ВЫБОРЫ: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ПОБЕДЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВЫБОРЫ: ОТ ЗАМЫСЛА ДО ПОБЕДЫ

Предвыборная кампания в российском регионе. Книга издана в 2003 году.

Москва, Издательство "Центр", 2003 год, 300 стр.

Глава 4. День выборов

Подготовка ко дню голосования

Инструктажи и учебы

Многие действия, которые необходимо осуществить в день голосования, надо подготовить заблаговременно. Прежде всего речь идет о представительстве кандидата в избирательных участковых, территориальных и окружных комиссиях.

Законодательные нюансы могут меняться в зависимости от региона и масштаба выборов, но непреложным остается следующее правило: кандидат имеет право делегировать во все избирательные комиссии своего округа членов комиссии и наблюдателей. Своих членов комиссий (в некоторых случаях с правом решающего голоса), могут делегировать и общественные организации. В общем, в зависимости от уровня выборов и принадлежности кандидата к той или иной общественной организации интересы этого кандидата на каждом участке могут быть представлены пятью активистами, имеющими право работать на избирательном участке с начала голосования до окончания подсчета голосов. Естественно, крайне важно максимально воспользоваться этой возможностью, чтобы предупредить фальсификации и нарушения выборного законодательства соперниками или организаторами выборов.

Вообще, ключевой фигурой на этом этапе в штабе становится юрист. Необходимо тщательно изучить местное законодательство, регламентирующее организацию и проведение предстоящих выборов. Особое внимание надо отметить на следующие законодательные нюансы:

- права кандидата или общественного объединения на выдвижение в состав избирательных комиссии членов с решающим или совещательным правом голоса, а также наблюдателей;

- права и обязанности членов комиссий и наблюдателей;

- процедурные алгоритмы организации досрочного голосования, голосования на участках, голосования с помощью выносных урн;

- процедурные особенности подсчета голосов и подведения результатов выборов;

- формы, сроки и адреса обжалования тех или иных спорных и незаконных действий в вышестоящих, надзорных или правоохранительных органах;

- виды ответственности за нарушения гражданами и должностными лицами выборного законодательства.

Стоит отметить, что эти нюансы могут иметь различное содержание в выборном законодательстве разных регионов в зависимости от масштаба выборов. Поэтому обязательно надо руководствоваться именно тем законодательным актом, который регламентирует проведение именно этих выборов.

Заблаговременно необходимо провести учебу и инструктажи своих членов комиссий и наблюдателей. Для этого необходимо привлечь опытного юриста, хорошо знакомого с выборным законодательством, и опытного орговика, желательно имеющего навыки организации работы в день выборов.

Многие штабы и общественные объединения поступают еще более мудро - они издают специальные методические материалы для своих активистов и даже так называемые «рабочие блокноты» наблюдателя или члена комиссии. «Рабочий блокнот» хорош тем, что в нем содержатся не только методические советы и инструкции, но и своего рода дневник-вопросник, этакий «бизнес-оганайзер», который надо заполнять по ходу осуществления своей деятельности в день выборов. Такой блокнот не только является пошаговой подсказкой-напоминанием, что и когда надо сделать, но и личным протоколом члена-комиссии или наблюдателя, по которому можно восстановить ход событий или правильность исполнения на участке тех или иных процедурных действий. В этом блокноте содержатся образцы жалоб, актов о нарушении законодательства, а также выдержки из соответствующих статей законов, чтобы наблюдатель или член комиссии (зачастую не имеющий юридического образования) мог действовать на участке автономно и квалифицировано с юридической точки зрения. Подобные «рабочие блокноты» издаются почти всеми парламентскими партиями, а также общественными организациями, наблюдающими за честным ходом выборов. Стоит связаться с такими организациями, попросить у них образцы этих блокнотов и составить свой вариант.

Подготовка мер «быстрого реагирования».

