МЕТОДЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Закрепить теоретические знания о живом организме, познакомиться с основными физиологическими понятиями. Изучить основные методы, применяемые в физиологии человека.
Примерные вопросы по теме
1. Методы физиологических исследований. Органолептические и инструментальные способы изучения функций.
2. Эксперимент как основной метод исследования в физиологии. Особенности острого и хронического эксперимента.
3. Понятие о живом организме, уровни организации организма человека.
4. Физиологические функции. Обмен веществ как основная функция живого организма. Пластические и энергетические процессы. Роль ферментов в обмене веществ.
5. Регуляция функций в организме. Особенности нервной и гуморальной регуляции. Единство нервных и гуморальных механизмов регуляции в обеспечении целостности организма.
6. Понятие о функциональной системе организма (П. К. Анохин). Системный принцип управления физиологическими функциями.
Самостоятельная работа студентов
1.1. Освоить методы обездвиживания лягушки путем дачи эфирного или спиртового наркоза и разрушения центральной нервной системы.
2.1. Выполнить лабораторную работу "Приготовление нервно-мышечного препарата икроножной мышцы лягушки".
2.2. Оформить протокол работы, в котором отразить этапы приготовления нервно-мышечного препарата. Зарисовать готовый препарат.
2.3. Сделать анализ работы, в котором указать на возможности использования нервно-мышечного препарата лягушки в изучении физиологии возбудимых образований.
Л и т е р а т у р а
1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. С 7–12.
2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 7–14.
3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. С. 130–149.
4. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна и А.В. Коробкова. – М.: Высш. шк., 1983. – С. 149–150.
ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
З а н я т и е 2
БИОТОКИ. МЕМБРАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить механизмы формирования мембранного потенциала.
Примерные вопросы по теме
1. Биологические реакции. Раздражимость и раздражение. Раздражители и их классификация.
2. Возбудимость и возбуждение. Возбудимые ткани. Функциональная активность.
3.Понятие о биотоках. История открытия биотоков.
4.Токи покоя или мембранный потенциал. Условия и причина существования мембранного потенциала (МП).
5. Мембранно-ионная теория МП.
6. Активный механизм поддержания мембранного потенциала.
Вопросы для самоконтроля
ВОПРОС 1. Какие свойства характерны для адекватного раздражителя?
ОТВЕТЫ: 1. Вызывает ответную реакцию в любом органе при незначительной силе действия.
2. Вызывает ответную реакция в приспособленном к нему органе при незначительной силе действия.
3. Вызывает ответную реакцию в приспособленном к нему органе при значительной силе действия.
4. Вызывает ответную реакцию в любом органе при значительной силе действия.
ВОПРОС 2. Что называется возбудимостью? Что такое реакция раздражения?
ОТВЕТЫ: 1. Способность ткани отвечать на внешние и внутренние воздействия быстрыми и специфическими изменениями темпов обмена веществ. Изменение темпов метаболизма в ткани в ответ на действие раздражителя.
2. Способность ткани отвечать на действие раздражителей изменением темпов обмена веществ. Специфическая ответная реакция живых тканей на внешние и внутренние воздействия.
3. Специфическая ответная реакция возбудимых тканей на действие раздражителей. Изменения темпов метаболизма в ткани в ответ на внешние и внутренние воздействия.
4. Изменение темпов метаболизма в ткани в ответ на внешние и внутренние воздействия. Способность ткани отвечать на действие раздражителей быстрым и специфическим изменением темпов обмена веществ.
ВОПРОС 3. Что является причиной, а что – условием существования мембранного потенциала?
ОТВЕТЫ: 1. Причина – различная концентрация ионов в протоплазме и межклеточной жидкости, условие – непроницаемость мембраны для ионов натрия.
2. Причина – разная концентрация ионов вне и внутри клетки, условие – наличие мембраны с селективной проницаемостью.
3. Причина – наличие полупроницаемой мембраны, условие – более высокая концентрация ионов калия в протоплазме клетки.
