МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ И ВООБРАЖЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Воображение есть огромная творческая, но и жуткая сила души.
В. В. Зеньковский

Из множества Божественных даров, данных только человеку, можно выделить и особую функцию, позволяющую осуществлять представления, создавать в мыслительной сфере конкретные ситуации и проецировать образы и явления. Из всего тварного мира лишь человеку дан уникальный дар воображения, животные, как известно, им не обладают, как не способны они и к абстрактному мышлению.

В то же время эта Божественная проекция на человеческую природу таит в себе и немалую потенциальную опасность, проявляющуюся в случаях неумелого использования и чрезмерного развития.

Как и всякая функция, воображение поддается тренировке и развитию. Степень выраженности её величины (если так можно выразиться) различна в людях. Богатым воображением нередко наделены творческие, как их называют, художественные натуры: актеры, музыканты, изобретатели, архитекторы, живописцы... Впрочем, гражданская профессия лишь предрасполагает к развитию воображения в той или иной плоскости. Более же всего – это природное свойство души, которое чрезвычайно индивидуально как в количественном, так и в качественном плане.

Согласно святоотеческому учению, воображение, как и память, "суть не что иное, как отпечатление всех тех чувственных предметов, которые мы видели, слышали, обоняли, вкушали, осязали" (старец Никодим Святогорец).

Воображение есть способность к воссозданию и построению образов. Это могут быть какие-либо явления, события, а также мысли и даже чувствования. Мирские психологи выделяют пассивное и активное (творческое) виды воображений. С помощью воображения человек способен планировать, предвидеть ход тех или иных событий в своей жизни.

Воображение часто может выступать как сила неразумная, действующая по закону ассоциативных связей и исходя из случайных обстоятельств. Вот один из житейских примеров:

Сын одной женщины ушел к приятелю в гости. Обещал вернуться к ужину (положим, к 19 часам), но вот уже 20 часов, а его всё нет. Мать начинает тревожиться. Вспоминает трагический случай, который произошел недавно, когда хулиганы убили ночью молодого парня. Перед глазами женщины, как на экране кино, начинают пробегать кадры – сюжеты, один другого страшнее. Вот сына избивают, он кричит, пытается вырваться. А вот наносится удар ножом, парень падает, истекает кровью, никто ему не может помочь и так далее в этом же духе...

Звучит звонок в дверь. Входит ничего не подозревающий о материнских страстях-воображениях сын, живой и невредимый, а на матери, как говорится, лица нет, ибо только что она реально (согласно психофизиологическим законам) пережила страшную трагедию.

Описанный случай достаточно банальный, но очень характерный. Нечто подобное переживают, пожалуй, все родители, да и не только они.

Духовное здоровье подразумевает ясность и чистоту сознания с предельным ориентированием души на истинное положение вещей, реальность и правду. Православная же аскетика прямо нацеливает подвижника на неустанную, осознанную борьбу с воображением.

Из библейского повествования известно, что первое великое падение произошло именно в результате вымысла и воображения, когда могущественный ангел (Денница) возомнил себя подобным Богу и был низринут за это на землю, увлекая за собой бесплотные силы, зараженные тем же пороком.

В святоотеческой литературе дьявола нередко называют фантазером и живописцем. Просветленный духовный взор просматривает бессмысленные, хотя и пленительные художества и хитросплетения и в современной жизни, буквально изобилующей его творчеством.

Интересно описание видов воображения, которое приводится в замечательной книге схиархимандрита Софрония (Сахарова) "Старец Силуан", написанной в лучших святоотеческих традициях, хотя и сравнительно недавно. В ней выделены четыре вида воображения:

  1. Воображение, связанное с действием грубых, плотских страстей. Всякая страсть может облекаться в тот или иной образ. Например, страсть блуда может проецировать в сознание услаждающие эротические картины, связанные с любовными приключениями, а страсть чревоугодия – рисовать всевозможные яства.