Другой важный момент в подготовке ко дню выборов - ознакомление с возможностями «быстрого реагирования» в случае фальсификаций или нарушения законодательства. Выборы в подавляющем большинстве случаев проходят в воскресенье, но не надо думать, что спорные ситуации можно отложить до понедельника, когда «заработают суды и прокуратуры». Все факты нарушений надо тщательно фиксировать, составлять акты и жалобы и тут же подавать их в вышестоящие избиркомы, обращаться в суды и прокуратуру. Как правило, надзорные и правоохранительные органы работают в день выборов в особом режиме. Надо узнать порядок их работы, адреса, телефоны, разъяснить ответственным штабистам порядок обращения в эти органы в случае необходимости. Важно помнить, что чем быстрее будут вскрыты нарушения выборного процесса, фальсификации, тем больше шансов их пресечь. Необходимо сделать это до подведения результатов выборов, так как жалобы и судебные разбирательства, проходящие уже после подведения итогов, чаще всего никакого результата не приносят. Каждый наблюдатель и ответственный сотрудник штаба должен иметь «тревожный чемоданчик» - набор бланков для составления жалоб и актов, а также инструкцию, как составлять эти документы, куда и в каких случаях с ними обращаться.

Всем участникам выборного процесса надо зазубрить одну простую истину: любой факт нарушения только тогда может стать аргументом «потерпевшего», когда этот факт должным образом зафиксирован и, самое главное, своевременно доведен до соответствующего контролирующего органа власти. В противном случае нарушения - вовсе не нарушения, а лишь повод для стенаний. Честность выборов зависит не столько от тех, кто пытается нарушить законодательство, сколько от тех, кто может быстро и квалифицировано пресечь или хотя бы зафиксировать эти нарушения и дать им ход по инстанциям.

И еще одна обязанность штаба до дня голосования - наблюдение за досрочным голосованием. Здесь также надо изучить особенности местного законодательства, проконсультироваться с опытными людьми, которые подскажут, какие именно могут применяться способы фальсификации или нарушения при досрочном голосовании. К примеру, если у помещения избирательной комиссии с завидной регулярностью появляется автобус со старушками с дальних окраин, то стоит поинтересоваться, не организован ли этот автобус ушлым соперником. Необходимо также обратить внимание на показатели досрочного голосования при подсчете голосов. Если они необычно высоки по сравнению со среднестатистическими по другим округам, то велика вероятность, что имело место чье-то злоумышленное вмешательство. Но в этом случае как-то влиять на результат уже зачастую поздно, поэтому лучше дотошно интересоваться деталями досрочного голосования тогда, когда оно происходит.

День выборов на самом деле будет длиться сутки или более того. Вряд ли надо объяснять, что это самый важный день в избирательной кампании. Руководитель штаба и кандидат должны наметить график или режим работы штаба и всех своих активистов в этот день, позаботиться о материальном обеспечении их деятельности - о средствах передвижения и связи, канцелярских принадлежностях, юридических документах и, что немаловажно, - еде и воде, особенно для тех, кто будет работать на избирательных участках. Ведь им там сидеть почти сутки. Может так статься, что они решат отойти на десять минут, чтобы купить себе пирожок или минералку, и в этот момент произойдут вмешательства, способные поставить крест на всей проделанной до этого работе.

Кроме того, в самом штабе должны быть созданы «группы быстрого реагирования».

В этот день особенно необходимы люди, исполняющие следующие функции:

- юристы;

- водители с автомобилем;

- орговики-коммуникаторы с пробивными талантами, способные эффективно решать вопросы в любой ситуации - как с представителями соперников, возможными нарушителями, так и в правоохранительных органах или властных инстанциях;

- статусные представители общественности (например, местные депутаты-союзники, иные другие важные лица, знающие накоротке местное начальство, которые могли бы повлиять в кризисной ситуации, просто назвав свой статус). Эти помощники кандидата (впрочем, как и другие штабные функционеры) могут иметь официальный статус доверенного лица кандидата и, соответственно, особые права для участия в выборном процессе, для общения с избирательными комиссиями всех уровней.

