Основные компоненты организационной культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) мировоззрение (отношение к другим сотрудникам, клиентам и конкурентам);

2) культурные ценности (типа «каче­ство продукции» или «лидерство», а также «организационная ми­фология»);

3) характеристики поведения (ритуалы, церемонии, стереотипы поведения);

4) нормы взаимоотношений между рабо­тодателем, руководством и работниками (типа, «заработал — по­лучил», своеобразные «правила игры» в организации);

5) психо­логический климат.

Выделяя уровни организационной культуры, Е. Б. Моргунов счи­тает, что высшим уровнем является уровень мировоззрения, а уже за ним следует уровень культурных ценностей. При этом первый, мировоззренческий, уровень предполагает учет этнических и религиозных представлений работников. В частности, отмечая осо­бенность современной ситуации, Е. Б. Моргунов пишет о том, что «в настоящее время на Западе прочно вошло в обращение и ак­тивно исследуется понятие протестантской деловой этики, в со­ответствии с которой человек обязан много трудиться и быть скром­ным в быту, лично принимать ответственность за свои успехи и неудачи».

Второй уровень — уровень культурных ценностей — включает в себя: 1) символы (высказывания, произведения искусства, ре­альные объекты или живые персонажи, нагруженные определен­ным смыслом); 2) организационную мифологию, в которой реа­лизуется важнейший принцип: «Народ должен знать своих геро­ев» (а мы бы добавили «и подражать им»).

В современном менеджменте важнейшим понятием является «миссия организации». М. X. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоурн пи­шут: «Основная общая цель организации — четко выраженная при­чина ее существования — обозначается как ее миссия. Цели выра­батываются для осуществления этой миссии». Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориен­тиры для определения целей и стратегий на различных организа­ционных уровнях.

Формулировка миссии организации должна включать в себя информацию о задачах фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий (проще говоря, объяснения, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма); должна быть упомянута «внешняя» по отно­шению к фирме среда, которая определяет рабочие принципы фирмы; и конечно, должна дать характеристику культуры органи­зации (какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?).Сущность миссии организации выражена в словах Питера Ф. Друкера: «Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства — создание клиента». Многие считают, что главная миссия — это получение прибыли. Но, как отмечают М. X. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоурн, «при­быль представляет собой полностью внутреннюю проблему пред­приятия», и «поскольку организация является открытой систе­мой, она может выжить в конечном счете только, если будет удов­летворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой», а «выбор такой узкой миссии, как прибыль, ограничивает возмож­ность руководства изучать допустимые альтернативы при приня­тии решения».

ТЕМА 4.5 Управление конфликтами

Конфликты в организации, их причины. Основные понятия управления конфликтами: контролирование, урегулирование, разрешение, соглашение, «конструктивное управление конфликтами». Достижение согласия как основа преодоления конфликта. Силовые и переговорные способы разрешения конфликтов.

Роль руководителя в управлении конфликтами: позиции посредника и арбитра. Преимущества и недостатки арбитража и посредничества. Необходимость арбитража.

Требования к посреднику. Навыки управления конфликтами: коммуникативные и навыки принятия решений. Эффективная коммуникация как основной инструмент конструктивного управления конфликтами.

Протекание конфликтов в малой группе характеризует специфику раз­решения возникающих в ней противоречий. Конфликт — это трудноразре­шимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармо­нии межличностных отношений между ее членами или нарушения равнове­сия между существующими в ней структурами.

Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми.

Обычно к ним приводят следующие причины:

1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотива­ми, ролями членов группы;

2) присутствие противоборства между различными людьми (руководителя­ми и неформальными лидерами, неформальными микрогруппами, разностатусными членами группы);

3) разрыв отношений внутри определенных микрогрупп;

4) появление и устойчивое доминирование негативных эмоций;

5) чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы.

Конфликт играет как конструктивнуюроль — дает возможность более глубоко оценить индивидуально-и социально-психологические особенности членов кон­кретных групп общества и самих этих групп; вызы­вает позитивное влияние на эффективность совмест­ной деятельности, устраняет противоречия между людьми, позволяет ослабить состояние психологичес­кой напряженности), так и деструктивнуюроль — оказывает негативное воздействие на морально-пси­хологическое состояние членов общества и его соци­альных групп; ухудшает взаимоотношения между людьми, негативно отражается на эффективности совместной деятельности.