Если ум отторгнет привнесённый образ страсти, то последний угаснет. И наоборот, если примет с услаждением – энергия этого страстного образа будет тиранить тело.

  1. Другой вид воображения – мечтание. При этом человек отходит от реального положения вещей в мире и живет в сфере фантазий. Сколько же мечтателей и фантазеров среди нас! Сколько прожектеров и выдумщиков, как много живущих надуманной, нафантазированной, ложной жизнью, при потере чувства реальности, запутавшихся в понятиях, где правда, а где вымысел, верящих в свои сны и грезы наяву! Многие мечтатели, придумав и поверив в возможность построения рая на земле, возвели эту идею в сверхценную для себя, а в дальнейшем, уже будучи одержимы ею, подобно Люциферу, вовлекли в нее и повели за собой многих других, обманутых, как и они сами. Это привело к неисчислимым страданиям и многочисленным жертвам, ибо Царство Божие на земле построить невозможно.
  2. Третий вид воображения связан с размышлением над какими-либо проблемами с помощью памяти и представлений. Этот вид воображения имеет великое значение в жизни. С помощью него творились и творятся великие произведения искусства, многие научные открытия, изобретения, начиная с примитивных орудий труда на заре человечества и кончая непостижимыми достижениями современных науки и техники.
  3. Четвёртый вид есть по сути своей попытка разума проникнуть в тайну бытия и постигнуть Божественный мир. На самом же деле человек часто творит Бога по своему образу и подобию, то есть так, как он понимает и думает, что в действительности есть великая ошибка, ибо ограниченное тварное мнит постичь неограниченное, нетварное, трансцендентное.

Святоотеческое учение всегда учило, что "никакое воображение не имеет места в отношении к Богу, ибо Он выше всякого помышления". "Мир же человеческой воли и воображения – это мир призраков истины", – говорится в книге "Старец Силуан". Этот мир у человека общий с падшими демонами, и потому воображение есть проводник демонической энергии.

Итак, мечтательность и склонность к бесплодному воображению есть порок, и далеко не безобидный. Старец Силуан говорил, что он кроется в гордости, отчего действие воображения усиливается, и, напротив, угасает от смирения.

Согласно мнению некоторых отечественных мыслителей, мечтательность и воображение присущи нашей нации, всему русскому народу. Наша слабость и опасность как раз обратная, – писал в книге "Воссоздание святой Руси" А. В. Карташев, – "мечтательность и пассивность, расчёт на то, что всё как-то само собою образуется".

Привычка бесплодно витать в облаках, фантазировать, удаляться от реальности – серьёзное препятствие для духовного развития человека. "Только настоящее принадлежит нам, – писал епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский), – и между тем человек часто склонен разрушать его ради мечты о неверном будущем".

Вместе с тем бывают периоды в жизни, наверное, каждого человека, когда душа словно требует, чтобы предаться каким-то воспоминаниям, что-то пробудить в памяти, оживить страницы прошлого.

Если это происходит естественно и органично и не связано ни с каким нажимом, грубым насилием над душой, освящено светлым, духовным чувством, то и должно восприниматься вполне нормально, ведь даже окаменевшее ледяное сердце оттаивает в лучах теплых воспоминаний неповторимого прошлого. Кому незнакомо состояние, когда какой-то мимолётный запах или эпизод высвобождает из души целую гамму чувств, как бы оживляет какие-то утраченные связи времен и событий.

Опасными могут быть искусственно вызываемые чувственные представления в религиозной жизни, в частности, в молитвенной практике. Поэтому, например, святые отцы не рекомендуют во время молитв представлять какие-либо образы: будь то Ангелы, святые, Матерь Божия или Спаситель. Другое дело образы, запечатленные на иконах как воплощение высших человеческих устремлений, святой любви и горячей веры.

