Методы обучения, используемые в работе с персоналом в современных организациях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 90-е гг. XX в. широкую популярность приобрели программы тренингов профессиональ­ных умений, которые нередко разрабатывают психологи консуль­тативных центров и предлагают организациям и фирмам. Успех такого рода тренинговых программ основывается на существова­нии общепрофессиональных инвариантных умений, важных в са­мых разных профессиях, прежде всего это навыки делового обще­ния, организаторские умения. Популярны и специализированные программы обучения, например тренинг навыков продаж для работников торговли. Обучение ведется тради­ционными методами, в виде лекций, но все чаще используют и активные методы, при которых учащиеся выступают в роли ак­тивных субъектов учебной деятельности: семинары, учебные ро­левые и деловые игры, разбор реальных профессиональных ситу­аций (кейс-стади). Применяются компьютерные обучающие сред­ства (мультимедийные технологии), позволяющие использовать не только текст, но и видеоряд, а также обеспечивающие опера­тивный контроль — обратную связь о степени овладения учащим­ся порцией учебного материала.

Психологи конструируют специальные тренинговые игровые упражнения для развития профессионально важных качеств. Так, Н.В.Цзен и Ю.В.Пахомов (1985) сконструировали удачные тре­нинговые процедуры — психотехнические игры для развития кон­центрации внимания, оперативной памяти, помехоустойчивости, воображения и саморегуляции, неоходимые спортсменам.

В настоящее время широко распространены тренинги делового общения, уверенности в себе, тренинги, способствующие пер­вичной профессиональной адаптации новичков, специализиро­ванные тренинговые программы для управленцев. В тренинговых занятиях используются современные видеосредства, тренажерные устройства, оснащенные компьютерными программами, позво­ляющие воспроизводить в учебных центрах нормальные и аварий­ные режимы работы операторов сложных автоматизированных систем управления (авиадиспетчеров и летных экипажей в граж­данской авиации; операторов энергосистем; операторов и дис­петчеров газотранспортной системы, операторов управляющих железнодорожным транспортом и т.д.).

Оценка эффективности тренинвого деятельности осуществляется на основе выделения показателей трудовой деятельности работни­ков до и после проведения тренинга. Если это удается, то получа­ют объективные показатели продуктивности и качества труда ра­ботников, прошедших тренинг по сравнению с традиционными показателями; это внешние оценки эффективности. Могут быть получены и оценки результативности выполнения некоторых за­даний, моделирующих профессиональную задачу. Параметры ус­пешности выполнения этой задачи до и после тренинга могут быть косвенными поведенческими показателями успешности тренинга. Если сложно выделить в самой деятельности задачи, удобные для оценки эффективности их выполнения, или построить учебную задачу такого рода, следует прибегнуть к оценкам успешности деятельности работников со стороны экспертов. Используют так­же самооценки участников тренинга

 

Воспитательная функция руководителя, особенности ее реализации

Психологическое воздействие — социально-психологическая активность людей, осуществляемая в различных формах и различными средствами, на­правленная на других людей и их группы с целью изменения психологиче­ских характеристик личности (ее взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентации, настроений, мотивов, установок и стереотипов поведения), груп­повых норм, общественного мнения или переживаний людей, опосредую­щих их деятельность и поведение.

Информационно-психологическое воздействие (часто его называют ин­формационно-пропагандистским, идеологическим) — это воздействие сло­вом, информацией.

Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование у людей определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений, одновременно вызывая у них поло­жительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовидные реакции.

Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие — это воз­действие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.

Нейролингвистическое воздействие (нейролингвистическое програм­мирование) - вид психологического воздействия, изменяющий мотивации людей за счет внесения в их сознание специальных лингвистических про­грамм.

Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздействие — это влияние на других людей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое восприятие).

Психотропное воздействие — это воздействие на психику людей с по­мощью медицинских препаратов, химических или биологических веществ.

Влияние в психологическом воздействии — осуществление своих функ­ций субъектом воздействия, его деятельность, приводящая к изменению ка­ких-либо особенностей индивидуальности объекта, его сознания и поведе­ния.

