ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

М. А. ГЕРАСЬКИНА

ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Методические указания для студентов биолого-химического

факультета педагогического института

Под редакцией С. П. Голышенкова

САРАНСК 1999

УДК 612

ББК 28. 9 р

Г 37

 

Гераськина М. А.

Физиология человека: Методические указания для студентов биолого-химического факультета педагогического института / Под ред. С. П. Голышенкова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 1999. – 75 с.

 

Рецензенты:

 

В. О. Слесарев, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий курсом патологической физиологии Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева;

В. И. Астрадамов, кандидат биологических наук, профессор кафедры зоологии и экологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева.

 

 

Настоящая работа содержит методические материалы к лабораторно-практическим занятиям по курсу физиологии человека. К каждой теме даны примерные вопросы, вопросы для самоконтроля и рекомендуемая литература. Самостоятельная работа определяет постановку основных лабораторных работ. Методические указания предназначены для студентов педагогического института обучающихся по специальности «Биология» с дополнительной специальностью «Химия».

 

 

Печатается по решению научно-методического совета

Мордовского государственного педагогического института

имени М. Е. Евсевьева

 

 

Ó Гераськина М. А., 1999

Ó Мордовский государственный

Педагогический институт

Им. М. Е. Евсевьева, 1999


П Р Е Д И С Л О В И Е

Физиология человека является одной из наиболее важных и сложных, а также трудных в изучении дисциплин цикла биологических наук. Изучение функций организма в разных условиях его существования определяет большую практическую значимость названного курса, так как позволяет студентам правильно применять в своей жизни научные знания и практические навыки по физиологии.

Методические указания окажут помощь в освоении программы по курсу физиологии человека преимущественно в его практической части, а вопросы с элементами программированного контроля знаний позволят студентам самостоятельно оценить степень усвоения материала. Вопросы теории, предлагаемые для разбора на занятиях и семинарах соответствуют программе и тесно связаны с лекционным курсом.

Для наиболее эффективного применения настоящей работы необходимо уметь пользоваться изложенными в ней материалами. К каждому занятию они даны в нескольких разделах, часто имеющих самостоятельное значение.

Первым этапом подготовки к занятию должна быть работа с учебником и конспектами лекций по изучению теоретического материала, знание которого необходимо для выполнения лабораторных работ, отраженного в разделе «Примерные вопросы по теме». Найти этот материал в учебниках поможет список литературы с указанием рекомендуемых для изучение страниц .

Самостоятельно определить степень усвоения теоретического материала помогут предлагаемые «Вопросы для самоконтроля». В них на каждый вопрос дано по 4 ответа, из которых правилен только один.

Следующим этапом является выполнение лабораторно-практических работ, указанных в разделе «Самостоятельная работа студентов». В некоторых случаях даны указания по проведению работ и оформлению их результатов.

Завершающим этапом лабораторного занятия является оформление протоколов проделанных работ и самостоятельный анализ полученных данных. Это важный этап экспериментального исследования. Изучив раздел курса каждый студент сдает семинар, задача которого заключается в систематизации и закреплении полученных знаний.

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

З а н я т и е 1

ПОНЯТИЕ О ЖИВОМ ОРГАНИЗМЕ И ЕГО ФУНКЦИЯХ.

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. С 7–12.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 7–14.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. С. 130–149.

4. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна и А.В. Коробкова. – М.: Высш. шк., 1983. – С. 149–150.

ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

З а н я т и е 2

БИОТОКИ. МЕМБРАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить механизмы формирования мембранного потенциала.

 

Примерные вопросы по теме

1. Биологические реакции. Раздражимость и раздражение. Раздражители и их классификация.

2. Возбудимость и возбуждение. Возбудимые ткани. Функциональная активность.

3.Понятие о биотоках. История открытия биотоков.

4.Токи покоя или мембранный потенциал. Условия и причина существования мембранного потенциала (МП).

5. Мембранно-ионная теория МП.

