В системах ручной обработки информации, в которых основным носителем ее является документ, объем информации измеряется, как правило, в смысловом, содержательном аспекте (в семантической шкале). Семантическая шкала содержит следующие единицы измерения объемов информации.
Реквизит - элементарное сообщение, дальнейшее дробление которого невозможно без утраты смысла. Различают реквизиты двух видов. Реквизит - признак характеризует качественную сторону описываемого события, может выступать в цифровом, буквенном и буквенно-цифровом выражении. Реквизиты-признаки могут быть справочными, если они используются для более подробной характеристики реквизитов-оснований, и группировочными, если они позволяют вести группировку для получения итогов оснований по нескольким уровням.
Реквизит-основание предназначен для количественной характеристики описываемого события или объекта. Это обыкновенная числовая величина, полученная в результате измерения или вычисления.
Показатель - информационная совокупность, представляющая из себя частный случай сообщения, когда последнее состоит только из одного основания с одним или несколькими реквизитами-признаками, что является минимально необходимым составом для образования документа. Иными словами, показатель - это минимальное сообщение, имеющее экономический смысл и характеризующее какое-либо явление. Показатель всегда имеет вполне однозначное содержание.
Документ - информационная совокупность, имеющая вполне самостоятельное экономическое смысловоезначениеи состоящая из одного или нескольких показателей.
Номенклатура - информационная совокупность, включающая все значения однотипных реквизитов и показателей.
С точки зрения количества знаков (сигналов), содержащихся в том или ином сообщении (в синтактическом аспекте) объем информации измеряется в натуральных и машинных единицах.
К натуральным, используемым при измерении объемов информации, обрабатываемых человеком, относятся следующие единицы.
Разряд (наименьшая единица - десятичный разряд).
Символ - графический знак, являющийся элементом алфавита информационной системы (цифра, буква, знак препинания, математические и специальные знаки).
Число (поле) - группа символов, подвергающихся единовременной обработке во время выполнения определенной арифметической или логической операции.
Запись – группа чисел (полей), обрабатываемых совместно. Термин практически соответствует понятию “сообщение”.
Массив (картотека) – группа записей, перерабатываемых последовательно.
При измерении объемов информации, обрабатываемых с помощью информационной техники и в первую очередь на ЭВМ, используют машинные единицы.
Разряд - (наименьшая единица - двоичный разряд - бит).
Слог (байт) - группа двоичных разрядов, служащая для представления одного буквенного или специального символа либо двух цифр в компьютере.
Слово - код определенной длины, считываемый из запоминающего устройства (ЗУ) машины или записываемый в него за одно обращение.
Блок - группа машинных слов, расположенных без промежутка во внешнем ЗУ, записываемых и считываемых одной командой. Место в ЗУ, в котором хранится блок, называется зоной.
Моделирование как инструмент управления производством
Понятие о модели
Все основные успехи в области познания экономической реальностиисовершенствования управления хозяйствованием, достигнутые за последние годы, неразрывно связаны в той или иной степени с использованием моделирования. Под моделью понимается такая мысленно представленная или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте (В. Штофф). Существует также много других определений модели, разных по характеру и степени общности. Но при всемих многообразии, каждоеиз них в той или иной форме указывает, что основой отношений модели и отображаемого объекта является аналогия, т.е. подобие модели объекту.
Системы могут быть подобны:
- с точки зрения результатов, которые получаются посредством сравниваемых систем;
- с точки зрения поведенияили функций систем;
- c точки зрения структур;
- с точки зрения материалов (исходных элементов), из которых состоят сравниваемые системы.
Если наблюдается идентичность систем со всех четырех точек зрения, то говорят, что они тождественны. Ясно, что модель не может быть тождественна отображаемому объекту. Она должна обязательно чем-то отличаться от него. Именно благодаря отлично модели от объекта оказывается возможным проведение с моделью разного рода экспериментов, в том числе и таких, какие невозможно или затруднительно проводить с самим объектом. В этом основное познавательное значение модели - системы, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе. Однако большие различия между моделью и ее прообразом также нежелательны. Действительно, если модель в чем-то существенно отличается от прообраза, то выводы, сделанные на основании наблюдений над моделью об отображенном ею объекте, могут оказаться неверными.
