Выполнение приведенные выше функций управления персоналом является необходимым и достаточным условием их реализации. Поэтому структура управления персоналом имеет относительно стандартный вид для различных предприятий. Различия могут быть вызваны лишь наименованием соответствующих подразделений или должностей в соответствии с терминологией, принятой в данной отрасли, например менеджер по персоналу или инспектор отдела кадров, директор по персоналу или начальник службы кадровой политики. Конкретное построение службы управления персоналом и распределение должностных обязанностей между соответствующими подразделениями может варьироваться в достаточно большом диапазоне, так как зависит от размеров организации и численности занятого на нем персонала. Стиля и методов работы руководства компании, финансовых возможностей по содержанию штата управления.
Вместе с тем существуют определенные стандарты численности аппарата управления персонала, как это показано в табл. 3.
Таблица 3
Зависимость численности работников кадровой службы организации от общей ее численности
Отрасль и размер предприятия | Норма персонала на одного сотрудника кадровой службы |
Обрабатывающая: до 500-999 чел. 1000 -4999 чел. Свыше 5000 чел. | |
Транспорт | |
Наука | |
Здравоохранение | |
Образование | |
Банки | |
Страховые компании | |
Правительственные учреждения | |
Другие фирмы |
Организационная структура службы управления персоналом характеризуется высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил поведения персонала и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Ее часто называют традиционной организационной структурой. Схема управления персоналом крупной современной организации приведена на рисунке 3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 3. Схема управления персоналом крупной организации
Дадим пояснения к функциям, выполняемым некоторыми звеньями данной схемы.
Заместитель генерального директора по персоналу утверждает штатные расписания служб и структурных подразделений, положения по оплате труда, должностные инструкции персонала службы, положения по оценке деятельности сотрудников, графики работы подразделений организации, сметы расходов отделов службы персонала, заявки на обучение, учебные программы по обучению персонала, графики очередных отпусков, инструкции по технике безопасности, акты по расследованию несчастных случаев.
В то же время в его должностные обязанности входит подписание приказов о назначении, перемещении и увольнении руководителей и специалистов (за исключением директоров филиалов и их заместителей) и многих других оперативных документов, касающихся хозяйственной деятельности организации, но имеющих отношение к работе с кадрами. Он также согласовывает с генеральным директором назначение директоров филиалов и их заместителей, организацию обучения и стажировки работников за границей, сроки и программы обучения работников высшего звена, а с другими заместителя генерального директора вопросы, касающиеся их компетенции (экономические, финансовые, снабженческие и т.п.), но имеющие непосредственное отношение к обеспечению управления персоналом.
Целью работы отдела оценки персонала и оплаты труда является обеспечение объективной оценки результатов деятельности каждого работника для создания эффективной системы мотивации и стимулирования его труда. К функциям данного отдела относятся: участие в совершенствовании организационных структур управления; организация работы по составлению должностных инструкций персонала; разработка штатного расписания и изменений к нему на основе утвержденной организационной структуры, согласование штатных расписаний структурных подразделений, систематическое отслеживание численности по структурным подразделениям; внедрение современных систем оплаты труда, ориентированных на конечный результат, разработка и совершенствование методов и системы оценки труда персонала, контроль за соблюдением положений Трудового Кодекса РФ в области нормирования и оплаты труда, составление статистической отчетности по трудовым показателям и другие.
Лаборатория социологических исследований решает задачи по формированию корпоративной культуры и здорового морально-психологического климата в организации, в каждом структурном подразделении. В ее функции входит изучение социологических и психологических проблем организации труда, быта и отдыха работников, разработка путей и методов решения возникающих проблем и конфликтных ситуаций, повышение стабильности трудового коллектива, его активности и творческой инициативы, разработка системы взаимоотношений на предприятии, основ корпоративной культуры, разработка и внедрение мероприятий по повышению удовлетворенности трудом.
Целью деятельности отдела обучения является обучение руководителей, специалистов, рабочих. В его функции входит обеспечение обучения основам рыночной экономики по отдельным программам для руководителей, специалистов и рабочих; проведение обучения и аттестации кадров на знание правил техники безопасности и охраны труда; повышение квалификации руководителей и специалистов путем их обучения в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования и некоторые другие.
Отдел социальной защиты ставит целью осуществление прав и гарантий социальной защиты каждому работнику. В его функции входит разработка форм социальной защиты работников, планирование и использование средств фонда социального страхования, организация фонда материальной помощи, оформление пенсионных дел, обеспечение работающих медицинским и другими видами страхования, организация выплат ссуд, всех видов пособий и обеспечение санаторно-курортного лечения, обеспечение социальной помощи молодежи, организация общественных мероприятий для работников организации.
В небольших организациях нет возможности содержать такой развернутый штат кадровой службы, т.к. это требует больших финансовых средств, отрываемых от основной производственной деятельности. Поэтому от менеджеров по персоналу требуется большой объем знаний и практических навыков по различным областям управления персоналом. Это и подбор кадров, и их профотбор, аттестация рабочего места, помощь в адаптации вновь пришедшего работника на рабочем месте и, конечно, мотивация труда. При этом менеджер по персоналу должен не только отслеживать потребности и интересы работников путем проведения опросов и их анализа, но и создавать мотивы и стимулы, согласованные с топ-менеджерами организации. Должна быть налажена надежная коммуникативная связь (включая обратную) между работниками – менеджерами по персоналу – руководством, принимающим окончательные решения по управлению мотивационной политикой.
Рассмотрев организационную структуру управления персоналом, охарактеризуем проводимую в организации кадровую политику.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 221.