Человек, склонный к чувственным и образным фантазиям, нередко "улавливается" привнесенными картинами, происхождение которых часто имеет демоническую природу и приводит к особому состоянию, именуемому в Православии "духовной прелестью" (см. главу о прелести), которая есть не что иное, как своеобразный наркотический (точнее наркоподобный) экстаз, представляющий бытие в извращенной форме. "Когда восприимешь мечтания о каком-либо чувственном удовольствии, поберегись, чтоб не быть тотчас увлечену им", – предостерегает преп. Антоний Великий, называя подобного рода мечтания "прелестью сластолюбия".

В психотерапии, к сожалению, продолжают культивироваться некоторые методики, направленные не только на развитие чувственного воображения у пациентов путем обращения к искусственно вызываемым образам и фантазиям, именуемым "лечебными", но и трансово-экстатические состояния с ярко окрашенными сексуальными или мистическими переживаниями.

Особого разговора заслуживает тема об эротической мечтательности, особенно у молодежи и подростков. В последнее время в России практически бесконтрольный поток порнографической литературы и кинопродукции направленно формирует у человека именно разжигание, распаление плотских страстей, предрасполагая к неуемному фантазированию постыдных, но услаждающих сцен.

Русский религиозный философ В. В. Зеньковский писал: "Воображение является жуткой, опасной силой в нас не только потому, что мы не в состоянии регулировать её, но и потому, что для воображения нет границ, что мы теряем чувство реальности, теряем подсознательный контроль инстинкта самосохранения, отдаемся нашим порокам, как бы упиваемся ими. Эта власть воображения тем более опасна, что она в то же время дарит душе высшую усладу" ("На пороге зрелости". 2-е переработ. изд. "Имка-Пресс", Париж).

И далее по этому же поводу приводится еше одна важная, хотя и не бесспорная мысль: "Подавлять работу воображения опасно, а часто невозможно – его нужно лишь правильно развивать. Надо дать воображению чистое и светлое движение – и как раз искусство, по существу своему, может сообщить воображению эту возвышающую и светлую веру. Однако в искусстве есть и двусмысленность. Возвышая душу, оно же вносит в неё яд". Не вдаваясь в полемику, что целесообразнее – подавление воображения или направление его в нужное русло, ограничимся бесспорностью того, что нужно уметь управлять воображением для сохранения чистоты рассудка и ясности сознания. И ещё один краткий штрих в отношении темы о романтических сексуальных мечтаниях подростков и молодежи с развитием известных тайных пороков, известных в медицине как мастурбация (онанизм).

Весьма странно, но в специальной литературе последних лет мастурбация по сути приравнена к естественным физиологическим проявлениям и чуть ли не благословлена светилами сексологии. Однако в этом кроется серьезное заблуждение, причина которого состоит, прежде всего, в потере религиозно-нравственного, совестливого чувства. И вовсе не случайно лица, подверженные этому, на первый взгляд безобидному пороку ощущают так явственно душевный дискомфорт, угрызения совести и чувство вины.

Человек чувствует себя, по словам Зеньковского, "во власти какой-то роковой силы, которую он не может победить".

Мастурбация, по мнению святых отцов, представляет собой блудную страсть, являющуюся в своём проявлении не чем иным, как грехом, оттого и возникает такое тягостное чувство вины на душе. Борьба с этой страстью чрезвычайно сложна и напряженна, может продолжаться долгие годы и в определенные периоды жизни вспыхивает с новой силой.

Наблюдая за преобладанием тех или иных увлечений среди абсолютного большинства взрослого населения России, с грустью приходится констатировать, что они имеют характер чувственных, фантастических, остросюжетных тем или мелодрам.

В литературе, например, пальму первенства заняли детективы, фантастика и эротика. Именно эти направления способствуют сегодня формированию массового мировоззрения и интересов у населения.

Ассортимент у многочисленных книготорговцев наших однообразен и представлен лишь книгами на перечисленные выше темы. Очень редко можно встретить литературу нравственного, педагогического и подлинно высокохудожественного образца.