6. Активный механизм поддержания мембранного потенциала.

 

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. Какие свойства характерны для адекватного раздражителя?

ОТВЕТЫ: 1. Вызывает ответную реакцию в любом органе при незначительной силе действия.

2. Вызывает ответную реакция в приспособленном к нему органе при незначительной силе действия.

3. Вызывает ответную реакцию в приспособленном к нему органе при значительной силе действия.

4. Вызывает ответную реакцию в любом органе при значительной силе действия.

ВОПРОС 2. Что называется возбудимостью? Что такое реакция раздражения?

ОТВЕТЫ: 1. Способность ткани отвечать на внешние и внутренние воздействия быстрыми и специфическими изменениями темпов обмена веществ. Изменение темпов метаболизма в ткани в ответ на действие раздражителя.

2. Способность ткани отвечать на действие раздражителей изменением темпов обмена веществ. Специфическая ответная реакция живых тканей на внешние и внутренние воздействия.

3. Специфическая ответная реакция возбудимых тканей на действие раздражителей. Изменения темпов метаболизма в ткани в ответ на внешние и внутренние воздействия.

4. Изменение темпов метаболизма в ткани в ответ на внешние и внутренние воздействия. Способность ткани отвечать на действие раздражителей быстрым и специфическим изменением темпов обмена веществ.

ВОПРОС 3. Что является причиной, а что – условием существования мембранного потенциала?

ОТВЕТЫ: 1. Причина – различная концентрация ионов в протоплазме и межклеточной жидкости, условие – непроницаемость мембраны для ионов натрия.

2. Причина – разная концентрация ионов вне и внутри клетки, условие – наличие мембраны с селективной проницаемостью.

3. Причина – наличие полупроницаемой мембраны, условие – более высокая концентрация ионов калия в протоплазме клетки.

4. Причина – различная концентрация ионов калия в цитоплазме и межклеточной жидкости, условие – проницаемость клеточной мембраны для ионов калия.

ВОПРОС 4. Изменится ли (если да, то как) величина потенциала покоя нервной клетки, если искусственно увеличить концентрацию ионов К+ вне и внутри клетки в 1,5 раза; уменьшить концентрацию ионов Na+ вне клетки на 25 % ?

ОТВЕТЫ: 1. Величина потенциала покоя возрастет; существенно не изменится.

2. Величина мембранного потенциала снизится; несколько уменьшится.

3. Величина потенциала покоя возрастет; несколько увеличится.

4. Величина мембранного потенциала останется прежней; существенно не изменится.

ВОПРОС 5. Что является основным фактором, поддерживающим различие концентраций ионов вне и внутри клеток в процессе жизнедеятельности организма?

ОТВЕТЫ: 1. Силы электростатического взаимодействия.

2. Силы диффузии.

3. Активный транспорт ионов.

4. Взаимодействие сил диффузии и сил электростатического взаимодействия.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Выполните лабораторную работу «Действие различных раздражителей на нервно-мышечный препарат лягушки».

Ход работы. Приготовьте нервно-мышечный препарат; в течение опыта все время держите его влажным, смачивая раствором Рингера или физиологическим раствором хлористого натрия. Раздражения на нерв наносите как можно дальше от мышцы.

1. РАЗДРАЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ. Познакомьтесь с устройством и принципом работы учебного электростимулятора УЭС-1. Положите нерв препарата на электроды и наносите раздражения с частотой 1 имп/с и постепенно возрастающей амплитудой до возникновения четкой ответной реакции. Обратите внимание на быстроту возникновения и прекращения ответной реакции при действии электрического раздражителя.

2. МЕХАНИЧЕСКОЕ РАЗДРАЖЕНИЕ. Вблизи позвонка слегка ударьте по нерву ребром закрытых ножниц. Наблюдайте сокращение мышцы.

3. ТЕПЛОВОЕ РАЗДРАЖЕНИЕ. Нагрейте препаровальную иглу в горячей воде или на спиртовке. Прикоснитесь нагретой иглой (не острием) к нерву. Проверьте, сокращается ли мышца при таком прикосновении к нерву не подогретой иглой.

