Анализ практики осуществления структурных преобразований в отечественной промышленности показывает, что рациональная процедура совершенствования либо проектирования структуры управления предприятием состоит из ряда операций и работ, выполняемых в определенной последовательности. Результат каждой из этих работ отражается в том или ином документе (документах), что позволяет рассматривать их как самостоятельные этапы, т.е. относительно изолированно. Весь процесс проектирования структуры управления можно представить с помощью укрупненной блок-схемы (рис. 4). На ней блоками с нечетными номерами в левой части изображены работы, осуществляемые в процессе анализа действующей и разработки усовершенствованной структуры управления. В правой части схемы блоками с четными номерами представлены результаты соответствующих работ.
Всякая рационализация управленческой деятельности обязательно начинается с уточнения целей функционирования исследуемой системы (блоки 1, 2). Четкая формулировка, а еще лучше формализованное представление целей деятельности сообщает необходимую определенность всей работе по совершенствованию управления. Лишь при фиксированных целях удается установить критерии, позволяющие оценивать рациональность и нерациональность различных операций, процессов и процедур в управлении.
На следующем этапе работы выясняются состав подразделений и основные работы, выполняемые ими. Итогом этого является зафиксированная организационная структура системы, представляющая из себя статическую семантическую модель информационной взаимосвязи подразделений и работников (блоки 3 и 4).
Начинать изучение системы управления лучше всего с документов, фиксирующих официальную организационную структуру. При этим необходимо тщательно проанализировать фактические информационные взаимосвязи, сложившиеся в системе, и скорректировать ее соответствующим образом. Именно фактически сложившаяся организационная структура и должна явиться отправной точкой всей рационализации управления предприятием или службой. Следующим этапом является изучение документов и документопотоков в системе (блок 5), завершающееся построением статической семантической модели информационной взаимосвязи документов, т.е. фактически сложившейся документационной структуры (блок 6). Организационная структура в совокупности с моделями документопотоков и формами документов позволяет выявить состав решаемых в системе задач (блок 7), построить статическую семантическую модель их информационных взаимосвязей, определить состав входной и выходной информации по каждой задаче, т.е. установить операционную структуру системы (блок 8).
На этом заканчивается анализ системы на семантическом уровне. С переходом на прагматический уровень мы вынуждены отказаться от рассмотрения всей системы в целом и перейти к анализу качества принятия решений в каждой конкретной задаче. Выясняются критерии выбора решений, последовательность формирования альтернативных вариантов и т.д. (блок 9). Вся эта работа завершается строгой постановкой задачи на содержательном уровне (блок 10). Формализация задач выбора решения (блок 11), ведущая к построению комплекса экономических моделей (блок 12), завершает работу по изучению существующей системы управления.
Из схемы наглядно видно, что формализации процессов функционирования системы предшествует ее тщательное изучение, в результате которого проявляется так называемое содержательное описание системы. Оно представляет собой попытку выделить присущие системе закономерности и дать им прагматическую (в нашем случае экономическую) интерпретацию или как еще говорят, осуществить экономическую постановку задачи. Содержательное описание является уже по сути дела моделью, только еще не формализованной и поэтому мало пригодной для использования в практике управления. Формализация в принципе может осуществляться в несколько этапов. Результатом каждого из них является модель системы, занимающая промежуточное положение между научной моделью и содержательным описанием.
|
Проектирование новой структуры управления осуществляется в порядке, обратном тому, в котором происходило изучение и описание существующей структуры. И начинается этот процесс тем, чем закончилось описание - анализом выбора решения в существующей системе с точки зрения достижения ее целей (блок 13). В результате уточняются постановки решаемых задач, ставятся заново задачи, существующей системой не решаемые (блок 14). Далее осуществляетсяих формализация (блок 15), обеспечивающая формирование комплекса экономических моделей функционирования проектируемой системы управления (блок 16). Для того чтобы модель, с помощью которой описывается подлежащая решению задача, могла бы быть использована в практике управления, она должна отвечать двум основным требованиям: модель должна адекватно отразить все существенные свойства изучаемых систем, должен иметься в наличии метод решения задачи, описанной данной моделью. Эти требования в известном смысле противоречивы. Чем полнее отражает модель особенности системы, тем она сложнее и тем труднее найти метод для ее реализации с вычислительной точки зрения. Чтобы добиться соответствия модели двум указанным требованиям, подчас приходится сам процесс конструирования повторять неоднократно, увеличивая ее соответствие реальной действительности с одной стороны, и обобщая, упрощая ее, где это возможно, с целью найти необходимый метод ее реализации - с другой стороны. Установление источников получения входной и выходной информации экономических моделей (блок 17) в проектируемой системе управления позволяет построить усовершенствованную операционную структуру системы (блок 18). Далее проектируются формы документов, обеспечиваетсяихвзаимоувязка (блок 19), строится новая документационная структура системы (блок 20). Завершается весь процесс компоновки задач и работ по исполнителям и подразделениям (блок 21), что позволяет получить организационную структуру системы (блок 22). Этим завершается процесс проектирования новой, усовершенствованной структуры управления предприятием или службой.
Нетрудно убедиться, что данная схема справедлива для любых преобразований системы управления. При необходимости она должна быть пополнена блоками, предусматривающими разработку синтактических моделей (программ алгоритмов и т.п.).
Рассматриваемая выше модель совершенствования управления хозяйственной системой не только наглядно показывает объективную необходимость в общем случае трехуровневого модельного описания объекта, но и устанавливает закономерность в последовательности осуществления такого моделирования.
Изучение системы всегда начинается с семантического уровня, причем первый этап заканчивается построением самой общей, наиболее укрупненной модели информационных взаимосвязей подразделений и работников, т.е. организационной структуры системы. Опирающееся на нее изучение носителей информации (документов)иих взаимосвязей позволяет получить уже более детальную семантическую модель информационных взаимосвязей документов (документационную структуру). Обе эти модели делают возможным (опять же с проведением некоторого исследования, т.е. привлечением дополнительной информации) получить уже модель информационной взаимосвязи задач (операционную структуру), наиболее полно и подробно характеризующую процесс управления системой в целом. Таким образом, каждая из этих семантических моделей отражает на стадии изучения определенный уровень осведомленности исследователя о системе. Доскональное изучение и формализация существующей системы управления на семантическом уровне позволяет перейти к изучению и моделированию системы на прагматическом уровне. Этот переход, связанный с рассмотрением каждой решаемой в системе задачи изолированно, означает переход от констатации факта генезиса определенной информации к описанию механизма такого генезиса в процессе принятия управленческого решения.
Построение модели при проектировании новой системы (совершенствования существующей) выполняется в обратном порядке. Переход с уровня на уровень и от одной модели к другой в пределах уровня происходит с определенной утратой информации. Иными словами, осуществляется абстрагирование от тех или иных специфических свойств, что приводит ко все большему проявлению общего в системе, ее единства. Необходимо отметить, что подобные переходы, хотя и не определены однозначно комплексом исходных моделей, все же в значительной степени ограничиваются ими. Выбор определенного вида перехода, а, следовательно, конкретной модели и соответствующих ей форм организаций процесса управления осуществляется в результате решения некоторой задачи. При этом только на прагматическом уровне критерием оптимальности служит интегральный показатель, отражающий эффективность функционирования предприятия.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 194.