Позиция «буфера», как и позиция «педагогической адвокатуры», направлена на внешние негативные обстоятельства, «жертвой» которых является ребенок. Позиция «буфера» больше рассчитана на компромиссные решения, чем позиция «педагогической адвокатуры»-Классный воспитатель, понимая, что он не будет услышан в позиции «адвоката», тем не менее пытается если не изменить, то хотя бы смягчить негативные обстоятельства, уменьшить их прессинг на ребенка.
125
Классный воспитатель занимает позицию «буфера», вставая между ребенком и обстоятельствами, принимая часть удара на себя.
Пример из опыта классной воспитательницы одной из школ г. Таганрога, занявшей позицию «буфера» между учителем иностранного языка и одним из десятиклассников.
О., один из неформальных лидеров класса, отличался тем, что мог остроумно и зло высмеять кого угодно. Особенно, естественно, доставалось учителям, которые пытались построить с ним отношения свысока. Между О. и учительницей иностранного языка сложились неприязненные отношения. Трудно сказать, кто из них кого провоцировал. В одном случае О. бросал как бы «между прочим» ехидную фразу: «Я вообще-то слышал, что наших учителей иностранного языка за границей не понимают. Один англичанин даже спросил: «На каком языке говорит эта русская?» Когда сказали, что на английском, он долго смеялся: «Такого английского не существует!» Учительница вспылила, стала, защищаясь, нападать на О.— урок превратился в «спектакль на потеху публике».
В другой раз сама учительница «ни с того ни с сего» заявляет классу: «С этого дня я буду давать вам дополнительные задания на тренировку произношения. Пусть некоторые молодые люди, острые на язычок, потренируют его с большей пользой для себя и окружающих». Учащиеся восприняли это как месть, как несправедливое действие против О., а заодно и против них. Урок был сорван.
Вражда приобрела угрожающие размеры. Стало очевидным, что О. грозит низкая оценка в полугодии, хотя его знания были намного выше, чем у других учеников класса, которым учительница ставила высокие оценки. Юноша переживал эту ситуацию тяжело, но при этом еще глубже погружался в конфликт. Оскорбленная «хамством» О., учительница ждала извинений, а «оскорбленный несправедливостью», О. ждал «торжества правды». Ни родители, ни классный воспитатель не могли примирить стороны и сделать ситуацию нормальной и для О., и для учительницы, и для учеников класса, которые оказались невольными заложниками конфликта.
Тогда классный воспитатель решил занять позицию «буфера». Он предложил учительнице свою помощь: «Я буду приходить на Ваши уроки. Я хочу помочь Вам в этой ситуации. Если подтвердится, что О. не дает Вам работать, я тут же поставлю вопрос перед директором школы».
Разговаривая с О., классный руководитель сообщил следующее: «Я хочу помочь тебе в этой ситуации. Я буду приходить на уроки английского языка. Если подтвердится, что учитель к тебе не справедлив, я поставлю этот вопрос перед директором школы».
126
Присутствие классного руководителя на уроках объективно сдерживало обе стороны. О., который действительно неплохо знал и любил английский язык, стараясь доказать свою правоту, готовился с еще большим старанием к урокам. Учительница, которую О. перестал провоцировать, была осторожна и корректна и не допускала провокаций в адрес О.
Постепенно обстановка нормализовалась. И хотя обе стороны продолжали недолюбливать друг друга, до открытых провокаций и столкновений дело не доводили.
Позиция «буфера» реализует тактику «защиты», она проявляется, если:
активность ребенка жестко блокируется извне;
по отношению к ребенку существует предвзятое мнение, навязываемое ему как «объективное» («наклеивают ярлык»);
попытки ребенка к действию кем-то заранее оцениваются как неуспешные;
ребенок вольно или невольно провоцирует эти ситуации.
Реализуя тактику «защиты от», педагог остается защитником права ребенка на образование, которое гарантирует сохранение и развитие чувства собственного достоинства. Даже когда ребенок ведет себя неадекватно, своим поведением провоцирует напряжение, конфликты, защитник исходит из презумпции его невиновности: «Если ребенок не умеет справляться с проблемой — это его беда, а не вина». Наставники (учителя, воспитатели) — профессионалы, а потому в ответ на «недостойное поведение ребенка» не должны вести себя недостойно.
Отвечает за развитие образовательной ситуации педагог, который обязан грамотно, квалифицированно, профессионально действовать, целенаправленно переводя конфликт в образовательную ситуацию. Профессиональная задача (и проблема) педагога — спроектировать условия, при которых ребенок сможет осознать неадекватность своего поведения и найти вариант разрешения проблемы.
В конкретной ситуации, когда взрослый не справляется со своей проблемой, ему на помощь приходит другой взрослый, который может занимать позицию «буфера». С одной стороны, эта позиция объективно снимает часть негативных обстоятельств, в которых оказался ребенок (по своей вине или по воле другого взрослого), с другой — «буфер» объективно создает для взрослого ситуацию, в которой существует косвенный контроль за происходящим. Наличие данного контроля позволяет взрослому, не теряя авторитета, корректировать свое неадекватное, непрофессиональное поведение.
127
Позиция «буфера» в определенной степени сопряжена с риском:
классный воспитатель точно не знает, как поведут себя обе стороны в его присутствии. Возможно, каждая из них попытается открыто привлечь классного воспитателя на свою сторону. Однако в позиции «буфера» необходимо держать внешний нейтралитет;
данная позиция не окажется эффективной, если классный воспитатель (или другой человек, занявший эту позицию) не является авторитетом для конфликтующих сторон. Именно личный (или статусный авторитет) в тактике «защиты» гарантирует, что «буфер» сможет реализовать задачи сдерживания.
Кроме этих степеней риска, позиция «буфера» имеет еще одно ограничение. Конфликт долгое время благодаря «буферу» может находиться в состоянии «ни мира, ни войны», без намека на конструктивное развитие. Однако педагог объективно не может занимать позицию «буфера» неограниченно долго, и как только «буфер» перестанет существовать в качестве сдерживающего барьера, конфликт разгорится с новой силой.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 253.