Цель, и единственная цель, нашей жизни заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями. |
Преп. Варсонофий Оптинский |
Пишу эти строки в день национального траура в России (7.10.93 г.) после кровавых октябрьских событий в Москве. Сама жизнь в который раз подтверждает справедливость святоотеческого учения. Нельзя распалять, разжигать человеческие страсти, особенно в высших государственных структурах. Это всегда чревато серьезными последствиями, что и случилось в эти трагические дни неудавшегося путча. Вспоминаются грозные слова-предупреждения, высказанные ещё в начале этого века русским святым Иоанном Кронштадтским:
"Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России? Перестаньте безумствовать, довольно! Довольно пить горькую, полную чашу вам и России".
Никогда насилие не приводило к умиротворению, и всегда зло порождало зло, а не добро. Истинное христианство всегда воздействовало на людей прежде всего изнутри, нравственно, с любовью, через самопожертвование, а не через внешний разгул страстей или физическое подчинение силой.
Идея укрощения и преображения человеческих страстей относится к важнейшим базисным сторонам святоотеческого учения. К сожалению, многие неверно трактуют само понятие "страсть", понимая её как эмоциональность, живость, непосредственность и яркость выражения человеческих чувств в полноте и естественной форме проявления.
В святоотеческом же учении под страстями понимаются естественные чувства и влечения человеческой личности в их усиленном, гипертрофированном, болезненном проявлении.
Вот как дает определение страстям древний подвижник преп. авва Исайя: "Страстями называются свойства человеческие в их болезненном состоянии, произведенном падением. Так, способность питаться превращается в наклонность к объядению и лакомству; сила желания – в прихоти и похоти; сила гнева или душевная энергия – в вспыльчивость, ярость, злобу, ненависть; свойство скорбеть и печалиться – в малодушие, уныние и отчаяние; естественное свойство презирать унижающий естество грех – в презрение к ближним, в гордость и прочее".
По Клименту Александрийскому, "все страсти есть отпечатки, сделанные на нашей нежной и податливой душе, и являют собой как бы клейма, изнутри выдавленные на ней духовными силами, но наше дело – изглаживать их".
Поражает единодушие святых отцов в оценке важности борьбы со страстями и схожесть классификаций видов страстей, а также способов борьбы (без чего и сама духовная жизнь невозможна).
Это объясняется тем, что святоотеческое учение создавалось на основании жизненного пути многих поколений людей и отражает пути опытного богопознания, а не отвлеченные умозаключения и мудрствования.
Страстный человек бывает постоянно терзаем и подвластен воздействиям извне, он раб дурных привычек и наклонностей, уязвим, непостоянен, раздражен, склонен к совершению необдуманных поступков. Такой человек не может быть "духопроницаем" для Высшей нетварной Энергии.
Из обширного количества святоотеческих источников здесь приводятся краткие извлечения из творений св. Иоанна Кассиана (350/360-435 гг.) и свт. Игнатия Брянчанинова (1807-1867 гг.).
I страсть. Чревоугодие (пресыщение)
Для разных людей различны нормы пищи и степени постничества. Все это очень индивидуальные понятия. Не для всех ак же питателен и полезен тот или иной вид продуктов. Но я каждого должно быть единое правило и цель, чтобы принимать пищу в должной мере, чтобы не впасть в пресыщение.
Виды чревоугодия
Надо иметь в виду, что возможно сочетание всех видов чревоугодия, что нередко и наблюдается в жизни.
Свт. Игнатий Брянчанинов причисляет к чревоугодию ("чревообъядению" по его употреблению) также пьянство, нехранение постов и вообще нарушение воздержания.
II страсть. Блуд
Эту страсть святые отцы характеризуют как брань "долгую", "лютую", именуя её ещё как "падение".
Блуд относится к телесным (плотским) страстям. По своей природе половое влечение для человека является естественным, физиологическим явлением. Его основное предназначение – продление рода, а не способ для особого рода наслаждений.
Между понятиями "блуд" и "прелюбодеяние" существует определенное различие. В блуде удовлетворяется похоть между свободными от брака мужчиной и женщиной, в прелюбодеянии – наносится оскорбление чужому брачному союзу.
Христианство освящает в одинаковой степени как семейную жизнь в браке, так и безбрачие и монашество. Существует определенная взаимосвязь блудной страсти с чревоугодием, так что избавление от блуда невозможно без победы над излишествами в еде.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 290.