Блудная страсть преображается через очищение сердца. Полезны рукоделие, пост, молитва, вообще занятость трудом, делом.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из признаков побеждения страсти блуда и достижения желанной чистоты святые отцы считали отсутствие во сне и в мечтах блудных, обольстительных образов. (Вообще в ночных снах нередко отражаются внутренние, глубинные душевные переживания. В этом плане справедливы попытки психоаналитиков увязать сны-символы, соотнести их с реальной жизнью; не верны лишь их односторонние пансексуальные подходы и аатянутости в попытках подвести полученную информацию к психоаналитическим теориям.)

Блуд представляет собой, по сути дела, половую распущенность ("грех незаконного совокупления" по св. Иоанну Кассиану). К этой же страсти свт. Игнатий Брянчанинов этносит и всякое "принятие нечистых помыслов, беседу с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них, блудные мечтания и пленение, а также нехранение чувств, сквернословие, чтение сладострастных книг и половые извращения".

Преп. Исайя Отшельник считал, что блудная страсть усиливается от пяти поводов: празднословия, тщеславия, многоспания, внешних украшений и одежды и от пресыщения.

Хранение себя от соблазняющих и непристойных воздействий составляет суть таких важнейших и непопулярных ныне понятий, как воздержанность и целомудрие (то есть чистота души и тела).

Именно воспитания в духе непорочности тела и чистоты души так недостает нашей молодежи; вместо этого культивируются ранние сексуальные отношения; демагогически звучат поучения о "культуре школьной эротики", "безопасном сексе", в действительности приводящие к таким сложно разрешимым, а порой и просто трагическим проблемам в жизни юношей и девушек, что и поделать-то бывает уже, как говорится, нечего.

Святость и правдивость немыслимы без победы над похотью духа так же, как благополучие в семейных отношениях и духовное совершенствование.

III страсть. Сребролюбие

В отличие от чревоугодия и блуда, сопряженных с телесной природой и физиологическими потребностями человека, сребролюбие чуждо и несвойственно нашей природе. Какие-то проявления накопительства (впрок!), правда, можно наблюдать даже в животном мире: например, белка собирает запас орехов, крот складирует наворованные картофель, морковь и другие продукты. Но, тем не менее, накопления эти имеют все же приспособительный, жизненно необходимый характер и не отличаются безумной безмерностью и таким страстным порабощением души, как случается с человеком, буквально одержимым духом приобретательства и приумножения богатств, когда это ставится в основу всей жизни.

При этом уродуется весь облик Божий в человеке, вместе со скупостью, скряжничеством и другими проявлениями сребролюбия и рождаются персонажи типа знаменитых гоголевских Плюшкиных и Коробочек.

"Корнем всех зол" называет сребролюбие св. Иоанн Кассиан.

Душе, поврежденной этой страстью, навязывается несвойственное её природе чувство наживы, развивается алчность, корыстолюбие, толкающие человека нередко на ложь, подлоги и всевозможные преступления. Ослепленный страстью сребролюбия, человек не гнушается никакими средствами для приобретения желанного богатства и не останавливается ни перед чем для осуществления задуманного.

Массовое увлечение коммерцией в последние годы в России привело за сравнительно короткий период времени к выраженной нравственной деградации в обществе, особенно среди молодежи, оттоку специалистов из науки, искусства и производственной сферы в торговлю, сужению круга интересов, росту преступности, появлению рэкета, мафиозных структур, коррупции в невиданных до того у нас масштабах.

Св. Иоанн Кассиан справедливо указывает, что не столько обладания деньгами или дел денежных надо опасаться, но и само желание иметь деньги надо исторгать из души.

Бывает, что человек и не имеющий денег одержим духом любостяжания и сребролюбия, и наоборот, владеющий немалым богатством не имеет душевного пристрастия к нему.

Образ сребролюбца Иуды, ставшего предателем, а в конечном итоге самоубийцей, – вневременный пример пагубности сребролюбия. Трагедия этого человека прослеживается в евангельских преданиях, где сообщается, что вначале Иуда крал из ящика общие деньги, был прижимист, затем предал своего Учителя, жестоко отчаялся и удавился на осине.

Сребролюбцев св. Иоанн Кассиан называет "прокажёнными духом и душою". Свт. Игнатий Брянчанинов к этому виду страсти причисляет также скупость, любовь к подаркам и подношениям, воровство, присвоение чужого, корыстолюбие.

