Управление – это совокупность процессов принятия решений и управляющих действий субъекта управления относительно объекта управления.
Объект управления – то, чем непосредственно управляет субъект управления.
Персонал, как объект управления – это штатный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников, выполняющих управленческие, производственные, хозяйственные и другие функции.
Основными признаками персонала являются:
· наличие у него трудовых взаимоотношений с работодателем, которые
оформляются трудовым договором;
· обладание определенными качественными характеристиками
(профессия, квалификация, компетентность), наличие которых определяет деятельность работника на конкретной должности (рабочем месте);
· целевая направленность деятельности персонала, т.е. обеспечение
целей организации путем установления адекватных им целей отдельного работника и создания условий для их эффективной реализации).
Понятие «персонал» необходимо рассматривать через призму четырех основных проекций.
1. Персонал как совокупность живых существ, обладающих определенными психологическими различиями и потребностями. Будучи живым существом, работник предъявляет к организации, в которой работает, ряд требований, а именно:
· качественное питание;
· оптимальные психофизиологические условия труда;
· условия доставки от дома до работы и обратно;
· режим труда и отдыха;
· санитарное состояние рабочих помещений;
· гарантии компенсации в случае заболевания;
· безопасность труда;
· уровень заработной платы и т.п.
В свою очередь предприятие, относясь к работнику как к живому существу, предполагает следующее:
· психологические возможности работника выполнять предписанные
ему задачи;
· минимальный размер затрат, связанных с заболеваниями работника.
2. Персонал как совокупность личностей. Очевидно, что всякий работник имеет множество личностных целей и интересов, часть из которых реализуется, в том числе, и в пределах организации. Можно выделить следующие важнейшие требования работника как личности, которые он предъявляет к предприятию:
· содержание труда, разнообразие выполняемых трудовых операций;
· благожелательные социально-психологические отношения в
коллективе;
· уверенность в завтрашнем дне;
· социальная полезность выполняемой работы;
· возможности профессионального и должностного роста в процессе
трудовой деятельности;
· возможности межличностного общения в процессе труда;
· высокий статус своей организации с точки зрения внешней среды;
· высокий статус своей профессии;
· высокий статус своего рабочего места;
· высокий личный статус работника в организации.
Со стороны организации к работнику как личности предъявляются следующие требования:
· соблюдение работником этических норм горизонтального и
вертикального взаимодействия;
· наличие ориентации на личностное совершенствование;
· социальный оптимизм.
3. Персонал как совокупность субъектов производственных функций. Работник, вступая в производственные отношения с организацией, интересы которой представляет работодатель, приобретает в результате этого определенные производственные функции, права и обязанности. В качестве субъекта производственных функций работник предъявляет к организации следующие требования:
· наличие функциональных задач, реализация которых предписывается
именно этому рабочему место;
· соответствие характера и объема должностных обязанностей характеру
и объему должностных прав;
· наличие в своем распоряжении соответствующих ресурсов,
необходимых для осуществления данной трудовой деятельности;
· качество и состояние имеющихся в распоряжении работника
материально-технических, энергетических и иных ресурсов;
· наличие технологических процессов выполняемой работы;
· степень соответствия технологической документации реальным
процессам трудовой деятельности;
· наличие справочно-информационной документации;
· оптимальность структурно-функциональной схемы, в которую
включен данный работник.
С точки зрения руководства организации работник как субъект производственных функций должен обладать следующими основными характеристиками:
· должен физически быть в состоянии выполнять свои должностные
обязанности;
· должен уметь выполнять предписанную ему работу, т.е. обладать
соответствующей квалификацией;
· должен хотеть (т.е. быть мотивированным) выполнять свою работу.
4. Персонал как сообщество «граждан организации», т.е. носителей соответствующей корпоративной культуры. Работник как «гражданин организации» нуждается в следующем:
· в наличии у предприятия отчетливо оформленной миссии, целей и
стратегии дальнейшего развития;
· в действиях со стороны руководства по оформлению и поддержанию
на предприятии соответствующей корпоративной культуры.
Руководству же организации в первую очередь необходимо, чтобы
персонал в большинстве своем понимал и принимал ценности, лежащие в основе корпоративной культуры организации.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 230.