З а н я т и е 1 9
МЕХАНИЗМ МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить структурную организацию поперечнополосатой мышечной ткани и механизм мышечного сокращения.
Примерные вопросы по теме
1. Строение мышцы как органа, электронно-микроскопическая структура мышечного волокна.
2. Механизм мышечного сокращения.
3. Регуляция мышечного сокращения. Электромеханическое сопряжение и роль ионов кальция в этом процессе. Регуляторные белки мышцы.
4. Энергетика мышечного сокращения. Роль АТФ в мышечном сокращении.
5. Электрическая характеристика и виды мышечных волокон.
6. Одиночное мышечное сокращение. Суммация сокращений и тетанус.
7. Нервно-моторные или двигательные единицы. Классификация двигательных единиц. Функционирование мышц в естественных условиях.
8. Тонус мышц.
Вопросы для самоконтроля
ВОПРОС 1. С чем взаимодействуют и какую роль выполняют ионы кальция и магния в регуляции мышечного сокращения?
ОТВЕТЫ: 1. Ионы кальция в комплексе с актином активируют АТФ-азную активность миозина; ионы магния, взаимодействуя с тропонином, обеспечивают прикрепление головок миозина к актину.
2. Ионы кальция, взаимодействуя с тропомиозином, активируют АТФ-азу и обеспечивают гребковое движение головок миозина; ионы магния в комплексе с актином обеспечивают прикрепление головок миозина к актину.
3. Ионы кальция взаимодействуют с миозином и осуществляют прикрепление к актину; ионы магния взаимодействуют с тропонином и активируют АТФ-азную активность миозина.
4. Ионы кальция, взаимодействуя с тропонином, обеспечивают прикрепление головок миозина к актину; ионы магния в комплексе с актином активируют АТФ-азную активность миозина.
ВОПРОС 2. По какому закону при действии одиночного раздражителя функционирует двигательная единица; целая мышца?
ОТВЕТЫ: 1. Двигательная единица по закону «все или ничего»; мышца по правилу силовых отношений.
2. Двигательная единица по правилу силовых отношений; мышца по закону «все или ничего».
3. И двигательная единица и мышца по закону «все или ничего».
4. И двигательная единица и мышца по правилу силовых отношений.
Самостоятельная работа студентов
1.1. Выполните лабораторную работу «Запись одиночного мышечного сокращения, зубчатого и гладкого тетануса».
1.2. Оформите протокол опыта, зарисуйте полученные кривые в тетради и проанализируйте особенности ответа мышцы на раздражители различной частоты.
Л и т ер а т у р а
1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 45-56, 248-250.
2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 423–436.
3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 102–116.
4. Физиология человека. В 4-х томах. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 50–65, 71–73.
5. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 156–158.
З а н я т и е 2 0
РАБОТА И СИЛА МЫШЦ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить основные закономерности работы мышц в организме и механизм развития их утомления.
Примерные вопросы по теме
1. Типы сокращения мышцы. Сила мышцы.
2. Работа мышцы. Статическая и динамическая работа мышц. Правило средних нагрузок. Эргография. Гипертрофия и атрофия мышц.
3. Утомление мышц. Механизм развития утомления мышечного волокна, нервно-мышечного препарата и мышцы в естественных условиях.
4. Активный отдых и его механизмы (И. М. Сеченов, А. Г. Гинецинский).
5. Физиологические особенности гладких мышц.
Вопросы для самоконтроля
ВОПРОС 1. Что является основной причиной развития утомления мышцы в естественных условиях? В условиях раздражения нерва нервно-мышечного препарата?
ОТВЕТЫ: 1. Развитие утомления в двигательных центрах коры больших полушарий головного мозга. Истощение медиатора в мионевральных синапсах.
2. Истощение медиатора в мионевральных синапсах. Истощение запасов энергосодержащих веществ и кислорода в мышце.
3. Накопление в мышцах продуктов распада, в частности, молочной кислоты и избыточный выход ионов калия из миоцитов. Истощение медиатора в мионевральных синапсах.
4. Развитие утомления в двигательных центрах коры больших полушарий. Истощение запасов энергосодержащих веществ и кислорода в мышцах.
ВОПРОС 2. Что является причиной более быстрого восстановления работоспособности утомленных мышц при активном отдыхе?
ОТВЕТЫ: 1. Возбуждение утомленных нервных центров по механизму одновременной положительной индукции и торможение симпатического отдела вегетативной нервной системы.
2. Торможение утомленных двигательных центров по механизму одновременной отрицательной индукции и возбуждение парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.
3. Возбуждение утомленных нервных центров по механизму последовательной положительной индукции и торможение парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.
4. Торможение утомленных нервных центров по механизму одновременной отрицательной индукции и возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы.
ВОПРОС 3. Какие свойства наиболее характерны для гладкой мышечной ткани?
ОТВЕТЫ: 1. Автоматия, пластичность, нечувствительность к химическим веществам, низкая скорость сокращения и расслабления.
2. Пластичность, чувствительность к химическим веществам, спонтанная активность, низкая скорость сокращения и расслабления.
3. Чувствительность к химическим веществам, спонтанная активность, высокая скорость сокращения и расслабления, пластичность.
4. Низкая скорость сокращения и расслабления, эластичность, чувствительность к химическим веществам, автоматия.
Самостоятельная работа студентов
1.1. Выполните лабораторную работу «Динамометрия. Исследование максимального мышечного усилия и силовой выносливости мышц кисти».
1.2. Рассчитайте уровень работоспособности, показатель снижения работоспособности мышц и силовой индекс мышц сгибателей кисти.
Силовой индекс вычисляется путем деления силы мышц в килограммах на массу телу испытуемого в килограммах. Средняя величина силового индекса мышц сгибателей кисти у мужчин равна 0,7–0,75, женщин – 0,5–0,6.
1.3. Оформите протокол опыта и проанализируйте полученные результаты.
2.1. Выполните лабораторную работу «Феномен активного отдыха И. М. Сеченова».
2.2. Оформите протокол опыта и сделайте вывод о влиянии характера отдыха на скорость восстановления физической работоспособности.
Л и т е р а т у р а
1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 46, 56-65.
2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 423–424, 435–443.
3. Физиология человека. В 4-х томах. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 64–71, 73–77.
4. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 175.
5. Голышенков С. П. Основы физиологии физического воспитания: Руководство к самостоятельной работе для студентов заочного отделения факультета физической культуры пед. ин-та. 2-е изд., исправ. и доп. / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 1996. – С. 8-9.
З а н я т и е 2 1
Дата: 2016-10-02, просмотров: 260.