К сожалению, святоотеческую литературу по-прежнему не преподают в светских учебных заведениях, она ещё не заняла своего достойного места на наших книжных полках, не стала литературой семейного, домашнего душеполезного чтения.

 

Тематические высказывания

  1. Бодрствуй и паче всего смотри за воображением и памятью (св. Никодим Святогорец).
  2. Как воображение есть сила неразумная, действующая большею частию механически, по законам сочетания образов, духовная же жизнь есть образ чистой свободы, то само собой разумеется, что его деятельность не совместима с сею жизнью (св. Никодим Святогорец).
  3. Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков, несуществующих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих (свт. Игнатий Брянчанинов).
  4. Эти желанные образы и отвратительные фантазии повисают на душе целыми гирляндами, то помогая, то мешая всякому доказательству, окрашивая эмоционально и фантастически умственный процесс и загромождая горизонт души не менее, если не более, умственных соображений (Иван Ильин).
  5. Мечтаний же зрака в образе видений отнюдь не приемли никакого же, да не прельщён будешь (св. Нил Сорский).
  6. Мы же пребудем в молитве без всякого воображения (старец Силуан).
  7. Мечтания бесовские действуют на душу очень вредно, возбуждая в ней особенное сочувствие к греху. От прикосновений бесовских возбуждаются плотские страсти и порождаются болезни, на которые не действуют обычные человеческие врачевания (свт. Игнатий Брянчанинов).

О ПАМЯТИ

Поминай последняя твоя и во веки не согрешишь.
(Сир. 7, 39)

Память есть Богом данная способность души запечатлевать в себе различнейшие проявления бытия, а также хранить и воспроизводить жизненный опыт. Она близка к воображению: "В некоторых случаях границы их так тесно соприкасаются друг с другом, что трудно отличить, где кончается одно и начинается другое. Начнёт человек что-нибудь рассказывать – например, как он видел на улице такого-то и о чём с ним говорил, и тут же, припоминая, воображает"... (епископ Варнава (Беляев)).

Память отражает (и содержит в себе) все виды чувств и восприятий души, а потому может быть зрительной, слуховой и сугубо чувственной (вкусовой, осязательной, обонятельной). Она есть как бы итог всей нашей прошлой жизни, хранительница всего ранее увиденного, услышанного, прочувствованного, узнанного...

Святые отцы особое внимание в духовной жизни уделяли памяти Божией и памяти смертной. Именно эти виды памяти помогают избавиться от массы неполезных, мелочных, в том числе чувственного характера, воспоминаний. "Мысль суетная, земная, постоянно занимая человека, производит в нем оскудение разума, – писал свт. Игнатий Брянчанинов, – препятствует приобретению полезных и нужных познаний; напротив того, мысль о Боге, усвоившись христианину, обогащает его духовным разумом".

Нередко возбуждают опасные и пагубные для человека воспоминания живущие в нас страсти, а также демоны волнуют душу, пытаясь увлечь всевозможными образами, мыслями и фантазиями чувственного характера. Святые отцы учат об особенно бережном хранении памяти: "Бодрствуй над собой, – поучает св. Никодим Святогорец, – и не давай своему воображению и памяти воспоминать прежде виденное, слышанное, обонянное, вкушённое и осязанное, особенно что было в этом срамного и непотребного". По словам старца, "враг может играть душою твоею, как мячиком, перебрасывая внимание от одного воспоминания на другое, и под ними, шевеля пожелания и страсти, и держа тебя таким образом в страстном настроении".

Но иногда хитрость и лукавство врага человеческого спасения имеет иной характер. Человеку навеваются памятные мысли о грехах его прошлой жизни, вводя в уныние, тоску и отчаяние; возбуждаются помыслы, что за эти тяжкие грехи – нет спасения! Или. напротив, из памяти вовсе изглаживается все прежнее, мерзкое, греховное, что способствует ложному самосознанию и мыслям о якобы своей чуть ли не абсолютной безгрешности или даже мнимой святости.

