Ситуационная модель Врума – Йеттона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Есть еще одна ситуационная модель, разработанная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном, которая концентрирует внимание на процессе принятия решений. Позже эта модель была дополнена Артуром Яго. Данная модель помогает определять эффективный лидерский стиль в зависимости от ситуации. В соответствии с этой моделью мы имеем пять стилей руководства, которые руководитель может использовать в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается принимать участие в принятии решений. Применение каждого из этих стилей зависит от характеристик ситуации или проблемы.

 

Эти пять стилей представляют континуум, который начинается с двух автократических стилей:

 

А-1. Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию.

 

А-2. Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных, и затем сами решаете проблему. Получая информацию, вы можете сказать, или не сказать своим подчиненным, в чем состоит проблема. Роль ваших подчиненных в принятии решений – предоставление необходимой информации, а не поиск или оценка альтернативных решений. Выработку решения и его принятие осуществляет руководитель.

 

Далее идут два консультативных стиля.

 

К-1. Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их в одну группу. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.

 

К-2. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных.

 

Континуум завершается стилем участия.

 

У-1. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия относительно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с ролью председателя. Вы не пытаетесь повлиять на группу для принятия вашего решения, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.

 

Чтобы помочь руководителю оценить ситуацию, Врум и Йеттон разработали семь критериев, каждый из которых представляет собой вопрос, который руководитель задает себе при оценке ситуации. Первые три вопроса относятся к качеству решения:

 

1. значение качества решения;

 

2. наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения;

 

3. степень структурированности проблемы.

 

Четыре вопроса относятся к факторам, ограничивающим согласие подчиненных:

 

4. значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения;

 

5. определенная на основании прошлого опыта вероятность, что решение руководителя получит поддержку подчиненных;

 

6. степень мотивации подчиненных достичь целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы;

 

7. степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.

 

Чтобы определить, какой из указанных выше пяти стилей подходят к конкретной ситуации, можно использовать так называемое дерево решений (см. рис.7.) Последовательно отвечая на семь сформулированных вопросов, руководитель находит критерии проблемы, и подбирает конкретный стиль руководства. Сплошная линия – положительный ответ, пунктир – отрицательный ответ.

 

 

Рис.7. Модель выбора стиля руководства Врума-Йеттона

 

Модель Врума-Йеттона подчеркивает отсутствие оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от изменения ситуации при принятии решения. Модель направлена на процесс принятия и исполнения решения, а не на то, как достичь эффективности работы и удовлетворенности подчиненных.

 

Теории Z и А У. Оучи

Американский ученый Уильям Оучи, имея в виду различия в управлении американской и японской экономиками, в дополнение к теориям X и Y Мак Грегора предложил теории Z и А. Он пришел к выводу, что японский подход к управлению более эффективен, чем американский, где повышенное внимание к технике и технологии привело к уменьшению внимания к человеческому фактору.

 

В основе концепции Оучи лежит положение о том, что основой любой организации является человек и именно от него зависит эффективность работы организации. Опираясь на эту концепцию, Оучи сформулировал правила управления людьми, с помощью которых можно добиться их высокой результативности.

 

Теория Z сводится к следующим положениям:

 

• долгосрочный наем кадров;

 

• групповое принятие решения;

 

• индивидуальная ответственность;

 

• неторопливая оценка кадров и их медленное продвижение;

 

• неформальный контроль формализованными методами;

 

• неспециализированная карьера;

 

• всесторонняя забота о работниках.

 

Ниже в таблице приведено сравнение моделей управления Z и A по ряду показателей применительно к японским и американским организациям. Сравнивая эти два подхода, можно заметить, что управление сдвинулось в сторону теории Y. Поэтому можно считать, что теория Z представляет собой модернизированную, прежде всего к Японии теорию Y, а теория А – характерна для организаций США.

 

Теории X и А можно назвать жесткими стилями руководства, которые эффективны или в очень благоприятной, или в очень неблагоприятной обстановке (лидер наделен большой властью, имеет неформальную поддержку подчиненных, задачи группе ясны, и она ожидает указаний). Теории Y и Z можно назвать мягкими стилями в управлении, которые эффективны в неопределенной обстановке (коллектив единомышленников, решение принципиально новых проблем, задачи не вполне определены, приветствуются дискуссии).

 

 

Япония испытывает дефицит новых идей. Целая нация дисциплинированных исполнителей не в состоянии изменить собственный контекст, хотя и остро в этом нуждается. Японцы говорят, что теперь они должны учиться у американцев, как ранее американцы учились у них. Американцы учились у японцев работе в команде, а японцы должны теперь учиться у американцев в понимании лидерства. А как учиться лидерству, японцы не знают. Этого вообще нет в их культурном контексте, японское общество конформистское, оглядывающееся на человека, которого считают главным. Главный человек должен быть жесток и свиреп, а все остальные должны быть ему послушны.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 216.