З а н я т и е 1 1
ПОНЯТИЕ О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
УСЛОВНЫЕ И БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить особенности условных и безусловных рефлексов, разобрать условия и физиологические механизмы образования условнорефлекторных реакций.
Примерные вопросы по теме
1. Учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности (ВНД). Отличия высшей нервной деятельности от низшей.
2. Условные и безусловные рефлексы, черты их сходства и различия.
3. Классификация условных и безусловных рефлексов. Условные рефлексы различных порядков. Сенсорные и оперантные условные рефлексы.
4. Условия образования условных рефлексов.
5. Механизм образования условных рефлексов по И. П. Павлову и теория конвергентного замыкания условнорефлекторных связей П. К. Анохина.
6. Биологическое значение безусловных и условных рефлексов.
7. Память. Физиологические механизмы кратковременной и долговременной памяти. Виды памяти (И. С. Бериташвили).
Вопросы для самоконтроля
ВОПРОС 1. Перечислите характерные признаки безусловных рефлексов.
ОТВЕТЫ: 1. Являются врожденными и индивидуальными, устойчивы, возникают при раздражении любого рециптивного поля, имеют проводниковый и замыкательный характер, осуществляются всеми частями ЦНС.
2. Носят видовой характер и являются врожденными, неустойчивы, имеют замыкательный характер и возникают при действии адекватного раздражителя на рефлексогенную зону, осуществляются всеми частями ЦНС.
3. Имеют проводниковый характер, являются врожденными и видовыми, устойчивы, возникают при раздражении рефлексогенной зоны адекватным раздражителем, осуществляются корой больших полушарий и ближайшими подкорковыми структурами.
4. Имеют проводниковый характер и могут осуществляются всеми отделами ЦНС, являются врожденными и носят видовой характер, устойчивы, возникают при раздражении рефлексогенной зоны адекватным раздражителем.
ВОПРОС 2. Какие условия необходимы для возникновения условного рефлекса?
ОТВЕТЫ: 1. Наличие двух и более раздражителей, деятельное (бодрое) состояние ЦНС и отсутствие посторонних мотиваций, будущий условный раздражитель должен быть более сильным и действовать после безусловного, повторное сочетание действия будущего условного и безусловного раздражителя.
2. Повторное сочетание действия будущего условного и безусловного раздражителя, отсутствие посторонних мотиваций, наличие не менее двух раздражителей, будущий условный раздражитель должен быть более сильным и действовать перед безусловным.
3. Безусловный раздражитель должен быть более сильным, чем будущий условный и действовать после него, наличие посторонних мотиваций и бодрое состояние коры больших полушарий, повторное сочетание действия будущего условного и безусловного раздражителей.
4. Будущий условный раздражитель должен быть более слабым по сравнению с безусловным и действовать ранее него, деятельное состояние коры больших полушарий и отсутствие конкурентных мотиваций, наличие не менее двух раздражителей и повторное сочетание действия будущего условного и безусловного раздражителей.
Самостоятельная работа студентов
1.1. Разберите механизм образования условных рефлексов у животных и человека по электрифицированным стендам.
2.1. Выполните лабораторную работу «Выработка и угасание условного вегетативного зрачкового рефлекса у человека на звук».
2.2. Оформите протокол опыта и сделайте анализ условий образования и угасания условного рефлекса.
Л и т е р а т у р а
1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина. 1985. – С. 480–489.
2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1980. – С. 387–395, 402–408.
3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 250–264, 276–280.
4. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 250–260.
5. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г. И. Косицкого и В. А. Полянцева. М.: Медицина, 1988. – С. 248–250.
З а н я т и е 1 2
ТОРМОЖЕНИЕ В КОРЕ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ
ГОЛОВНОГО МОЗГА
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Разобрать виды и механизмы развития тормозных процессов в коре больших полушарий головного мозга, познакомиться с физиологическими механизмами сна.
Примерные вопросы по теме
1. Общее понятие о торможении условных рефлексов. Роль тормозных процессов в деятельности коры больших полушарий.
2. Внешнее торможение в коре больших полушарий, его виды и механизмы развития.
3. Внутреннее торможение в коре больших полушарий головного мозга. Виды внутреннего торможения, механизмы его развития.
4. Анализ и синтез раздражений. Динамический стереотип или системность в работе коры больших полушарий.
5. Типы ВНД человека и животных (Гиппократ, И. П. Павлов).
6. Механизмы сна и бодрствования организма. Теории сна, причины наступления сна и его физиологическое значение.
7. Физиологическая картина естественного сна, стадии сна. Психическая деятельность во время сна. Нормы сна.
Вопросы для самоконтроля
ВОПРОС 1. Какими особенностями характеризуется внешнее торможение?
ОТВЕТЫ: 1. Не требует выработки, устойчиво, неспецифично, возникает в любом отделе ЦНС.
2. Требует выработки, возникает в любом отделе ЦНС, неспецифично, устойчиво.
3. Не требует выработки, специфично, неустойчиво возникает только в коре больших полушарий.
4. Неспецифично, устойчиво, возникает только в коре больших полушарий, не требует выработки.
ВОПРОС 2. Какие виды внутреннего (условного) торможения Вы знаете?
ОТВЕТЫ: 1. Дифференцировочное, индукционное, запаздывающее, угасательное.
2. Условный тормоз, угасательное, дифференцировочное, пессимальное.
3. Угасательное, запаздывающее, условный тормоз, дифференцировочное.
4. Запаздывающее, условный тормоз, индукционное, запредельное.
ВОПРОС 3. Какой тип ВНД по И. П. Павлову соответствует сангвиническому характеру? Холерическому темпераменту?
ОТВЕТЫ: 1. Сильный неуравновешенный или безудержный. Слабый.
2. Сильный уравновешенный подвижный. Сильный уравновешенный инертный.
3. Сильный уравновешенный подвижный. Сильный неуравновешенный.
4. Слабый. Сильный неуравновешенный или безудержный.
Самостоятельная работа студентов
1.1. Выполните лабораторные работы «Определение объема смысловой памяти» и «Определение объема непосредственного запоминания».
1.2. Оформите протоколы опытов и по результатам сделайте выводы об объеме смысловой памяти и объеме непосредственного запоминания.
2.1. Выполните лабораторную работу «Определение подвижности нервных процессов у человека».
В работе участвуют все студенты группы. За 20 секунд каждый должен нарисовать максимально возможное количество треугольников, чередуя их вершины и основания. Треугольники рисуются в строчку, величиной в одну клеточку тетрадного листа.
2.2. По количеству и правильности выполнения рисунков сделайте вывод о величине подвижности нервных процессов в коре головного мозга.
Л и т е р а т у р а
1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 489–498, 511–514.
2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1980. – С. 369–378, 395–402.
3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 280–284, 292–302, 326–330.
4. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 232–243.
5. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 239–240.
З а н я т и е 1 3
Дата: 2016-10-02, просмотров: 225.