В рамках проведения маркетинговой политики, завоевания новых рынков сбыта и расширения уже имеющихся предприятию необходимо для принятия решений собрать и проанализировать огромный объем информации о текущем состоянии этих рынков сбыта, предпочтениях покупателей по ценам и качеству выпускаемой продукции, об иных параметрах производства и реализации конкурентоспособной продукции.
Такие исследования предприятие может проводить как силами своих штатных специалистов, так и с привлечением сторонних организаций.
При изучении рынков сбыта производимой продукции собственным персоналом у предприятия возникают следующие расходы:
а) расходы на заработную плату этого персонала.
Для целей налогового учета они включаются в состав расходов на оплату труда персонала, не участвующего непосредственно в производственном процессе (пп.2 п.2 ст.253 и ст.255 НК РФ), и относятся согласно п.1 ст.318 НК РФ к косвенным расходам;
б) единый социальный налог, начисляемый с выплат, осуществляемых этому персоналу.
Для целей налогового учета включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп.1 п.1 ст.264 НК РФ как "суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке" и относится согласно п.1 ст.318 НК РФ к косвенным расходам.
В случае привлечения сторонних специализированных организаций для осуществления таких исследований у предприятия возникают расходы по оплате их услуг. Эти расходы включаются предприятием в состав прочих расходов на основании пп.27 п.1 ст.264 НК РФ как "расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг)" и относятся согласно п.1 ст.318 НК РФ к косвенным расходам.
Расходы на рекламу
В рамках сбытовой политики предприятием могут проводиться также различного рода рекламные мероприятия.
В соответствии с абз.2 ст.2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ (в редакции от 30.12.2001) "О налоге на рекламу" реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Расходы предприятия на рекламу включаются им в целях исчисления налога на прибыль в состав прочих расходов на основании пп.28 п.1 ст.264 НК РФ как "расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках", и относятся согласно п.1 ст.318 НК РФ к косвенным расходам.
Следует отметить, что ранее реклама товарного знака и знака обслуживания прямо не была указана в составе рекламных расходов, хотя и относилась к числу прочих рекламных мероприятий, связанных с производственной деятельностью.
Все рекламные расходы, произведенные до 1 января 2002 года, подлежали нормированию для целей налогообложения. Вступившая в силу глава 25 НК РФ устанавливает новый подход к признанию расходов на рекламу.
Часть из них включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, без каких-либо ограничений, то есть в полной сумме произведенные затраты принимаются при исчислении налога на прибыль. Перечень таких расходов ограничен. В соответствии с п.4 ст.264 НК РФ к ним относятся следующие расходы:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Все остальные расходы, а именно:
расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных мероприятий;
прочие расходы на рекламу, осуществленные в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ.
Согласно ст.249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральной формах.
При этом согласно абз.4 п.1 ст.248 НК РФ при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), то есть суммы НДС, акцизов, налога с продаж.
Следует также иметь в виду, что в соответствии с абз.2 п.7 ст.171 НК РФ в том случае, если в соответствии с главой 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету по расчетам с бюджетом в размере, соответствующем указанным нормам. То есть НДС, уплаченный при осуществлении налогоплательщиком нормируемых рекламных расходов сверх норм, не подлежит принятию к налоговым вычетам по расчетам с бюджетом.
В соответствии с п.1 ст.4 Закона г.Москвы от 21.11.2001 N 59 "О налоге на рекламу" рекламные расходы предприятия, местонахождение которого приходится на территорию города Москвы, признаются объектом налогообложения по налогу на рекламу, в частности:
приобретение организацией рекламных услуг (работ), состоящих в изготовлении и распространении с коммерческой целью (в интересах экономической деятельности рекламодателя) информации о товарах (работах, услугах) и (или) о покупателях этих рекламных услуг (работ);
рекламные работы, выполняемые рекламодателем (предприятием) самостоятельно, в том числе с привлечением рекламопроизводителя.
Налоговая база по налогу на рекламу согласно ст.6 Закона г.Москвы N 59 определяется налогоплательщиком исходя из стоимости оказанных ему рекламных услуг (работ) либо расходов по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг). Налоговая ставка по налогу на рекламу установлена в размере 5% (ст.7 Закона г.Москвы N 59).
Исчисленный предприятием налог на рекламу со стоимости произведенных им рекламных расходов включается в целях исчисления налога на прибыль в состав прочих расходов на основании пп.1 п.1 ст.264 НК РФ как "суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке" и относится согласно п.1 ст.318 НК РФ к косвенным расходам.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 249.