Как и иное всё доброе, хорошая память – дар Божий, но и немалая ответственность лежит на человеке: как он применяет сей дар, для каких познаний использует, не злоупотребляет ли в неполезных целях (например, для полиглотства, чтобы покорить окружающих многознайством). С возрастом свойства памяти меняются. По словам одного мыслителя, в старости память уподобляется подзорной трубе: давние, далекие события человек видит четко (хорошо помнит прошлое), а ближние – расплывчато (плохо запоминает текущие события). Отрицательно влияют на память такие злоупотребления, как известный юношеский порок, пьянство, наркотики, а также некоторые виды отравлений и целый ряд заболеваний. К порокам (недугам) ума святые отцы относят и состояние, именуемое "забывчивостью", которое сопряжено нередко также с рассеянностью, невнимательностью к себе, потерей бдительности, самоконтроля. Для врачевания этого недуга свт. Тихон (Задонский) рекомендовал одно действенное средство, выраженное в слове: "осмотрись". Осмотрись. Так ли ты живешь? Имеешь ли память смертную и суд Божий? Как обращаешься, говоришь, мыслишь, трудишься, работаешь, поступаешь и т. д. Улучшают и обостряют память молитвенная практика, пост, целомудренный богоугодный образ жизни.

Подвижники святости и благочестия, как правило, до последних дней своих не теряли ясность памяти и рассудка. Напротив, грех столь существенно воздействует на память, что нередко и не столь старые люди страдают полным или частичным разрушением памяти.

Важно тренировать память уже с детства заучиванием священных текстов (Священного Писания, Псалтири, молитв, церковных песнопений) вместо бесполезной зубрёжки, только засоряющей наш душевный архив. Во многих русских школах (например, у С. А. Рачинского, дети учились грамоте по Псалтири... Немалую пользу приносят и размышления о жизни и страданиях Господа Иисуса Христа, житиях святых и преподобных отцов наших. По словам старца Сампсона, наш знаменитый академик И. П. Павлов наизусть знал Новый Завет, многие псалмы, а сейчас закончившие вузы не все имеют представление о самых простых христианских истинах, не говоря уже о литургии или Священном Писании.

 

Тематические высказывания

  1. Поучение или память Божия есть установление Божественное (свт. Игнатий Брянчанинов).
  2. Чтоб помнить смерть, надо вести жизнь сообразно заповедям Христовым (свт. Игнатий Брянчанинов).
  3. Смертная память – так святые Отцы называют это воспоминание, – усвоившись душе, рассекает дружбу её с грехом, со всеми наслаждениями греховными (свт. Игнатий Брянчанинов).
  4. Воспоминание о смерти – дар Божий (преп. Иоанн Лествичник).
  5. Память смерти да засыпает и да восстаёт с тобою (преп. Иоанн Лествичник).

НЕВИДИМАЯ БРАНЬ

Брань сия наитруднейша есть.
Старец Никодим Святогорец

Вопросам внутренней (невидимой) борьбы на путях духовного совершенствования посвящена существенная часть святоотеческих изысканий. Есть даже одноимённая книга старца Никодима Святогорца с подробным описанием этапов и способов этой тайной невидимой битвы, отражающей извечное противостояние добра агрессии зла.

Почти двухтысячелетний практический опыт христианского подвижничества свидетельствует о высоком накале и невероятной интенсивности этого сражения, как говорится – "не на жизнь, а на смерть".

Что же это за война? Почему она невидима и практически неизвестна в широких кругах среди неверующих? А может, все это досужие выдумки и фантазии на духовные темы?

Невидимая брань – непреложнейшая реальность и сопровождает, как тень, всякий праведный путь внутреннего развития и совершенствования на стезях святости и благочестия. Данный факт является абсолютным законом, подтвержденным опытом многих поколений.