В штабе постоянно должны находиться такие функционеры, готовые к моментальному осуществлению своих функций в случае поступления тревожных сигналов с участков.

В целом же подготовка ко дню голосования заключается в следующих мероприятиях:

1. Тщательное штудирование законодательства.

2. Учеба и инструктаж членов комиссий, наблюдателей, групп «быстрого реагирования».

3. Подготовка инструктивных материалов, бланков протоколов, жалоб и актов о нарушениях, а также выдержек из законодательства, которые будут розданы членам комиссий и наблюдателям для автономной работы на участках.

4. Подготовка материальной базы - средств передвижения и связи, канцелярских принадлежностей, продуктов питания.

5. Разработка режима работы штаба и активистов на участках.

 

Работа на участке

Подсчет голосов

После закрытия участка

Самый ответственный этап в процедуре выборов - подсчет голосов и определение результата выборов. Подсчет голосов начинается после закрытия участка. До этого момента вскрывать урны с бюллетенями категорически запрещено. На всякий случай стоит заметить - операции по учету бюллетеней начинаются сразу после закрытия участка, без всякого перерыва на отдых и осуществляются непосредственно на территории участка.

Между закрытием участка и началом подсчета голосов по закону необходимо совершить еще одно важное действие - погасить неиспользованные бюллетени. Это делается для того, чтобы чистые бюллетени нельзя было заполнить и подбросить в общую кипу уже после вскрытия урн. Существует официальная процедура погашения бюллетеней, которая производится открыто. Неиспользованные бюллетени подсчитываются, полученное число заносится в протокол. Кстати говоря, это число может потом послужить средством проверки - число неиспользованных бюллетеней вместе с числом бюллетеней, обнаруженных в урнах не должно быть больше, чем число бюллетеней, выданных данной комиссии перед днем голосования. Если же сумма погашенных и обнаруженных бюллетеней вдруг оказывается больше, чем изначальное число бюллетеней, это означает только одно - в игре принимали участие «левые» бюллетени.

После этого совершается еще несколько операций (в зависимости от особенностей местного выборного законодательства) - подсчет открепительных удостоверений, подсчет целого ряда показателей по спискам избирателей, фиксация окончательного списка избирателей (в ходе голосования в него могли вноситься поправки). Для грамотного контроля за этими процедурами необходимо составить тщательные инструкции на основе актуального местного законодательства.

Параллельно со всеми этими операциями ведется еще одна, главная - заполнение протокола. Официальный протокол комиссии ведется в трех экземплярах (по крайней мере, так делается на выборах федерального уровня). На последних думских выборах в комиссиях применялись так называемые увеличенные формы протокола - цифры заносились на большой лист увеличенного протокола, чтобы все присутствующие могли следить за процедурой и пошагово переносить все цифры в свои копии протокола. Дело в том, что закон дает наблюдателям право получать заверенные копии протокола или, что более реально, заверять собственноручно изготовленные копии протокола. Поэтому у наблюдателя должны быть заблаговременно изготовленные бланки протокола в рабочем блокноте или отдельным документом, в который по ходу подсчета будут вноситься все цифры официального протокола. Благодаря этому любой штаб, в принципе, может создать альтернативную систему подсчета голосов и пресечь или хотя бы обнаружить фальсификации на этапе подсчета голосов.

Документы для наблюдателя

«Рабочий блокнот наблюдателя»

Наиболее удобная форма организации работы наблюдателя - это «рабочий блокнот наблюдателя». Такие блокноты издаются специально к выборам некоторыми крупными парламентскими партиями, общественными организациями, следящими за чистотой выборов. Зная основные принципы составления такого блокнота, можно издать его специально для тех или иных выборов. Поскольку законодательство о выборах может быть разным в разных регионах и на выборах разного уровня, то, естественно, при составлении собственного «рабочего блокнота» необходимо учитывать специфику того законодательства, которое регламентирует проведение именно этих выборов.