Обычно конфликты имеют следующую динамику: при появлении пред конфликтной ситуации фиксируется возникновение противоречий между членами группы; приходящее через определенное время осознание предконфликтной ситуации активизирует участников кон­фликта на принятие необходимых мер; конфликтное взаимодействие вызывает острое противоборство сто­рон; разрешение конфликта приводит к снятию или избавлению от противоречий конфликтующих людей; на послеконфликтной стадии происходит разрядка на­пряженности.

Классификация конфликтов достаточно сложная: все зависит от того, какие критерии положены

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на реалистические и нереалистические.

Реалистические конфликты возникают из-за фрустрации конкретных тре­бований участников, их оценок, возможной выгоды и направлены на пред­полагаемый источник фрустрации.

Нереалистические конфликты вызваны необходимостью разрядки на­пряжения по крайней мере для одного из участников конфликта. Их имену­ют еще рациональными и эмоциональными, рациональными и иррациональ­ными.

Конфликты могут классифицироваться по сферам общества, в которых лежат объекты конфликта и основные цели участников противоборства.

Конфликты в социально-экономической сфере — конфликты, борьба в которых идет по поводу производства, распределения и потребления мате­риальных благ, функционирования и управления предприятиями различ­ных форм собственности.

Конфликты в политической сфере отличаются противоборством по пово­ду управления обществом, распределения и использования власти, полити­ческого устройства общества.

Конфликты в сфере культуры связаны преимущественно с борьбой зна­ний, представлений, верований и ценностей. На первом месте — проблемы толкования и понимания смысла жизни, ее содержания, добра, справедли­вости, реализации свободы, равенства прав и обязанностей личности и об­щества.

В реальности любой конфликт разворачивается и затрагивает все сферы жизнедеятельности, но мера вовлеченности конфликта в каждую из сфер различна.

По составу участников социальные конфликты — это межгрупповые конфликты: между социальными общностями — социально-классовыми, профессиональными, национально-этническими, религиозными и т. п.; ме­жду организациями, политическими партиями, политическими союзами и фронтами и др.; между государством и социальными группами и общно­стями, политическими партиями, общественными организациями и т. д.; ме­жду социальными институтами и внутри социальных институтов, например между политической системой и религией, между государством и армией; между государствами, союзами государств.

Элементами межгрупповых нередко бывают и межличностные конфлик­ты, которые в ряде случаев могут играть в их развитии заметную роль: на­пример, конфликты между двумя лидерами социальных групп, движений, партий, группировок в правительстве и т. п.

Завершение конфликта — это окончание конфликта по любым причинам.

Основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, кото­рая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает актив­ность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодей­ствуют, по устранению причин конфликта.

Для разрешения конфликта необходимо изменение самих его сторон (или хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппо­нентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устра­нении противоречия между его сторонами принимает участие третья сторо­на. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.

Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта и напряженных отношений между его участниками. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую.

Затухание конфликта обычно происходит в результате: истощения ре­сурсов обеих сторон, необходимых для борьбы; потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта; переориентации мотивации сторон (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Под устранением конфликта понимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы кон­фликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуа­ции, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных воз­можностей).

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сто­рон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объ­екта конфликта.

Критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента.

Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение про­блемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.

Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социально-психологическом климате во взаимоотношениях между противоборствую­щими сторонами. В то же время необходимо помнить, что у неправой сторо­ны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем чревато новыми конфликтами.

Способы разрешения профессиональных конфликтов

(Мескон М. и др., 1992)

 

Функциональный способ разрешения конфликта Дисфункциональный способ разрешения конфликта
Проблема решается способом, приемлемым для всех сторон, участники переживают причаст­ность к решению проблемы Проблема решается с позиции интересов своей группы, усили­вается преданность своей группе, возрастает конкуренция с другими группами организации
Стороны ориентированы на сотрудничество, а не на антагонизм в будущих аналогичных конфликт­ных ситуациях Сворачиваются взаимодействие и общение между конфликтующими сторонами
Устраняются трудности в осуществлении решения: враждебность, чувство несправедливости   Увеличивается враждебность между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения. Чаще проявляется неудовлетворенность трудом, растет текучесть кадров, снижается производительность труда
Уменьшается вероятность группового мышления и синдрома покорности Меньшая степень сотрудничества в будущем. Культивируется образ «врага», односторонность в положительных оценках своих решений и отрицательных качествах и целях другой стороны
Улучшается качество процесса принятия решения, люди не боятся высказывать идеи, что способствует всестороннему суждению проблемы Смещение акцента: придается больше значения «победе» в конфликте, чем решению проблемы