Самый страшный и опасный враг заключен в самом человеке, а не находится где-то вовне. Леность, эгоизм, сластолюбие, любостяжание, дурные привычки, наклонности и пороки уже составляют целое воинство невидимых врагов, постоянно воюющих с нами.

Но есть и другой вид неприятеля, составляющий мистический, духовный уровень. Реальность духовного мира материалистическая наука пока не признает. Существуют, правда, некоторые теории физического плана (касающиеся лептонных полей, квантовых тел, вредоносных воздействий, биополярных паразитарных сущностей), пытающиеся несколько расширить устоявшиеся убеждения. С другой стороны, почти все религии и оккультные науки признают мир духов, но представляют его существенно по-разному.

С позиций Православия, враждебные человеку духовные сущности суть павшие духи (демоны, бесы). Их воздействия имеют целью погубить души людей, они всячески противодействуют путям спасения и истины.

С библейских времен и по сей день демонические способы борьбы не изменились по своей сути, видоизменяются лишь внешние формы. В основе же всегда лежат ложь (ибо сам дьявол – "отец лжи"), прельщение, искушение славой, богатством, чудесами, властью и могуществом (вспомните искушения Христа в пустыне). Демонические воздействия очень разнообразны – вплоть до прямых физических вмешательств. Подобную агрессию испытали, например, Антоний Великий – один из основоположников монашества, подвижник IV века н. э., русский святой преп. Серафим Саровский и многие другие. Первый был буквально избит невидимыми сущностями, а в келью преп. Серафима однажды было брошено бревно, которое на следующий день с трудом вынесли несколько человек. Описаны и другие проявления странной и загадочной для современного человека силы, официально уже зарегистрированной и именуемой "полтергейст" (в переводе с немецкого – "шумный дух").

В святоотеческой же литературе проделки этого духа описаны довольно подробно. В одних случаях – это грубые выходки с применением силы, угроз, брани, перемещений в пространстве предметов и даже людей. В жизнеописании русского святого преп. Нила Сорского приводится эпизод, связанный с похищением невидимой силой отрока, который на глазах у множества людей стал быстро перемещаться в пространстве, пока не исчез.

Понятно, что нет никаких оснований признавать современные факты "полтергейстного" плана и отрицать аналогичные по сути события, запечатленные в древних источниках.

И всё-таки почему же большинство людей как будто не знают и не замечают никакой подобной борьбы, живя в сегодняшнем мире? Дело в том, что тем-то и отличается духовная, праведная жизнь от "обычной", (хотя на самом деле "обычной" для человека и должна быть жизнь праведная, духовная, а не порочная или скотоподобная), что открывает как-бы иное ведение (слово "ведение" лучше, чем привычно употребляемое "знание", отражает сущность глубинного постижения предметов и явлений, знание же часто заключается лишь в усвоении функционального, чужого, глубоко не пережитого душой недуховного опыта), обостряет тонкость восприятия и наблюдательность, позволяет вовремя заметить летящие вражеские стрелы и защититься от них.

Кроме того, лица, погрязшие в своих пороках, узких стремлениях и влечениях низкого плана, уже побеждены силами тьмы, далеки от спасения и не представляют, видимо, особой ценности для духовного враждебного человечеству мира. Впрочем, и для такой категории людей демонические воздействия не чужды. Так, некоторые пьяницы и наркоманы откровенно признаются, что ощущают себя в плену у какой-то могущественной силы, сопротивляться которой они не в состоянии. И речь идет не только о привычном порочном навыке, но о чём-то ином, более глубинном и непонятном. Имеет место, конечно, сочетание естественного физиологического пристрастия, психической зависимости с иными влияниями. По крайней мере, присутствие демонического фактора в развитии этих пороков издревле признавалось всеми подвижниками святости и святыми отцами, исследовавшими эту проблему*.