IV страсть. Гнев

"Смертоносным ядом души" именует гнев св. Иоанн Кассиан. Покуда душа человека заражена этой страстью, мир воспринимается искаженно. В гневе человек удаляется от мудрости ("ярость почивает в недре безумных" – Еккл. 7, 10).

Гнев есть болезнь души. Он не может в принципе быть оправдан, от какой бы причины не произошел, за исключением святого, праведного гнева на само зло. грехи, пороки, особенно в себе самом.

По первоначальному замыслу Творца, человеку была дарована энергия рвения, ревности для стремления к Богу и всему доброму. После грехопадения она исказилась и преобразовалась в страсть гнева, уклонившись ко злу. По мнению святых отцов, эта страсть прежде всего рождается в сердце от безмерного самолюбия.

Если острый гнев есть яд кратковременный, то хронический гнев (злопамятство) – это уже яд замедленного действия.

Гнев может удерживаться человеком внутри и не проявлять себя в словах и внешних действиях. Это, как говорится, куда ни шло (хотя и в таком случае существует опасность для здоровья самого гневающегося, даже если ему удается скрыть в себе проявления гнева).

Прославленный древний врач Гален всю жизнь испытывал отвращение к гневу после жуткой сцены, увиденной ещё в детстве. Некий человек открывал ключом дверь и впал в ярость по причине безуспешности своих усилий. При этом он стал грызть зубами ключ, пинать ногами дверь и в заключение упал в страшных конвульсиях и стал биться в них, как эпилептик.

"Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас" (Еф. 4, 31). "Солнце да не зайдёт во гневе вашем", сказано в Библии устами апостола Павла.

Гнев есть внутреннее свойство, качество сердца и души, он способен надолго как бы затаиваться, и человек нередко считает, что преодолел гневливость и достиг полного безгневия. Однако какое-то внешнее событие или повод вдруг внезапно, как искра, высеченная кремнем, зажигает огонь притаившейся страсти, и вот уже разгоревшееся пламя побуждает вновь к самой настоящей ярости, причину которой обычно ищут во внешних обстоятельствах, а не в себе самом.

На самом же деле страсть гнева ещё полностью не была изжита, не вырвана с корнем, не побеждена. Внешний фактор явился лишь провоцирующим моментом для проявления внутреннего затаенного врага. Поэтому, надо быть всегда благодарным тем ситуациям, которые высвечивают, быть может, ещ не подозреваемые наши несовершенства.

Безгневие же постоянное, вне зависимости от обстоятельств – может служить одним из признаков духовной высоты, зрелости и совершенства.

Свт. Игнатий Брянчанинов к этой страсти причисляет также брань, вражду, осуждение, оклеветание, возмущение, нанесение побоев и даже убийство.

V страсть. Печаль

Иногда печали предшествует гнев или сребролюбие, иногда причиной бывают ссоры, нереализованные (часто завышенные) претензии, несбывшиеся надежды.

Бывает наиболее пагубный вид печали – отчаяние, когда человек, вместо намерений улучшить, исправить свою жизнь, впадает в состояние полного неверия в лучшее и способен даже искусственно подавить сильнейший биологический инстинкт самосохранения, то есть покончить с собой (как Иуда Искариот)...

Печаль может иметь и духовный характер, как результат самоукорений, раздумий о своих несовершенствах, совестливости.

Духовная печаль отличается по качеству от страстной печали тем, что кротка, смиренна, терпелива и даже приятна.

Печаль-страсть, напротив, жестка, строптива, тороплива и даже агрессивна. Она, по мнению святых отцов, "препятствует всему доброму".

Свт. Игнатий Брянчанинов включает в эту страсть огорчение, тоску, сомнение в Божественном, ропот и некоторые иные состояния.

Итак, печаль есть следствие неудовлетворения самолюбивых желаний или гнева, что истощает жизненную позитивную энергию; печалятся также пристрастные к мирским удовольствиям, вещам, нарядам, занятиям. "Любящий мир много имеет печалей, а презирающий все, что в мире, всегда весел" (под "миром" понимаются чувственные, страстные ощущения, обычаи, нравы, дела, а не Божественное домостроительство и богоугодное бытие), – писал преп. Нил Синайский.

Иногда же, как отмечает св. Иоанн Кассиан, печаль налетает без видимых предшествующих причин (демонический аспект). Очень важно правильно оценить возникшую страсть и вовремя начать борьбу с нею.

VI страсть. Уныние

Уныние святые отцы называли ещё "скукою" или "тоскою сердечною", "слабостью души" или её "изнеможением". Уныние воздействует и на тело, расслабляя его.

