ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СЕНСОРНЫХ СИСТЕМАХ И РЕЦЕПТОРАХ. ФИЗИОЛОГИЯ РЕЦЕПТОРОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить принципиальное строение и функции рецепторов и анализаторов. Разобрать основные свойства рецепторов.

 

Примерные вопросы по теме

1. Общие представления об анализаторах. Учение И. П. Павлова об анализаторах. Методы их изучения и классификация.

2. Роль анализаторов в познании окружающего мира. Физиологический идеализм и теория отражения. Практика как критерий достоверности восприятия внешнего мира.

3. Рецепторы и их классификация. Механизм возбуждения рецепторов. Генераторный и рецепторный потенциалы. Механизм возникновения возбуждения в афферентном нерве.

4. Общие свойства рецепторов. Закон Вебера-Фехнера. Адаптация рецепторов и анализаторов.

5. Кодирование информации в ЦНС и ее детектирование. Анализ раздражений и опознание образа.

 

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. Какова последовательность физиологических процессов, происходящих с сигналами при работе анализатора? Какие функции анализатора свойственны всем его слоям?

ОТВЕТЫ: 1. Обнаружение, передача и преобразование, детектирование признаков, кодирование, различение, опознание образов. Обнаружение, различие, опознание.

2. Обнаружение, различение, передача и преобразование, кодирование, детектирование признаков, опознание образов. Передача, преобразование, кодирование.

3. Различение, передача и преобразование, кодирование, детектирование признаков, обнаружение, опознание образов. Передача, обнаружение, кодирование.

4. Обнаружение, кодирование, различение, детектирование признаков, опознание образов, передача и преобразование. Передача, кодирование, различение.

ВОПРОС 2. Перечислите основные свойства рецепторов.

ОТВЕТЫ: 1. Инертность, адекватность, адаптация, полимодальность, опознание образов.

2. Способность к суммации раздражений полимодальность, флюктуация, адаптация, детерминизм.

3. Адекватность, способность к суммации раздражителей, адаптация, полимодальность, флюктуация.

4. Способность к суммации раздражителей, адекватность, адаптация, быстрая утомляемость, тонус.

ВОПРОС 3. Какие рецепторы обладают высокой скоростью адаптации? Практически не адаптируются к действию раздражителя?

ОТВЕТЫ: 1. Болевые, световые и обонятельные. Фоторецепторы и проприорецепторы.

2. Тактильные, слуховые, обонятельные и зрительные. Вестибуло- и проприорецепторы.

3. Слуховые, болевые, обонятельные и тактильные рецепторы. Проприо-, вестибуло- и фоторецепторы.

4. Обонятельные, тактильные, проприорецепторы и фоторецепторы. Вестибулорецепторы и рецепторы слуха.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Выполните лабораторную работу «Определение полей бесцветного и цветового зрения с помощью периметра».

1.2. Оформите протокол опыта и зарисуйте полученные данные на стандартном бланке или на импровизированном бланке в тетради.

1.3. Сделайте выводы по результатам работы, сравнив поля зрения для различных цветов.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 480–532.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 366–422, 532–536.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 372–393.

4. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 2. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 5–28.

5. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 209–211.

З а н я т и е 1 6

ФИЗИОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Разобрать строение и функции периферического конца зрительного анализатора, механизм построения изображения и фоторецепции.

 

Примерные вопросы по теме

1. Строение глаза. Оптическая система и преломляющая сила глаза.

2. Аккомодация и ее механизм. Нарушение аккомодации и ее причины.

3. Рефракция глаза и ее нарушения: близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

4. Зрачковый рефлекс и его значение.

5. Сетчатка, ее строение и функции слоев. Фоторецепторы.

6. Фотохимические процессы в рецепторах сетчатки.

7. Электрические явления в сетчатке и зрительном нерве. Проводящие пути и корковый конец анализатора.

8. Цветовая чувствительность, адаптация фоторецепторов.

9. Контрастная чувствительность. Инерция зрения, слияние мельканий и последовательные образы.

10. Цветовое зрение и теории цветоощущения. Цветовая слепота.

11. Восприятие пространства. Острота зрения, бинокулярное зрение. Роль движения глаза для зрения.

 

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. Какая из схем соответствует процессу разрушения родопсина после поглощения фотона?

ОТВЕТЫ: 1. Родопсин – прелюмиродопсин – люмиродопсин – метародопсин – ретиналидин – опсин – ретиналь – ретинол.

2. Родопсин – метородопсин – люмиродопсин – прелюмиродопсин – ретиналь-опсин – ретиналь – витамин А.

3. Родопсин – люмиродопсин – прелюмиродопсин – метародопсин – ретиналь – ретиналь-опсин – витамин А.

4. Родопсин – прелюмиродопсин – люмиродопсин – ретиналидин-опсин - ретиналь – метародопсин – ретинол.

ВОПРОС 2. Назовите последовательность событий, приводящих к аккомодации глаза на видение близко расположенного предмета.

ОТВЕТЫ: 1. Импульсация по симпатическим волокнам глазодвигательного нерва, сокращение ресничной мышцы, расслабление цинновых связок, уменьшение давления капсулы хрусталика, принятие хрусталиком более выпуклой формы.

2. Импульсация по парасимпатическим волокнам глазодвигательного нерва, сокращение ресничной мышцы, натяжение цинновых связок, увеличение давления капсулы хрусталика, принятие хрусталиком менее выпуклой формы.

3. Импульсация по симпатическим волокнам глазодвигательного нерва, расслабление ресничной мышцы, расслабление цинновых связок, увеличение давления капсулы хрусталика, принятие хрусталиком более выпуклой формы.

4. Импульсация по парасимпатическим волокнам глазодвигательного нерва, сокращение ресничной мышцы. расслабление цинновых связок, уменьшение давления капсулы хрусталика, принятие хрусталиком более выпуклой формы.

ВОПРОС 3. Какие три основных цвета согласно трехкомпонентной теории цветового зрения могут воспринимать колбочки нормального глаза?

ОТВЕТЫ: 1. Сине-фиолетовый, желтый, красный.

2. Голубой, зеленый, пурпурный.

3. Фиолетовый, пурпурный, желто-зеленый.

4. Красно-оранжевый, зеленый, сине-фиолетовый.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Выполните лабораторные работы «Аккомодация глаза», «Обнаружение явлений астигматизма», «Демонстрация слепого пятна на сетчатке глаза (опыт Мариотта)», «Определение остроты зрения», «Последовательные зрительные образы и контрасты», «Значение корреспондирующих точек при бинокулярном зрении», «Исследование цветового зрения» .

1.2. Оформите в тетради протоколы опытов и сделайте анализ результатов работ.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 441–451.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 338–343, 344–345.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 472–495.

4. Физиология человека. В 4-х томах. Т. 2 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 90–117, 124–151, 162–182.

5. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 209, 211.

6. Руководство к лабораторным занятиям по физиологии человека и животных / Под ред. А. Н. Кабанова. М.: Просвещение, 1966. – С. 91–92.

7. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г. И. Косицкого и В. А. Полянцева. М.: Медицина, 1988. – С. 229.

 

З а н я т и е 1 7

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 304.