4. ХИМИЧЕСКОЕ РАЗДРАЖЕНИЕ. Положите на нерв несколько кристалликов поваренной соли. Отметьте момент наступления мышечных сокращений и обратите внимание на их характер. Смойте соль физиологическим раствором. Заметьте, сразу ли прекращаются сокращения мышц после снятия раздражителя.

5. РАЗДРАЖЕНИЕ ВСЛЕДСТВИЕ ВЫСЫХАНИЯ. Расположите нерв так, чтобы он свободно свисал. Смачивайте мышцу раствором, оставляя нерв сухим. Дождитесь появления сокращений мышцы. Смочите нерв физиологическим раствором. После этого сокращения мышцы обычно исчезают, так как исчезло раздражающее действие высыхания нерва.

1.2. Оформите в тетради протоколы опытов. Сделайте выводы об особенностях действия различных раздражителей на биологический объект.

2.1. Выполните лабораторную работу «Воспроизведение первого и второго опытов Гальвани».

2.2. Оформите в тетради протокол работы и сделайте анализ результатов экспериментов.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 9–10, 19–24.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. А. Коробкова. М.: Высш. шк., 1980. – С. 231–234.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 31, 36–43.

4. Латманизова Л. В. Физиология нервной системы. Ч. 1 / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. – С. 31-42.

5. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 9–19.

6. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 156–158.

 

 

З а н я т и е 3

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. Изменится ли (если да, то как) величина (амплитуда) потенциала действия нервного волокна, если уменьшить концентрацию ионов Na+ во внешней среде на 30% ?

ОТВЕТЫ: 1. Величина ПД существенно не изменится.

2. Амплитуда ПД снизится.

3. Величина ПД увеличится.

4. Амплитуда ПД упадет до нуля.

ВОПРОС 2. Какие закономерности характеризуют локальный ответ? Потенциал действия?

ОТВЕТЫ: 1. Распространяется без декремента (затухания), способен к суммации, носит градуальный характер. Распространяется с декрементом, подчиняется закону «все или ничего», не способен к суммации.

2. Носит градуальный характер, способен к суммации, распространяется с декрементом. Не подчиняется закону «все или ничего», способен к суммации, распространяется без декремента.

3. Подчиняется закону «все или ничего», способен к суммации, распространяется с декрементом. Носит градуальный характер, распространяется без декремента, не способен к суммации.

4. Способен к суммации, распространяется с декрементом, носит градуальный характер. Не способен к суммации, распространяется без декремента, подчиняется закону «все или ничего».

ВОПРОС 3. Изменятся ли (если да, то как) величины порога деполяризации и критического уровня деполяризации, если заряд мембраны нервного волокна возрастет с –70 до –80 мв?

ОТВЕТЫ: 1. Величина порога деполяризации возрастет на 10 мв, величина критического уровня деполяризации не изменится.

2. Величина порога деполяризации уменьшится на 10 мв, величина критического уровня деполяризации возрастет на 10 мв.

3. Значение порога деполяризации не изменится, величина критического уровня деполяризации возрастет на 10 мв.

4. Значение величины порога не изменится, уровень критической деполяризации снизится на 10 мв.

ВОПРОС 4. Какому периоду на кривой однофазного тока действия соответствует фаза экзальтации на кривой Ферворна? Чем обусловлен этот период?

ОТВЕТЫ: 1. Периоду быстрой реполяризации. Интенсивным выходом ионов К+ из клетки.

2. Периоду медленной реполяризации. Избыточным выходом ионов К+ из клетки.

3. Следовому электроотрицательному потенциалу. Медленным выходом ионов К+ из клетки по инерции.

4. Следовому электроположительному потенциалу. Медленным входом ионов К+ в клетку.

ВОПРОС 5. Что является мерой лабильности. Какая из возбудимых структур обладает наибольшей лабильностью?