 

Словарь терминов

Авторитарность— характеристика личности, отражающая ее стрем­ление подчинить своему влиянию партнеров по взаимной дея­тельности, общению. Связана с такими чертами личности, как завышенная самооценка, агрессивность.

Авторитет— влияние индивида, основанное на занимаемом им по­ложении, должности, статусе и т. п.

Вербальная коммуникация— коммуникация, выражающаяся в зна­ках, словах.

Власть— способность и возможность личности или группы (класса, нации, партии, государства и т.д.) осу­ществлять свою волю с помощью авторитета, права, на­силия и других средств, оказывая направляющее воздей­ствие на деятельность, поведение и жизнь людей в обще­стве.

Внушение— различные способы (вербальные и невербальные) целе­направленного воздействия на человека с целью создания у него определенного психического состояния и побуждения к опреде­ленным действиям.

Группа— два и более индивида, объединенных общей деятельно­стью таким образом, что каждый из них влияет на другого или других.

Групповое поведение— совокупность действий и внешних проявле­ний активности группы как целого и взаимодействующих внут­ри нее индивидов и малых групп.

Дискриминация групповая— установление различий между собствен­ной и другой группами, причем обычно качества своей группы оцениваются позитивно, а характеристики другой группы — не­гативно.

Должность - наименее объективно и документально фиксируемое прояв­ление профессии. Должность может отождествляться с квалификацией («младший научный сотрудник»), с временными обязанностями (п. о. за­ведующего, руководитель проекта), с профессией в целом (психолог в организации).

Игра деловая— форма искусственного воссоздания содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отно­шения в ее рамках, целенаправленная имитация условий и ди­намики человеческой практики. Используется для подготовки и повышения квалификации индивидов, занятых в той или иной сфере практической деятельности.

Идиосинкразический кредит— своеобразное разрешение группы на девиантное поведение, т. е. поведение, отклоняющееся от обще­принятых норм. При этом разным участникам группы может быть позволено разное отклонение от групповых норм. Величи­на такого отклонения обычно зависит от статуса членов группы и их прошлого вклада в достижение общегрупповых целей.

Идиосинкразия — неприятие, болезненная чувствительность к тем или иным явлениям.

Иллюзия контроля — психологический эффект, когда субъективная оценка вероятности случайного события зависит от уверенности человека в способность своими действиями повлиять на исход данного события. Другими словами, оценка субъектом вероят­ности того или иного события зависит от его веры в контроли­руемость этого события.

Имидж— сложившийся в массовом сознании стереотипный образ кого-либо или чего-либо. Определенным имиджем могут обла­дать политик, профессия, товар и др. Формирование имиджа может протекать стихийно или быть результатом целенаправ­ленной работы.

Инновация — нововведение; создание и внедрение различного рода новшеств, которые приводят к значительным изменениям в со­циальной практике.

Инновация (нововведение)— процесс создания, освоения и практической реализации психологических, педагогических, научных, технических и иных достижений.

Интеграция— внутригрупповой процесс создания внутреннего единства, сплоченности.

Кагнитивный диссонанс — конфликт, когда имеющимся у человека мнениям и представлениям противоречит полученная им новая информация.

Кадровая политика организации— объективно обусловленная практика и тео­рия социального управления, выражающая стратегию субъекта управле­ния по отношению к персоналу (кадрам), способному к выполнению слож­ных видов труда.

Карьерав широком смысле - осознанная социальная позиция и поведение индивида, связанные с его профессиональной деятельностью. Карьера в узком смысле — фактическая последовательность занимаемых субъек­том профессиональной деятельности должностей.

