Бидарова Ф.Н., Цахилова Е.Н., Бозрова Д.М.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра фармации

Бидарова Ф.Н., Цахилова Е.Н., Бозрова Д.М.

Методические рекомендации по самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов 5 курса по управлению и экономике фармации, специальность «Фармация» (код специальности 060108).

Владикавказ-2012

Утверждено на заседании ЦКУМС № протокола 5 от «18» мая 2012 г.

 

Методические рекомендации предназначены для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов 5 курса (9 семестра) фармацевтического факультета Северо-Осетинской государственной медицинской академии по управлению и экономике фармации.

 

Составители:

Зав. кафедрой фармации гБоу впо согма

минздравсоцразвития России,

доц., к.ф.н. Бидарова Ф.Н.

 

 

Ассистент кафедры фармации гБоу впо согма

минздравсоцразвития Росси,

к.ф.н. Цахилова Е.Н.

 

Ассистент кафедры фармации гБоу впо согма

минздравсоцразвития России Бозрова Д.М.

 

 

Рецензенты:

 

 

Начальник отдела организации контроля

обращения лекарственных средств

и изделий медицинского назначения

Управления Росздравнадзора

по Республике Северная Осетия – Алания Найфонова Б.Н.

 

Доцент каф. Технологии лекарственных форм

и организации фармацевтического дела

ГОУ ВПО «Северо-Осетинский

государственный университет им. К.Л. Хетагурова»,

к.ф.н. Подлужная А.А.

 

Методические рекомендации по самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов 5 курса по управлению и экономике фармации.

(9семестр)

Занятие №1.

 

I. Тема:«Документальные источники научной фармацевтической инфор­мации. Виды АСПИ».

2.3начимость изучаемой темы.

Результатом применения новых информационных технологий является предоставление пользователю интересующих его данных в виде информационных услуг на базе информационных продуктов. Среди многих разновидностей новых информационных технологий особое место занимают автоматизированные банки данных, предназначенные для решения различных информационных задач в интересах пользователей. Аптечные организации могут являться как пользователями автоматизированных банков данных, получая информацию по налогообложению, учетной политике, лекарствоведению, так и сами создавать такие базы с целью информационного обеспечения специалистов отрасли сведениями по лекарствоведению. Поэтому провизоры должны иметь знания в области новых информационных технологий и иметь навыки пользования компьютером.

 

Содержание изучаемой темы по программе.

Основные термины и определения информатики. Научная и деловая информация. Свойства и виды научной информации. Аналитико-синтетическая переработка. Информационный фонд. Информационные ресурсы. Основные направления развития фармацевтической информации. Информационно-справочные системы о ЛС.

4. Контрольные вопросык семинарскому занятию:

1. дайте определение понятия «информатика», «информация», «научная информация», «информационный продукт», «информационная услуга».

2. перечислите свойства научной информации.

3. что подразумевается под общественной природой научной информации?

4. почему научная информация не зависит от языка, носителя и ее создателя?

5. укажите виды научной информации.

6. свойства научной информации.

7. документ как источник информации, документальные информационные потоки, релевантные документы.

8. научная и деловая информация.

9. первичные и вторичные источники информации.

10. библиографическое описание, индексирование, аннотация, реферат, библиографический обзор, реферативный обзор, аналитический (критический) обзор.

11. технологии коммерческого распространения информации (удаленные банки данных, информационные продукты и услуги на технологических носителях).

12. для каких целей могут быть использованы вторичные издания?

13. какие периодические издания относятся к профильным?

14. Какова роль старения научной информации при формировании информационного фонда?

15. основные направления развития фармацевтической информации.

16. характеристика информационных продуктов и услуг.

17. понятие «База данных». Типы баз данных.

 

5. Цель занятия: приобрести знания и умения по определению вида первичных документов и проведению аналитико-синтетической переработки информации первичных документов.