Индивидуально-специфическое влияние лица, осуществляющего психо­логическое воздействие, заключается в передаче (или навязывании) людям еще не освоенных ими образцов личностной и другой активности, в которых выражаются его индивидуально-психологические характеристики (добро­та, общительность или, наоборот, недоброжелательность, эгоизм и т. п.).

Функционально-ролевое влияние субъекта психологического воздейст­вия - форма осуществления им своих функций и взаимодействия с другими людьми, выражающаяся в навязывании другим людям социальных ценно­стей и поступков, способов возможного поведения, задаваемых теми целя­ми, которые он преследует, и определяемых той ролью, которую он играет (или исполняет).

Направленное влияние — это такое влияние субъекта психологического воздействия, которое ориентировано на определенных людей или конкрет­ные их личностные качества и социально-психологические особенности.

Ненаправленное влияние — это влияние, не нацеленное на определен­ный объект.

Прямое влияние — это непосредственное влияние самого субъекта пси­хологического воздействия или его личностных качеств на других людей.

Косвенное влияние — воздействие, направленное не непосредственно на объект влияния, а на окружающую его среду.

Индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом воз­действии предполагает: глубокое и всестороннее знание и учет индивиду­ально-психологических особенностей его субъектов; определение конкретных задач влияния в соответствии с их личностными характеристиками; посто­янный анализ итогов психологического воздействия; своевременное внесе­ние корректив в методику его осуществления с учетом особенностей каждо­го конкретного человека.

Принцип психологического воздействия в группе и через коллектив требует: приоритетного влияния на неформальных лидеров и руководите­лей группы или коллектива; определять перспективы развития группы, объ­единяющие мысли и действия всех ее членов и именно на них сосредоточи­вать фокус основного влияния субъекта воздействия; умело использовать силу группового мнения в интересах повышения эффективности воздейст­вия; заставлять всех членов коллектива подчинять личные интересы общим; обеспечивать единство и сплоченность актива в действиях, способствующих воплощению целей осуществляемого психологического воздействия на кол­лектив.

Психологическое воздействие в процессе деятельности предполагает, что в ее ходе влияние на людей может осуществляться менее заметно и более продуктивно.

Принцип сочетания высокой интенсивности влияния с учетом спе­цифических характеристик его объекта предполагает осуществление не­прерывного достижения целей психологического воздействия, временная приостановка которого возможна лишь в том случае, когда необходима его корректировка исходя из специфического проявления конкретных психоло­гических особенностей людей, осмыслить которые заранее не представля­лось возможным.

Опора на положительное или отрицательное в личности и группе ориентирует на: изучение и учет прежде всего того, что может способство­вать или препятствовать психологическому воздействию. Те или иные поло­жительные или отрицательные характеристики личности или группы могут как затруднять его, так и повышать его эффективность, что необходимо за­ранее принимать во внимание.

Принцип единства, согласованности, преемственности в психологи­ческом воздействии требует: наличия единства взглядов всех субъектов психологического воздействия на его задачи; достижения единства во всех элементах и содержании психологического воздействия; использования до­стижений современной науки в интересах повышения эффективности обще­го воздействия на различных людей и их группы; согласования линии пси­хологического воздействия по отношению к отдельным людям; обобщения опыта по достижению согласованности и преемственности в психологиче­ском воздействии в различных социальных условиях.

Поощрение — внешне активное стимулирование, побуждение человека к по­ложительной, инициативной, творческой деятельности.

Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов лю­дей, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материаль­ных потребностей.

Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной, бы­товой деятельности людей, те, кто осуществляет психологическое воздейст­вие, добиваются повышения эффективности и качества их труда, способст­вует их самоутверждению.

Поощрение возбуждает положительные эмоции, порождает оптимисти­ческие настроения и здоровый социально-психологический климат, разви­вает внутренние творческие силы людей, их позитивную жизненную пози­цию. Поощрение, особенно незаслуженное, особо подпитывает чрезмерное честолюбие некоторых индивидов, их стремление добиться успеха только ради награды и любыми средствами.

