Как готовить себя перед выходом из дома
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перед тем как выйти утром из дома, полезно проанализировать ("перебрать") все случаи, которые могут произойти в течение дня и дестабилизировать ваш душевный мир. К таким случаям необходимо специально готовиться, выбирая продуманную тактику поведения, включая всевозможные варианты. Немыслимо, конечно, предусмотреть все возможное до мелочей, но многое можно предугадать. Совет этот по большей части относится к начальным этапам духовного совершенствования, ибо на более поздних ступенях начинают проявляться духовная интуиция и опыт. Кроме того, необходимо, конечно же, помолиться, хотя бы кратко.

Внезапная атака "невидимой брани"

Если внезапно налетела брань, нужно постараться как можно скорее "сойти в область сердца вниманием ума", попытаться отсечь точно бритвой нежелательные мысли-стрелы или мужественно противодействовать им до полной победы над ними.

Верующие христиане, безусловно, немедленно должны пользоваться, как учат святые отцы, молитвой, смиряя себя и прося поддержки и укрепления у Бога.

Предрасполагающими факторами в развитии бурных атак являются неискренность, внутреннее пристрастие человека к вещам, событиям или лицам, ненависть или чрезмерная любовь к тленному. Леность также способствует "невидимой брани", труд же, напротив, перекрывает все вражеские козни (имеется в виду прежде всего духовный, а не суетный труд).

Оценка причин падений и поражений

Очень важно правильно оценить причину собственных палений и грубых промахов. Нередко мы пытаемся оправдать себя и искать причины в других людях или внешних обстоятельствах.

Святоотеческая мудрость учит никогда не заниматься самооправданием, ибо человек по природе своей себялюбив и всегда найдет способ исказить в угоду себе истинное положение вешей. (Например: "Ну, пусть я и погорячился и нагрубил, но я ведь тоже живой человек, а вот он должен бы был..." и так далее, постепенно все более убеждая себя в виновности другого и оправдывая себя.)

Вместо же самооправдания правильнее обвинить себя, искренне попытаться разобраться в причинах падения, которые обычно кроются в нашем себялюбии, тщеславии и особенно в гордыни ("где совершается падение, там прежде водворяется гордость; ибо гордость есть предвестница падения",старец Никодим Святогорец "Невидимая брань"). Итак, не культивируйте в себе адвоката, а более позаботьтесь о воспитании беспристрастного обвинителя.

Встреча с трудностями

Непременным условием достижения устойчивости в противостоянии невидимой брани является выработка в себе терпения. Для этого требуется не избегать трудностей, а смело идти навстречу им, ибо через преодоление их рождается стойкость и появляется духовный опыт ("если ты желаешь стяжать навык в терпении, то не следует тебе избегать тех лиц, дел и обстоятельств, которые наиболее выводят тебя из терпения", – старец Никодим).

В психотерапевтической работе с пациентами необходимо разъяснение правильного подхода к уже свершившимся негативным событиям и трудностям. Главное их принять, а не убегать от них сломя голову неизвестно куда (в болезнь, другой город, менять работу без веской на то причины и пр.).

 

Тематические высказывания о невидимой брани

  1. Враг в нас самих. У нас идет внутренняя война. Если внутреннее зло побеждено, то и внешнее покорится, как слабейшее (св. Иоанн Кассиан).
  2. У людей, старающихся проводить духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы каждое мгновение жизни – война духовная (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
  3. Есть в нас мысленная брань, более тяжелая, чем чувственная (преп. Филофей Синайский).
  4. Вопрос о главном пункте внутренней брани решается следующим образом: сойди вниманием в сердце, стань там перед Господом и не допускай туда ничего греховного. В этом все дело внутренней брани (свт. Феофан Затворник).

САМОПОЗНАНИЕ

Кто познает самого себя, тот познает Бога.
Климент Александрийский

Древнейшая наука о познании человеком самого себя издавна привлекала внимание крупнейших мыслителей и искателей истины всех времен и народов. Однако понимается суть этой науки весьма различно, отсюда и разные способы и подходы: от восточной нирваны до христианского затвора, от сектантских харизматических эксцессов до мистических откровений, от восьмиступенчатого пути Патанджали в йоге до инъекций наркотика типа ЛСД.

Понятно, что не все перечисленные способы ведут к истинному самопознанию, а являются лишь псевдосамопознанием, ведущим к прелести и душевной деградации.

В святоотеческом учении, являющемся базовым для "терапии души", самопознание начинается прежде всего с полноты видения (и ведания) собственных недостатков, пороков и немощей (как звезд в небе или песка морского) и осмысления их.

Необходимо постоянное глубочайшее внимание к себе, к каждой своей мысли, слову, поступку. Самопознание должно включать в себя скрупулезный беспристрастный анализ всего происходящего, умение отличать истину от лжи, добро от зла, Божескую волю от человеческой и демонической и прочее.

"Познай сам себя, – поучает свт. Григорий Богослов, какая в тебе тайна естества, как ум твой все обходит, как в тебе все управляется волею, что такое сохранение воспринятого – память, что такое возобновление воспринятого – воспоминание, как слово есть порождение ума и рождает слово в уме другого, как словом передается мысль, как гнев приводит в ярость и стыд в краску".

Один из основоположников древнего монашества св. Антонии, прозванный ещё при жизни современниками Великим, советовал: "Пусть каждый ежедневно дает себе отчёт в дневных и ночных своих поступках".

Святые старцы сравнивали иногда совесть с одеждой. Если долгое время не просматривать одежду, то она поражается молью или делается негодной по другим причинам.

В Православии верующие согласно вечернему молитвенному правилу подводят как бы итог минувшему дню, откровенно вскрывая свои проступки и ошибки, каются и молятся о прощении. Ведь прежде, чем лечь спать, надо очистить душу от всякой грязи, примириться со всеми ближними (в том числе и с врагами), извлечь надлежащие уроки из своих промахов. Этот великий духовный и глубоко психотерапевтический процесс (ибо испытание человеком совести заповедано Самим Богом) создаёА|т предпосылки для спокойного, заслуженного, мирного (святого) ночного сна с чистой совестью и легкостью на душе. Познание самого себя – процесс поистине бесконечный, неисчерпаемый (лишь пределы земной жизни ограничивают его во времени). Через познание себя происходит и духовная эволюция. Согласно Евангелию, целое Царство Божие лежит внутри нас (Лк. 17, 21). "Вселенной Всей Создателя внутри себя имею я", – восклицает св. Симеон Новый Богослов в одном из своих гимнов.

Самопознание немыслимо без особого духовного настроя, праведной жизни, специальных знаний и постоянной внутренней работы над собой. Процесс этот строго индивидуален. "Человек находится в великой опасности, – согласно авве Исайе Отшельнику, – доколе не познает себя".

Ниже приводится подборка некоторых высказываний святых отцов и русских мыслителей о самопознании.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 268.