В целом же структура рабочего блокнота наблюдателя может быть организована примерно следующим образом.

1. На первых страницах «рабочего блокнота» необходимо описать, кто такой наблюдатель, зачем он нужен на выборах. Это общая ознакомительная глава.

2. Во второй главе необходимо дать небольшой цитатник основных тезисов выборного законодательства, начиная с положения Конституции о праве выбора. Эти базовые демократические принципы могут пригодиться наблюдателям не только для самообразования, но и как аргументация для споров на избирательных участках. Умелое оперирование нормами закона придаст наблюдателю на участке вес, напугает потенциальных нарушителей закона.

3. В третьей главе необходимо кратко изложить права и обязанности наблюдателя именно так, как они трактуются в законе о предстоящих выборах. При этом наиболее важные права следует сопроводить прямыми цитатами из закона (со ссылками на статьи, разумеется), чтобы наблюдатель мог цитировать их в случае возникновения спорных ситуаций на участке.

4. Далее идет руководство для наблюдателей. Необходимо по пунктам изложить основные действия наблюдателя в день выборов в порядке их очередной последовательности и указать, какие документы или различные подручные средства (калькуляторы и т.п.) понадобятся наблюдателя в день выборов.

5. После подробных разъяснений теоретической части следует часть практическая. Она состоит из разнообразных форм отчетов наблюдателя. В «рабочем блокноте» должны содержаться бланки этих отчетов с наводящими вопросами, чтобы наблюдатель мог, отвечая на вопросы, обратить внимание на все важные процедурные детали и зафиксировать их.

6. Первым должен идти паспорт участка. Он должен содержать такие графы:

- номер, адрес участка;

- ФИО председателя и членов комиссии, сведения о их присутствии на участке в течение дня голосования;

- время открытия и закрытия участка;

- ФИО наблюдателей от других кандидатов или партий;

- списочное и окончательное количество избирателей и т.п.

Паспорт участка очень пригодится в случае возможных разбирательств. Но если даже разбирательств никаких не будет - паспорт просто поможет организовать работу самого наблюдателя.

7. Далее следуют вопросно-ответные инструкции, которые являются не только шпаргалкой для наблюдателя, но формой его отчетности о проведении выборов на участке. Организованы эти инструкции примерно так. Под заголовком «Проверьте до начала голосования» следуют вопросы-поручения:

- проверьте наличие информационных материалов, бюллетеней, письменных принадлежностей на участке (есть, нет);

- есть ли изменения в составе избирательных комиссий (да, нет);

- были ли пусты ящики до того, как их опечатали (да, нет);

- опечатывались ли ящики в присутствии членов комиссии и наблюдателей (да, нет);

- обеспечивают ли кабины для голосования тайну голосования (да, нет);

- вычеркнуты ли из списков избирателей лица, проголосовавшие досрочно (да, нет);

- вынуты ли из конвертов и опущены ли в ящики бюллетени граждан, проголосовавших досрочно, так, чтобы окружающие не могли узнать содержание этих бюллетеней (да, нет) и т.п.;

8. Следующая инструкция-вопросник касается хода голосования и, конечно, должна быть достаточно длинной. Например: «Проверьте в ходе голосования:

- вовремя ли открылся избирательный участок (да, нет);

- предоставлено ли наблюдателям место, обеспечивающее реализацию законных прав наблюдателей (да, нет);

- обеспечен ли свободный доступ граждан на участки (да, нет);

- имеются ли на участке агитационные материалы (да, нет);

- обеспечен ли порядок и очередность голосования в случае возникновения очереди (да, нет);

- требуют ли у избирателей паспорт (разрешенное законом удостоверение личности) перед выдачей бюллетеня (да, нет);

- ставят ли избиратели в списках подпись при получении бюллетеней (да, нет);

- находятся ли за столом регистрации только члены избирательной комиссии (да, нет);

- голосуют ли избиратели только за себя (да, нет); ну и т.д.