 

  Студент должен знать;   1. виды первичных документов как источники информации и принципы их классификации. 2. основные виды АСПИ.         1. Литература: Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г.   2. Лекционный материал.    
  Студент должен уметь;   1. определять вид и осуществлять классификацию первичных документов. 2. проводить аналитико-синтетическую переработку информации (АСПИ).   - подготовить сообщение по теме «Документальные источники научной фармацевтической инфор­мации. Виды АСПИ »     1. Литература: Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г.   2. Методические рекомендации к занятию №1.   3. Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http://webapteka.ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru  

Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для

подготовки к занятию:

Задание 1.

В чем заключается информационная работа в аптеке.

Потребители и источники фармацевтической информации.

Задание 2.

Перечислите виды источников фармацевтической информации и виды аналитико-синтетической обработки документов.

Задание 3.

Охарактеризуйте классификацию изданий.

Задание 4.

Дайте сравнительную характеристику библиографического и реферативного обзоров.

Задание 5.

Опишите преимущества и недостатки различных источников фармацевтической информации.

Задание 6.

Составить библиографическое описание книги одного-трех авторов.

Задание 7.

Составить библиографическое описание статьи четырех и более авторов из любого научного журнала (электронной версии журнала).

Задание 8.

Составить реферат по теме «Документальные источники научной фармацевтической инфор­мации».

7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).

Укажите правильный ответ.

К первичным научным документам относится:

1.Обзор.

2. Экспресс-информация.

3. Библиографический указатель.

4. Журнал.

5. Справочная литература.

Укажите правильный ответ.

К вторичным научным документам относится:

1. Монография.

2. Справочная литература.

3. Учебник.

4. Журнал.

5. Газета.

Найдите правильный ответ.

Издания классифицируют по видам на:

1. авторские

2. непериодические

3. периодические

4. официальные

1,4

Найдите правильный ответ.

Издания классифицируют по структуре:

1. моноиздания

2. сборники

3. авторские

4. непериодические

5. периодические

1,2

Найдите правильный ответ.

Издания классифицируют по периодичности на:

1. авторские

2. непериодические

3. периодические

4. официальные

5. продолжающиеся

2,3,5

 

 

Методические рекомендации по самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов 5 курса по управлению и экономике фармации.

(9семестр)

Занятие №2.

 

I. Тема: «Маркетинговые методы исследования информационных потребностей».

2.3начимость изучаемой темы.

Постоянное увеличение количества лекарственных средств на российском фармацевтическом рынке приводит к увеличению потока фармацевтической информации. Это усложняет работу врачей по выбору наиболее оптимальной фармакотерапии, и провизоров. С целью повышения качества медицинской и лекарственной помощи в настоящее время создается единая государственная система информации о лекарственных средствах. Необходимо комплексное изучение рынка информационных услуг и разработка рыночной стратегии и тактики организации, занимающейся коммерческим распределением информации. Провизор должен обладать навыками проведения мониторинга рынка информационных услуг и формирования программы информационного маркетинга на основании данных мониторинга.

 

Содержание изучаемой темы по программе.

Изучения информационных потребностей, проведения социологических исследований; порядок создания информационно-справочной системы о ЛС.

4. Контрольные вопросык семинарскому занятию:

1. понятие «информационная потребность».

2. характеристика потребностей информации.

3. какие черты присущи информационной потребности?

4. факторы, влияющие на информационную потребность.

5. критерии выбора информации.

6. прямые методы изучения информационных потребностей.

7. косвенные методы изучения информационных потребностей.

8. основные характеристики методов изучения информационных

потребностей.

9. характеристика основных этапов изучения информационных

потребностей прямыми методами.

10 классификация вопросов, используемых в прямых методах.

11. порядок обработки полученных данных при проведении изучения

информационных потребностей субъектов фармацевтического рынка.

12. в чем заключается специфический характер информации о

лекарственных средствах?

13. какие группы потребителей нуждаются в информации о

лекарственных средствах?

14. характеристика основных этапов изучения информационных

потребностей врачей косвенными методами.

15. порядок расчета показателей, используемых в косвенных методах.

 

5. Цель занятия: приобрести знания и умения по определению потребности различных субъектов фармацевтического рынка в информации.