В чём же состоит практический смысл этой невидимой борьбы? Прежде всего (для подвижника) в неустанном, неусыпном внимании к себе и постоянной готовности мгновенно отразить внезапное чужеродное вторжение, под какими бы оно масками не приходило (будь то мысль, желание, видение, в том числе и во сне, или внешнее воздействие через какого-то человека). Это неусыпное состояние постоянной бдительности в святоотеческой литературе именуют термином "трезвление".

Человек, теряющий осмотрительность и застигнутый врасплох, как правило, не готов к схватке и бывает побеждён. Вспомним состояние бывшего Советского Союза на момент вторжения Германии в 1941 году. Спесивое благодушие и уверенность режима в своей непобедимости привели поначалу к сокрушительным поражениям гигантской сверхдержавы уступающим по численности, но хорошо организованным, одержимым по сути дела дьявольской идей мирового господства противником.

Внутренние же и внешние наши враги, о которых ведётся речь, ещ более вероломны и прекрасно подготовлены, изучили нас и воздействуют на самые слабые, уязвимые стороны, легко прорывая оборону в местах плохо охраняемых, где сторожа спят и благодушествуют.

"Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что даст мне сей день. Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей. Господи, на всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Господи, открой мне волю Твою для меня и окружающих меня.

Какие бы я ни получил известия в течение дня, дай мне принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на всё святая воля Твоя.

Господи, Великий, Милосердный, во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных обстоятельствах не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой.

Господи, дай мне разумно действовать с каждым из ближних моих, никого не смущая и никого не огорчая.

Господи, дай мне перенести утомление сего дня и все события в течение его.

Руководи моею волею и научи молиться и любить всех нелицемерно. Аминь."

(молитва Оптинских старцев на начало дня).

Вражеские вторжения

Прежде всего, это мысли, дестабилизирующие наш внутренний душевный мир и толкающие на какие-то неправедные действия. Сама по себе та или иная страсть (см. главу о страстях), неукрощённая и непобеждённая в человеке, непреобразованная и плохо осознаваемая, легко облекается в чувственные образы и мысли, терзающие душу и существенно влияющие на поведение.

Например, страсть чревоугодия может побуждать мысли и воображение на сей счёт, толкая к способам удовлетворения возникшего желания. То же можно сказать о блудной или иных страстях. Иногда страсти комбинируются, переплетаются, и человеку трудно, даже при искреннем желании, сделать верную оценку и выявить приоритетность побуждающего воздействия.

Бывают также помыслы, которые, как утверждает святоотеческое учение, имеют чужеродную (демоническую) природу. Они как бы подбрасываются извне, хотя человек и принимает их за свои. Это объясняется тем, что наша душа легкодоступна для подобных воздействий; однако она обладает свободой выбора и может, осознав неприемлемое для себя, отсечь и не принять его. По мысли многих святых отцов (например, преп. Макария Великого), источник всех греховных помыслов – сердце, где, как змеи, гнездятся "все сокровищницы порока".

Способы борьбы

  1. Нежелательные, порочные мысли должны немедленно отсекаться, подобно тому как лезвие бритвы отсекает ненужную леску. Для пресечения нежелательного развития мыслей перед этим можно использовать защитное слово-тормоз, например: "Не соизволяю"*. Этот психотерапевтический прием весьма полезен. После торможения мгновенно попытайтесь перевести своё внимание на другую тему, использовав психотерапевтический закон вытеснения. Чем быстрее осуществляется торможение и переключение внимания на другую тему, тем легче справиться с уже коснувшимся души ядом вражеской стрелы. Святые отцы предупреждают, что ни в коем случае нельзя медлить, останавливать внимание, вступать в собеседование с дурными помыслами, тем более услаждать себя ими!
  2. Хранение чистоты мыслей и ясности сознания. Это основная задача в плане психогигиены, ибо мгновенный импульс, одна лишь неверная вибрация души способны исказить и обезобразить все то. что достигалось длительной кропотливой работой, подобно камню, брошенному в чистый родник, который поднимает со дна грязь и вызывает рябь на поверхности воды. Особенно опасны бывают греховные набеги мыслей, где стадии развития страстей развиваются стремительно. Отсюда аскетические требования к неослабному "вниманию" к себе, "бодрствованию", "хранению чистоты".
  3. Контроль за своими эмоциями, желаниями и побуждениями, связанными с пагубными привычками и внутренними несовершенствами. Заключается в частом самоиспытании себя (сравните: "Да испытывает же себя человек" (1 Кор. 11, 28), "Каждый да испытывает своё дело" (Гал. 6, 4) для определения состояния сил своей души, достоинств и недостатков. Необходимы также самопротивление (то есть осознанное сопротивление всему плохому и порочному) и самопринуждение (то есть побуждение себя ко всему доброму).