ОТВЕТЫ: 1. Величина оптимального ритма раздражения. Нервное волокно.

2. Величина максимального ритма раздражения. Мышечное волокно.

3. Величина максимального ритма раздражения. Нервное волокно.

4. Величина оптимального ритма раздражения. Мышечное волокно.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Выполните лабораторную работу «Опыт вторичного сокращения Маттеучи».

1.2. Оформите протокол опыта и сделайте анализ результата эксперимента.

2.1. Совместно с преподавателем поставьте опыт Мюллера-Келикера. Сделайте анализ работы и запишите его в тетрадь.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985.– С. 24–32, 35–44.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М.: Высш. шк. 1980. – С. 231–238.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 43–55.

4. Латманизова Л. В. Физиология нервной системы. Ч. 1 / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. – С. 33–67.

5. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 19–28.

6. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и Л. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 158.

З а н я т и е 4

ТОКА НА ВОЗБУДИМЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Разобрать законы раздражения и механизмы влияния длительно действующего тока на возбудимые ткани.

 

Примерные вопросы по теме

1. Зависимость величины ответной реакции от силы раздражителя. Закон «все или ничего» и правило силовых отношений.

2. Зависимость пороговой силы стимула от его длительности. Кривая Гооверга-Вейсса.

3. Зависимость величины порога от крутизны нарастания раздражителя. Аккомодация.

4. Реакция возбудимых тканей на действие постоянного тока. Электротон. Механизмы развития катодической депрессии и анодической экзальтации.

5. Парабиоз Н. Е. Введенского. Стадии парабиоза и механизм их развития.

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. В соответствии с каким законом на действие различных по силе раздражителей отвечает икроножная мышца лягушки; седалищный нерв?

ОТВЕТЫ: 1. Мышца – по закону «все или ничего»; нерв – по правилу силовых отношений.

2. Мышца – по правилу силовых отношений; нерв – по закону «все или ничего».

3. Мышца и нерв – оба по закону «все или ничего».

4. Мышца и нерв – оба по правилу силовых отношений.

ВОПРОС 2. Как меняется возбудимость нерва под катодом и анодом длительно действующего постоянного тока? Как называются эти состояния измененной возбудимости?

ОТВЕТЫ: 1. Под катодом возбудимость сначала понижается, затем повышается; под анодом сначала повышается, затем понижается. Катэлектротон, катодическая экзальтация; анэлектротон, анодическая депрессия.

2. Под катодом возбудимость сначала повышается, затем понижается: под анодом сначала понижается, затем повышается. Катэлектротон, катодическая депрессия; анэлектротон, анодическая экзальтация.

3. Под катодом возбудимость сначала понижается, затем повышается: под анодом сначала повышается, затем снижается. Катодическая депрессия, катэлектротон; анодическая экзальтация, анэлектротон.

4. Под катодом возбудимость сначала повышается, затем понижается; под анодом сначала понижается, затем повышается. Катодическая экзальтация, катэлектротон; анодическая депрессия, анэлектротон.

ВОПРОС 3. Какие изменения величин мембранного потенциала (Ео), критического уровня деполяризации (Ек) и порога деполяризации по сравнению с состоянием относительного покоя наблюдаются при катэлектротоне; анодической экзальтации?

ОТВЕТЫ: 1. Катэлектротон – величина Ео снижена, Ек не изменена, порога деполяризации снижена; анодическая экзальтация – величина Ео снижена, Ек не изменена, порога деполяризации повышена.

2. Катэлектротон – величина Ео повышена, Ек повышена, порога деполяризации повышена; анодическая экзальтация – величина Ео не изменена, Ек снижена, порога деполяризации снижена.

3. Катэлектротон –величина Ео снижена. Ек не изменена, порога деполяризации повышена; анодическая экзальтация – величина Ео повышена, Ек понижена, порога деполяризации повышена.

