Кажущаяся техническая простота делания Иисусовой молитвы обманчива. Обучение ей должно проводиться под духовным руководством и при благословении на это аскетическое упражнение.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вместе с тем очень важным должен считаться этап, в процессе которого необходимо научиться вырабатывать устойчивое направленное внимание на область сердца. Вместо Иисусовой молитвы могут быть применены более краткие, такие как: "Господи, помилуй", "Господи, спаси", "Господи, укрепи" и некоторые другие.

Путем сосредоточения своих умственных, душевных и духовных сил в области сердца достигается концентрация всей внутренней энергии в центре организма, сохраняется от внешнего расхищения большой запас жизненных сил, формируется цельность и крепость души. "Держи сознание своё в сердце и собирай туда напряжением все силы души и тела", – научает свт. Феофан Затворник, посвятивший исследованию сердца пространные места своих сочинений.

Утрата истинных, духовных знаний о значении сердца приводит человечество к поистине печальным результатам и глубокому духовному кризису, на что справедливо указывал Б. П. Вышеславцев в упомянутой выше статье "О значении сердца в религии": "Потеря культуры сердца в современной жизни есть потеря жизненной силы, наше существование превращается в постоянное умирание, засыхание, какой-то склероз сердца, которым поражена вся современная цивилизация. Поэтому её жизнь так похожа на смерть, её веселье похоже на скуку, она полна чувства безысходной тоски, постоянно звучащей во всей литературе последнего столетия. Чувство пустоты, чувство ничтожества происходит от того, что иссякла центральная сила личности, засохла её сердцевина".

 

Тематические высказывания

  1. Следи за своим сердцем всю жизнь и присматривайся и прислушивайся к тому, что препятствует к соединению его с всеблагим Богом (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
  2. У нас есть верный барометр, который показывает возвышение или понижение духовной жизни. Это – сердце. Его можно назвать и компасом (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
  3. Сердце видит разом, нераздельно, мгновенно, потом этот единый акт зрения сердечного передаётся уму и в уме разлагается на части, отделы, предыдущие, последующие; зрение сердца в уме получает анализ свой. Идея принадлежит сердцу, а не уму, внутреннему человеку, а не внешнему (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
  4. Где сердце? – Где отзывается и чувствуется печаль, гнев и прочее, там сердце. Там и вниманием стойте (свт. Феофан Затворник).
  5. Прихожу к мысли, что вы все в голове, а не в сердце. Сойдите к сердцу, – и тотчас оцените себя (свт. Феофан Затворник).
  6. Ум в голове, и умовые люди (научники) все в голове живут. Живут в голове и страдают непрестанным бурлением мыслей (свт. Феофан Затворник).
  7. В хранении сердца от греховных помыслов заключается начальная причина и сущность спасения (свт. Игнатий Брянчанинов).
  8. Сердце есть средоточение душевной и духовной жизни человека. Так, в сердце зачинается и рождается решимость человека на такие или другие поступки; в нем возникают разнообразные преднамерения и желания; оно есть седалище воли и её хотений (П. Д. Юркевич).
  9. Сердце есть орган высшего познания, орган общения с Богом и со всем трансцендентным миром (архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Иная слава солнца, иная слава луны, иная звёзд; и звезда от звезды разнится в славе
(1 Кор. 15, 41)

Под способностями человека понимают индивидуальные устойчивые склонности (особенности) души к тому или иному предмету или виду деятельности. Хорошо известно, что при одинаковых условиях некоторые люди справляются более легко и успешно с тем или иным заданием. И более того, существуют такие виды деятельности (предметы, науки, направления), которыми одни люди просто не в состоянии овладеть или овладевают с большим трудом, другие же, напротив, легко справляются (к примеру, музыка, живопись, математика, хореография).

Безусловно, все виды способностей базируются на интеллекте человека, но обусловлены не только интеллектом, но и иными, непознанными ещё причинами. В народе прямо говорят в каких-то случаях: "Это у него от Бога", подразумевая особую, заложенную в его глубинной изначальной природе восприимчивость человека к той или иной специфической деятельности.

Как правило, у более развитых в интеллектуальном плане людей шире спектр различных способностей. Но даже самые высокоразвитые и всесторонне образованные люди не обладают всеми способностями, присущими человеку.

При высокой степени и качестве выраженности той или иной способности говорят об одаренности, а в сочетании с успешной работой по максимальной реализации дарования имеют место феномены, известные как "талантливость" или даже "гениальность". Впрочем, здесь всегда присутствуют компоненты условности, субъективности, сравнительности. Тем не менее немало случаев, отличающихся безусловностью и общепризнанностью.

Современные авторы выделяют различное количество способностей. Интересна классификация видов способностей человека Анатолия Гармаева, где описывается пятнадцать основных способностей: интеллектуальная, музыкальная, изобразительная, зодческая, лингвистическая, животноводческая, растениеводческая, ремесленная, техническая, пластическая, педагогическая, врачевательская, организаторская, ораторская и классификационная.

Итак, каждому из нас даны те или другие способности (таланты). Даны конечно же не просто так, а в помощь для спасения. Применительно к этому один из последних оптинских старцев иеромонах Никон (Беляев) говорил следующее: "Хорошо, когда такую способность можно совмещать с работой для Бога, чтобы всё это не мешало бы спасению души. Но если какая-либо из подобных специальностей мешает жить для Бога и спасаться, то надо всё бросить, лучше быть поглупее, но спастись. Что пользы тебе, если ты "весь мир приобряшешь, душу же свою отщетишь?"

В святоотеческом учении отсутствует детальная схематизация врождённых способностей человека, зато достаточно чётко определены духовные дары (от Духа Святого), о которых говорил ещё Апостол (1 Кор. 12-14). Они даются в награду людям, ведущим духовную жизнь, и могут совершенно не совпадать с имевшимися ранее способностями и склонностями. К духовным дарам относятся: дар мудрости, дар знания, дар веры, дар целительства, дар чудотворения, дар пророчества, дар различения духов, дар служения, дар языков, дар пастырства и дар любви.

Из всех даров дар любви есть наивысший. Кроме вышеуказанных, плодами действия в человеке Святого Духа являются: "радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5, 22-23).

 

Тематические высказывания

  1. "Всякая премудрость от Господа" (Сир. 1, 1). И способности нам даны от Господа, и даны, конечно же, не случайно (Климент Александрийский).
  2. Каждый пусть будет деятелен в достижении той цели, для которой он рождён. Один проявит себя делами, другой подействует словом, один укажет путь добрым примером, другой речами возбуждает слушателей к добродетели (Климент Александрийский).
  3. Иной способен к служениям..., другой со способностию управлять людьми, устраивать их; иной – со способностию доставлять обществу человеков нужное для временного их существования – пищу, одежду, домы и тому подобное (свт. Игнатий Брянчанинов).

Дата: 2016-10-02, просмотров: 271.