При обсуждении вопроса о необходимой степени соответствия модели отображаемому объекту обычно используют понятие изоморфизма и гомоморфизма.
Говорят, что система А гомоморфна системе В, если каждому элементу, связи и каждому преобразованию системы В соответствует, и при том единственный, элемент, связь и преобразование системы А. Если же справедливо и обратное, т.е. любому элементу, связи и преобразованию А соответствует один и только один элемент, связь и преобразование системы В, то говорят об изоморфизме этих систем.
Из сказанного выше уже ясно, что модель всегда лишь гомоморфный образ объекта в целом. Однако чтобы обеспечить возможность использования модели в практике необходимо, чтобы она была изоморфна объекту относительно тех характеристик, которые предлагается изучать с ее помощью.
Модели являются мощным средством познания действительности, так как открывают широкие возможности экспериментирования в тех сферах, где проведение натурального эксперимента по тем или иным причинам невозможно. К таким сферам следует отнести, прежде всего, экономику. Несмотря на то, что в последнее время часто проводят разного рода эксперименты в производственно-хозяйственной деятельности отдельных предприятий, регионов и отраслей, необходимо признать возможность использования информации, полученной с их помощью, чрезвычайно ограниченной. Ведь хозяйственная система, на которой проводится эксперимент, находится совсем в других условиях, чем те, в которых будет находиться она после повсеместного внедрения экспериментально проверяемой системы.
Любые знаковые модели, а только такие применяются в информационных системах и, следовательно, рассматриваются в данной работе, являются результатом формализации, т.е. установления однозначного соответствия между формой и содержанием для того, чтобы оно могло познаваться посредством выявления элементов его формы. Формализация осуществляется описанием систем с помощью формальных научных языков и, прежде всего, математики. Являясь наукой о количественных отношениях и пространственных формах, математика разработала широкую гамму различных методов отвлечения формы от содержания и установила правила рассмотрения формы, как самостоятельного объекта в виде чисел, величин, множеств, оперирование с которыми подчиняется специфическим математическим законам, что упрощает, облегчает и ускоряет процесс исследования, позволяет лучше выявить внутренние связи между объектами, от которых абстрагирована форма и способствует, в конечном итоге, более глубокому познанию изучаемого явления. Академик А. Александров отмечал, что значение математики состоит именно в том, что она оказывается методом, своего рода "идеальной техникой", создающей аппарат для других, наук.
То, что благодаря использованию математики и других формальных языков для построения моделей удается добиться однозначности и часто количественной определенности в описании системы или ситуации в хозяйствовании - является другим весьма важным ее свойством.
Поэтому рационализация управления, основанная на оптимизации принимаемых решений, а тем более его автоматизация невозможны без построения моделей хозяйственных систем. Вместе с тем полезная модель может быть построена лишь при достаточно глубоком знании моделируемого объекта, которое накапливается с помощью более традиционных для экономики методов познания.
Модель является не только средством познания, но и его результатом. Применение моделирования в научных исследованиях и использование моделей в практике становится на определенно уровне развития знания в той или иной области действительности не только возможным, но и необходимым. Экономика и управление производством как объект исследования в настоящее время вполне достигли этого уровня.
Необходимость формализации и моделирования связаны не только с уровнем познания закономерностей исследуемого объекта, но и с его сложностью. Чем сложнее область исследования, тем важнее использование для ееизучения моделей и формализованных методов. При принятии решений в области управления естественен неформальный и качественный образ мышления, который вполне оправдывает себя в простых случаях. В сложных ситуациях он уже не пригоден. Справиться со сложностью можно лишь тогда, когда мы переходим от "естественных" неформальных, качественных процессов мышления к формализованным количественным, хотя, к сожалению, несколько неестественным способам представления решений.
В силу свойств модели сообщать однозначность приобретенным даже помимо нее знаниям недостаточно четкие ситуации в процессе построения модели приобретают определенный смысл. Поэтому уровень осведомленности о системе наилучшим способом отображается с помощью ее модели. С другой стороны, невозможность построить удовлетворительную модель системы свидетельствует, как правило, о недостаточности наших знаний о ней. Таким образом, дальнейший прогресс в изучении проблем управления хозяйственными системами невозможен без использования моделирования как одного из основных методов исследования.