Система поощрения по мере нравственного созревания человека разви­вается от преимущественно материальных стимулов к преимущественно мо­ральным. Реакция на поощрение дает тем, кто осуществляет психологическое воздействие, информацию относительно состояния самолюбия и честолю­бия людей, их отношения к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деятельности и направленности личности.

От субъекта психологического воздействия во многом зависит результа­тивность поощрения людей. Он оценивает результаты их деятельности и по­ведения, одобряет или осуждает те или иные поступки, действия.

Выражение удовлетворения работой отдельных людей или всей группы, похвала, призыв следовать примеру лучших — все это различные приемы поощрения, которые часто используются. Все они требуют от субъекта пси­хологического воздействия наличия умений владеть методикой поощрения, активно применять ее в своей деятельности.

Поощрение оказывает воздействие, если оно методически обоснованно, т. е. объявляется за реально достигнутый значительный результат прежде всего в деятельности, если оно направлено на повышение качества послед­ней. Очень важно обеспечить гласность в поощрении, чтобы привлечь вни­мание остальных людей к деятельности отличившегося, вызвать у них жела­ние следовать хорошему примеру.

Однако нельзя захваливать людей, так как это снижает воспитательную эффективность поощрения. Оно должно сопровождаться повышением тре­бований к людям, постановкой перед ними более сложных задач.

Принуждение — это применение таких мер к объектам психологического воздействия, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.

Принуждение применяется правильно тогда, когда оно опирается на убе­ждение и другие методы воспитания. Надо разумно пользоваться принуж­дением, не увлекаться и не злоупотреблять им.

Прежде всего надо убедить, а потом принудить. Категорические требова­ния, которые субъект психологического воздействия предъявляет к людям в случае их непонимания, должны быть обязательно разъяснены и аргументи­рованы. Он обязан проследить за их выполнением и принять меры к тем из них, которые уклоняются от этого. Безнаказанность, неисполнительность рождают безответственность. Однако во всяком факте послаблений необхо­димо конкретно разбираться.

Люди обычно отрицательно воспринимают необоснованные угрозы при­менить репрессивные меры. Прежде всего необходимо находить средства личного воздействия на тех, кто проявляет недобросовестность: усилить контроль за их деятельностью и поведением, установить срок исполнения конкретных заданий, провести беседу в присутствии других членов группы, организовать осуждение провинившегося в коллективе.

Разумеется, это не исключает возможности принятия к нерадивым стро­гих принудительных мер. В таких случаях необходимо создавать перспек­тиву исправления, вовремя отмечать успехи, старание людей, стремление реабилитировать себя.

Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, при­остановления сознательно совершаемой людьми вредной, безнравственной, противоречащей интересам коллектива и отдельной личности деятельности.

Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, но сосредоточивает сознание на переживании вины.

Наказание используется в форме осуждения нарушителя норм поведения общественным мнением, выражением ему недоверия, недовольства, возму­щения, отказа в уважении. Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у людей самоторможение, внутренний самоконтроль, осознание недозволенности по­прания интересов личности и общества.

Злоупотребление наказаниями, использование антипедагогических средств морально подавляет человека, лишает его уверенности в себе, рождает пере­живание чувства неполноценности, комплекс озлобления и активного со­противления психологическому воздействию.

Реакция на наказание обнаруживает черты характера человека, особен­ности его поведения, что помогает в выборе средств взаимодействия с ним.

 

ТЕМА 3.8 Инновационная функция руководителя

Необходимость инноваций.

Типы инноваций: предметно-целевые, технико-технологические, организационно- управленческие, социально-экономические. Особенности социальных нововведений. Высокий риск и последствия социальных нововведений. Инновации в образовании.

Причины сопротивления инновациям: экономические, личностные, социально-психологические.

Психологические факторы инновационного процесса: установки, коммуникации, психологический климат, лидеры, индивидуальные особенности участников инновационного процесса (пол, возраст, квалификация, мотивация, личностные черты).

 

Уровни внедрения инноваций

На макроуровне — новое оборудование и продукция; из­менения стандартов; появление новых правил и норм; тен­денции, свойственные какому-либо показателю производства или управления; новые стратегии; программы, созданные или приобретенные предприятием.

