Перед тем как выйти утром из дома, полезно проанализировать ("перебрать") все случаи, которые могут произойти в течение дня и дестабилизировать ваш душевный мир. К таким случаям необходимо специально готовиться, выбирая продуманную тактику поведения, включая всевозможные варианты. Немыслимо, конечно, предусмотреть все возможное до мелочей, но многое можно предугадать. Совет этот по большей части относится к начальным этапам духовного совершенствования, ибо на более поздних ступенях начинают проявляться духовная интуиция и опыт. Кроме того, необходимо, конечно же, помолиться, хотя бы кратко.
Внезапная атака "невидимой брани"
Если внезапно налетела брань, нужно постараться как можно скорее "сойти в область сердца вниманием ума", попытаться отсечь точно бритвой нежелательные мысли-стрелы или мужественно противодействовать им до полной победы над ними.
Верующие христиане, безусловно, немедленно должны пользоваться, как учат святые отцы, молитвой, смиряя себя и прося поддержки и укрепления у Бога.
Предрасполагающими факторами в развитии бурных атак являются неискренность, внутреннее пристрастие человека к вещам, событиям или лицам, ненависть или чрезмерная любовь к тленному. Леность также способствует "невидимой брани", труд же, напротив, перекрывает все вражеские козни (имеется в виду прежде всего духовный, а не суетный труд).
Оценка причин падений и поражений
Очень важно правильно оценить причину собственных палений и грубых промахов. Нередко мы пытаемся оправдать себя и искать причины в других людях или внешних обстоятельствах.
Святоотеческая мудрость учит никогда не заниматься самооправданием, ибо человек по природе своей себялюбив и всегда найдет способ исказить в угоду себе истинное положение вешей. (Например: "Ну, пусть я и погорячился и нагрубил, но я ведь тоже живой человек, а вот он должен бы был..." и так далее, постепенно все более убеждая себя в виновности другого и оправдывая себя.)
Вместо же самооправдания правильнее обвинить себя, искренне попытаться разобраться в причинах падения, которые обычно кроются в нашем себялюбии, тщеславии и особенно в гордыни ("где совершается падение, там прежде водворяется гордость; ибо гордость есть предвестница падения", – старец Никодим Святогорец "Невидимая брань"). Итак, не культивируйте в себе адвоката, а более позаботьтесь о воспитании беспристрастного обвинителя.
Встреча с трудностями
Непременным условием достижения устойчивости в противостоянии невидимой брани является выработка в себе терпения. Для этого требуется не избегать трудностей, а смело идти навстречу им, ибо через преодоление их рождается стойкость и появляется духовный опыт ("если ты желаешь стяжать навык в терпении, то не следует тебе избегать тех лиц, дел и обстоятельств, которые наиболее выводят тебя из терпения", – старец Никодим).
В психотерапевтической работе с пациентами необходимо разъяснение правильного подхода к уже свершившимся негативным событиям и трудностям. Главное их принять, а не убегать от них сломя голову неизвестно куда (в болезнь, другой город, менять работу без веской на то причины и пр.).
Тематические высказывания о невидимой брани
САМОПОЗНАНИЕ
Кто познает самого себя, тот познает Бога. |
Климент Александрийский |
Древнейшая наука о познании человеком самого себя издавна привлекала внимание крупнейших мыслителей и искателей истины всех времен и народов. Однако понимается суть этой науки весьма различно, отсюда и разные способы и подходы: от восточной нирваны до христианского затвора, от сектантских харизматических эксцессов до мистических откровений, от восьмиступенчатого пути Патанджали в йоге до инъекций наркотика типа ЛСД.
Понятно, что не все перечисленные способы ведут к истинному самопознанию, а являются лишь псевдосамопознанием, ведущим к прелести и душевной деградации.
В святоотеческом учении, являющемся базовым для "терапии души", самопознание начинается прежде всего с полноты видения (и ведания) собственных недостатков, пороков и немощей (как звезд в небе или песка морского) и осмысления их.
Необходимо постоянное глубочайшее внимание к себе, к каждой своей мысли, слову, поступку. Самопознание должно включать в себя скрупулезный беспристрастный анализ всего происходящего, умение отличать истину от лжи, добро от зла, Божескую волю от человеческой и демонической и прочее.
"Познай сам себя, – поучает свт. Григорий Богослов, какая в тебе тайна естества, как ум твой все обходит, как в тебе все управляется волею, что такое сохранение воспринятого – память, что такое возобновление воспринятого – воспоминание, как слово есть порождение ума и рождает слово в уме другого, как словом передается мысль, как гнев приводит в ярость и стыд в краску".
Один из основоположников древнего монашества св. Антонии, прозванный ещё при жизни современниками Великим, советовал: "Пусть каждый ежедневно дает себе отчёт в дневных и ночных своих поступках".
Святые старцы сравнивали иногда совесть с одеждой. Если долгое время не просматривать одежду, то она поражается молью или делается негодной по другим причинам.
В Православии верующие согласно вечернему молитвенному правилу подводят как бы итог минувшему дню, откровенно вскрывая свои проступки и ошибки, каются и молятся о прощении. Ведь прежде, чем лечь спать, надо очистить душу от всякой грязи, примириться со всеми ближними (в том числе и с врагами), извлечь надлежащие уроки из своих промахов. Этот великий духовный и глубоко психотерапевтический процесс (ибо испытание человеком совести заповедано Самим Богом) создаёА|т предпосылки для спокойного, заслуженного, мирного (святого) ночного сна с чистой совестью и легкостью на душе. Познание самого себя – процесс поистине бесконечный, неисчерпаемый (лишь пределы земной жизни ограничивают его во времени). Через познание себя происходит и духовная эволюция. Согласно Евангелию, целое Царство Божие лежит внутри нас (Лк. 17, 21). "Вселенной Всей Создателя внутри себя имею я", – восклицает св. Симеон Новый Богослов в одном из своих гимнов.
Самопознание немыслимо без особого духовного настроя, праведной жизни, специальных знаний и постоянной внутренней работы над собой. Процесс этот строго индивидуален. "Человек находится в великой опасности, – согласно авве Исайе Отшельнику, – доколе не познает себя".
Ниже приводится подборка некоторых высказываний святых отцов и русских мыслителей о самопознании.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 274.