 

  Студент должен знать;   1. принципы классификации вопросов и методы обработки результатов анкетирования. 2. косвенные методы изучения информационных потребностей на основе анализа врачебной рецептуры 3. методы расчета эффективности различных форм информационной работы.         1.Литература: Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г.   2. Лекционный материал.    
  Студент должен уметь;   1. определять вид, тип и техническую форму вопросов и осуществлять анализ результатов анкетирования. 2. рассчитывать частоту назначений врачами ЛП и полноту использования ими ассортимента ЛП. 3. определять эффективность различных форм информационной работы. 4. применять методы изучения информационных потребностей.   - подготовить сообщение по теме «Маркетинговые методы исследования информационных потребностей»   1.Литература: Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. стр. 490-515.   2.Методические рекомендации к занятию №2.   3.Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http://webapteka.ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru  

Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для

подготовки к занятию:

Задание 1.

Дайте характеристику потребителей фармацевтической информации.

Задание 2.

Охарактеризуйте методыизучения потребностей.

Задание 3.

Разработайте анкету по потребности в фармацевтической информации - для детских лекарственных форм (анкета для родителей).

Задание 4.

Разработать анкету по потребности в фармацевтической информации - для врачей (офтальмологов).

Задание 5.

Разработать анкету по потребности в фармацевтической информации - для провизоров-технологов.

Задание 6.

К какому виду информационной потребности можно отнести обращение врача с просьбой к провизору-информатору подобрать ему информацию о побочных реакциях лекарственных средств, используемых при лечении гепатита, так как у его родственника тяжелая форма этого заболевания?

а) групповая (так как врач интересуется сведениями, необходимыми ему как специалисту);

б) личная (потребность возникла как факт личной жизни).

Задание 7.

Можно ли считать информационную потребность посетителя аптеки профессиональной, если он покупает лекарство с целью самолечения?

Задание 8.

Фирме-изготовителю лекарственного средства одновременно с регистрационным удостоверением выдается инструкция и листовка-вкладыш. Какой из этих документов предназначен для удовлетворения личных, а какой – групповых потребностей в сведениях о лекарственных средствах?

 

7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).

Найдите правильный ответ.

Прямые методы - это:

1. целенаправленные беседы по заранее подготовленным, а также возника­ющим в процессе диалога вопросам

2. опросы по заранее разработанному перечню вопросов

3. основаны на опросе потребителей информации, ИП которых изучается

4. основаны на анализе документальных источников, отражающих деятельность потребителя информации, ИП которых изучается.

1,2,3

2. Найдите правильный ответ.Косвенные методы - это:

1. целенаправленные беседы по заранее подготовленным, а также возникающим в процессе диалога вопросам

2. опросы по заранее разработанному перечню вопросов

3. основаны на опросе потребителей информации, ИП которых изучается

4. основаны на анализе документальных источников, отражающих деятельность потребителя информации, ИП которых изучается.

Найдите правильный ответ.

Вопросы классифицируются по видам:

1. закрытые

2. открытые

3. ловушки

4. качественные

5. количественные

4,5

 

Найдите правильный ответ.

Вопросы классифицируются по типам:

1. закрытые

2. открытые

3. ловушки

4. качественные

5. буферные

6. основные

3,5,6

Найдите правильный ответ.

Вопросы классифицируются по тех. формам:

1. закрытые

2. открытые

3. ловушки

4. качественные

5. буферные

6. альтернативные

1,2,6

 

 

Методические рекомендации по самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов 5 курса по управлению и экономике фармации.

(9семестр)

Занятие №3.

 

I. Тема: «Методологические подходы к рекламированию лекарственных средств».

2.3начимость изучаемой темы.

Результатом применения новых информационных технологий является предоставление пользователю интересующих его данных в виде информационных услуг на базе информационных продуктов. Среди многих разновидностей новых информационных технологий особое место занимают автоматизированные банки данных, предназначенные для решения различных информационных задач в интересах пользователей. Аптечные организации могут являться как пользователями автоматизированных банков данных, получая информацию по налогообложению, учетной политике, лекарствоведению, так и сами создавать такие базы с целью информационного обеспечения специалистов отрасли сведениями по лекарствоведению. Поэтому провизоры должны иметь знания в области новых информационных технологий и иметь навыки пользования компьютером.

