос перед директором школы».

126


Присутствие классного руководителя на уроках объективно сдерживало обе стороны. О., который действительно неплохо знал и любил английский язык, стараясь доказать свою правоту, готовился с еще большим старанием к урокам. Учительница, ко­торую О. перестал провоцировать, была осторожна и корректна и не допускала провокаций в адрес О.

Постепенно обстановка нормализовалась. И хотя обе сторо­ны продолжали недолюбливать друг друга, до открытых прово­каций и столкновений дело не доводили.

Позиция «буфера» реализует тактику «защиты», она проявляется, если:

активность ребенка жестко блокируется извне;

по отношению к ребенку существует предвзятое мнение, навязы­ваемое ему как «объективное» («наклеивают ярлык»);

попытки ребенка к действию кем-то заранее оцениваются как не­успешные;

ребенок вольно или невольно провоцирует эти ситуации.

Реализуя тактику «защиты от», педагог остается защитником права ребенка на образование, которое гарантирует сохранение и развитие чув­ства собственного достоинства. Даже когда ребенок ведет себя неадек­ватно, своим поведением провоцирует напряжение, конфликты, защит­ник исходит из презумпции его невиновности: «Если ребенок не умеет справляться с проблемой — это его беда, а не вина». Наставники (учите­ля, воспитатели) — профессионалы, а потому в ответ на «недостойное поведение ребенка» не должны вести себя недостойно.

Отвечает за развитие образовательной ситуации педагог, который обязан грамотно, квалифицированно, профессионально действовать, целенаправленно переводя конфликт в образовательную ситуацию. Профессиональная задача (и проблема) педагога — спроектировать условия, при которых ребенок сможет осознать неадекватность своего поведения и найти вариант разрешения проблемы.

В конкретной ситуации, когда взрослый не справляется со своей проблемой, ему на помощь приходит другой взрослый, который мо­жет занимать позицию «буфера». С одной стороны, эта позиция объек­тивно снимает часть негативных обстоятельств, в которых оказался ре­бенок (по своей вине или по воле другого взрослого), с другой — «бу­фер» объективно создает для взрослого ситуацию, в которой существует косвенный контроль за происходящим. Наличие данного контроля позволяет взрослому, не теряя авторитета, корректировать свое неадекватное, непрофессиональное поведение.

127


Позиция «буфера» в определенной степени сопряжена с риском:

классный воспитатель точно не знает, как поведут себя обе сторо­ны в его присутствии. Возможно, каждая из них попытается открыто привлечь классного воспитателя на свою сторону. Однако в позиции «буфера» необходимо держать внешний нейтралитет;

данная позиция не окажется эффективной, если классный воспи­татель (или другой человек, занявший эту позицию) не является авто­ритетом для конфликтующих сторон. Именно личный (или статусный авторитет) в тактике «защиты» гарантирует, что «буфер» сможет реа­лизовать задачи сдерживания.

Кроме этих степеней риска, позиция «буфера» имеет еще одно ог­раничение. Конфликт долгое время благодаря «буферу» может нахо­диться в состоянии «ни мира, ни войны», без намека на конструктив­ное развитие. Однако педагог объективно не может занимать позицию «буфера» неограниченно долго, и как только «буфер» перестанет су­ществовать в качестве сдерживающего барьера, конфликт разгорится с новой силой.




Дата: 2019-12-10, просмотров: 226.