Между тем в недавнем прошлом и в настоящее время предпринимались и предпринимаются попытки доказать, что в экономике и в управлении использование моделей по меньшей мере необязательно, что в экономической науке могут и должны существовать на равных правах два направления: использующее моделирование и не использующее его. Сказанное ранее о месте моделирования в познании показывает несостоятельность этих попыток. Широкому распространению и живучести этого заблуждения, как ни странно, способствовали сами сторонники движения за использование моделей в управлении. Исторически так сложилось, что это движение развивалось под лозунгом расширения использования математических методов в экономике. Соответственно и модели, применяемые в хозяйственной деятельности, получили название экономико-математических. Причем они определялись как модели экономических систем, изучение которых возможно математическими методами. Однако, во-первых, не все экономические явления можно изучать с помощью математических методов. Во-вторых, было бы неверным отказаться от изучения экономических явлений и какими-то другими методами, помимо математических. Так обосновывается необходимость существования особого "безмодельного" направления в экономической науке.
В действительности же далеко не все модели, используемые в экономике, являются чисто математическими, хотя математика и применяется для их построения обычно достаточно широко. Вместе с тем, отображение объекта в формальной, пусть даже и математической модели, совсем не означает, что он изучался математическими методами. Таким образом, одной из важнейших причин разногласий в трактовке места и значения моделей и моделирования в управлении производством являетсяих неудачная классификация.
Классификация моделей
Существует много различных подходов к классификации моделей. И это естественно. Не может быть какой-то универсальной классификации, годной на все случаи. Классификация, удобная для решения одних проблем, может не годиться для других. Выбор классификационного признака определяется потребностями практики. Четко представляя назначение классификации, можно судить об удачности или неудачности выбора классификационных признаков. Кроме того, существуют и свои особые логические закономерности, которые необходимо соблюдать, чтобы получить полезную, внутренне непротиворечивую классификацию. В этом смысле можно говорить об удобных или неудобных классификациях, о том, какая из них лучше и какая хуже.
Дефекты классификации, особенно несоответствие названий моделей вкладываемым в них понятиям, влияют на распределение усилий в разработке проблем экономической науки, структуру и методику проектирования систем управления хозяйствованием и т.п., являются потенциальным источником непроизводительных потерь, часто весьма значительных.
Организация управления есть организация процесса сбора, хранения, обработки и генезиса информации. Поэтому анализ моделирования и классификации моделей должен основываться на специфике и закономерностях информационного описания объекта. Выше было показано, что в производстве мы сталкиваемся с тремя видами деятельности, отличающимися характером труда и, в силу этого, уровнем, на котором в процессе его принимается и перерабатывается информация. Руководители производства, лица, принимающие решения и отдающие распоряжения, работает с информацией на прагматическом уровне. Следовательно, модель, воспроизводящая такую деятельность и способствующая ее лучшему осуществлению, должна быть прагматической (в рассматриваемом случае - экономической). Работники, занятые информационным обслуживанием процесса принятия решений в управлении, воспринимают информацию в чисто семантическом аспекте. Ясно, что модели информационного обеспечения руководства производством должны строиться на семантическом уровне. Лица, обслуживающие технические средства переработки информации, воспринимают последнюю на синтактическом уровне. Синтактическими же непременно должны быть и модели работы любого человеко-машинного комплекса. Особенности прагматических (в нашем случае экономических), семантических и синтактических моделей, вытекающие из того факта, что они описывают один и тот же объект на разных уровнях абстрагирования от его специфики и поэтому не аддитивны, во многом определяют порядок конструирования и взаимосогласования моделей в единой системе управления.
Наиболее полным и всесторонним уровнем рассмотрения объекта является прагматический, предполагающий рассмотрение информации с позиции ее значения для решений той или иной конкретной задачи получателем. Поскольку в современной производственной организации получателей, и том более решаемых ими задач, много, а одна и та же информация для равных задач получателей имеет самое различное значение, то описать подобный объект на прагматическом уровне с помощью одной модели не удается. Множественность получателей информации и решаемых задач неизбежно приводит к тому, что описание функционирования производственной системы на уровне прагматики оказывается набором отдельных экономических моделей, формализующих акты выбора решения в различных производственных ситуациях. Из модели ясно, какая информация будет получена в результате решения данной задачи и какой информацией для получения данного решения надо располагать, т.е. объем и состав входной и выходной информации. На вопрос, откуда получается, и где еще в каких задачах используется выходная информация, прагматическая модель ответа не дает. На уровне прагматики не удается раскрыть взаимосвязь отдельных моделей между собой, в связи с чем представление о цельности системы теряется.
