ОБЩИЕ СВОЙСТВА ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(с е м и н а р )

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Проверить степень усвоения материала, разобрать неясные вопросы, проанализировать правильность выводов, сделанных по результатам лабораторных работ.

 

Примерные вопросы по теме

1. Биологические реакции. Раздражимость и раздражение, возбудимость и возбуждение. Раздражители, их классификация. Уровни функциональной активности.

2. Обнаружение электрических явлений в тканях. Опыты Гальвани. Токи покоя. Величины МП для различных возбудимых образований. Условие существования МП.

3. Причины существования МП. Пассивные и активные механизмы поддержания МП. Натриево-калиевый насос и механизм его действия

4. Потенциалы или токи действия. Опыты Маттеучи и Келликера. Методы регистрации ПД. Кривая однофазного тока действия и ее анализ. Натриевая теория возникновения токов действия.

5. Изменение мембранного потенциала под действием подпороговых раздражителей. Местный потенциал или локальный ответ, его свойства. Уровень критической деполяризации.

6. Изменение возбудимости в процессе возбуждения (кривая Ферворна и ее анализ).

7. Зависимость величины ответной реакции от силы раздражителя. Закон «все или ничего» и правило силовых отношений.

8. Зависимость пороговой силы стимула от его длительности. Реобаза, полезное время, хронаксия и критическое время на кривой силы-времени.

9. Зависимость величины порога от крутизны нарастания силы раздражителя (закон Дюбуа-Реймона). Аккомодация и ее механизмы.

10. Функциональная подвижность или лабильность. Максимальный ответ или оптимальный ритмы возбуждения. Усвоение ритма.

11. Парабиоз Н. Е. Введенского. Стадии парабиоза и причина их возникновения.

12. Реакция возбудимых тканей на действие постоянного тока. Природа электротона. Катодическая депрессия и анодическая экзальтация.

 

Самостоятельная работа студентов

Представить и доложить результаты исследований, проведенных на занятиях 1–4. Зачитать выводы, сделанные по результатам лабораторных работ, и дать им физиологическое объяснение.

 

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 19–44.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1980. – С. 231–254.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 31–32, 36–61.

4. Латманизова Л. В. Физиология нервной системы. Ч. 1 / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. – С. 4–67, 80–93.

5. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 1 / Пер. с англ. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 9–37.

6. Катц Б. Нерв, мышца и синапс. М.: Мир, 1968. 220 с.

7. Общая физиология нервной системы. Л.: Наука, 1979. 717 с.

8. Ходоров Б. И. Общая физиология возбудимых мембран. М.: Наука, 1975. 406 с.

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

З а н я т и е 6

РЕФЛЕКТОРНЫЙ ПРИНЦИП РАБОТЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Рассмотреть принципиальное строение нервной системы и изучить рефлекторный принцип ее деятельности.

 

Примерные вопросы по теме

1. Общее представление о механизмах регуляции функций в организме. Особенности нервной регуляции функций.

2. Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы. Особенности строения нервной клетки. Классификация нейронов. Нейроглия.

3. Рефлекс. Принципы рефлекторной деятельности. Классификация рефлексов.

4. Рефлекторная дуга, ее принципиальное строение и функции отделов дуги. Понятие о рефлекторном кольце.

5. Нервное волокно, его строение и функция. Законы и механизмы проведения возбуждения по различным нервным волокнам.

 

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. Какие основные особенности характеризуют нервный механизм регуляции? Гуморальный механизм регуляции?

ОТВЕТЫ: 1. Отсутствие точного адресата, высокая скорость реализации воздействия, малая инертность. Точный адресат, длительный латентный период, длительность и существенная инертность воздействия.

2. Наличие точного адресата, большой латентный период, малая инертность. Отсутствие точного адресата, длительный латентный период, большая длительность и инертность воздействия

3. Наличие точного адресата, высокая скорость реализации воздействия, низкая инертность. Отсутствие точного адресата, длительный латентный период, большая длительность и инертность воздействия.

4. Наличие точного адресата, длительный латентный период, малая инертность. Отсутствие точного адресата, короткий латентный период, большая инертность и длительность воздействия.

ВОПРОС 2. Назовите принципы рефлекторной деятельности. Каковы правила (законы) проведения возбуждения по нервному волокну?

ОТВЕТЫ: 1. Принципы причинности, морфологической и физиологической целостности, структурности. Правила изолированного и двухстороннего проведения, анализа и синтеза.

2. Принципы структурности, детерминизма, анализа и синтеза. Законы морфологической и физиологической непрерывности, изолированного и одностороннего проведения.

3. Принципы анализа и синтеза, детерминизма, структурности. Правила двухстороннего и изолированного проведения, морфологической и физиологической целостности.

4. Принципы детерминизма, анализа и синтеза, одностороннего проведения. Законы морфологической и физиологической целостности, изолированного проведения и структурности.

ВОПРОС 3. Какой из отделов рефлекторной дуги осуществляет передачу возбуждения от нервного центра к эффектору? Воспринимает действие раздражителя?

ОТВЕТЫ: 1. Афферентное нервное волокно. Нервный центр.

2. Нервный центр. Эффектор.

3. Эфферентное нервное волокно. Нервный центр.

4. Эфферентное нервное волокно. Рецептор.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Выполните лабораторную работу «Анализ рефлекторной дуги».

1.2. Зарисуйте схему рефлекторной дуги и укажите места ее повреждения в опыте.

1.3. Сделайте выводы о необходимости различных частей рефлекторной дуги для осуществления рефлекса.

1.4. Выполните лабораторную работу «Демонстрация сухожильных проприоцептивных рефлексов у человека».

1.5. Зарисуйте схемы рефлекторных дуг и сделайте заключение о месте замыкания этих рефлексов.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 65–74, 88–92, 108–110.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1980. – С. 254–255, 262–266, 271–274.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 33–35, 95–101.

4. Латманизова Л. В. Физиология нервной системы. Ч. 2 / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. – С. 3–32.

5. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 7–9, 113–120.

6. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк. 1983. – С. 178–179.

 

 

З а н я т и е 7

Дата: 2016-10-02, просмотров: 247.