 

Содержание изучаемой темы по программе.

Фармацевтическая информация и реклама ЛС. Особенности рекламы ОТС-препаратов. Система формирования спроса и стимулирования сбыта. Планирование, основные формы, оценка эффективности рекламы ЛС. Основные этические критерии продвижения ЛС.

Информационные технологии управления. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания.

4. Контрольные вопросык семинарскому занятию:

1. дать определения понятиям:реклама, объект рекламирования, товар,

ненадлежащая реклама.

2. дать определения понятиям:рекламодатель, рекламопроизводитель;

рекламораспространитель, потребители рекламы.

3. социальная реклама и спонсорская реклама.

4. роль рекламы в фармации.

5. типы рекламы.

6. нормативные документы, регламентирующие рекламу фармацевтических товаров.

7. требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств.

8. этапы разработки плана рекламы.

9. дать определение фирменного стиля фармацевтической организации.

10. правила разработки рекламного обращения.

11. виды рекламного психологического воздействия.

12. рекомендации по созданию рекламной продукции.

13. закономерности управления вниманием, восприятием, памятью, мышлением при проектировании рекламного продукта.

14. элементы фирменного стиля.

15. дать характеристику элементам фирменного стиля.

16. особенности разработки рекламы в местах продаж.

17. особенности разработки рекламы в оформлении товара.

18. мероприятия по формированию рекламы.

19. использование особенностей цвета в рекламе.

20. правила разработки рекламы в периодической печати.

21. правила разработки рекламы на телевидении.

 

5. Цель занятия: сформировать профессиональные знания и умения по планированию рекламной компании по лекарственным препаратам и определить эффективность ее проведения.

 

  Студент должен знать;   1. основные этапы планирования рекламы. 2. методы определения общей сметы расходов на рекламу и распределения запланированного бюджета по конкретным каналам распределения. 3. способы предварительной и реальной оценки экономической эффективности рекламной компании       1. Литература: Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г.   2. Лекционный материал.    
  Студент должен уметь;   1. составлять план рекламных мероприятий по конкретным ЛП. 2. определять смету расходов на рекламные мероприятия. 3. рассчитывать эффективность проведенной рекламной компании.   - подготовить сообщение по теме «Методологические подходы к рекламированию лекарственных средств».   1.Литература: БагироваВ.Л., МаксимкинаЕ.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., ЛобутеваЛ.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г.   2.Методические рекомендации к занятию №3.   3.Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http://webapteka.ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru  

Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для

подготовки к занятию:

Задание 1.

Определить размер рекламного бюджета на рекламу в прессе методом

«цель-и-задача». Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Варианты Пример
Планируемый объем продаж, млн. шт.
Коэффициент перехода объявления в контакт (доля увиденных одним потребителем объявлений) 0,2 0,2 0,2
Коэффициент перехода контакта в осведомленность 0,5 0,5 0,5
Коэффициент перехода осведомленности в готовность попробовать 0,2 0,2 0,2
Коэффициент повторных покупок (доля потребителей, совершающих повторные покупки, в среднем, 3 раза в год) 0,5 0,5 0,5
Стоимость размещения одного рекламного объявления, тыс. $
Стоимость создания рекламного объявления, тыс. $

 

Алгоритм решения задания 3.

Этап 1. Рассчитать количество покупателей, которые совершат повторные покупки по формуле (половина покупателей совершает покупку 1 раз в год, вторая половина совершает покупки, в среднем, 3 раза в год):

П = Объем продаж / (количество единичных покупок + количество повторных покупок)

Например, П = 4 / (1 + 3) = 1 (млн. покупателей)

Вариант № ………………………………………………………………… (млн. покупателей)

Этап 2. Рассчитать количество потребителей, готовых попробовать товар по формуле:

Поп = Кол-во покупателей / коэф. повторных покупок

Например, Поп = 1 млн. / 0,5 = 2 (млн. потребителей)

Вариант № ………………………………………………………………… (млн. потребителей)