4. Катэлектротон – величина Ео снижена, Ек не изменена, порога деполяризации снижена; анодическая экзальтация – величина Ео повышена, Ек снижена, порога деполяризации снижена.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Выполнить лабораторную работу «Определение величины порога раздражения, оптимума и пессимума частоты и силы раздражения».

1.2. Оформить в тетради протокол опытов и сделать анализ результатов работы.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 33–40, 44.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1980. – С. 238–245.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк. 1991. – С. 51–61.

4. Латманизова Л. В. Физиология нервной системы. Ч. 1 / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. – С. 11–31, 80–93.

5. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир. 1985. – С. 30–35.

6. Руководство к лабораторным занятиям по физиологии человека и животных / Под ред. А. Н. Кабанова. М.: Просвещение, 1966. – С. 29–32

7. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 154–155.

 

 

З а н я т и е 5

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 19–44.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1980. – С. 231–254.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 31–32, 36–61.

4. Латманизова Л. В. Физиология нервной системы. Ч. 1 / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. – С. 4–67, 80–93.

5. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 1 / Пер. с англ. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 9–37.

6. Катц Б. Нерв, мышца и синапс. М.: Мир, 1968. 220 с.

7. Общая физиология нервной системы. Л.: Наука, 1979. 717 с.

8. Ходоров Б. И. Общая физиология возбудимых мембран. М.: Наука, 1975. 406 с.

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

З а н я т и е 6

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. Какие основные особенности характеризуют нервный механизм регуляции? Гуморальный механизм регуляции?

ОТВЕТЫ: 1. Отсутствие точного адресата, высокая скорость реализации воздействия, малая инертность. Точный адресат, длительный латентный период, длительность и существенная инертность воздействия.

2. Наличие точного адресата, большой латентный период, малая инертность. Отсутствие точного адресата, длительный латентный период, большая длительность и инертность воздействия

3. Наличие точного адресата, высокая скорость реализации воздействия, низкая инертность. Отсутствие точного адресата, длительный латентный период, большая длительность и инертность воздействия.

4. Наличие точного адресата, длительный латентный период, малая инертность. Отсутствие точного адресата, короткий латентный период, большая инертность и длительность воздействия.

ВОПРОС 2. Назовите принципы рефлекторной деятельности. Каковы правила (законы) проведения возбуждения по нервному волокну?

ОТВЕТЫ: 1. Принципы причинности, морфологической и физиологической целостности, структурности. Правила изолированного и двухстороннего проведения, анализа и синтеза.

2. Принципы структурности, детерминизма, анализа и синтеза. Законы морфологической и физиологической непрерывности, изолированного и одностороннего проведения.

3. Принципы анализа и синтеза, детерминизма, структурности. Правила двухстороннего и изолированного проведения, морфологической и физиологической целостности.

4. Принципы детерминизма, анализа и синтеза, одностороннего проведения. Законы морфологической и физиологической целостности, изолированного проведения и структурности.

ВОПРОС 3. Какой из отделов рефлекторной дуги осуществляет передачу возбуждения от нервного центра к эффектору? Воспринимает действие раздражителя?

ОТВЕТЫ: 1. Афферентное нервное волокно. Нервный центр.

2. Нервный центр. Эффектор.

3. Эфферентное нервное волокно. Нервный центр.

4. Эфферентное нервное волокно. Рецептор.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Выполните лабораторную работу «Анализ рефлекторной дуги».

1.2. Зарисуйте схему рефлекторной дуги и укажите места ее повреждения в опыте.

1.3. Сделайте выводы о необходимости различных частей рефлекторной дуги для осуществления рефлекса.

1.4. Выполните лабораторную работу «Демонстрация сухожильных проприоцептивных рефлексов у человека».

1.5. Зарисуйте схемы рефлекторных дуг и сделайте заключение о месте замыкания этих рефлексов.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 65–74, 88–92, 108–110.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1980. – С. 254–255, 262–266, 271–274.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 33–35, 95–101.

