Характеристика метода моделирования как условия инновационного развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Моделирование как метод научного познания не так широко используется, как это принято считать. По определению В.М. Сафроновой моделирование используется в науке для прогнозирования событий реального мира, но, по мнению автора, действительность богаче и разнообразнее, чем модель, быстрее и динамичнее поддается изменениям по сравнению со скоростью создания модели, которая позволяет подняться на новую ступень в познании тех или иных сторон окружающей нас действительности, с тем, чтобы отразить ее в новых моделях[13].

В педагогическом словаре моделирование рассматриваются какодин из методов познания и преобразования мира, получивший особо широкое распространение с развитием науки, обусловившим создание новых типов моделей, раскрывающих новые функции самого метода. Моделирование в качестве уникальной формы познания применяется при исследовании и преобразовании явлений в любой сфере деятельности.

Модель – есть аналог оригинала, заместитель исследуемого объекта. Модель – это система, схема исследования, которая служит средством получения информации о другой системе. Модели делятся на материальные и идеальные (мысленные).

В исследованиях часто возникает вопрос, являются ли модели способом отражения окружающего мира или способом его более глубокого познания? Не являются ли они в определенной мере преградой для совершенствования окружающего мира, или создаются лишь определенные стереотипы. Очевидно, в этом кроется секрет неоднозначного признания реальной, объективной роли моделирования в научном познании.

В науке установлено, что постоянно идет поиск адекватного отражения в модели реального мира, поэтому модель отражает последовательность познания: модель – прогноз – эксперимент – новая модель, то есть идет постоянный поиск адекватного отражения окружающей действительности.

Моделирование способствует пониманию людьми самых сложных систем. Модель как бы концентрирует в себе наши представления о чем-либо, упрощает сложный мир действительности, и в отличие от научного познания оно «не нуждается» в теоретическом обосновании[14].

Не смотря на всю противоречивость данного метода познания важно отметить, что моделирование имеет свои цели:

· отобразить состояние проблемы в настоящий момент;

· выявить наиболее острые противоречия;

· определить тенденции развития и те факторы, которые могут повлиять на нежелательное развитие;

· активизировать деятельность всех структур (государственных, общественных, образовательных и др.) в поисках оптимальных вариантов решений образовательной системы.

Принципы процесса разработки модели:

- компромисс между ожидаемой точностью и сложностью модели;

- баланс точностей;

- достаточное разнообразие элементов модели;

- наглядность модели;

- блочное представление модели;

- специализация модели (экологической безопасности, социальной защиты, образовательные, воспитательные).

Существуют следующие типы моделей: познавательные, эвристические, прогностические, модели желаемого состояния и прагматически оправданные.

Модели бывают идеальными и материальными и одновременно могут являться средством и объектом исследования. Моделирование применяется тогда, когда сам объект недоступен для анализа всех его составных частей.

Важно при разработке моделей учитывать их сходство с оригиналом, при котором, с одной стороны, соблюдается жесткая целенаправленность, увязка всех параметров с ожидаемыми результатами, а с другой – она должна быть достаточно «свободной», способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.

Требования к создаваемым моделям:

1. Модель должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности. Обеспечивать достаточно широкий диапазон изменений, добавлений по точности воспроизведения образовательного процесса.

2. Модель должна быть достаточно абстрактной, но не настолько, чтобы возникали сомнения в надежности практической полезности полученных на ней результатов.

3. Модель должна удовлетворять условиям ограничивающим время решения проблемы.

4. Модель должна ориентироваться на существующие возможности, на данном уровне развития процесса.

5. Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации об образовательном процессе в пределах поставленных задач.

6. Модель должна строиться с использованием устоявшейся терминологии.

7. Модель должна предусматривать возможность проверки истинности, соответствия изучаемому образовательному процессу.

Оценка моделей определяется характеристикой свойств модели в зависимости от целей и задач процесса. Критериями могут быть:

- новизна отражения, качественное описание, наглядная имитация, системное воспроизведение;

- распространенность, уровень разработанности (выдвинута идея, построена схема, разработан алгоритм, формализована образовательная система);

- уровень творческого решения с помощью модели, степень выполнения ею гносеологической (познавательной, объяснительной) и эвристической (прогностической, творческой) функций.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 187.