9. Стоит подготовить в «рабочем блокноте» отдельную инструкцию-опросник по голосованию на дому, чтобы избиратель мог правильно контролировать ход голосования с помощью выносных урн. Там должен содержаться свой специфический набор вопросов, например:

-осуществляется ли голосование на дому по заявлению избирателя (да, нет);

- является ли причиной для голосования на дому неспособность избирателя прийти на участок (да, нет, иное);

- предъявляют ли избиратели при голосовании на дому паспорт (иной разрешенный законом документ) (да, нет);

- принимают ли участие члены комиссии в заполнении избирателем бюллетеней (да, нет);

- подсказывает ли кто-либо избирателю, как голосовать (да, нет, если да, то кто);

- целы ли пломбы на переносных урнах в момент выхода из участка и возвращения на участок (да, нет) и т.п.

10. И, наконец, подробнейшая инструкция-опросник должна освещать процедуру подсчета голосов вплоть до сдачи протоколов в вышестоящую комиссию. Здесь должны быть такие вопросы:

- прекратил ли работу избирательный участок в (указать время, предписанное законом) (да, нет, иное);

- кто находится на участке во время процедуры подсчета голосов, кроме членов комиссии и наблюдателей (указать);

- обеспечен ли надзор за неприкосновенностью ящиков после окончания голосования (да, нет);

- посчитаны ли и погашены ли неиспользованные бюллетени перед вскрытием избирательных ящиков (да, нет);

- заполняются ли комиссией три экземпляра протоколов (да, нет)

- проверены ли пломбы перед вскрытием урн, смогли ли убедиться в сохранности пломб наблюдатели (да, нет);

- признаны ли недействительные бюллетени таковыми в результате официального решения комиссии (да, нет);

- прикладываются ли жалобы и заявления в первому экземпляру протокола (да, нет);

- утвержден ли протокол голосованием комиссии (да, нет);

- подписывают ли все члены комиссии все три копии официального протокола (да, нет);

- заверяют ли председатель или его заместитель копии протоколов, составленные наблюдателями (да, нет) и т.п.

11.Далее в рабочем блокноте наблюдателя должны следовать бланки протоколов, которые наблюдателям предстоит заполнить в ходе подсчета голосов и заверить потом подписью председателя комиссии. При этом надо четко свериться с законом. Может быть, есть смысл заготовить бланки протоколов на отдельных листах, а не в рабочем блокноте (в этом случае в рабочем блокноте должны содержаться напоминание и инструкция по заполнению и заверке копии протокола). Естественно, бланки копий протоколов должны максимально соответствовать бланкам официальных протоколов. Стоит вручить наблюдателям по несколько бланков на тот случай, если они испортят один-другой при заполнении.

12. В конце «рабочего блокнота наблюдателя» должно остаться место для заметок. В принципе, есть смысл организовать и его с помощью вопросов, Например: «Были ли замечены нарушения на участке? Какие?» «Обращались ли вы к председателю или членам комиссии в течение дня голосования или во время подсчета голосов? По какому поводу? Какая была реакция?» и т.д.

Разумеется, в составлении этого вопросника должен принять участие юрист, сведущий в актуальном выборном законодательстве. Если даже некоторые вопросы кажутся избыточными, то надо еще помнить, что важен порой не столько ответ наблюдателя на этот вопрос, сколько напоминание, содержащееся в этом вопросе, чтобы наблюдатель обратил внимание на ту или иную деталь выборной процедуры. Это ведь составители «рабочего блокнота» - люди грамотные и бывалые. А те, кому блокнот предназначен - зачастую простые граждане, мобилизованные для работы в избирательном штабе. Часто это женщины старшего возраста, не очень искушенные в политических и выборных технологиях. Поэтому такое подробное руководство, совмещающее в себе черты инструкции и отчета, станет для них настоящей палочкой-выручалочкой. Естественно, исходя из этих соображений, рабочий блокнот надо сделать достаточно простым для использования.