Единство любой системы управления проявляется, прежде всего, в единстве содержания информации, используемой в ней для принятия решений. Именно потоки информации, циркулирующие в системе, связывают между собой отдельные акты и центры выбора решений. Показать внутреннюю цельность системы, рассмотреть механизм согласования отдельных актов управления между собой удается, если отвлечься от особенностей каждого решения, от всех аспектов прагматического использования информации, т.е. построить модель системы на семантическом уровне (семантическая модель).
В семантической модели все структурные и материальные элементы-люди, изделия, оборудование, материалы, документы и т.д. - рассматриваются лишь как информационные объекты, т.е. источники и носители информации. В семантических моделях не рассматриваются содержательно те или иные конкретные задачи. Основной упор в них делается на информационные связи отдельных задач, на сбор и передачу данных, на адекватное информационное отображение материального процесса.
Нетрудно показать, что многие проблемы организации системы управления, прежде всего, все вопросы, связанные с использованием технических средств для сбора, передачи, накопления и обработки информации, могут быть решены только на синтактическом, чисто знаковом уровне. Это требует построения синтактических моделей, описывающих формальные процедуры обработки информации, в полном отвлечении от ее содержания.
При таком подходе модели, называемые сейчас обычно экономико-математическими, следует определить как прагматические (в нашем случае - экономические), так как они связаны с конкретной производственной задачей, решаемой определенным использованием информации, т.е. описывают производственную ситуацию на прагматическом уровне. Так называемые "информационные модели", адекватно отражающие материальные процессы в производстве и акты информационного обмена, есть по сути своей модели семантические.
И, наконец, модели, описывающие формальные процедуры переработки информации в системе управления, являются при такой классификации в своем большинстве моделями синтактическими.
Таким образом, для всестороннего информационного отображения процесса управления производством необходимо построить его прагматическую (экономическую) семантическую и синтактическую модели.
Ведущей частью системы управления, почти полностью определяющей качество принимаемых решений и, следовательно, в значительной степени эффективность функционирования всей системы является комплекс экономических моделей.
Экономические модели можно разделить на два вида: на модели выбора решений и на модели оценок. Последние по своей природе являются описательными (дескриптивными). Они имеют подчиненное значение в том смысле, что либо оценки, полученные с их помощью, либо сами модели целиком используются в моделях выбора решений. Потребность в них возникает лишь постольку, поскольку прогнозирование экономических последствий принимаемых решений необходимо для количественного сравнения стратегий – (планов, линий поведения) между собой и выбора оптимального стратегии.
Экономические модели
Напомним структуру выбора решения в ее простейшей матричной форме. Модель состоит из пяти следующих основных элементов: стратегий (S1, S2, … , Sn), состояний объективных условий (N1, N2, … , Nm), результатов (L1, L2, … , Lnm), прогноза наступления состояния объективных условий (P1, P2, … , Pm), и критерия объективности (оптимальности, целесообразности) F (S, N, L, P)
Состояние объективных условий | N1 | Nn | … | Nn |
стратегия прогноз | P1 | P2 | … | Pm |
S1 | L11 | L12 | L1m | |
S2 | L21 | L22 | L2m | |
… | …. | … | … | |
Sn | Ln 1 | Ln2 | Lnm |
Под стратегией Si - понимается определенный вариант плана или линия поведения, которая может быть принята для реализации в практической деятельности для достижения постоянной цели.
В роли стратегий могут выступать в определенной ситуации разные технологические процессы, посредством которых можно изготовить какой-либо продукт, вариант конструкции изделия, проекты заводов, варианты планов производства и т.п. Стратегии задаются регулируемыми переменными.
Состояния объективных условий в модели выбора решения представляют из себя набор нерегулируемых в рамках данной модели переменных, характеризующих те из внешних условий, которые оказывают влияние на результат применения какой-либо из стратегий. В зависимости от решаемой задачи это могут быть состояния погоды, решения, принятые руководителем подразделения - смежника или предприятия-поставщика, наличие или дефицит того или иного вида ресурсов и т.п.
