№п/п | Название теории мотивации |
Теория мотивации А. Маслоу | |
Теория мотивации Д. Мак-Клелланда | |
Концепция мотивации Ф. Герцберга | |
Теория мотивационных ожиданий В. Врума | |
Концепция М. Чиксентмихайи | |
Теория мотивации Дж Аткинсона | |
Теория диспозиций В. А. Ядова |
Области применения теорий мотивации в практике менеджмента
Области применения теорий мотивации в практике |
Оптимизация подбора и расстановки кадров в организации |
Оптимизация способов стимулирования труда |
Создание условий для наслаждения процессом труда |
Оптимизация состава трудовых задач (организационное проектирование) |
Прогнозирование профессионального поведения персонала |
Повышение качества продукта и производительности труда |
Помощь в профессиональной адаптации |
Профилактика производственных травм и аварий |
Содействие росту удовлетворенности трудом |
Существуют также и специальные приемы, направленные на оптимизацию мотивационного потенциала профессиональной деятельности. По силе своего мотивационного эффекта они выстраиваются в следующую последовательность.
1. Экономические методы. Основаны на материальном вознаграждении за исполняемую работу. Существует три общих правила экономического мотивирования. Первое: размер премии как одного из самых распространенных средств мотивирования не должен быть меньше 30% заработной платы, иначе она теряет свое мотивирующую роль. Второе: экономические методы можно усилить, если их сочетать с моральными факторами. Если ту же премию выдать в торжественной обстановке, на глазах других работников, ее стимулирующая роль резко повысится. Третье: экономическое мотивирование должно быть близким по времени. Повышение эффективности работы находится во временной «стыковке» с материальным поощрением. Нельзя замотивировать работать эффективно сейчас, пообещав материальное вознаграждение за это через двадцать лет.
2. Целевой метод. Его использование базируется на двух психологических закономерностях. Во-первых, четкие и ясные цели сами по себе обладают мотивационным воздействием. Во-вторых, большей мотивирующей силой обладают более труднодостижимые цели. Трудная цель в большей степени льстит самолюбию личности, так как соответствует высокому уровню притязаний и свидетельствует о высокой социальной оценке ее возможностей.
3. Метод проектирования и перепроектирования работ. Его суть в такой организации заданий и учете их содержательной и социальной сторон, чтобы они в наибольшей степени соответствовали основным параметрам мотивации работника. Цель перепроектирования работы также состоит в повышении мотивации путем совершенствования и изменения уже существующей организации.
4. Метод вовлечения работников. Строится на вовлечении работников непосредственно в процесс организации и управления трудовой деятельностью. Труженик является не пассивным винтиком в структуре трудовой группы, а активным субъектом управления. Раскрепощение инициативности и повышение ответственности за общий результат деятельности являются самостоятельными и достаточно мощными мотиваторами.
Использовать теоретические разработки в реальной практике трудовой деятельности непросто. Однако и игнорировать мотивационный уровень процесса труда тоже невозможно. Мотивация к работе — это лишь часть мотивации к жизни, поэтому ее гармоничное и оптимальное построение принципиально определяет цельность, зрелость и комфорт личности.
ТЕМА 3.6 Функция контроля
Значение контроля в управлении. Контроль как основа для коррекции. Сущность контроля: способ сбора оперативной информации; проявление внимания к работнику; средство повышения мотивации исполнителей.
Принципы реализации контроля – постоянство, оперативность, объективность, открытость, экономичность, наличие обратной связи, адекватность личности руководителя.
Контроль в управленческой деятельности
Контроль— неотъемлемая часть управления. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в управленческом процессе, выделяют три основных его вида: предварительный, текущий, итоговый.
Предварительный контроль
Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности подчиненного и, прежде всего, исходного состояния его познавательной сферы, уровня профессионального развития.
Текущий контроль
Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Она позволяет руководителю получать сведения о ходе процесса реализации порученного подчиненному задания. Обратная связь составляет одно из важнейших условий успешного выполнения подчиненным трудовой деятельности. Требования к организации текущего контроля:
1. На первых этапах процесса реализации нового для подчиненного задания контроль должен быть пооперационным.
2. В начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов внешний контроль должен быть систематическим — за каждым выполняемым заданием.
3. В конце первого и второго этапов, а также на последних этапах, внешний контроль должен быть эпизодическим — по просьбе подчиненного или при наличии у него систематических ошибок.
Итоговый контроль
В практике управления итоговый контроль используется для оценки результатов деятельности подчиненного. Требования к организации итоговогоконтроля:
1. Соответствие содержания итогового контроля задачам, составляющим цели деятельности.
2. Валидность контроля, т. е. соответствие предъявляемых контрольных заданий тому, что намечено проверить. Итоговый контроль должен удовлетворять требованиям двух видов валидности: содержательной (связанной с предметными знаниями) и функциональной (соответствие контрольного задания тому познавательному действию, которое подлежит контролю).
3. Надежность контроля, понимающаяся как устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле.
ТЕМА 3.7 Кадровые функции руководителя
Особенности кадровых функций. Кадровый менеджмент.
Функции руководителя по управлению персоналом: формирование кадровой политики; кадровое планирование; разработка профессионально-квалификационных требований; набор персонала; отбор персонала; определение системы заработной платы; организация адаптации; подбор и расстановка кадров; повышение квалификации и переподготовка; оценка персонала; планирование карьеры. Психологический аспект управления персоналом..
Воспитательная функция руководителя, особенности ее реализации. Роль научения через наблюдение и идентификации в осуществлении воспитательной функции. Принципы единой морали и принцип единства слова и дела в поведении руководителя.
Арбитражная функция руководителя.
Дисциплинарная функция руководителя.
Психотерапевтическая функция руководителя.
Личностные особенности руководителя, значимые в обеспечении психологического комфорта: ориентация на человека, ответственность, уверенность в себе, чувство юмора.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 273.