На микроуровне — новые сотрудники, карьерный рост, перевод на другое место работы, жалобы из различных ис­точников, новые должности, проекты.

Изменения во внешней среде вызывают изменения и в организации как открытой системе.

Выделяют три уровня изменений:

1) организационный;

2) групповой (командный);

3) индивидуальный.

Слово «изменение» сейчас известно во всех организациях Это слово часто вызывает обеспокоенность, а иногда — страх у тех людей, кто верит в максиму «лучшее — враг хорошего». Для других оно является предвестником испытаний и волну­ющих событий, а кое-кем воспринимается как сигнал трево­ги, зовущий на бой за личное или коллективное выживание.

При осуществлении организационных изменений неиз­бежно возникает сопротивление изменениям. Сопротивление организационным изменениям является одной из основных проблем, стоящих перед развивающейся организацией. Со­противление — это сознательные действия человека (иногда бездействие), направленные на затягивание принятии и ре­ализации тех или иных решений в организации.

В процессе изменений имеют место откладывания начала процесса изменений; непредвиденные отсрочки внедрения и прочие трудности, которые замедляют изменения и увели­чивают расходы по сравнению с запланированными; попыт­ки саботировать изменения внутри организации или «утопить» их в потоке других первоочередных дел.

На российских предприятиях наибо­лее типичными причинами сопротивления были следующие:

■ непризнание проблем или несогласованность в пони­мании их причин;

■ опасения относительно увеличения объема работ;

■ «навязывание» изменений;

■ игнорирование традиций;

■ «революционность» изменений;

■ отсутствие обратной связи с руководством;

■ недоверие к инициатору реформ.

Все методы проведения успешных изменений основаны на общей идее: ни одно крупное преобразование не проис­ходит легко. Даже если причины, требующие безотлагатель­ной перестройки, очевидны (непомерный объем затрат, низ­кое качество продукции, меняющийся покупательский спрос), проведение реформы тем не менее может забуксовать. К чис­лу тормозящих факторов относят: замкнутость корпоратив­ной культуры; засилье бюрократов, парализующих любую инициативу; узкоместническую политику руководства; низ­кий уровень доверия людям; отсутствие опыта работы в ко­мандах; избыток самоуверенности и недостаток лидерских качеств у менеджеров среднего звена; а также свойственную всем людям боязнь неизведанного.

Те, кто осуществляет реформы, должны хорошо представ­лять эти факторы и разрабатывать конкретные планы их преодоления.

Управление изменениями

Чтобы управлять процессом изменений, несмотря на со­противление персонала, руководителю необходимо иметь ясные цели изменений, встроенные в стратегию развития предприятия, представлять себе этапы внедрения изменений, «вербовать» сторонников, продумывать специальные «моти­вирующие» сотрудников мероприятия и понимать, что, начав процесс изменений, придется идти до конца.

Активное участие высшего руководства в проведении ре­форм крайне необходимо, но во главе этих процессов стано­вятся, как правило, руководители среднего и нижнего уров­ней. Как бы ни были талантливы тоg-менеджеры, им все равно нужны «полевые командиры» для продвижения своих идей до самых нижних уровней возглавляемой ими органи­зации

Самая большая трудность фундаментальной трансформа­ции заключается отнюдь не в построении правильной кон­цепции, не в реорганизации основных бизнес-процессов и даже не в том, насколько глубоко постигли искусство управ­ления высшие руководители компании. Ключевая задача состоит в изменении навыков и поведения сотен рядовых сотрудников, а ее решение зависит главным образом от способностей менеджеров среднего и нижнего звена и от их отношения к проводимым реформам. Руководители средне­го и нижнего уровней и оказывают решающее влияние на эффективность работы всего персонала.

Успешные изменения, независимо от их масштаба, проходят ряд этапов (Д. П. Коттер). Почти всегда возникающие сложности связаны с пропуском одного из этапов, перепры­гиванием через него или не доведением до конца задач на данном этапе. Важна четкая последовательность разверты­вания этапов изменений, так как, не обладая надежным фундаментом, возводимое здание неизбежно зашатается. Первые четыре стадии перемен нужны, чтобы расшатать окостенелый старый порядок. На этапах с пятого по седьмой вводятся основные новше­ства. На заключительном этапе изменения внедряются в корпоративную культуру и начинают укореняться.