Квалификация— уровень развития специальных способностей субъекта (ра­ботника), позволяющий ему выполнять трудовые функции определен­ной степени сложности в определенном профессиональном труде. Ква­лификация определяется объемом теоретических знаний, практических знаний, навыков, умений, которыми владеет работник и которые явля­ются его важнейшей социально-экономической характеристикой. Квали­фикация есть отражение уровня профессионального мастерства субъек­та. Различают формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т. п., и реаль­ную квалификацию - уровень мастерства, который человек действитель­но может проявлять.

Квалификационные требования— перечень знаний, навыков, умений, кото­рыми должен обладать работник для успешного выполнения работы.

Коллектив — общность людей, объединенных совместной деятель­ностью, имеющих общие цели, разделяющих одни и те же цен­ности и принимающих одни и те же нормы поведения. В отли­чие от диффузной группы характеризуется большей сплоченно­стью.

Команда — группа людей, имеющих высокую квалификацию в оп­ределенной области и максимально преданных общей цели дея­тельности, для достижения которой они действуют сообща, вза­имно согласовывая свою работу.

Коммуникация — процесс, в ходе которого человек, группа или орга­низация передает какой-либо вид информации другому челове­ку, группе или организации.

Лидер— член группы, за которым остальные члены группы призна­ют право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Есть лидеры формальные и неформальные.

Лидерство — это процесс, посредством которого один индивид влияет на поведение других и организует их деятельность в со­ответствии с поставленными задачами.

Личностная теория лидерства(теория великих людей) — теория, со­гласно которой успешные лидеры обладают особыми чертами характера, отличающими их от окружающих. Предполагается, что все лидеры обладают этими чертами независимо от того, ко­гда и где они жили и какую роль сыграли в истории. Данная теория не была подтверждена проведенными экспериментами иисследованиями.

«Маскировка темперамента»— способность человека сознательно «блокировать» те или иные черты темперамента, замещая их приобретенными привычками и навыками поведения.

«Метод обратного хода»— прием, применяемый при решении неко­торых проблем: иногда ответ проще отыскать, двигаясь в обрат­ном направлении, т. е. от желаемого финала к началу, посколь­ку число возможных альтернатив на заключительных этапах значительно меньше, чем на начальных. Продвигаясь в обрат­ном направлении, люди, принимающие решения, на каждом очередном этапе сначала определяют, что они хотят получить, а затем пытаются найти способы добиться желаемого.

Мотив— побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей человека.

Мотив-цель— мотив осознаваемый.

Мотивация лидерства— желание лидеров влиять на других людей. Выделяют две формы такой мотивации: личностную и соци­альную. Личностная мотивация заставляет лидеров завоевы­вать власть как самоцель, при социальной же мотивации ли­дерства власть рассматривается как средство достижения же­лаемых целей.

Найм –процесс принятие решения о зачислении кандидата на работу в штат организации на основе согласования интересов работодателя и работника.

Нонконформизм— антоним конформизма; стремление во что бы ни стало поступать наперекор мнению большинства, выделяться из массы.

Нормы групповые— совокупность правил и требований, вырабаты­ваемых каждой реально действующей и регулирующей поведе­ние ее членов группой, характер их взаимоотношений и взаимо­действия

Обучение персонала – процесс изменения или приобретения работниками новых знаний, умений и навыков.

Организационная культура— система разделяемых членами органи­зации материальных и духовных ценностей, идей, эталонов по­ведения, настроений, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обусловливающих своеобразие компании и отражаю­щих ее восприятие себя и окружающей среды.

Организация – внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого; совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; объединений людей, совместно решающих программу и действующих на основе определенных правил и процедур.

Оценка персонала – процесс определения эффективности деятельности сотрудников на конкретных рабочих местах, направленный на достижение целей организации.

Партипаситивный стиль управления— управление, при котором ис­полнители привлекаются к выработке решений и планов орга­низации, поиску путей их реализации.

Подбор кадров – это процесс и действия по созданию резерва кадров в организации, по созданию базы данных о работниках необходимой квалификации для решения задач организации.

Политика кадровая – особая сфера деятельности организации, основное содержание которой составляют особенности реализации мотивов, средств, принципов социальной политики. Роль кадровой политики состоит в том, чтобы деятельная сущность человека в созданной социальной среде была наиболее полно востребована как в интересах организации, так и личности.

Посредничество— форма вмешательства в конфликты и спорные ситуации третьей стороны (посредник), при которой она не имеет достаточного авторитета и власти, чтобы диктовать усло­вия соглашения.