Систематическая работа над собой приводит к удивительным результатам. Человек все более освобождается от таких негативных проявлений, как гнев, зависть, лживость, мстительность, ревность. Укрепляется его воля, создаются необходимые условия для приобретения тех или иных добродетелей. Меняется не только внутренний, но и внешний облик человека. Облагораживается лицо. Взгляд становится чистым и приобретает доброту. Голос делается приятным, спокойным.

На высших же этапах духовной жизни происходит то, что в древневосточном богословии именовалось обожение или "единение по естеству" по преп. Макарию Великому. Человек становится проницаем для Высшей нетварной энергии, которая преобразует его нравственно и даже физически ещё при земной жизни. Это учение, по словам одного из древнейших учителей Церкви св. Иринея Лионского, "основывается на том, что Божество не нравственно только, но реально, существенно, самой природой своей и как бы физически соединяется с телом и душой человека и производит в них полное и всестороннее обновление".

  1. Борьба со страстями (см. главу о страстях и способах борьбы с ними).
  2. Борьба с искушающими воздействиями. Существует святоотеческое высказывание, суть которого сводится к тому, что, если бы не было искусов (то есть искушений), не было бы и искусства их преодоления. Искушающие воздействия нередко надевают различные маски, так что распознать их нелегко. По умению отражать и преодолевать искушения оцениваются истинная сила духа, стойкость и степень духовной зрелости.

Подпитываются искушения через присущие каждому человеку стремления к услаждениям, выгоде, тщеславию, а также через переоценку своих возможностей и потерю бдительности. Источниками таких воздействий могут быть как мысли, желания, так и окружающие люди, обстоятельства.

  1. Перевод отрицательных качеств в противоположные. Один из способов борьбы со своими недостатками состоит в осознанной работе по постепенному переводу отрицательных качеств в свои положительные антиподы, например:

страх – в смелость;

гнев – в кротость;

зависть – в сорадование, сопереживание;

вещизм – в довольство имеющимся (см. "Пути благочестия" в данной книге).

  1. Внимание к внешним чувствам. Работа над собой и укрепление своих позиций немыслима без внимательного контроля за нашими внешними чувствами – этими своеобразными окошечками в мир: зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом.

Так, зрение должно быть избирательно употребляемо человеком на фиксацию положительного, божественного, например на созерцание высшего устроения природы, мира. Известно благоприятное воздействие на здоровье человека созерцания прекрасных пейзажей и, напротив, пагубность жутких сцен, связанных с насилием, хаосом, беспорядочностью. Если человек – любитель телепередач, безусловно понятно, что лучше и полезнее избирательный просмотр, нежели все без разбора, где секс, насилие, ужасы перемежаются с картинами природы и нравственными проповедями.

Точно так же и слух надо отвращать от пагубных речей, пустословия, злословия, псевдомузыкального безумия ("Надлежит тебе блюсти и уши твои", – пишет старец Никодим Святогорец в книге "Невидимая брань", указывая на хранение слуха от срамной речи, выдумок, пересудов, наговоров, клеветы, пустословия и всех речей, которые могут вредно воздействовать).

Направленное внимание к фильтрации наиболее полезного и важного относится и к органам обоняния и осязания.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 274.