Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Период для подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в налоговые органы по месту нахождения организации установлен с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения. Организации должны указать в заявлении размер дохода от реализации, полученного за девять месяцев текущего года.

На основании ст.8 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 104-ФЗ) указанный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть с 31 августа 2002 года. Специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 НК РФ, вводится в действие с 1 января 2003 года. Для применения упрощенной системы налогообложения с 2003 года организации должны были подать в налоговые органы заявление в период с 1 октября по 30 ноября 2002 года.

В главе 26.2 НК РФ не содержится указания на разработку МНС России формы заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. Однако для унификации взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, в соответствии с положениями главы 26.2 НК РФ приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" (далее - приказ N ВГ-3-22/495) утверждены формы документов для применения упрощенной системы налогообложения*(16). В частности, утверждена форма N 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения". Данный приказ носит для налогоплательщиков рекомендательный характер. Тем не менее считаем целесообразным использование организациями разработанной МНС России формы заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения..

При этом необходимо иметь в виду, что размер доходов за девять месяцев указывается для того, чтобы выполнить условие п.2 ст.346.12 НК РФ. Информация об участии в уставном капитале организации других организаций у налоговых органов имеется*(17).

При подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения организациям рекомендуется также иметь форму статистической отчетности, в частности, форму N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" с отметкой о ее представлении в органы статистики. В данной форме указана средняя численность работников за отчетный период, которая подтверждает условие перехода на упрощенную систему, предусмотренное пп.15 п.3 ст.346.12 НК РФ.

В статье 346.13 НК РФ, как, впрочем, и в главе 26.2 НК РФ в целом, не предусмотрен механизм подтверждения права применения упрощенной системы налогообложения организациями со стороны налоговых органов. Подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения носит не разрешительный, а уведомительный характер.

Однако приказом N ВГ-3-22/495 утверждены форма N 26.2-2 "Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения" и форма N 26.2-3 "Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения".

Форма N 26.2-2 будет направляться налоговыми органами в адрес налогоплательщиков, которые подали заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, в качестве подтверждения правомерности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.

Форма N 26.2-3 также будет направляться налоговыми органами в адрес налогоплательщиков, которые подали заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Этот документ будет носить уведомительный характер; задача его - доведение до сведения налогоплательщика, что налоговые органы считают неправомерным применение им упрощенной системы налогообложения. В случае если налогоплательщик не будет согласен с налоговыми органами по вопросу правомерности применения упрощенной системы налогообложения и начнет ее применять, то, скорее всего, отстаивать свою позицию ему придется в арбитражном суде.

Для организаций, которые зарегистрированы после 1 октября 2002 года, существует противоречие. Согласно п.2 ст.346.13 НК РФ вновь созданные организации могут применять упрощенную систему налогообложения с момента регистрации, но упрощенная система налогообложения на основании ст.8 Закона N 104-ФЗ вводится в действие только с 1 января 2003 года. По нашему мнению, такие организации имеют право перейти на упрощенную систему с 1 января 2003 года, подав заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 2003 года одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговые органы в период с 1 октября по 30 ноября 2002 года, а также после 30 ноября 2002 года.

По всей видимости, данное противоречие можно рассматривать как техническую ошибку при подготовке законодательного акта.

С точки зрения государственной политики в отношении малого бизнеса не должно быть ущемления организаций, зарегистрированных после 1 октября 2002 года, в праве на переход к упрощенной системе налогообложения с 2003 года.

Такая ситуация возникает только в 2002 году и в случае ее решения в пользу налогоплательщиков не принесет негативных последствий для бюджета.

С 1 января 2003 года вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 205.