Этап 3. Рассчитать количество потребителей, осведомленных о товаре по формуле:

О = Кол-во готовых попробовать / коэф. перехода освед. в готовность попробовать

Например, О = 2 / 0,2 = 10 млн. потребителей

Вариант № ………………………………………………………………(млн. потребителей)

Этап 4. Рассчитать количество потребителей, видевших объявление по формуле:

В = Кол-во освед. / коэф. перехода контакта в осведомленность

Например, В = 10 / 0,5 = 20 млн. потребителей

Вариант № ………………………………………………………………… (млн. потребителей)

Этап 5. Рассчитать необходимое количество объявлений, исходя из того, что будет замечено лишь одно из пяти объявлений, а для обеспечения коэффициента перехода контакта в осведомленность, равного 0,5, каждый потребитель должен увидеть рекламу 4 и более раз. Для аудитории в 20 млн. потребителей при этих условиях будет достаточно 20 объявлений. Для необходимого нам количества увидевших рекламу потребителей количество объявлений рассчитываем по формуле:

Об = Кол-во видевших рекламу / 20 млн. * 20

Например, Об = 20 млн. / 20 млн. * 20 = 20 (объявлений)

Вариант № ………………………………………………………………………….. (объявлений)

Этап 6. Рассчитать бюджет на рекламу в прессе по формуле:

Б = Кол-во объявлений * Стоимость размещения + Стоимость создания

Например, Б = 20 * 30 + 30 = 630 (тыс. $)

Вариант № ……………………………………………………………………………… (тыс. $)

 

Задание 2.

Рассчитать стоимость рекламы в печатном издании

- рекламное объявление размером в ¼ полосы вмедицинской газете стоит 50 д.е., а в специализированном журнале – 25 д.е.;

- тираж газеты 5 млн. экз., тираж журнала 500 тыс. экз.

- статистические данные показывают, что данной рекламой в газете

интересуются 250 тыс. человек и столько же в специализированном журнале;

- степень передачи информации увеличит число читателей газеты на 10%, а журнала на 20%.

Формулы для расчета:

Стоимость рекламы (С) на тысячу читателей = (зрителей, слушателей)   Общие расходы на рекламу тираж издания или зрительская, слушательская аудитория, тыс.человек
Стоимость рекламы (С1) с учетом бесполезной = аудитории   Общие расходы на рекламу целевая аудитория, тыс. человек
Целевая аудитория = Тираж – Бесполезная аудитория (общая аудитория)  
Стоимость рекламы (С2) на тысячу читателей =   Общие расходы на рекламу Тираж х Степень передачи информации
Целевая аудитория = Тираж х Степень передачи информации – Бесполезная аудитория    

Задание 3.

Разработать рекламный текст для любого противовирусного препарата.

Задание 4.

Разработать элементы фирменного стиля для вновь открываемой частной аптеки.

Задание 5.

Разработать план рекламы для фармацевтической фирмы.

7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).

Занятие №4.

 

I. Тема: Модульное занятие.

 

2. Цель занятия: закрепить полученные знания и умения студентами по ранее изученным темам.

3.Форма контроля:

1. Тест

2. Вопросы по билету.

3. Ситуационные задания.

 

4. Контрольные вопросы:

1. дайте определение понятия «информатика», «информация», «научная информация», «информационный продукт», «информационная услуга».

2. перечислите свойства научной информации.

3. что подразумевается под общественной природой научной информации?

4. почему научная информация не зависит от языка, носителя и ее создателя?

5. укажите виды научной информации.

6. свойства научной информации.

7. документ как источник информации, документальные информационные потоки, релевантные документы.

8. научная и деловая информация.

9. первичные и вторичные источники информации.

10. библиографическое описание, индексирование, аннотация, реферат, библиографический обзор, реферативный обзор, аналитический (критический) обзор.

11. технологии коммерческого распространения информации (удаленные банки данных, информационные продукты и услуги на технологических носителях).

12. для каких целей могут быть использованы вторичные издания?

13. какие периодические издания относятся к профильным?

14. какова роль старения научной информации при формировании информационного фонда?