Эти инструкции-опросники удобно составлять в форме таблицы, оставляя в квадратиках ответов побольше места, чтобы наблюдатель мог не просто поставить галочку в колонке «да» или «нет», но и сделать какое-то примечание. Некоторые издатели подобных блокнотов делают на каждой страничке колонтитул «ФИО наблюдателя, номер участка» - чтобы наблюдатель - хозяин блокнота мог подписаться на каждой странице и исключить тем самым подмену страниц. Конечно, такая предосторожность может показаться чрезмерной, но, с другой стороны, наблюдателя не убудет, если он и подпишет все страницы своего блокнота. Стоит также подсказать наблюдателю, что желательно в каждой записи указывать время записи, особенно в той части «рабочего блокнота», которая оставлена для заметок. Это может пригодиться для возможного последующего разбирательства.

Если такое разбирательство случиться, то блокнот может стать если не свидетельством, то незаменимым подспорьем для расследования и разоблачения нарушений. Кроме того, такой «рабочий блокнот» является наилучшей формой контроля за работой самих наблюдателей. Любой менеджер, прочитав блокнот, сразу поймет, следил ли наблюдатель за ходом голосования или ловил мух. Конечно, лучше проконтролировать работу наблюдателей еще в ходе голосования, поручив бригадирам раз-другой объехать участки и подбодрить своих наблюдателей. Но окончательная оценка работы наблюдателя будет наиболее адекватной именно после изучения сданных им в штаб «рабочего блокнота» и своей копии протокола.

Изготовить «рабочие блокноты наблюдателей» можно с помощью компьютера и ксерокса либо типографским способом - в зависимости от масштаба выборов и количества наблюдателей.

«Памятка наблюдателя»

В тех случаях, когда проходят выборы местного значения или когда на издание блокнотов нет средств или желания, можно обойтись изданием «памятки наблюдателя», которая может уместиться с двух стороны одного листа формата А4. Содержание памятки может быть примерно следующим:

Памятка наблюдателя.

Окончание голосования

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Федерального закона об основных гарантиях время окончания голосования на выборах устанавливается законом.
По окончании времени голосования член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса закрывает изнутри помещение участковой избирательной комиссии, после чего избиратели в указанное помещение не допускаются.
После этого проголосовать могут только те избиратели, которые находятся в помещении для голосования.
К моменту закрытия помещения (помещений) участковой избирательной комиссии в нем должны находиться два сотрудника милиции. При этом один из них осуществляет обход и осмотр помещений участковой избирательной комиссии, удаляет лиц, которые не должны находиться в этих помещениях после окончания голосования, после чего берет под наблюдение входную дверь помещения участковой избирательной комиссии, другой сотрудник милиции обеспечивает наблюдение за общественным порядком непосредственно в помещении для голосования.
Все избиратели, которые проголосовали после окончания времени голосования, должны покинуть помещения участковой избирательной комиссии. Сотрудник милиции, находящийся у входной двери, выпускает избирателей и вновь закрывает входную дверь.
В помещение участковой избирательной комиссии, в помещение для голосования после окончания времени голосования могут допускаться только лица, указанные в пунктах 1, 3 и 11 статьи 30, в пункте 9 статьи 68 Федерального закона об основных гарантиях, которые имеют право присутствовать в день голосования в участковой избирательной комиссии, в помещении для голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии до окончания подсчета голосов избирателей. В перечень этих лиц входят:
-члены и работники аппарата вышестоящей избирательной комиссии;
-зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам;
-уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован;
-кандидат из зарегистрированного списка;
-член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума;
-представители средств массовой информации;
-члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса;
-наблюдатели, направленные кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата;
-иностранные (международные) наблюдатели.
Допуск сотрудниками милиции этих лиц осуществляется по указанию председателя участковой избирательной комиссии и при документальном подтверждении их полномочий.

