Возврат на общий режим налогообложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Статья 346.13 НК РФ устанавливает норму, согласно которой организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не вправе самостоятельно до окончания налогового периода, в котором применяется упрощенная система, переходить на общую систему налогообложения. Однако существуют условия, при выполнении которых организация обязана вернуться к общему режиму налогообложения до окончания налогового периода:

- доход в налоговом (отчетном) периоде превысит 15 млн. руб.;

- стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности организации, превысит 100 млн. руб.

Выполнение хотя бы одного из двух приведенных выше условий приводит к обязанности организации самостоятельно перейти на общий режим налогообложения. Таким образом, если доход организации, например, составляет 18 млн. руб., а стоимость амортизируемого имущества 1 млн. руб., организация обязана перейти на общий режим налогообложения.

Однако опять возникает вопрос, какую стоимость амортизируемого имущества - первоначальную, восстановительную или остаточную - необходимо рассматривать в этой ситуации. Данный вопрос сложно трактовать однозначно. Эта норма нечетко прописана с точки зрения законодательства о налогах и сборах.

На основании ст.346.16 НК РФ у организаций, которые выбрали объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов списываются в расходы в момент ввода их в эксплуатацию независимо от стоимости приобретения. Для организаций, которые выбрали объектом налогообложения полученные доходы, расходы, в том числе на приобретение основных средств, не возникают для целей налогообложения вообще.

Следовательно, организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения, не могут иметь амортизированное имущество с точки зрения законодательства о налогах и сборах, поскольку для целей налогообложения амортизируемым имуществом является имущество, которое подлежит амортизации в целях налогообложения, а в данном случае амортизация по основным средствам и нематериальным активам не начисляется. Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не могут иметь амортизируемого имущества, следовательно, другой стоимости, кроме первоначальной (восстановительной) и остаточной, с точки зрения законодательства, регулирующего бухгалтерский учет, у данного имущества быть не может.

В настоящее время неясно, как применять данное ограничение на практике. Если законодатели не внесут ясность в данный вопрос, ограничение по стоимости амортизируемого имущества применить на практике не представляется возможным. Однако, по нашему мнению, данная ситуация не будет носить повсеместный характер, потому что предельный размер стоимости имущества в 100 млн. руб. для субъектов малого предпринимательства довольно большой показатель.

Тем не менее если возникает ситуация, связанная с тем, что первоначальная стоимость имущества превышает 100 млн. руб., а остаточная позволяет применять упрощенную систему налогообложения, можно воспользоваться нормой п.7 ст.3 части первой НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Тогда такие организации могут продолжать применять упрощенную систему налогообложения.

Необходимо обратить внимание, что в п.4 ст.346.13 НК РФ стоимостной критерий в 15 млн. руб. установлен для всего дохода, полученного организацией. Таким образом, в состав указанного показателя будут включаться все доходы организации, полученные при применении упрощенной системы налогообложения, как от обычного вида деятельности (от реализации товаров, работ, услуг), от реализации имущества, имущественных прав, так и внереализационные доходы. Если рассмотренные выше показатели деятельности организации по итогам налогового (отчетного) периода будут превышены, они будут считаться перешедшими на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. То есть если в августе 2003 года доход организации или стоимость амортизируемого имущества превысит предельные показатели, организация обязана с III квартала 2003 года перейти на общий режим налогообложения. При этом у организации не возникает обязанность по уплате авансовых платежей по налогам и сборам в III квартале 2003 года.

 

Обратите внимание! В статье 346.13 НК РФ не указано на обязанность организации перейти на общий режим налогообложения в случае превышения предельной численности работников и в случае превышения доли участия в уставном капитале организации других организаций.

Статья 346.13 НК РФ предусматривает обязанность организации сообщить налоговым органам в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором произошло превышение показателя дохода или стоимости амортизируемого имущества, о переходе на общий режим налогообложения. Указанное действие носит уведомительный характер. Так, если превышение показателей произошло в начале квартала, организация самостоятельно переходит на общий режим налогообложения, а уже по окончании квартала уведомляет налоговые органы по месту нахождения организации. Следует отметить, что действующим законодательством в ст.126 НК РФ установлена санкция за несвоевременное уведомление налоговых органов.

Приказом N ВГ-3-22/495 утверждена форма N 26.2-5 "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения". Тот же порядок применяется и при добровольном отказе от упрощенной системы налогообложения по окончании налогового периода.

Приказом N ВГ-3-22/495 утверждена форма N 26.2-4 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения". Данная форма подается в налоговый орган не позднее 15 января года, следующего за окончанием налогового периода.

 

Возврат к упрощенной

Системе налогообложения

 

Если организация утратила право на применение упрощенной системы налогообложения в связи с превышением предельного размера показателей или отказалась от нее добровольно, вновь вернуться к упрощенной системе налогообложения можно только через два года после того, как было утрачено право на применение упрощенной системы налогообложения.

 

Пример 1 Организация утратила право применять упрощенную систему налогообложения в IV квартале 2003 года в связи с превышением предельного показателя доходов.

В период с 1 октября по 30 ноября 2005 года организация имеет право подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения с 2006 года. Раньше указанного срока заявление на применение упрощенной системы не подается.

 

Порядок применения

Дата: 2016-10-02, просмотров: 192.