15. основные направления развития фармацевтической информации.

16. характеристика информационных продуктов и услуг.

17. понятие «База данных». Типы баз данных.

18. понятие «информационная потребность».

19. характеристика потребностей информации.

20. какие черты присущи информационной потребности?

21. факторы, влияющие на информационную потребность.

22. критерии выбора информации.

23. прямые методы изучения информационных потребностей.

24. косвенные методы изучения информационных потребностей.

25. основные характеристики методов изучения информационных

потребностей.

26. характеристика основных этапов изучения информационных

потребностей прямыми методами.

27. классификация вопросов, используемых в прямых методах.

28. порядок обработки полученных данных при проведении изучения

информационных потребностей субъектов фармацевтического рынка.

29. в чем заключается специфический характер информации о

лекарственных средствах?

30. какие группы потребителей нуждаются в информации о

лекарственных средствах?

31. характеристика основных этапов изучения информационных

потребностей врачей косвенными методами.

32. порядок расчета показателей, используемых в косвенных методах.

33.дать определения понятиям:реклама, объект рекламирования, товар,

ненадлежащая реклама.

34. дать определения понятиям:рекламодатель, рекламопроизводитель;

рекламораспространитель, потребители рекламы.

35. социальная реклама и спонсорская реклама.

36. роль рекламы в фармации.

37. типы рекламы.

38. нормативные документы, регламентирующие рекламу фармацевтических товаров.

39. требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств.

40. этапы разработки плана рекламы.

41. дать определение фирменного стиля фармацевтической организации.

42. правила разработки рекламного обращения.

43. виды рекламного психологического воздействия.

44. рекомендации по созданию рекламной продукции.

45. закономерности управления вниманием, восприятием, памятью, мышлением при проектировании рекламного продукта.

46. элементы фирменного стиля.

47. дать характеристику элементам фирменного стиля.

48. особенности разработки рекламы в местах продаж.

49. особенности разработки рекламы в оформлении товара.

50. мероприятия по формированию рекламы.

51. использование особенностей цвета в рекламе.

52. правила разработки рекламы в периодической печати.

53. правила разработки рекламы на телевидении.

 

5. Литература для подготовки к занятию:

1. Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г.

2. Лекционный материал

 

Методические рекомендации по самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов 5 курса по управлению и экономике фармации.

(9семестр)

Занятие №5.

 

I. Тема: «Методология управления. Модели и методы в фармацевтическом менеджменте».

2.3начимость изучаемой темы.

Менеджмент определяется как способ, манера общения с людьми; власть и искусство управления; орган управления, административная единица. Менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности. Управление аптеками (аптечными организациями) в условиях рынка представляет большую сложность, что объясняется расширением прав и ответственности аптечных организаций в условиях рыночных отношений, появлением новых хозяйственных связей, формированием рыночных механизмов в управлении. Современные проблемы аптечных организаций невозможно решить без знаний профессионального менеджмента.

 

Содержание изучаемой темы по программе.

Основы научного менеджмента. Особенности управления в условиях формирования рынка ЛС. Введение в менеджмент. Взаимосвязь основных понятий, категорий науки управления. Инструменты управления. Методология изучения менеджмента: основные подходы. Вклад в современную науку менеджмента основных школ и теорий управления. Фармацевтический менеджмент: цель, роль, функции и методы.

4. Контрольные вопросык семинарскому занятию:

1. Дайте основные определения менеджмента как науки, профессии,

области знаний.

2. Что такое фармацевтический менеджмент.

3. Дайте определение субъекта управления и объекта управления.

4. Назовите основные научные школы менеджмента и этапы их

формирования.

5. Перечислите общие подходы в теории управления. Системный,

ситуационный и количественный подход к управлению.

6. Охарактеризуйте основные законы управления.

7. Назовите основные принципы управления.

8. Дайте определение управленческим технологиям,

какие управленческие технологии вы знаете.

9. Какие общенаучные методы используются в фармацевтическом

менеджменте.

10. Дайте определение модели. Какие виды моделей используются в

фармации.

11. Какие цели организации вы знаете в зависимости от времени,

повторяемости и приоритетности.