Пресечение массового проникновения в помещение участковой избирательной комиссии, помещение для голосования граждан и действий по вбрасыванию в стационарный ящик для голосования принесенных с собой избирательных бюллетеней

В помещении участковой избирательной комиссии, помещении для голосования группами граждан может быть создана ситуация, при которой отдельные граждане отвлекают наблюдателей и членов избирательной комиссии криками, а другие окружают стационарный ящик для голосования и пытаются незаметно вбросить в него принесенные с собой избирательные бюллетени, заполненные за конкретного кандидата, политическую партию.
По обращению председателя участковой избирательной комиссии сотрудник милиции принимает меры по пресечению правонарушения и задержанию лиц, вбросивших в стационарный ящик для голосования принесенные с собой избирательные бюллетени, и докладывает о происшествии в дежурную часть органа внутренних дел. Прибывший наряд милиции, возглавляемый ответственным от руководства органа внутренних дел, пресекает противоправные действия, оттесняет правонарушителей от стационарных ящиков для голосования. При оказании активного сопротивления к правонарушителям применяются меры воздействия, предусмотренные статьями 13 и 14 Закона Российской Федерации "О милиции".
При массовом проникновении граждан в помещение участковой избирательной комиссии и вбрасывании ими избирательных бюллетеней в стационарный ящик для голосования избирательная комиссия принимает решение о временном приостановлении процедуры голосования до полного устранения данных нарушений.
В отношении лиц, задержанных и доставленных в дежурную часть органа внутренних дел, устанавливается наличие в их действиях состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 141 УК РФ ("Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий"), а также проводится проверка на предмет их причастности к совершению преступления, предусмотренного частью 3 статьи 142 УК РФ, устанавливающего ответственность за незаконное изготовление, хранение либо перевозку незаконно изготовленных избирательных бюллетеней. По предложению председателя участковой избирательной комиссии принимается решение о заклеивании прорези стационарного ящика для голосования, в который были вброшены избирательные бюллетени, устранении его из процесса голосования и замене другим стационарным ящиком для голосования. Указанные действия выполняются членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Председатель участковой избирательной комиссии информирует лиц, имеющих право находиться в помещении для голосования, а также территориальную избирательную комиссию о данном происшествии.

2.7. Пресечение беспорядков в помещении для голосования

Может возникнуть ситуация, при которой избиратель получает избирательный бюллетень, но не идет в кабину для тайного голосования, а начинает выкрикивать агитационные лозунги, содержащие призывы к голосованию за того или иного кандидата либо политическую партию. При этом гражданин срывает информационные плакаты, разбрасывает агитационные листовки.
Председатель участковой избирательной комиссии незамедлительно приглашает сотрудника милиции и требует прекратить противоправные действия. Если гражданин не реагирует на законные требования председателя избирательной комиссии, то избирательная комиссия принимает решение о временном приостановлении процедуры голосования до полного устранения данных нарушений, принимает меры по сохранности документации и технологического оборудования, а к гражданину по требованию председателя участковой избирательной комиссии в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О милиции" сотрудниками милиции применяются меры физического воздействия. Сотрудники милиции сообщают о происшествии в дежурную часть органа внутренних дел.
Прибывшим нарядом милиции нарушитель доставляется в дежурную часть органа внутренних дел, где в отношении его составляется протокол об административном правонарушении за совершение действий, ответственность за которые предусмотрена статьями 5.10 ("Проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах") и 5.14 КоАП РФ ("Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам").
После пресечения правонарушения сотрудниками милиции председатель участковой избирательной комиссии сообщает об этом членам избирательной комиссии и лицам, имеющим право находиться в помещении для голосования, информирует территориальную избирательную комиссию.