4. Латманизова Л. В. Физиология нервной системы. Ч. 2 / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. – С. 3–32.

5. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 7–9, 113–120.

6. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк. 1983. – С. 178–179.

 

 

З а н я т и е 7

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. Наиболее полно перечислите составные части химического синапса.

ОТВЕТЫ: 1. Пресинаптическая мембрана, субсинаптическая мембрана, хеморецепторы, начальный сегмент.

2. Постсинаптическая мембрана, хеморецепторы, везикулы с медиатором, синаптическая щель.

3. Синаптическая щель, пресинаптическая мембрана, везикулы с медиатором, хеморецепторы.

4. Хеморецепторы, пресинаптическая мембрана, субсинаптическая мембрана, синаптическая щель.

ВОПРОС 2. Какие свойства нервных центров обусловлены преимущественно синаптическим механизмом передачи возбуждения?

ОТВЕТЫ: 1. Центральная задержка, последействие, способность к суммации, быстрая утомляемость, трансформация ритма возбуждений, работа по закону силовых отношений, тонус.

2. Трансформация ритма возбуждений, низкая лабильность, работа по закону силовых отношений, суммация раздражений, последействие, хемотропность, односторонность передачи возбуждения.

3. Быстрая утомляемость, низкая лабильность, трансформация ритма возбуждений, одностороння передача возбуждения, хемотропность, высокий уровень метаболизма, последействие.

4. Способность к суммации раздражений, быстрая утомляемость, низкая лабильность, трансформация ритма возбуждений, центральная задержка, работа по закону силовых отношений, односторонняя передача возбуждения.

ВОПРОС 3. Какой основной принцип лежит в основе взаимодействия различных отделов нервного центра? По какому механизму высший отдел нервного центра оказывает влияние на деятельность рабочего отдела?

ОТВЕТ 1. Принцип субординации. По механизму условного рефлекса.

2. Принцип доминанты. По механизму безусловного рефлекса.

3. Принцип субординации. По механизму безусловного рефлекса.

4. Принцип детерминизма. По механизму условного рефлекса.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Выполните лабораторную работу «Зависимость времени рефлекса Тюрка от силы раздражителя».

1.2. Сделайте обоснованный вывод о работе нервных центров по закону силовых отношений.

2.1. Выполните лабораторную работу «Развитие утомления в нервно-мышечном препарате».

2.2. Сделайте выводы о локализации утомления в нервно-мышечном препарате, при прямом раздражении мышцы.

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 74–77, 92–103, 111.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1980. – С. 254–261, 266–271. 274–279.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 70–90.

4. Латманизова Л. В. Физиология нервной системы. Ч. 2 / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. – С.32–42. 50–61.

5. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 78–106.

6. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 181.

7. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г. И. Косицкого и В. А. Полянского. М.: Медицина, 1988. – С. 93–94.

 

 

З а н я т и е 8

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. В основе каких видов торможения лежит стойкая деполяризация постсинаптической мембраны? При каком торможении эффект достигается с помощью тормозного медиатора?

ОТВЕТЫ: 1. Пессимальное и пресинаптическое торможение. Постсинаптическое торможение.

2. Постсинаптическое и пессимальное торможение. Торможение вслед за возбуждением.

3. Пессимальное торможение и торможение вслед за возбуждением. Постсинаптическое торможение.

4. Пресинаптическое торможение и торможение вслед за возбуждением. Постсинаптическое торможение.

ВОПРОС 2. Почему действие алкоголя на организм проявляется в первую очередь нарушением функций ЦНС? Какие нервные клетки наиболее чувствительны к действию алкоголя?

ОТВЕТЫ: 1. Потому что алкоголь накапливается в ЦНС из-за большого содержания в ней липидов. Тормозные нейроны коры больших полушарий.

2. Потому что нервные клетки обладают специфической чувствительностью к алкоголю. Двигательные нейроны коры больших полушарий.

