ТЕМА 4.1 Формальные и неформальные организации
Возникновение неформальных организаций, их влияние на формальные организации. Выводы Хоторнского эксперимента.
Характеристики неформальных организаций: нормы, структура, лидеры. Управление неформальными организациями.
ТЕМА 4.2 Руководство и лидерство
Руководство и лидерство как феномены управления.
Руководство как социальное явление. Лидерство как психологический феномен.
Соотношение руководства и лидерства. Их сходство и различия. Власть руководителя и власть лидера.
Типология лидерства: деловые и эмоциональные лидеры, ситуативные лидеры, лидеры микрогрупп.
Руководство и лидерство отражает динамику распределения власти в малой группе. Руководство — процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему.
Лидерство— это процесс межличностного влияния. Лидера порождает структура и характер взаимоотношений в каждой конкретной группе.
В социально-психологическом смысле руководство и лидерство— это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию руководителя или лидера.
Несмотря на то что по своей психологической сущности процессы руководства и лидерства тождественны, существуют различия между лидером и руководителем.
Во-первых, лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель — формальные.
Во-вторых, лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений.
В-третьих, лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство всегда осуществляется под контролем различных элементов социальной структуры. Таким образом, руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство.
В-четвертых, руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные (отрицательные и положительные) и неформальные (отрицательные и положительные) санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции.
В-пятых, различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений — обязательной управленческой функцией. Для ее реализации руководитель использует большой объем информации как внешней, так и внутренней. Лидер же владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы.
Можно выделить пять социальных ситуаций, которые способствуют появлению (смене) лидера или руководителя.
Внезапные критические ситуации возникают как стихийный процесс и, как правило, способствуют выдвижению нового лидера (руководителя).
Критические повторяющиеся, предсказуемые ситуации возникают не спонтанно, потому лидеров и руководителей специально к ним готовят.
В основе типичных повторяющихся ситуаций лежат конвенциональные нормы (например, ситуация купли-продажи в магазине), которые обычно не предполагают наличие лидера.
В типичных повторяющихся конвенциональных ситуациях, возникающих в учреждениях разного вида (все то, что связано с работой большинства людей), сфера деятельности руководителя и неформального лидера обычно весьма четко определена.
В групповых ритуалах, т. е. неформальных отношениях, шаблоны социального поведения большинства членов группы четко определены. Здесь велика роль неформального лидера.
Лидерство— социально-психологический процесс, в ходе которого один член группы, общности, общества (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели.
Некоторые ученые считают, что лидеры обладают особыми качествами, отличающими их от других людей. Однако это не всегда соответствует действительности. Современные исследования показали, что эффективные лидеры действительно отличаются от других людей по нескольким характеристикам, включая:
■ мотивацию к лидерству — лидер хочет вести людей за собой и влиять на окружающих;
■ когнитивные способности — лидеры могут обрабатывать и интерпретировать большой объем информации;
■ приспособляемость — лидеры могут адаптироваться к потребностям своих последователей и к изменяющимся требованиям ситуации.
Личное обаяние лидера— это его спонтанно-искренняя или искусная подача личностных качеств посредством внешнего поведения, выразительных средств речи и психологического воздействия на людей. Личное обаяние лидера помимо внешней привлекательности предполагает истинное человеколюбие, уважение людей, культуру общения, самоконтроля и самокритичность.
Личное обаяние лидера усиливается благодаря элегантности манер, эстетике одежды, умелому поддержанию своего физического и психического здоровья. Личное обаяние государственных деятелей может быть поддержано и частично создано средствами массовой информации, рекомендациями специалистов в области политической психологии, рекламы и т.п.
ТЕМА 4.3 Основы группового поведения
Регламентация группового поведения. Нормы как средство социального контроля. Функции норм. Нормы и конформное поведение. Причины конформности. Норма как власть большинства. Влияние меньшинства в организации.
Сплоченность. Сочетание личностного и группового как основа сплоченности. Факторы сплоченности: совпадение ценностей, соответствие групповых целей индивидуальным потребностям, стиль руководства, организация коммуникации. Последствия сплоченности: усиление влияния групп на индивида, рост индивидуальной адаптации, снижение текучести рабочей силы. Сплоченность и групповая продуктивность.
Групповые традиции— сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.
В традициях различных групп людей много общего. Общенародные, классовые, национальные традиции присущи каждой конкретной общности (группе, коллективу). Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения.
Действенность и живучесть традиций определяется степенью их эмоциональной притягательности, желанием принять их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, в какой степени они связывают свои интересы с той или иной традицией, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.
Давление в группе — психологическое или иное воздействие, которое оказывается на тех ее членов, которые не подчиняются или игнорирует ее требования.
В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься лишь на основе каких-либо социальных предпочтений, складывающихся на базе выработки определенного отношения к социальной действительности. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. Для этого и осуществляется групповое давление.