Весь процесс проведения изменений проходит в восемь стадий.

1. Внушение людям ощущения необходимости перемен.

• Изучение рынка и продукции конкурентов.

• Выявление и обсуждение реальных и потенциаль­ных слабых звеньев работы, а также основных пер­спектив.

2. Создание команды реформаторов.

• Формирование группы, наделенной полномочиями, достаточными для руководства изменениями.

• Обеспечение слаженной работы такой группы.

3. Видение перспектив и определение стратегии.

• Создание концепции будущего с целью согласования усилий реформаторов.

• Формулирование стратегии реализации перемен.

4. Пропаганда новой концепции будущего.

• Пропаганда новой стратегии и концепции всеми средст­вами.

• Выработка эталонной ролевой модели поведения ре­форматоров.

5. Создание условий для широкого участия сотрудников в
преобразованиях.

• Устранение препятствий.

• Замена систем или структур, дискредитирующих идею перемен.

• Содействие всем, кто не боится риска, мыслит и дейст­вует нетрадиционно.

6. Получение скорых результатов.

• Планирование видимых всем позитивных перемен (выигрышей).

• Умение добиваться этих выигрышей.

• Моральное и материальное стимулирование тех, кто обеспечил позитивные перемены.

7. Закрепление достигнутых успехов и углубление пе­ремен.

• С ростом доверия облегчается задача замены всех не-скоординированных структур, систем и политики, которые не удовлетворяют целям изменений.

• Принятие на работу сотрудников, способных претво­рить в жизнь новое видение, содействие их служебно­му и квалификационному росту.

• Углубление реформ с помощью новых проектов, про­грамм и агентов изменений.

8. Укоренение изменений в корпоративной культуре.

• Совершенствование работы на основе обеспечения нужд клиентов, роста производительности, улучшения стиля руководства и повышения эффективности ме­неджмента.

• Разъяснение связи нового стиля работы и организа­ционных успехов.

• Отработка способов совершенствования руководства и его преемственности.

Для того чтобы изменения были успешно претворены в жизнь, необходимо следовать ряду принципов.

1. Ясность конечной цели.Когда мы планируем изменения в организации, нужно четко представлять, ради чего мы их проводим.

2. Разбиение на этапы. В случае, если руководитель уверен в необходимости изменений, наиболее приемлем так назы­ваемый метод «аккордеона». Процесс внедрения разбивает­ся на этапы, в конце каждого этапа происходит реализация определенного «промежуточного» решения.

3. Предстартовое напряжение. На старте перед введением изменений необходимо создать некоторый уровень напря­женности. Для формирования потребности в новой инфор­мации требуется определеннаz доля недовольства или бес­покойства. Для обучения необходима потребность в новой информации. Те, кто планирует изменения на фоне текущих успехов, вдохновляют людей тем, что будет «еще лучше», а недостаточную удовлетворенность объясняют высокой план­кой требовательности к себе как сильной и перспективой компании. Нужно подчеркнуть потребность в изменениях, привлечь внимание к препятствиям, которые придется прео­долеть, и обрисовать потенциальные выгоды, ожидающие компанию в результате реформ.

4.Распределение ответственности и перевод общей задачи личную, специфическую.Признавая необходимость изменений
в организации, человек не хочет менять что-то в своей работе.
Кто-то не любит рисковать, а изменения — неопределенность,
риски. Кто-то боится оказаться лишним, не соответствовать
новой роли. Кто-то думает, что потеряет лицо в глазах руководства. Преодолеть это помогут сторонники изменений из
аппарата управления и менеджеров среднего уровня.

Навязывать изменения резко можно только тогда, когда нет другого выхода, когда налицо кризис или предчувствие кризиса. Однако в большинстве случаев полезно выделить «агентов изменений», передав им определенные полномочия на данном этапе изменений, повысив в статусе. Эти люди смогут поставить задачи своим подчиненным и заинтересо­вать их в выполнении.

