ПОТЕНЦИАЛЫ ИЛИ ТОКИ ДЕЙСТВИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить электрические ответы мембран на действие раздражителей.

 

Примерные вопросы по теме

1. История обнаружения потенциалов или токов действия (ПД).

2. Способы регистрации ПД. Однофазная кривая тока действия и ее анализ.

3. Натриевая теория формирования токов действия.

4. Изменение мембранного потенциала при действии подпороговых раздражителей. Местное возбуждение или локальный ответ. Понятие о критическом уровне деполяризации и пороге деполяризации.

5. Кривая Ферворна и ее физиологическое содержание. Причины и механизмы изменения возбудимости в процессе возбуждения.

6. Действие ритмического раздражителя на возбудимые системы. Лабильность. Оптимальный и максимальный ритм. Усвоение ритма.

 

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. Изменится ли (если да, то как) величина (амплитуда) потенциала действия нервного волокна, если уменьшить концентрацию ионов Na+ во внешней среде на 30% ?

ОТВЕТЫ: 1. Величина ПД существенно не изменится.

2. Амплитуда ПД снизится.

3. Величина ПД увеличится.

4. Амплитуда ПД упадет до нуля.

ВОПРОС 2. Какие закономерности характеризуют локальный ответ? Потенциал действия?

ОТВЕТЫ: 1. Распространяется без декремента (затухания), способен к суммации, носит градуальный характер. Распространяется с декрементом, подчиняется закону «все или ничего», не способен к суммации.

2. Носит градуальный характер, способен к суммации, распространяется с декрементом. Не подчиняется закону «все или ничего», способен к суммации, распространяется без декремента.

3. Подчиняется закону «все или ничего», способен к суммации, распространяется с декрементом. Носит градуальный характер, распространяется без декремента, не способен к суммации.

4. Способен к суммации, распространяется с декрементом, носит градуальный характер. Не способен к суммации, распространяется без декремента, подчиняется закону «все или ничего».

ВОПРОС 3. Изменятся ли (если да, то как) величины порога деполяризации и критического уровня деполяризации, если заряд мембраны нервного волокна возрастет с –70 до –80 мв?

ОТВЕТЫ: 1. Величина порога деполяризации возрастет на 10 мв, величина критического уровня деполяризации не изменится.

2. Величина порога деполяризации уменьшится на 10 мв, величина критического уровня деполяризации возрастет на 10 мв.

3. Значение порога деполяризации не изменится, величина критического уровня деполяризации возрастет на 10 мв.

4. Значение величины порога не изменится, уровень критической деполяризации снизится на 10 мв.

ВОПРОС 4. Какому периоду на кривой однофазного тока действия соответствует фаза экзальтации на кривой Ферворна? Чем обусловлен этот период?

ОТВЕТЫ: 1. Периоду быстрой реполяризации. Интенсивным выходом ионов К+ из клетки.

2. Периоду медленной реполяризации. Избыточным выходом ионов К+ из клетки.

3. Следовому электроотрицательному потенциалу. Медленным выходом ионов К+ из клетки по инерции.

4. Следовому электроположительному потенциалу. Медленным входом ионов К+ в клетку.

ВОПРОС 5. Что является мерой лабильности. Какая из возбудимых структур обладает наибольшей лабильностью?

ОТВЕТЫ: 1. Величина оптимального ритма раздражения. Нервное волокно.

2. Величина максимального ритма раздражения. Мышечное волокно.

3. Величина максимального ритма раздражения. Нервное волокно.

4. Величина оптимального ритма раздражения. Мышечное волокно.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Выполните лабораторную работу «Опыт вторичного сокращения Маттеучи».

1.2. Оформите протокол опыта и сделайте анализ результата эксперимента.

2.1. Совместно с преподавателем поставьте опыт Мюллера-Келикера. Сделайте анализ работы и запишите его в тетрадь.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985.– С. 24–32, 35–44.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М.: Высш. шк. 1980. – С. 231–238.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 43–55.

4. Латманизова Л. В. Физиология нервной системы. Ч. 1 / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. – С. 33–67.

5. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 19–28.

6. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и Л. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 158.

З а н я т и е 4

ЗАКОНЫ РАЗДРАЖЕНИЯ. ДЕЙСТВИЕ ПОСТОЯННОГО

ТОКА НА ВОЗБУДИМЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Разобрать законы раздражения и механизмы влияния длительно действующего тока на возбудимые ткани.

 

Примерные вопросы по теме

1. Зависимость величины ответной реакции от силы раздражителя. Закон «все или ничего» и правило силовых отношений.

2. Зависимость пороговой силы стимула от его длительности. Кривая Гооверга-Вейсса.

3. Зависимость величины порога от крутизны нарастания раздражителя. Аккомодация.

4. Реакция возбудимых тканей на действие постоянного тока. Электротон. Механизмы развития катодической депрессии и анодической экзальтации.

5. Парабиоз Н. Е. Введенского. Стадии парабиоза и механизм их развития.

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. В соответствии с каким законом на действие различных по силе раздражителей отвечает икроножная мышца лягушки; седалищный нерв?

ОТВЕТЫ: 1. Мышца – по закону «все или ничего»; нерв – по правилу силовых отношений.

2. Мышца – по правилу силовых отношений; нерв – по закону «все или ничего».

3. Мышца и нерв – оба по закону «все или ничего».

4. Мышца и нерв – оба по правилу силовых отношений.

ВОПРОС 2. Как меняется возбудимость нерва под катодом и анодом длительно действующего постоянного тока? Как называются эти состояния измененной возбудимости?

ОТВЕТЫ: 1. Под катодом возбудимость сначала понижается, затем повышается; под анодом сначала повышается, затем понижается. Катэлектротон, катодическая экзальтация; анэлектротон, анодическая депрессия.

2. Под катодом возбудимость сначала повышается, затем понижается: под анодом сначала понижается, затем повышается. Катэлектротон, катодическая депрессия; анэлектротон, анодическая экзальтация.

3. Под катодом возбудимость сначала понижается, затем повышается: под анодом сначала повышается, затем снижается. Катодическая депрессия, катэлектротон; анодическая экзальтация, анэлектротон.

4. Под катодом возбудимость сначала повышается, затем понижается; под анодом сначала понижается, затем повышается. Катодическая экзальтация, катэлектротон; анодическая депрессия, анэлектротон.

ВОПРОС 3. Какие изменения величин мембранного потенциала (Ео), критического уровня деполяризации (Ек) и порога деполяризации по сравнению с состоянием относительного покоя наблюдаются при катэлектротоне; анодической экзальтации?

ОТВЕТЫ: 1. Катэлектротон – величина Ео снижена, Ек не изменена, порога деполяризации снижена; анодическая экзальтация – величина Ео снижена, Ек не изменена, порога деполяризации повышена.

2. Катэлектротон – величина Ео повышена, Ек повышена, порога деполяризации повышена; анодическая экзальтация – величина Ео не изменена, Ек снижена, порога деполяризации снижена.

3. Катэлектротон –величина Ео снижена. Ек не изменена, порога деполяризации повышена; анодическая экзальтация – величина Ео повышена, Ек понижена, порога деполяризации повышена.

4. Катэлектротон – величина Ео снижена, Ек не изменена, порога деполяризации снижена; анодическая экзальтация – величина Ео повышена, Ек снижена, порога деполяризации снижена.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Выполнить лабораторную работу «Определение величины порога раздражения, оптимума и пессимума частоты и силы раздражения».

1.2. Оформить в тетради протокол опытов и сделать анализ результатов работы.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 33–40, 44.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1980. – С. 238–245.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк. 1991. – С. 51–61.

4. Латманизова Л. В. Физиология нервной системы. Ч. 1 / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. – С. 11–31, 80–93.

5. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир. 1985. – С. 30–35.

6. Руководство к лабораторным занятиям по физиологии человека и животных / Под ред. А. Н. Кабанова. М.: Просвещение, 1966. – С. 29–32

7. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 154–155.

 

 

З а н я т и е 5

Дата: 2016-10-02, просмотров: 220.