Можно выделить следующие функциитакого давления:
♦ обеспечение достижения групповых целей;
♦ сохранение группы как целого;
♦ разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться;
♦ определение членами группы своего отношения к социальному окружению.
Давление — важный механизм поддержания внутренней однородности и целостности малой группы. Значение его в том, что оно служит поддержанию общего постоянства и сплоченности в изменяющихся условиях совместной деятельности. Осуществляется групповое давление в форме санкций, применяемых к тем членам группы, которые не соблюдают общепринятых норм или ведут себя вызывающе, конфликтно по отношению ко всем другим. Санкции обычно бывают двух видов — поощрительные и запретительные.
Возможны четыре варианта поведения человека в группе:
■ сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;
■ вынужденное подчинение группе под угрозой санкций;
■ демонстрация антагонизма по отношению к группе;
■ свободное, осознанное отвержение групповых норм.
Наиболее распространенным является второй вариант поведения человека по отношению к группе. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери членства или устойчивого положения в ней, получил название конформизма и его можно считать одним из важнейших факторов поддержания целостности группы, укрепления единства в ее рядах.
Процесс группового давления в малой группе показывает, какими путями достигается единство в ней. В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься лишь на основе каких-либо социальных предпочтений, складывающихся на базе выработки определенного отношения к социальной действительности.
Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. И если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется или игнорирует, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление.
Можно выделить следующие функции такого давления: 1) стремление обеспечить достижение групповых целей; 2) сохранение группы как целого; 3) разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться; 4) определение ими своего отношения к социальному окружению.
Конформизим— разновидность социального воздействия, результатом которого является стремление соответствовать мнению большинства. Термин часто используется в негативном смысле как «бездумное подчинение распространенным взглядам, граничащее с косностью». Однако с точки зрения признания и подчинения нормам общественного поведения, конформизм может рассматриваться как социально желательное явление.
Считается, что конформизм обусловлен двумя главными причинами:
■ социальным воздействием — конформизм вызван чувством принадлежности к группе или обществу, а также потребностью в одобрении окружающих;
■ личностным влиянием — конформизм вызван неуверенностью человека и его желанием поступать «правильно».
Наиболее известные исследования в области конформизма были проведены в 1950-е годы американским социальным психологом С. Эшем. Ситуация, в которой большинство оказывает воздействие на взгляды неуверенной в себе личности, получила название «эффект Эша». Эш обнаружил, что столкнувшись с мнением большинства, отдельные люди выказывают склонное отвергать свидетельства, полученные через собственные орга ны чувств, и соглашаться с большинством. Дальнейшие исследования показали, что склонность к конформизму резко ослабевает при определенных условиях — например, если к человеку присоединяются другие люди, разделяющие мнение меньшинства.
Однако следует проводить различие между общественной уступчивостью (когда человек делает и говорит то, что говорят окружающие) и частным признанием (когда человек изменяет свои глубинные взгляды и убеждения). Как в экспериментальных условиях, так и в реальной жизни часто случается, что мы уступаем желаниям других людей не изменяя своих истинных убеждений (нормативное воздействие). Некоторые западные ученые утверждают, что изучение конформизма обусловлено специфическим культурным и историческим контекстом. Потребность в конформизме, по их мнению не так уж велика.
Нонконформизм — понятие, позволяющее описывать ситуации, когда человек противостоит искушению подчиниться действиям или суждением большинства. Нонконформизм обычно объясняется через процесс «категоризации» (см. Категоризация социальная). Люди иногда рассматривают себя в контексте своей принадлежности к отдельной группе или категории людей. Если такая категоризация образует важную часть наших представлений о себе («Я»-концепции), то человек более склонен к конформизму в рамках нормативного воздействия. Если принадлежность к группе не играет важной роли в этих представлениях, человек менее склонен подчиняться групповым нормам. Существует два главных типа нонконформизма:
♦ независимость, при которой люди противятся групповым нормам и придерживаются независимого поведения — например, те, кто не подвержен веяниям моды
♦ антиконформизм, который характеризуется последовательной оппозицией по отношению к групповым нормам — например, люди, постоянно бросающие вызов существующей моде из-за своего желания выглядеть не так, как другие.
Отказ подчиняться мнению большинства также можно объяснить в терминах приверженности убедительной позиции меньшинства.
Психологическая совместимость— взаимодополняемость, оптимальное единство и непротиворечивость психологических свойств двух пли нескольких людей.
Совместимость специалистов позволяет им быстро достигнуть «сработанности» и обеспечивать высокий уровень эффективности совместной деятельности. Психологическая совместимость — условие интеграции и сплочения группы, коллектива, правильности подбора лидеров и руководителей в области управления. Несовместимость может стать предпосылкой конфликтов и срывов в общей работе в сложных ситуациях.