Эта страсть сродни печали. Имеет нередко выраженную хронологическую зависимость (например, усиливается в полуденные часы). К вечеру обычно страсть эта уменьшалась или стихала вовсе.

Задолго до научных психиатрических изучений депрессивных состояний святые отцы описали достаточно точно и достоверно клиническую картину этого душевного недуга.

Уныние порождает чувства утомления, отвращения, сожаления о якобы потерянном времени, внушает, что человек не может спастись, что усилия его тщетны, труды пропали даром и прочее; приводит его в физическое изнеможение, доставляет бес покойство, вызывает смятение ума, волнение души, которая лишается в это время своих благоприобретённых добродетелей и твёрдости. Человек становится малодушным и уязвимым, неспособным для духовных усилий и подвигов. Часто уныние толкает на бегство, гонит из дому.

Святые отцы советуют мужественно противостоять этой страсти и не оставлять трудовую деятельность, которая сама по себе бывает спасительной от таких состояний. Уныние побеждается "терпением и противоборством", а не бегством и уклонением от него, что нередко наблюдается в медицинской практике, когда при первых депрессивных проявлениях пациенты, прекратив сопротивление, "бегут в болезнь".

Поучительна история, которую приводит св. Иоанн Кассиан. Авве Моисею один подвижник святости признался, что вчера "нападал на него недуг уныния и сильно мучил его; освободиться от мучений этот человек смог, лишь покинув своё уединенное место и посетив авву Павла. Однако авва Моисей возразил на это: "Нет, ты не освободился от этой страсти, а наоборот, показал себя трусом и беглецом, дав себя победить в первой же схватке и убежав с поля брани. Если в следующий раз ты не вступишь в сражение с врагом и не начнешь отражать его жаркие нападения, он будет одолевать тебя всякий раз".

К унынию свт. Игнатий Брянчанинов причислял также нерадение, ожесточение, неблагоговение, праздность, излишнюю изнеженность, празднословие, леность ко всякому делу и некоторые другие состояния.

VII страсть. Тщеславие

По определению свт. Григория Богослова, тщеславие есть стремление к суетной славе. Это удивительно разновидная, изменчивая и тонкая страсть. Борьба с ней непомерно трудна.

Старцы сравнивают тщеславие с луком или чесноком. За снятием и отсечением одного покрова следует другой.

Иногда человек тщеславится своим богатством, знатностью, но с такой же легкостью может впоследствии тщеславиться и бедностью, по сути страдая в обоих случаях от одной и той же страсти.

Тщеславие и гордость, в отличие от первых шести страстей, подстерегают подвижника как раз при успехах в духовной жизни и даже подвигах и достижении высоких добродетелей. "Не льсти себя из-за добродетели и духовными успехами не превозносись", – предупреждает св. Иоанн Кассиан.

Тщеславие не перестает преследовать человека, хотя бы он и совсем удалился из мира в пустыню или пещеру (как делали это древние отшельники), ибо страсть эта – внутреннее заболевание (души), а не внешнее свойство.

"Все другие страсти, будучи преодолеваемы, увядают, и будучи побеждаемы, с каждым днем становятся все слабее; также под влиянием места или времени истощаются они и стихают. Эта же страсть ещё ожесточеннее теснит победителя", – пишет св. Иоанн Кассиан.

Примеров тщеславия в обыденной нашей жизни столь много, что, пожалуй бы, и не стоило останавливаться на их описании и детализации. Люди тщеславятся одеждой, украшениями, должностями, положением в обществе, машинами, дачами, внешним видом, умственным превосходством, знаниями, успехами своих детей, да разве возможно все перечислить?! Русский язык очень точно передает суть данной страсти: тщетная слава, то есть тщеславие, – это поиск славы, но слава эта напрасная, тщетная, ненужная и даже пагубная для души.

Тщеславие опасно тем, что способно быстро свести на нет все предшествующие успехи в духовной жизни. Одна лишь тщеславная мысль типа "Вот какой я хороший" или "Все меня любят" способна низвергнуть человека вниз или превознести ещё выше до самой опасной страсти, которой считается гордыня.

Свт. Игнатий Брянчанинов к тщеславию причисляет ещё хвастовство, искание успехов в науках и искусствах для приобретения славы, сокрытие своих грехов, прекословие, лицемерие, лукавство, самооправдание, ложь, лесть, человекоугодие, зависть, притворство, бессовестность и другие.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 260.