Результаты в модели выбора решения (МВР) выступают в виде набора физических характеристик системы, описывающих состояние, в которое, она перейдет после применения стратегий в данных объективных условиях, т.е. результаты есть функция от и .
Любое решение, принимаемое в процессе управления, требует сопоставления результатов стратегий между собой. Вместе с тем, сами результаты представляют из себя набор значений параметров, измеряемых в самых разнообразных, преимущественно натуральных, единицах измерения и поэтому прямо между собой несравнимы. Эта способность результата является следствием многоцелевого характера хозяйственных систем. Сказанное делает необходимым элементом МБР критерий эффективности, посредством которого удается количественно выразить в единой шкале и сравнить между собой результаты применения стратегий. Формы и способы задания, методы измерения степени достижения и интеграции целей в едином критерии эффективности оказывают существенное влияние на вид МБР, а также сложность и трудоемкость всего процесса поиска оптимального решения с ее помощью.
Принятие решения всегда предшествует его реализации, поэтому и однозначно определить состояние объективных производственных условий удается далеко не всегда. В этих случаях теория принятия решений рекомендует выбирать стратегию, обеспечивающую экстремальное значение сумме экономических оценок всех возможных результатов, взвешенных по вероятности возникновения соответствующих состояний объективных условий. Выбор решения в условиях, когда все эти элементы модели определены, не составляет никакой научно-методической трудоемкости. Трудности возникают в условиях неопределенности, т.е. тогда, когда некоторыеиз элементов однозначно не определены или вообще неизвестны. Эта ситуация будет особо рассматриваться в следующем разделе.
Модели выбора решения с точки зрения содержания описываемого с их помощью явления могут подразделяться по месту и цели управления и по функции управления. В соответствии с последним признаком различают МВР в управлении МТС, в оперативно-производственном управлении, в управлении финансами и т.п. Система управления производством на любом уровне обычно четко делится на две автономные подсистемы: планирования и оперативного регулирования. В рамках системы планирования цели производственного звена (объединения, предприятия, цеха и т.п.) определяются количественно и во времени в форме плана. Однако любая система подвержена разного рода случайным воздействиям, в том числе и таким, которые непредвидимы заранее. Оперативное регулирование призвано компенсировать воздействие таких случайных возмущений, стремящихся вывести систему из устойчивого состояния, и обеспечить выполнение производственного задания, разработанного на стадии планирования.
Непрогнозируемость случайных возмущений, необходимость немедленного реагирования на них и другие особенности регулирования, рассмотренные ранее, предопределяют существенные различия МВР в планировании и оперативном регулировании.
С точки зрения формы МВР делятся на два класса: статические и динамические. Особенностью статических является рассмотрение функционирования системы только в течение одного периода, в начале которого осуществляется управляющее воздействие. Выбор управляющего воздействия в динамических МВР осуществляется в зависимости от влияния, которое оно оказывает на результаты работы, как в этот, так и в последующие периоды. Само такое решение представляет сразу целую последовательность взаимосвязанных управляющих воздействий в каждом из ряда рассматриваемых периодов. Ясно, что динамическая МВР намного сложнее, чем статическая, так как целевая функция оценивает экономические последствия за несколько периодов и является функцией не одного, а целого ряда управляющих воздействий. При этом само решение является последовательностью управлений.