5.Новая информация — «теоретическая база».Специально
организованное обучение дает понимание обоснованности
изменений, позволяет узнать примеры из работы других
предприятий, предоставляет возможность освоить специфику
работы в условиях изменений в организации. Для осущест­вления инноваций обучение и консультирование необходи­мы, так как без этого невозможна полная адаптация сотруд­ников по отношению к нововведениям.

6.Мотивация — это энергия изменений. Проводя изменения, руководитель надеется, что организация будет развиваться и сотрудники будут работать еще эффективнее. Преодолевая сопротивление, необходимо задавать новые ориентиры, ко­торые человек может воспринять как мотивирующие к новым действиям. Нужно иметь в виду: работа над изменениями в организации — это работа с мотивацией сотрудников.

В тех организациях, которые привыкли к переменам и где изменение рассматривается как эволюция, а не как револю­ция, вряд ли поселятся тревога и страх. Подобные организа­ции научились управлять изменениями; они научились во­влекать в них всех и каждого, научились коммуникации, узнали, как приступать к изменениям и как их преподносить. Они превратились в обучающиеся организации.

Новый подход должны сначала принять сами лидеры, чтобы влиять и мотивировать остальных. Они должны выра­жать единую точку зрения и подавать пример правильного поведения. На каждом уровне выявленные и подготовленные лидеры должны стать союзниками видения будущего ком­пании, они должны быть снабжены инструментарием, необ­ходимым для выполнения их миссии, и мотивированы на удачное завершение перемен.

 

ТЕМА 3.9 Экспертно-консультативная функция руководителя

Направления экспертно-консультативной деятельности руководителя: реализация профессиональной компетентности, оптимизация организационного процесса, контроль подчиненных.

Профессионализм как фактор авторитета.

Значение экспертно-консультативной деятельности в осуществлении делегирования полномочий.

Контроль как консультация, его формы. Беседа о результатах работы, требования к ее проведению.

 

ТЕМА 3.10 Представительская функция руководителя

Представительство как олицетворение организации. Внутри- и межорганизационный аспект представительства. Двойственность, противоречивость статуса руководителя внутри организации.

Имидж руководителя в межорганизационном взаимодействии. Средства формирования имиджа: модели поведения, вербальные и невербальные средства общения. Роль коммуникативной компетентности в построении имиджа.

Имиджелогия— это комплексная практическая дисцип­лина, использующая отдельные результаты ряда наук, в том числе социальной психологии, культурологии и др., целью которой является создание методологического и методичес­кого оснащения для профессиональной деятельности по со­зданию и преобразованию имиджа.

Профессиональная деятельность по созданию имиджа, об­ладающего заданными свойствами, а также преобразованию существующего имиджа с целью достижения поставленных целей называется имиджмейкингом.

Лицо, профессионально занимающееся созданием и пре­образованием имиджа, называется имиджмейкером.

В рамках имиджелогии имидж выступает как формируе­мое посредством целенаправленных профессиональных уси­лий с целью повышения успешности определенной деятель­ности клиента (человека или организации) или достижения субъективного психологического эффекта символическое представление о клиенте у составляющей аудиторию имиджа социальной группы.

Прообразом имиджабудем называть субъект, представ­ленный в имидже, или субъект, имидж которого создается. Имидж может отражать объективные свойства своего про­образа, однако это не обязательно.

Реципиентом имиджабудем называть субъект, для кото­рого создается имидж и в представлении которого он суще­ствует.

Если же имидж создается для социальной группы, то эту группу мы будем называть аудиторией имиджа.

Создание имиджа, если рассматривать его в контексте социального познания, выступает как особый вид социально­го познания, при котором в качестве объекта познания выс­тупает субъект. Если таким субъектом является индивид, то в процессе категоризации в качестве класса, к которому его относит познающий субъект, выступает социальная группа.

Индивидуальным имиджеммы будем, в соответствии с практикой употребления этого понятия в имиджелогии, назы­вать имидж индивидуального субъекта.

 











Дата: 2016-09-30, просмотров: 195.