И ДРУГИЕ АНАЛИЗАТОРЫ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить механизмы деятельности слухового, вестибулярного, соматосенсорного, обонятельного, вкусового и висцерального анализаторов.
Примерные вопросы по теме
1. Слуховой анализатор. Звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты слухового анализатора. Кортиев орган.
2. Электрические явления в улитке, проводящих путях и корковых центрах слухового анализатора.
3. Современная теория слуха. Анализ высоты и силы звуков. Звуковые ощущения.
4. Строение и функции вестибулярной сенсорной системы. Вестибулярные рефлексы.
5. Кожная рецепция. Рецепторы кожи, их принципиальное строение и функции. Болевая рецепция и ее роль в жизни человека и животных.
6. Проприорецепция. Принципиальное строение и функционирование рецепторов мышц и сухожилий, их участие в поддержании тонуса мышц и организации двигательных актов.
7. Проведение и переработка соматосенсорной информации.
8. Обонятельный анализатор и его строение. Современное представление о механизмах восприятия обонятельных раздражений.
9. Вкусовой анализатор и его функция. Анализ и синтез вкусовых раздражений.
10. Физиология висцерального анализатора.
Вопросы для самоконтроля
ВОПРОС 1. Каков диапазон тональности (частоты) звука, воспринимаемый человеком? В каком диапазоне частоты звука слуховая чувствительность человеческого уха максимальна?
ОТВЕТЫ: 1. От 20 до 16000 гц. От 1000 до 4000 гц.
2. От 16 до 20000 гц. От 50 до 1000 гц.
3. От 16 до 16000 гц. От 4000 до 10000 гц.
4. От 16 до 20000 гц. От 1000 до 4000 гц.
ВОПРОС 2. Перечислите рецепторы кожи, обеспечивающие тактильную чувствительность. Температурную чувствительность.
ОТВЕТЫ: 1. Тельца Фатера-Пачини, диски Меркеля, нервные сплетения вокруг волосяных фолликулов, тельца Мейснера, свободные нервные окончания. Тельца Руффини, колбочки Краузе.
2. Диски Меркеля, тельца Фатера-Пачини, тельца Мейснера, тельца Гольджи, тельца Руффини. Колбочки Краузе, свободные нервные окончания.
3. Диски Меркеля, нервные окончания вокруг волосяных фолликулов, свободные нервные окончания, тельца Мейснера, тельца Руффини. Тельца Фатера-Пачини, колбочки Краузе.
4. Тельца Мейснера, волосковые клетки, свободные нервные окончания, тельца Фатера-Пачини, тельца Мейснера. Тельца Руффини, тельца Гольджи.
ВОПРОС 3. Какие рефлекторные вегетативные и соматические реакции возникают под влиянием болевого раздражителя?
ОТВЕТЫ: 1. Повышается артериальное давление, частота дыхания и сердечных сокращений, зрачок суживается, содержание глюкозы в крови уменьшается, мышечный тонус повышается.
2. Артериальное давление, частота дыхания и частота сердечных сокращений снижаются, зрачки расширяются, содержание глюкозы в крови повышается, мышечный тонус повышается.
3. Артериальное давление повышается, частота дыхания и сердечных сокращений уменьшается, зрачок расширяется, содержание глюкозы в крови повышается, мышечный тонус уменьшается.
4. Артериальное давление, частота дыхания и частота сердечных сокращений повышаются, зрачки расширяются, содержание глюкозы в крови увеличивается, мышечный тонус повышается.
Самостоятельная работа студентов
1.1. Выполнить следующие лабораторные работы: «Исследование костной и воздушной проводимости», «Изучение состояния вестибулярного анализатора у человека», «Адаптация рецепторов кожи к действию высокой и низкой температуры. Явление контраста», «Исследование тактильной чувствительности», «Опыт Аристотеля», «Определение чувствительности отдельных участков языка к различным вкусовым раздражителям».
1.2. Оформите в тетради протоколы опытов и сделайте анализ результатов каждой из работ.
Л и т е р а т у р а
1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 466-480, 445-447.
2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 355–365, 445–447.
3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 398–416, 425–436, 465–472.
4. Физиология человека. В 4-х томах. Т. 2 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 154–189, 194–203.
5. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 213–214, 215.
6. Руководство к лабораторным занятиям по физиологии человека и животных / Под ред. А. Н. Кабанова. М.: Просвещение, 1966. – С. 101–104.
7. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г. И. Косицкого и В. А. Полянцева. М.: Медицина, 1988. – С. 246–249.
З а н я т и е 1 8
ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ
( с е м и н а р )
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Проверить степень усвоения знаний по разделу, разобрать неясные вопросы, дать оценку глубины анализа результатов лабораторных работ.
Примерные вопросы по теме
1. Общее представление об анализаторах, их классификация. Роль анализаторов в познании окружающего мира. Теория отражения и критика физиологического идеализма в учении о сенсорных системах.
2. Рецепторы. Механизм активизации рецепторов и возникновения возбуждения в афферентном нерве. Общие свойства рецепторов. Кодирование информации в ЦНС, анализ раздражений.
3. Понятие о зрительном анализаторе. Оптическая система глаза. Аккомодация и рефракция глаза, их механизмы и нарушения.
4. Сетчатка, ее строение и функции. Фотохимические процессы в рецепторах сетчатки. Адаптация фоторецепторов, световая и контрастная чувствительность.
5. Электрические явления в сетчатке и зрительном нерве. Проводящие пути и корковый конец зрительного анализатора.
6. Цветовое зрение и теории цветоощущения. Цветовая слепота.
7. Слуховой анализатор. Звуковоспринимающий аппарат анализатора. Современная теория слуха, звуковые ощущения.
8. Электрические явления в улитке, проводящих путях и корковом центре слухового анализатора.
9. Строение и функции вестибулярной сенсорной системы. Вестибулярные рефлексы.
10. Кожная рецепция. Строение и функции кожных рецепторов. Болевая рецепция. Корковое представительство кожной чувствительности.
11. Проприорецепция. Принципиальное строение и функционирование рецепторов мышц и сухожилий, их участие в поддержании тонуса мышц и организации двигательных актов.
12. Обонятельный анализатор. Современное представление о механизмах восприятия обонятельных раздражений.
13. Вкусовой анализатор. Анализ и синтез вкусовых раздражений.
14. Физиология висцерального анализатора, его роль в жизни человека.
Самостоятельная работа студентов
Доложите результаты лабораторных работ, сделанных на занятиях 15-18, зачитайте и обсудите выводы.
Л и т е р а т у р а
1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 430–479.
2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 171–174, 331– 365, 445–447.
3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 373–499.
3. Физиология человека. В 4-х томах. Т. 2 / Под ред. Р. Шмидта. Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 5–203.
4. Физиология сенсорных систем: В 3-х частях. Л.: Наука, 1971–1975. Ч. 1. Физиология зрения. 1971. 416 с.; Ч.2. 1972. 703 с.; Ч. 3. Физиология механорецепторов. 1975. 530 с.
5. Физиология движений. Л.: Наука, 1976. 376 с.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 259.