Важный совет наблюдателям, касающийся времени голосования. Обычно энтузиазм активистов приходится на утро и середину дня выборов. Потом приходит усталость, внимание притупляется. Часам к семи вечера, когда избиратели уже почти не приходят на участок, кажется, что дело сделано и некоторые наблюдатели, особенно новички в этом деле, совсем расслабляются. Это грубейшая ошибка. Опытные участники выборного процесса знают, что как раз в это время чаще всего происходят так называемые «вбросы» - вбросы пачек заполненных бюллетеней в урны. Почасовая статистика нарастающих итогов явки на некоторых выборах показывала, что в последний час вдруг неожиданно нарастал «поток избирателей». К примеру, с четырех до шести участки посетило пять процентов общего числа проголосовавших, а в последний час - 15%. Такие факты были, но наблюдатели уже пребывали в расслабленном состоянии, за руку схватить злоумышленников, «обеспечивших» такой скачок явки в последний час, не удалось.
Особенно велика вероятность вечерних вбросов в тех случаях, если баллотируется кандидат от партии власти и явно не хватает явки (если местный законом предписывает необходимый уровень явки для признания выборов состоявшимися). Уровень явки ведь известен по ходу голосования - его считают по спискам избирателей, в которых отмечают избирателей, получивших бюллетени. Очень часто желание поднять явку провоцирует вбросы, а такие вбросы осуществляются как раз вечером.
Есть еще одна опасность, подстерегающая простодушных наблюдателей. В последнее время партия власти достигла высокого уровня виртуозности в работе с общественными активистами. Известны случаи, когда власть распределяла между своими высокопоставленными представителями участки и территории, те обязаны были курировать обработку общественного мнения, местного чиновничества, членов комиссий. Так вот, случались и такие курьезы. Подобные кураторы к моменту закрытия участков объезжали комиссии и в благодарность за хорошо проделанную работу накрывали стол. Со спиртным, разумеется. Наблюдатели, особенно от оппозиции, как правило, люди не очень искушенные медными трубами и официальным признанием. Устоять против такой лести, да еще против радушного угощения им порой трудно. В результате случалось так, что наблюдатели, сроднившиеся за день тяжелой и ответственной работы по обеспечению российской демократии, садились пьянствовать, выбывали из строя, а в это время злоумышленники делали свои черные дела.
Чтобы наблюдатели не попадали в подобные сети соблазнов, их надо специально проинструктировать на сей счет. И - обязательно позаботиться, чтобы наблюдатели были обеспечены питанием и безалкогольными напитками на все время работы на участке. Некоторые местные законы о выборах позволяют кандидату иметь на каждом участке неограниченное число наблюдателей при условии, что единовременно на участке будет находиться только один из наблюдателей. Если такая норма прописана в местном законодательство о выборах, то надо, конечно, использовать помощь нескольких наблюдателей, расписав их дежурство по часам, чтобы они могли отдохнуть. Другой вариант - расписать график для наблюдателя и члена комиссии с совещательным голосом, чтобы они могли по очереди убегать домой перекусить-отдохнуть. При этом оставшийся, конечно, должен удваивать бдительность.
Ну, и самое главное. Может так оказаться, что самая безукоризненная бдительность наблюдателей и членов комиссии будет пустой тратой сил, потому что решающие незаконные вмешательства произойдут уже после закрытия участков - во время подсчета голосов. Ко времени закрытия участков, оговоренном в законе, все наблюдатели и члены комиссий должны быть на своих местах. Участки закрываются и никто больше не может ни войти, ни выйти, пока голоса не будут подсчитаны. Прямо как при выборах Папы Римского. Если наблюдатель в этот момент покупал минералку в ларьке и не успел попасть на участок к закрытию - все, он может идти домой. Этот день он прожил зря.
Подсчет голосов
После закрытия участка
Самый ответственный этап в процедуре выборов - подсчет голосов и определение результата выборов. Подсчет голосов начинается после закрытия участка. До этого момента вскрывать урны с бюллетенями категорически запрещено. На всякий случай стоит заметить - операции по учету бюллетеней начинаются сразу после закрытия участка, без всякого перерыва на отдых и осуществляются непосредственно на территории участка.
Между закрытием участка и началом подсчета голосов по закону необходимо совершить еще одно важное действие - погасить неиспользованные бюллетени. Это делается для того, чтобы чистые бюллетени нельзя было заполнить и подбросить в общую кипу уже после вскрытия урн. Существует официальная процедура погашения бюллетеней, которая производится открыто. Неиспользованные бюллетени подсчитываются, полученное число заносится в протокол. Кстати говоря, это число может потом послужить средством проверки - число неиспользованных бюллетеней вместе с числом бюллетеней, обнаруженных в урнах не должно быть больше, чем число бюллетеней, выданных данной комиссии перед днем голосования. Если же сумма погашенных и обнаруженных бюллетеней вдруг оказывается больше, чем изначальное число бюллетеней, это означает только одно - в игре принимали участие «левые» бюллетени.
После этого совершается еще несколько операций (в зависимости от особенностей местного выборного законодательства) - подсчет открепительных удостоверений, подсчет целого ряда показателей по спискам избирателей, фиксация окончательного списка избирателей (в ходе голосования в него могли вноситься поправки). Для грамотного контроля за этими процедурами необходимо составить тщательные инструкции на основе актуального местного законодательства.
Параллельно со всеми этими операциями ведется еще одна, главная - заполнение протокола. Официальный протокол комиссии ведется в трех экземплярах (по крайней мере, так делается на выборах федерального уровня). На последних думских выборах в комиссиях применялись так называемые увеличенные формы протокола - цифры заносились на большой лист увеличенного протокола, чтобы все присутствующие могли следить за процедурой и пошагово переносить все цифры в свои копии протокола. Дело в том, что закон дает наблюдателям право получать заверенные копии протокола или, что более реально, заверять собственноручно изготовленные копии протокола. Поэтому у наблюдателя должны быть заблаговременно изготовленные бланки протокола в рабочем блокноте или отдельным документом, в который по ходу подсчета будут вноситься все цифры официального протокола. Благодаря этому любой штаб, в принципе, может создать альтернативную систему подсчета голосов и пресечь или хотя бы обнаружить фальсификации на этапе подсчета голосов.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 190.