12. Расскажите о вкладе Ф.Тейлора, Г.Гантта в развитие науки об управлении.

13. Охарактеризуйте концепцию бюрократических организаций и вклад М.Вебера в развитие науки об управлении.

14. Расскажите об административной школе управления и вкладе А.Файоля в развитие науки об управлении.

15. Расскажите о гуманистическом менеджменте и школе человеческих отношений ( Э.Мэйо и М.П.Фоллет)

16.Охарактеризуйте школу поведенческих наук, концепцию бихевиоризма, пирамиду Маслоу.

17. Расскажите о теории Д.МакГрегора и двухфакторной теории Ф.Герцберга.

18. Охарактеризуйте современные направления менеджмента.

5. Цель занятия: Овладеть основами методологии научного менеджмента. Получить навыки построения и анализа моделей.Изучить основные этапы эволюции управленческой мысли, основные школы управления, цели, функции и методы фармацевтического менеджмента.

 

  Студент должен знать;   1. основы научного менеджмента. 2. взаимосвязь основных понятий, категорий науки управления. 3. законы, принципы, инструменты управления. 4. методологию изучения менеджмента: основные подходы. 5. вклад в современную науку менеджмента основных школ и теорий управления. 6. этапы эволюции науки управления. 7. фармацевтический менеджмент: цель, роль, функции и методы.         1.Литература: Багирова В.Л., Максимкина Е.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., Лобутева Л.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г.   2. Лекционный материал.    
  Студент должен уметь;   1. взаимосвязано рассматривать комплекс проблем управления. 2. использовать методологию менеджмента для анализа ситуаций. 3. дифференцировать основные управленческие подходы к анализу ситуаций. 4. осуществлять построение модели «древо целей», графических, сетевых графиков, концептуальных моделей.   - подготовить сообщение по теме «Методология управления. Модели и методы в фармацевтическом менеджменте».     1.Литература: БагироваВ.Л., МаксимкинаЕ.А., Глембоцкая Г.Т., Лопатин П.В., Савельева З.А., ЛобутеваЛ.А. Управление и экономика фармации: Учебное пособие. – Москва «Медицина», 2004 г. стр. 490-515.   2.Методические рекомендации к занятию №5.   3. Научно-практический журнал «Новая аптека», архив 2007-2012гг. http://harupharma.ru/ http://webapteka.ru/ http://www.recipe.ru http://www.pharmvestnik.ru  

Задания (выполнить письменно, в рабочих тетрадях) для

подготовки к занятию:

Задание 1.

Дайте определение менеджмента как:

 

1. Процесс - ……………………………………………

 

2. Наука - ………………………………………………

 

3. Искусство - …………………………………………

 

4. Здравый смысл - …………………………………..

 

Задание 2.

Назовите основные концепции и принципы научных школ менеджмента. На основании теоретических взглядов, каких известных представителей были основаны эти школы.

 

Задание 3.

Дайте характеристику общих подходов управления:

Процессный - ………………………………………..

Системный - ………………………………………….

Ситуационный - ……………………………………...

 

Задание 4.

Дайте характеристику системы методов управления:

Организационные - …………………………………...

Административные- ………………………………….

Экономические - ……………………………………...

Социально-психологические - ………………………

 

Задание 5.

Перечислите правила построения модели при графическом моделировании.

Сформулируйте цели и постройте древо целей для принятия решения заведующим аптекой готовых лекарственных форм для оптимального выбора поставщиков аптеки в осеннее - зимний период.

 

7. Тестовые задания для самоконтроля (выделенным шрифтом отмечены правильные ответы).

1.Управление это:

1. Процесс, в который ходят действия и операции по определению целей, выбору способов, средств и воздействий для достижения целей;

2. Процесс планирования, организации, мотивации, контроля и координации, необходимый для формулирования и достижения целей организации

3. Реализация функций, которые должен выполнять каждый руководитель

4. Распределение работы между членами организации

5. Контроль, за выполнением работы членами организации

6. Особый вид деятельности, п

Дата: 2016-10-02, просмотров: 272.