2.8. Пресечение несанкционированных публичных акций в день голосования

В день голосования могут быть организованы несанкционированные шествия групп граждан к зданию, в котором расположено помещение для голосования избирательного участка (помещение участковой избирательной комиссии). При этом в ряде случаев участниками незаконной акции используется экстремистская символика, выкрикиваются провокационные политические и националистические лозунги. Указанными противоправными действиями нарушаются положения Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и положения пункта 1 статьи 4 и части 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Сотрудники милиции, осуществляющие патрулирование на территории избирательного участка, незамедлительно сообщают в дежурную часть органа внутренних дел о проведении несанкционированной акции с признаками экстремистской деятельности, информируют участковую избирательную комиссию и вызывают на место происшествия дополнительные силы милиции. Сотрудники милиции предупреждают участников о незаконности шествия, им предлагается прекратить противоправные действия.
Если, несмотря на неоднократные предупреждения о незаконности проведения акции, ее участники отказались выполнить требования сотрудников милиции и продолжили движение, сотрудники милиции блокируют и рассредоточивают колонну, наиболее активных участников доставляют в дежурную часть органа внутренних дел. В отношении нарушителей составляются протоколы об административных правонарушениях по статье 193 ("Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции"), статье 20.2 ("Нарушение установленного порядка организации шествия") и статье 20.3 ("Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики") КоАП РФ.
После пресечения правонарушения председатель участковой избирательной комиссии сообщает об этом членам избирательной комиссии и лицам, имеющим право находиться в помещении для голосования, а также информирует территориальную избирательную комиссию.

2.9. Действия должностных лиц участковой избирательной комиссии и сотрудников милиции в случае поступления в участковую избирательную комиссию информации о заложенном взрывном устройстве

В случае получения сообщения о заложенном в помещении для голосования, помещении участковой избирательной комиссии взрывного устройства председатель участковой избирательной комиссии незамедлительно сообщает об этом дежурному сотруднику милиции для принятия необходимых мер, информирует членов участковой избирательной комиссии и лиц, присутствующих в помещении для голосования, а также вышестоящую избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия принимает решение о приостановке процедуры голосования и эвакуации.
Сотрудник милиции докладывает о происшествии в дежурную часть органа внутренних дел. После принятия участковой избирательной комиссией решения об эвакуации, в том числе избирательной документации и технологического оборудования, сотрудник милиции должен находиться в непосредственной близости от места нахождения избирательных бюллетеней и стационарных, переносных ящиков для голосования, обеспечивая их сохранность во время проведения эвакуационных мероприятий.
На место происшествия прибывает наряд милиции во главе с ответственным от руководства органа внутренних дел. Инспектор-кинолог со служебной собакой, обученной обнаружению взрывчатых веществ, проводит проверку помещения участковой избирательной комиссии на предмет закладки взрывных устройств. Результат проверки помещения оформляется актом проверки за подписью инспектора-кинолога и председателя (заместителя председателя либо секретаря) участковой избирательной комиссии. Если взрывное устройство не было обнаружено, председатель участковой избирательной комиссии принимает решение о возвращении избирательной комиссии в помещение для голосования, помещение участковой избирательной комиссии и продолжении процедуры голосования.
Органами внутренних дел возбуждается уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 207 УК РФ ("Заведомо ложное сообщение об акте терроризма").

2.10. Действия должностных лиц участковой избирательной комиссии и сотрудников милиции при предъявлении требований сторонников политической партии либо сторонников кандидата участвовать в подсчете голосов

В ряде случаев может возникнуть ситуация, когда за несколько минут до окончания голосования в помещение для голосования избирательного участка прибывают сторонники какой-либо политической партии или кандидата, которые требуют участвовать в подсчете голосов избирателей.
Председатель участковой избирательной комиссии в присутствии сотрудника милиции разъясняет сторонникам политической партии или кандидата положения статьи 30 и пункта 9 статьи 68 Федерального закона об основных гарантиях, согласно которой при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать определенная категория лиц (перечень этих лиц указан в пункте 1.7 настоящего Методического пособия).
Если прибывшие граждане не наделены соответствующими полномочиями, то пр

Дата: 2016-10-02, просмотров: 211.