Проверка психологической совместимости осуществляется с помощью специальной аппаратуры и реальных практических действий во время комплектования групп с исключительно 'грудными и ответственными задачами (экипаж космического корабля, машина скорой помощи и др.).
Для психологической совместимости необходимо не только психофизиологическое соответствие в быстроте реакций, энергозатратах и т.д., но и единство взглядов на задачи общей деятельности, готовность к сотрудничеству, взаимное приятие партнеров, основанное на сходстве ценностных ориентации.
Совместимость- несовместимость (срабатываемость – несрабатываемость) в процессе взаимодействия людей— сложный социально-психологическиий феномен, показывающий возможности и перспективы достижения эффективности в совместной деятельности людей.
Различают несколько видов совместимости ( по К.К.Платонов (1975)).
Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов.
Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения.
Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации участников.
Социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) — относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов.
Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например физиологический и социально-психологический, социально-идеологический — имеют очевидные различия.
Совместимость— социально-психологическая характеристика группы, которая проявляется в способности ее членов согласовывать свои действия в различных формах сотрудничества; эта характеристика проявляется в субъективном чувстве удовлетворенности от совместной деятельности людей. Сработанность— характеристика эффективности совместной деятельности, ее определение зависит от деятельности и ее результатов, тогда как совместимость людей ближе к их симпатии, которая может и не быть опосредована деятельностью.
Совместимость людей можно не только диагностировать и прогнозировать, но и формировать, тренировать. Объектом воспитания, формирования может быть не переделка личностных особенностей человека, не подгонка его к напарнику — лидеру, а формирование эталонов профессионального поведения, усвоение профессиональных норм.
Пихологическая сплоченность членов группы— характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, наиболее значимым для группы в целом. Сплоченность, как черта психологии группы выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства.
Согласно представлениям американских исследователей сплоченности К. Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера, она есть своего рода результат действия тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека, насколько и пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превышают «издержки», но превышают более, чем могли бы в какой-то другой группе или вообще вне ее. С этой точки зрения, силы сплочения определены «балансом» степеней привлекательности собственной и других доступных групп.
К числу основных факторов групповой сплоченности относятся прежде всего:
■ сходство главных ценностных ориентации членов группы;
■ ясность и определенность групповых целей;
■ демократический стиль лидерства (руководства);
■ кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;
■ относительно небольшой объем группы;
■ отсутствие конфликтующих между собой микро
групп; престиж и традиции группы.
Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются:
♦ уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность);
♦ степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, — тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий.
Психологическое сплочение коллектива — целенаправленное управление системой личностных, эмоциональных отношений и контактов, необходимый этап его развития.
Сплочение коллектива начинается с усвоения каждым его членом целей и задач общей деятельности, своей роли в ее осуществлении. Это — исходная стадия, на которую определяющее влияние оказывает руководитель, его личный пример. Вторая стадия — межличностное познание и сближение людей; возникновение микрогрупп различной направленности; некоторые члены коллектива выражают нейтральные или даже негативные отношения к общим задачам.
Руководитель заботится об авторитетном положении тех, кто действительно стремится сделать коллектив сплоченным. На третьей стадии сплочения коллектива наблюдается совпадение интересов и устремлений его членов относительно всего круга задач их совместной деятельности и общения.
Сплочение малой группы характеризует процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать их ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации.
В свою очередь, сплоченность как черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Сама по себе сплоченность выступает для членов малой группы как привлекательная цель и ценность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться.
ТЕМА 4.4 Психологический климат в организации
Понятие психологического климата, его интегральный характер. Необходимость комплексного изучения психологического климата. Структура психологического климата (отношение к труду и отношение к другу другу). Факторы психологического климата: социально-экономические, организационно-управленческие, социально-психологические.
Руководство как фактор психологического климата. Влияние коммуникативной компетентности руководителя на психологический климат в организации.
Организационная культура, понятие, структура, методы поддержания.
Социально-психологический климат —
а) качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию людей в группе;
б) такое психическое состояние группы, которое обусловлено особенностями ее жизнедеятельности. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы.
Социально-психологический климат проявляется всегда как отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого — объективной жизнедеятельности данной группы и условий, в которых она протекает.
Конечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны, но в то же время они не тождественны.
Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата обычно являются:
♦ доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
♦ доброжелательная и деловая критика;
♦ свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;
♦ отсутствие давления руководителей на подчинен
ных и признание за ними права принимать значимые
для группы решения;
♦ достаточная информированность членов группы о
ее задачах и о состоянии дел;
♦ удовлетворенность принадлежностью к группе;
♦ высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуация, вызывающих фрустрацию у кого-либо из членов группы;
♦ принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;
♦ высокая сплоченность всех членов группы.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 254.