Льготы и упрощенная система налогообложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

С 1 января 2003 года вступает в силу специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса РФ "Упрощенная система налогообложения", особенности применения которой также рассматриваются в данной книге.

В соответствии с абз.4 п.4 ст.6 Закона N 2116-1 при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет. Однако если малое предприятие, которое применяет налоговую льготу, предусмотренную п.4 ст.6 Закона N 2116-1, принимает решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, оно не прекращает деятельность, а только меняет налоговый режим. Следовательно, в таком случае такое предприятие не производит исчисление налога на прибыль за весь период применения льготы, просто налоговая льгота перестает применяться.

 

Формирование налоговой базы переходного периода

 

В статье 10 Закона N 110-ФЗ определен порядок перехода от исчисления и уплаты налога на прибыль, действовавший до 1 января 2002 года, к порядку исчисления и уплаты налога на прибыль в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса РФ, в том числе порядок формирования налоговой базы переходного периода и уплаты с нее налога на прибыль.

Необходимость переходного периода продиктована существенными изменениями в порядке налогообложения прибыли с 1 января 2002 года. Показатели переходного периода, налоговую базу и размер налога на прибыль необходимо было отразить в налоговой декларации за полугодие 2002 года в листах 12 или 13 (в зависимости от того, каким методом признаются доходы и расходы). Как уже было сказано выше, налоговые органы планируют производить отдельные проверки правильности формирования налоговой базы переходного периода. В связи с этим целесообразно осуществить проверку правильности формирования налоговой базы переходного периода.

Напомним, что расчет переходного периода должен осуществляться налогоплательщиками по состоянию на 1 января 2002 года. Это значит, что налоговая база переходного периода является самостоятельной налоговой базой, сформированной на основании данных бухгалтерского учета, отраженных на конец отчетного периода 2001 года в бухгалтерской отчетности организации, и в текущую налоговую базу отчетного (налогового) периода 2002 года ее показатели не включаются.

 

Формирование налоговой базы организациями,

Применяющими метод начисления

 

Порядок формирования налоговой базы переходного периода организациями, которые применяют с 1 января 2002 года метод начисления, предусмотрен п.1 ст.10 Закона N 110-ФЗ.

Многие бухгалтеры считают, что если организация до 1 января 2002 года работала "по отгрузке", то, переходя на метод начисления, налоговую базу переходного периода формировать не следует. Это не так. Понятие метода начисления дано в налоговом законодательстве впервые, следовательно, все организации, перешедшие на метод начисления, формируют переходную базу независимо от того, какой метод признания выручки для целей налогообложения применялся до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ - "по оплате" или "по отгрузке".

На основании п.1 ст.10 Закона N 110-ФЗ порядок формирования налоговой базы переходного периода налогоплательщиками, применяющими метод начисления, можно представить в виде формулы:

 

НБ = ДР + ВнД + Рез + ПрД - С - ВнР - ПрР,

 

где НБ - налоговая база переходного периода;

ДР - дебиторская задолженность за реализованные, но не учтенные в целях налогообложения прибыли до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ товары (работы, услуги), имущественные права;

ВнД - внереализационные доходы организации, не учтенные в целях налогообложения прибыли до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ;

Рез - остатки не использованных до 1 января 2002 года средств резервов, отчисления в которые до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ уменьшали налоговую базу по налогу на прибыль;

ПрД - прочие доходы;

С - себестоимость реализованных, но не оплаченных по состоянию на 31 декабря 2001 года включительно товаров (работ, услуг), которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль;

ВнР - внереализационные расходы организации, не учтенные в целях налогообложения прибыли до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ;

ПрР - прочие расходы, подлежащие единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения в связи с вступлением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ.

 

Формирование налоговой базы организациями,

Применяющими кассовый метод

 

Порядок формирования налоговой базы переходного периода организациями, применяющими с 1 января 2002 года кассовый метод, предусмотрен п.9 ст.10 Закона N 110-ФЗ.

Налоговую базу переходного периода у данных налогоплательщиков можно представить в виде следующей формулы:

 

НБ = ДАв + ПрД - ПрР,

 

где НБ - налоговая база переходного периода;

ДАв - сумма задолженности по полученным до 1 января 2002 года авансовым платежам в счет будущей отгрузки товаров (работ, услуг), имущества, имущественных прав, которые до 1 января 2002 года не учитывались в целях налогообложения прибыли;

ПрД - прочие доходы;

ПрР - прочие расходы, подлежащие единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения в связи с вступлением в действие главы 25 НК РФ.

Основанием для включения в переходную базу авансов полученных является инвентаризация кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2001 года включительно, то есть инвентаризация бухгалтерских счетов 62 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами".

В результате проведенной инвентаризации выделяется кредиторская задолженность в виде авансов полученных, которые не были учтены в целях налогообложения прибыли до 1 января 2002 года.

Она отражается в составе доходов от реализации согласно ст.249 НК РФ, то есть без включения в нее НДС, акцизов.

Необходимо отметить, что у организаций, перешедших на определение доходов и расходов по кассовому методу, убыток, полученный при формировании налоговой базы переходного периода, в целях налогообложения не признается и убыточная налоговая база приравнивается к нулю.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 192.