3. Потому что из всех тканей организма нервная является наиболее интенсивно работающей и в силу этого более ранимой при неблагоприятных воздействиях. Тормозные нейроны мозжечка.

4. Потому что ЦНС эволюционно приспособлена для быстрого формирования ответных реакций на действие неблагоприятных раздражений. Нейроны коры и подкорковых образований, отвечающие за формирование эмоций.

ВОПРОС 3. Какие из механизмов координации рефлекторной деятельности непосредственно связаны с тем фактом, что количество моторных нейронов в ЦНС в несколько раз меньше, чем в сенсорных?

ОТВЕТЫ: 1. Иррадиации и конвергенции.

2. Конвергенции и окклюзии.

3. Окклюзии и индукции.

4. Индукции и доминанты.

ВОПРОС 4. Какими механизмами координации работы нервных центров можно объяснить суть слов В. Шекспира: «Слезы – что гроза: после них человек всегда тише»? Смысл изречения А. Грибоедова: «Влечение – род недуга»?

ОТВЕТЫ: 1.Одновременная отрицательная индукция. Диффузная иррадиация.

2. Диффузная иррадиация. Доминанта.

3. Последовательная положительная индукция. Селективная иррадиация.

4. Последовательная отрицательная индукция. Доминанта.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Разберите постановку опыта «Сеченовское торможение».

1.2. Зарисуйте схему опыта и сделайте вывод о причинах наблюдаемых явлений.

2.1. Выполните лабораторную работу «Сопряженное торможение сгибательного рефлекса».

2.2. Оформите результаты опыта и сделайте выводы.

3.1. Выполните лабораторную работу «Иррадиация возбуждения в ЦНС».

3.2. Проанализируйте результаты работы и оформите протокол опыта.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 103–108, 110–111.

2. Нормальная физиология / Под ред.. А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1980. – С. 275–285, 290–292.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк. 1991. – С. 166–174.

4. Латманизова Л. В. Физиология нервной системы Ч. 2 / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. – С. 61–77.

5. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 178–179.

 

З а н я т и е 9

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. Чем характеризуется действие умеренных доз алкоголя на кору больших полушарий головного мозга?

ОТВЕТЫ: 1. Возникновением ложного возбуждения, при котором возбуждаются тормозные нейроны коры и человек субъективно ощущает прилив и улучшение настроения.

2. Возникновением истинного возбуждения, при котором тормозятся тормозные нейроны и человек субъективно ощущает упадок сил и снижение настроения.

3. Возникновением истинного возбуждения, при котором возбуждаются возбуждающие нейроны коры и человек субъективно ощущает повышение работоспособности и настроения.

4. Возникновением ложного возбуждения, при котором тормозятся тормозные нейроны коры и субъективно человек ощущает повышение работоспособности и настроения.

ВОПРОС 2. Какие хеморецепторы воспринимают медиаторы, освобождающиеся в синапсах ганглиев и окончаниях симпатических нервных волокон?

ОТВЕТЫ: 1. В ганглиях a- и b-адренорецепторы, в окончаниях – М-холинорецепторы.

2. В ганглиях – Н-холинорецепторы, в окончаниях – М-холинорецепторы.

3. В ганглиях – М-холинорецепторы, в окончаниях – a- и b-адреноре-цепторы.

4. В ганглиях – Н-холинорецепторы в окончаниях – a- и b-адреноре-цепторы.

ВОПРОС 3. Какие эффекты характерны для возбуждения парасимпатического отдела ВНС?

ОТВЕТЫ: 1. Сужение зрачка, усиление перистальтики кишечника и стимуляция желудочного сока, расширение сосудов языка, слюнных желез и половых органов, уменьшение силы сокращения миокарда.

2. Расширение зрачка, уменьшение перистальтики кишечника и угнетение секреции желудочного сока, сужение сосудов кожи и внутренних органов, увеличение силы сокращений миокарда.

3. Сужение зрачка, угнетение перистальтики кишечника и уменьшение секреции желудочного и кишечного сока, расширение сосудов кожи и внутренних органов, уменьшение силы сокращения миокарда.