Таким образом, выбор формы МВР зависит от ответа на вопрос: необходимо ли рассматривать управление за ряд периодов взаимосвязано или можно ограничиться относительно самостоятельным решением задачи для каждого периода отдельно. Ответ на этот вопрос нужно искать в содержании моделируемого акта управления, в анализе того, насколько адекватно отражает его соответствующая форма МВР. Как уже указывалось, решение в планировании всегда принимается на значительный промежуток времени и заключается в выборе целей, которые необходимо достигнуть к концу данного промежутка. Влияние, оказываемое на производственно-хозяйственную деятельность рассматриваемой и других организаций /подразделений/ в последующих периодах, учитывается вне рамок решения данной задачи, а с помощью составления плана на большой период для соответствующих производственных систем /месячный, квартальный, годовой, пятилетний и т. п. планы цеха, производства, предприятия, компании и т.д./. Сказанное с достаточной очевидностью подчеркивает адекватность отображения процесса выбора решения при планировании, посредством статической модели. Статичность, а также организационная и временнáя иерархичность планирования делает достижимой согласованность планов множеств тесно связанных между собой производственных систем. Это было бы невозможно с помощью динамических МВР, прежде всего, из-за необходимости учета стохастичности объективно присущей практически любому производственному процессу. Весьма значительная длительность планового периода по сравнению с временем разработки и принятия плана позволяет оценить эффект управления по экономическим показателям производственно-хозяйственной деятельности подразделения или организации за рассматриваемый период. Вместе с тем важно, чтобы экономические последствия таких решений, выходящие за рамки планового периода, учитывались косвенно в этих показателях в виде штрафов, неустоек, коррективов и т.п.
Для регулирования, как уже указывалось, характерен значительно более короткий промежуток времени между управляющими воздействиями. В результате время, требующееся для принятия решения с помощью статической МВР, может оказаться близко к длине интервала, на котором принимается решение. Сказанное, а также то, что большая доля эффекта от управляющего воздействия проявляется в течение нескольких /часто многих/ последующих периодов и даже в косвенной форме не может быть отражена в целевой функции статической модели, делают основной формой для моделирования оперативного регулирования динамическую МВР.
Особую роль в системе экономических моделей играют модели оценок. Модели оценок - это зависимости, связывающие результат с критерием эффективности. Они как бы переводят конкретные значения параметров, определяющих состояние системы, в величины экономических показателей. Важной особенностью моделей оценок является их жесткая связь с конкретной производственной ситуацией. 0дни и те же результаты в различных условиях могут иметь самые различные экономические последствия. Так, задержка поставки вагона арматурной стали для строительства гостиницы на один день не приведет к значительным потерям. Если же сталь предназначалась для аварийного ремонта плотины в период паводка, эта же самая задержка может привести к катастрофе и громадному экономическому ущербу.
Основную, если не единственную методологическую трудность построении моделей оценок представляет учет "внешнего эффекта" системы, т.е. количественная оценка того воздействия, которое оказывает конкретное управленческое решение на экономические показатели подразделений и предприятий-смежников и, в конечном итоге, на экономику всего народного хозяйства страны.
В настоящее время различают два вида подхода к построению моделей оценок. В основе первого лежит оценка так называемых "потерь из-за упущенных возможностей". Под этими потерями понимается эффект /улучшение общего результата или снижение затрат на производство/, который можно получить, если в свое время принять наилучшее, оптимальное решение. Применение оценок потерь из-за упущенных возможностей в МВР уместно и часто конструктивно макроэкономическом уровне, особенно на базе использования двойственных оценок. В управлении текущей производственной деятельностью отдельно взятой хозяйственной организации, установление величины и даже самого факта наличия потерь из-за упущенных возможностей становится крайне затруднительным. Поясним сказанное примером.
Пусть в свое время было принято решение о применении для производства некоторого изделия определенного комплекта оснащения. Использование этого комплекта обеспечило требуемое количество выпускаемой продукции и соответственно определенный уровень затрат на производство. Однако оказывается, что можно было использовать другой вариант оснащения, при котором качество продукции было бы не хуже, чем при первом, а совокупные затраты значительно ниже. Эта разница в затратах на производство при принятом и наилучшем из возможных вариантов и есть потери из-за упущенных возможностей. Любой из принимающих решение вполне искренне стремиться выбрать наилучшее и выбранное представляется ему таковым. Большей частью так и остается неизвестным: была ли возможность принять лучшее решение или нет. Естественно, не удается определять и потери из-за упущенных возможностей,
Другой путь определения взаимовлияния подразделений и организаций состоит в раскрытии механизма согласования деятельности всех элементов - производственного процесса и оценки потерь из-за нарушения согласованности как следствия того или иного решения. Исследования, проведенные в данном направлении [ ], позволили сформировать общую методологию оценки названных потерь применительно практически к любому предприятию, нашедшую применение не только в МВР, но и при организации внутреннего коммерческого расчета фирм, построении системы штрафных санкций, оценке потерь из-за брака и т.д.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 225.