4. Причина – различная концентрация ионов калия в цитоплазме и межклеточной жидкости, условие – проницаемость клеточной мембраны для ионов калия.
ВОПРОС 4. Изменится ли (если да, то как) величина потенциала покоя нервной клетки, если искусственно увеличить концентрацию ионов К+ вне и внутри клетки в 1,5 раза; уменьшить концентрацию ионов Na+ вне клетки на 25 % ?
ОТВЕТЫ: 1. Величина потенциала покоя возрастет; существенно не изменится.
2. Величина мембранного потенциала снизится; несколько уменьшится.
3. Величина потенциала покоя возрастет; несколько увеличится.
4. Величина мембранного потенциала останется прежней; существенно не изменится.
ВОПРОС 5. Что является основным фактором, поддерживающим различие концентраций ионов вне и внутри клеток в процессе жизнедеятельности организма?
ОТВЕТЫ: 1. Силы электростатического взаимодействия.
2. Силы диффузии.
3. Активный транспорт ионов.
4. Взаимодействие сил диффузии и сил электростатического взаимодействия.
Самостоятельная работа студентов
1.1. Выполните лабораторную работу «Действие различных раздражителей на нервно-мышечный препарат лягушки».
Ход работы. Приготовьте нервно-мышечный препарат; в течение опыта все время держите его влажным, смачивая раствором Рингера или физиологическим раствором хлористого натрия. Раздражения на нерв наносите как можно дальше от мышцы.
1. РАЗДРАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ. Познакомьтесь с устройством и принципом работы учебного электростимулятора УЭС-1. Положите нерв препарата на электроды и наносите раздражения с частотой 1 имп/с и постепенно возрастающей амплитудой до возникновения четкой ответной реакции. Обратите внимание на быстроту возникновения и прекращения ответной реакции при действии электрического раздражителя.
2. МЕХАНИЧЕСКОЕ РАЗДРАЖЕНИЕ. Вблизи позвонка слегка ударьте по нерву ребром закрытых ножниц. Наблюдайте сокращение мышцы.
3. ТЕПЛОВОЕ РАЗДРАЖЕНИЕ. Нагрейте препаровальную иглу в горячей воде или на спиртовке. Прикоснитесь нагретой иглой (не острием) к нерву. Проверьте, сокращается ли мышца при таком прикосновении к нерву не подогретой иглой.
4. ХИМИЧЕСКОЕ РАЗДРАЖЕНИЕ. Положите на нерв несколько кристалликов поваренной соли. Отметьте момент наступления мышечных сокращений и обратите внимание на их характер. Смойте соль физиологическим раствором. Заметьте, сразу ли прекращаются сокращения мышц после снятия раздражителя.
5. РАЗДРАЖЕНИЕ ВСЛЕДСТВИЕ ВЫСЫХАНИЯ. Расположите нерв так, чтобы он свободно свисал. Смачивайте мышцу раствором, оставляя нерв сухим. Дождитесь появления сокращений мышцы. Смочите нерв физиологическим раствором. После этого сокращения мышцы обычно исчезают, так как исчезло раздражающее действие высыхания нерва.
1.2. Оформите в тетради протоколы опытов. Сделайте выводы об особенностях действия различных раздражителей на биологический объект.
2.1. Выполните лабораторную работу «Воспроизведение первого и второго опытов Гальвани».
2.2. Оформите в тетради протокол работы и сделайте анализ результатов экспериментов.
Л и т е р а т у р а
1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 9–10, 19–24.
2. Нормальная физиология / Под ред. А. А. Коробкова. М.: Высш. шк., 1980. – С. 231–234.
3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 31, 36–43.
4. Латманизова Л. В. Физиология нервной системы. Ч. 1 / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. – С. 31-42.
5. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 9–19.
6. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 156–158.
З а н я т и е 3
Дата: 2016-10-02, просмотров: 253.