ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЧЕЛОВЕКА

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Разобрать физиологические особенности высшей нервной деятельности человека, отличающие ее от нервно-психической деятельности животных.

 

Примерные вопросы по теме

1. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Значение второй сигнальной системы в развитии абстрактного мышления.

2. Взаимодействие сигнальных систем и подкорковых образований. Достоверность ощущений и восприятий.

3. Чисто человеческие типы ВНД, их особенности и характеристика.

4. Механизмы целенаправленной деятельности человека.

5. Взаимоотношение сознания и подсознания, физиологические механизмы.

6. Физиология эмоций. Состояние напряжения. Положительные эмоции и механизмы их возникновения.

7. Физиологические особенности нервно-напряженного труда.

 

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. Что принципиально отличает слово как раздражитель второй сигнальной системы от звуковых раздражителей первой сигнальной системы?

ОТВЕТЫ: 1. Слово несет больший объем информации, вызывает генерализованную ответную реакцию и непосредственно отражает особенности внешней среды.

2. Слово обобщает и поэтому позволяет мыслить абстрактно, т. е. отвлеченно от конкретной действительности.

3. Слово вовлекает в ответную реакцию значительно большее количество нервных элементов и поэтому позволяет человеку мыслить.

4. Слово более полно отражает объективную реальность, обобщая ее, что позволяет более быстро ориентироваться в среде обитания.

ВОПРОС 2. Что характеризует художественный тип ВНД человека?

ОТВЕТЫ: 1. Это отвлеченное, абстрактное мышление, основанное преимущественно на раздражителях второй сигнальной системы и преобладании функций левого полушария головного мозга.

2. Это предметное, конкретно-образное мышление, основанное преимущественно на раздражителях первой сигнальной системы и преобладании функций правого полушария головного мозга.

3. Это отвлеченное, абстрактное мышление, основанное преимущественно на раздражителях первой сигнальной системы и преобладании функций правого полушария головного мозга.

4. Это предметное, конкретно-образное мышление, основанное преимущественно на раздражителях второй сигнальной системы и преобладании функций левого полушария головного мозга.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Выполните лабораторную работу «Определение типологических свойств ВНД методом ассоциативного эксперимента».

Испытуемому предлагается последовательно 10–15 существительных, заготовленных заранее. На каждое слово он должен назвать первую возникшую у него ассоциацию, которую записывает испытатель.

1.2. Оформите протокол опыта, указав какой характер (конкретный или абстрактный) несет каждая ассоциация. Сделайте вывод о типологических особенностях ВНД испытуемого.

2.1. Выполните лабораторную работу «Определение степени абстрактного мышления ассоциативным методом».

Для работы необходимо согнуть один из листов тетради вдоль. На одной стороне в столбец записать 10 выражений-несуразностей: 1 – атмосферный окурок, 2 – ваза с видом изо рта, 3 – ежик под наркозом, 4 – мост через ночь, 5 – шарикоподшипник с кубическими шариками, 6 – горстка вечных конфет, 7 – таблетки от безденежья, 8 – интеллектуальное ведро, 9 – яма вверх дном, 10 – туземцы уверяют: на черный день белого красного вина не напасешься.

Перевернув лист, на другой стороне также в столбец записать: а) пессимизм, б) зубы, в) кровать, г) коллектив из несовместимых людей, д) монеты, е) кактус, ж) метеорит, з) оркестровая труба, и) парашют, к) каска.

Развернув лист, необходимо засечь время и постараться как можно быстрее найти отгадку из слов второго столбца каждому выражению первого. Постарайтесь уложиться в полторы-две минуты.

2.2. По результатам работы сделайте вывод о степени развития абстрактного мышления.

3.1. Выполните лабораторные работы «Влияние цели на результат деятельности», «Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания».

3.2. Оформите протоколы опытов и сделайте выводы.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 498–522, 526–529.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1980. – С. 366–387, 408–422.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 348–362.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г. И. Косицкого и В. А. Полянского. М.: Медицина, 1988. С. 264–268.

5. Вектор В. Загадки-несуразности / Наука и жизнь. 1977. № 6. – С. 139, 156.

 

З а н я т и е 1 4

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(с е м и н а р )

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Проверить степень усвоения материала по разделу, разобрать неясные вопросы.

 

Примерные вопросы по теме

1. Высшая и низшая нервная деятельность (И. М. Сеченов, И. П. Павлов). Условные и безусловные рефлексы, их сходство и различие.

2. Классификация безусловных и условных рефлексов. Инстинкты. Условные рефлексы различных порядков. Сенсорные и оперантные условные рефлексы.

3. Методика выработки и условия образования условных рефлексов. Сигналы условных рефлексов.

4. Механизм образования условных рефлексов (И. П. Павлов, П. К. Анохин). Схема дуги условного рефлекса. Биологическое значение условных рефлексов.

5. Современные представления о механизмах памяти. Виды памяти и их характеристика.

6. Торможение в коре больших полушарий. Его значение и виды. Характеристика внешнего (безусловного) торможения.

7. Условное (внутреннее) торможение в коре больших полушарий, его механизмы и виды.

8. Анализ и синтез раздражений в коре больших полушарий. Динамический стереотип. Условнорефлекторные переключения

9. Типы ВНД человека и животных (Гиппократ, И. П. Павлов). Чисто человеческие типы ВНД.

10. Механизмы сна и бодрствования организма. Теории сна. Роль ретикулярной формации и механизмах засыпания и пробуждения (П. К. Анохин). Причины наступления сна и его физиологическое значение.

11. Физиологическая картина естественного сна, стадии сна. ЭЭГ–картина сна. Психическая деятельность во время сна. Нормы сна.

12. Первая и вторая сигнальные системы действительности человека. Развитие второй сигнальной системы у человека и ее роль в абстрактном мышлении.

13. Взаимодействие сигнальных систем и подкорковых образований. Достоверность ощущений и восприятий. Механизмы целенаправленной деятельности человека. Функциональная системы П. К. Анохина.

14. Взаимоотношения между сознанием и подсознанием.

15. Эмоции, их физиологический субстрат и механизм развития. Положительные и отрицательные эмоции.

16. Физиологические особенности нервно-напряженного труда. Утомление и его предупреждение.

 

Самостоятельная работа студентов

Кратко доложите результаты работ, выполненных на занятиях 11–13 и зачитайте сделанные выводы.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 480–532.

2. Нормальная физиология / Под ред. А.. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 366–422, 532–536.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 250–264, 276–284, 292–302, 326–362.

4. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта. Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 228–266.

5. Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. М.: Высш. шк., 1991. 256 с.

6. Воронин Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности: Учеб. пос. для биол. спец. ун-тов. М.: Высш. шк., 1979. 312 с.

7. Павлов И. П. Избранные труды. М.: Изд. АПН РСФСР, 1951. 465 с.

8. Сеченов И. М. Лекции по физиологии. М.: Медицина, 1974. 332 с.

9. Судаков К. В. Общая теория функциональных систем. М.: Медицина, 1984. 224 с.

10. Физиология высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1970. 612 с.

ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

З а н я т и е 1 5

Дата: 2016-10-02, просмотров: 174.