Члены избирательных комиссий (с совещательным или решающим правом голоса - в зависимости от уровня выборов) назначаются задолго до выборов (законом установлен срок для каждого вида комиссий) во все комиссии (участковые, территориальные, окружные). Права и обязанности членов комиссии четко прописаны в законе. Необходимо довести до них эту информацию. Кроме исполнения функций, предписанных законом, члены комиссий, конечно, должны так или иначе отстаивать интересы назначившего их кандидата (разумеется, не выходя за рамки закона). Члены комиссий являются участниками выборного процесса, поэтому определенный инструктаж они получают со стороны избиркома. Кроме того, кандидату тоже стоит обратить внимание на юридическую и практическую подготовку своих членов комиссий.
Что касается наблюдателей, то они в работе комиссий участия не принимают, но имеют право находится на участке для голосования или в помещении вышестоящей комиссии в день выборов вплоть до оглашения результатов подсчета голосов. Их задача - наблюдать за правильностью исполнения всех выборных процедур, фиксировать и стараться пресекать случаи нарушений. Наблюдателей удобно назначать из числа агитаторов, работавших на этом участке. Они знают адреса (смогут обнаружить подвохи в списке избирателей), знают жителей района, специфику участка, смогут проконтролировать хождение по домам с выносной урной.
Наблюдатели прибывают на участки голосования за полчаса до начала голосования. Их статус наблюдателя подтверждается удостоверением, выписанным кандидатом и документом, удостоверяющим личность. Разумно наблюдателем познакомиться с председателем комиссии заблаговременно, чтобы утром в день голосования не возникли недоразумения в случае, например, придирок к правильности оформления удостоверений наблюдателей и т.п. Никто не вправе отказать наблюдателю в исполнении его функций, кроме самого кандидата, но трения могут возникнуть как раз по различным формальных причинам. Так что если наблюдатель представится в комиссии заранее, это позволит уберечься от возможных придирок в день голосования, когда уже надо не статус свой доказывать, а следить за процессом волеизъявления.
Наблюдатель вправе:
- находиться на участке для голосования или в помещении территориальной, окружной избирательной комиссии (той комиссии, куда его делегировал кандидат);
- следить за всеми действиями, относящимися к процессу голосования и подсчета голосов;
- в любое время получать возможность для визуального ознакомления со списком избирателей (в частности, чтобы убедиться, что там нет «мертвых душ», либо граждан, проживающих по несуществующим адресам, что там не внесено незаконных изменений);
- обращаться к председателю комиссии с указанием на те или иные нарушения;
- фиксировать факты нарушений, привлекать для этого свидетелей, составлять жалобы, вызывать подмогу из своего штаба;
Законом оговорено, что наблюдатель должен осуществлять все эти и другие действия так, чтобы не препятствовать нормальной работе комиссии. Тут, однако, могут возникать различные конфликты. К примеру, закон предписывает, что наблюдатель не имеет права прикасаться к бюллетеням при подсчете, но имеет право находиться на таком расстоянии, чтобы видеть содержание бюллетеня. На практике часто случается так, что председатели комиссий при подсчете голосов выстраивают наблюдателей у дальней стены - чтобы те «не препятствовали работе комиссии». В этом случае наблюдатель должен настаивать на своем праве - расстояние должно быть таким, чтобы можно было видеть пометки в бюллетенях. Обычно это расстояние оговаривается заранее.
Похожая проблема - использование телефона. Конечно, если возможности позволяют, хорошо бы оснастить каждого наблюдателя мобильным телефоном, но в нашей стране это пока нереально и даже может вызвать раздражение избирателей, если они увидят, что наблюдатели кандидата Петрова «сильно крутые» - с мобильниками. Поэтому, конечно, надо заранее оговорить с председателем комиссии свое право на использование телефона, если он есть на участке. Председатель может отказать, мотивируя это тем, что телефон нужен для связи членам комиссии и, соответственно, если наблюдатель будет занимать телефон, то это будет «препятствовать нормальной деятельности комиссии». Вопрос этот законом не оговорен, остается место для трактовок, так что надо настаивать на своих правах, обращаться в вышестоящие комиссии и к своим юристам, искать компромиссные варианты. В конце концов, у наблюдателя должен быть запас монет, чтобы звонить из ближайшего автомата, или договоренность с живущим поблизости каким-нибудь «телефонизированным» сторонником кандидата. Иногда вопрос оперативной связи наблюдателя со штабом в день выборов может стать ключевым для успеха или провала всей выборной кампании кандидата.
Федеральное законодательство строго-настрого запрещает любую агитацию в день выборов, тем более на участке, тем более участниками избирательного процесса. Однако, сверившись с местным законодательством и не найдя там запретительных норм, а также настояв на положительном согласовании этого вопроса с избиркомом, можно прицепить наблюдателям и членам комиссии аккуратненькие бэйджики, на которых будут указаны фамилия-имя-отчество наблюдателя или члена комиссии, его статус на избирательном участке, а также фамилия кандидата или движения, которое он представляет. Например: «Иванова Марина Сидоровна, наблюдатель от кандидата Николаева Петра Федоровича на участке N 15 Кировского района». Здесь скрывается и дополнительный хитрый смысл. Если люди с этими бэйджиками будут оставлять благоприятное впечатление, выгодно отличаться от представителей иных кандидатов своими манерами и внешним видом, то избиратели могут проникнуться симпатией к команде этого кандидата. Но, опять-таки, следует предварительно выяснить возможность применения этого приема (с точки зрения местного законодательства и с точки зрения комиссии, у которой могут быть свои трактовки), чтобы не сделать скандала.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 201.