Профессиональный капитал (профессиональный потенциал)- часть способностей человека, которая непосредственно необходима и/или пригодна для выполнения профессиональных задач работника в организации (профессиональные знания, умения, навыки, профессиональный опыт и пр.).

Профессиональный отбор – процесс практического выделения из имеющихся кандидатов тех, которые способны в данных условиях обеспечивать наиболее эффективное выполнение возложенных на них задач.

Расстановка кадров на рабочем месте – процесс распределения человеческих ресурсов в масштабе организации в соответствии с ее актуальными задачами, перспективными целями, индивидуальными особенностями и подготовленностью субъектов.

Ротация – способ управления персоналом, заключающийся в периодическом или эпизодическом «горизонтальном» перемещении работников, частичном или полном изменении их трудовых функций, служебных обязанностей и прав без изменения положения в служебной иерархии. Ротация используется как для стимуляции трудовой активности, практической оценки их потенциала, и для оперативного замещения вакантных должностей с целью решения актуальных задач организации.

Рингельмана эффект— явление падения продуктивности отдельного человека в условиях коллективной работы, описанное в 1927г. Рингельманом. Суммирование индивидуальных усилий участни­ков эксперимента давало больший результат, чем их совместная работа в связи с тем, что каждый испытуемый переставал ощу­щать свою исключительную ответственность за конечный успех и перекладывал долю ответственности на других.

Роль — устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определенной функции личности в групповых отношениях. Че­ловек является носителем различных социальных ролей одно­временно.

Ролевая структура группы— совокупность связей и отношений меж­ду ее членами, характеризующаяся распределением групповых ролей между людьми.

Ролевой конфликт— воздействие противоположных ролевых ожида­ний на индивида.

Сплоченность группы— уровень психологической общности, харак­теризующийся устойчивостью межличностных взаимоотноше­ний и взаимодействия и определяющий эмоциональную при­влекательность группы для ее членов.

Статус— социально определенное положение или ранг, придавае­мый индивиду или группе обществом.

Субъективная рациональность— рациональность, ограниченная рам­ками мышления только одного человека. Концепция субъектив­ной рациональности в управленческой психологии говорит, что два человека могут использовать логику для принятия решения по одной и той же ситуации и прийти к различным выводам.

Управление человеческими ресурсами – планирование, организация, и практическая работа с персоналом организации, ориентированная и предполагающая согласование текущих и перспективных целей людей и организации; целенаправленное воздействие субъекта управления, обеспечивающее воспроизводство, качество и рациональное использование человеческих ресурсов.

Харизма (в пер. с греч.благодать, дар богов) — наделенность человека (харизматического лидера) особыми, исключительны­ми качествами в глазах его приверженцев.

Человеческие ресурсы – качество и ценность способностей сотрудников организации.

Эффект инерционный— явление завышенной оценки людьми зна­чимости той альтернативы или идеи, которая первой пришла им в голову при решении проблемы. В результате во многих случа­ях они не утруждают себя поиском других вариантов решения. Если же для решения проблемы генерируются новые идеи, то они оцениваются с точки зрения достоинств первой альтернати­вы. Такая оценка носит критический, предвзятый характер, что зачастую служит причиной отказа от этих идей.

Эффект наглядности— явление, когда люди, принимая решения, в большей степени находятся под влиянием яркой и конкретной информации, нежели бледной и абстрактной. Красочное и жи­вое описание маловероятных и неправдоподобных событий про­изводит большее впечатление, чем сухое описание достоверных событий. События, связанные с наглядной информацией, оце­ниваются как более вероятные. Сила яркой информации широ­ко используется рекламными агентствами, политиками, юриста­ми, предпринимателями, которые стремятся повлиять на реше­ния других людей.

Эффект ореола— распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие всех его поступков и качеств.

Эффект первого впечатления— выражается в том, что часто при оценке какого-то человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению о нем.

Эффект реактивного сопротивления— социально-психологическое явление, состоящее в том, что любое внешнее давление, которое выражается в ограничении свободы действий или выбора, поро­ждает сильную ответную реакцию со стороны человека.

 


19. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по дисциплине.

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по направлению подготовки магистра

050400.68 Психолого-педагогическое образование,


Дата: 2016-09-30, просмотров: 259.