4. Расширение зрачка, усиление перистальтики кишечника и стимуляции секреции желудочного сока, расширение сосудов языка, слюнных желез и половых органов, уменьшение силы сокращения миокарда.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Выполните лабораторную работу «Регистрация спонтанной биоэлектрической активности коры головного мозга (электроэнцефалография)».

1.2. Зарисуйте схему отведений при записи ЭЭГ и виды электроэнцефалографических ритмов.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 142–178.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М.: Высш. шк. 1980. – С. 214–233, 319–331.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. Кн. 1. – С. 231–249; Кн. 2. – С. 5–18, 45–48.

4. Латманизова Л. В. Физиология нервной системы. Ч. 2 / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. – С. 42–50.

5. Физиология человека: В 4-х томах. Т. 1 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 167–219. 220–232.

6. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 184–186.

 

 

З а н я т и е 1 0

ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

(с е м и н а р )

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Проверить степень усвоения программного материала по разделу, разобрать неясные вопросы, проанализировать результаты лабораторных работ.

 

Примерные вопросы по теме

1. Понятие о центральной нервной системе, ее развитии и функциях. Роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в создании материалистического представления о функциях мозга. Отличия нервного механизма регуляции функций в организме от гуморального.

2. Нейрон как структурная и функциональная единица нервной системы. Особенности его морфологии и метаболизма. Классификация нейронов, нейроглия.

3. Структура и функции нервных волокон. Законы и механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам.

4. Межклеточная передача возбуждения. Мионевральный и центральные синапсы, их строение и механизм передачи возбуждения.

5. Рефлекс. Рефлекторные реакции и их классификация. Принципы рефлекторной деятельности. Морфологическая основа рефлекса. Строение и виды рефлекторных дуг.

6. Понятие о нервном центре. Принципиальное строение нервного центра. Свойства нервных центров, обусловленные их структурой и особенностями метаболизма нервной ткани.

7. Физиологическая характеристика свойств нервных центров, обусловленных синаптическим механизмом передачи возбуждения в ЦНС.

8. Торможение в ЦНС и история его открытия. Виды торможения и их механизмы. Значение торможения в деятельности нервной системы.

9. Координация деятельности нервных центров. Механизмы координации. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Механизм возникновения и свойства доминантного очага возбуждения. Пластичность нервных центров.

10. Влияние алкоголя на функции ЦНС.

11. Понятие о сегментарном и надсегментарном аппарате ЦНС. Физиология спинного мозга. Нейронная организация и рефлексы спинного мозга.

12. Физиология продолговатого мозга и варолиева моста. Средний мозг, его ядра. Рефлекторная деятельность заднего и среднего мозга.

13. Ретикулярная формация, ее структурная организация и функции.

14. Мозжечок, его строение и роль в регуляции движений. Последствия поражения мозжечка.

15. Промежуточный мозг. Функции ядер таламуса. Роль гипоталамуса в поддержании гомеостаза.

16. Лимбическая система мозга. Ее строение и роль в формировании эмоциональных состояний.

17. Кора больших полушарий головного мозга. Клеточное строение и функции древней, старой и новой коры. Сенсорные, ассоциативные и моторные зоны коры.

18. Методы исследования функций коры головного мозга. Электрические явления в коре.

19. Вегетативная нервная система и ее морфологические и функциональные особенности. Особенности передачи возбуждения в ВНС.

20. Вегетативная регуляция функций органов и тканей организма. Взаимодействие отделов ВНС. Адаптационно-трофическая функция симпатического отдела ВНС.

21. Влияние алкоголя и никотина на деятельность ВНС и функции внутренних органов.

 

Самостоятельная работа студентов

Представьте и доложите результаты исследований, проведенных на занятиях 6–10, дайте им физиологическое объяснение.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 65–74, 84–178.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1980. – С. 214–230. 254–331.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 1 / Под ред. А.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 187.