Основоположники Марксизма.
Биографии
Карл Маркс
Это выходец из еврейской семьи. Это Германия. Отец его адвокат. И хотел, чтобы Карл стал адвокатом. Но он стал революционером. Он закончил Берлинский университет. Сначала учился на адвоката, потом перевелся на философской. Он доктор философии.
Он женился на Жанне Вестфаллен, старше его на 4 года. Она была чистокровная немка. Её брат двоюродный был Министр ВД Пруссии. Такой брак был диссонанс на том фоне.
Потом работает в газете публицистом, редактором. Автор левого коммунистического плана.
В 44 году встречается с Энгельсом. Он родился в семье фабриканта. Он учился в Германии. Потом отец взял его заниматься делами своей фабрики. Слушал лекции в университете. Систематического образования он не получил.
В 44 году они встречаются и проникают в революционное движение.
В революциях 48-49 годов в Германии они участвуют в революциях. Потом Маркса выгоняют в Лондон в 1949 году.
Потом начинается и политический, и научный период Маркса
Энгельс продолжает заниматься фабричными делами.
1864- образование Первого Интернационала (Международной организации рабочих). Власть перехватывают Бакунисты во Главе с Бакуниным. Они ликвидируют эту организацию. Второй Интернационал организует Энгельс в 1989 году.
1871 год- Маркс и Энгельс не участвуют, но осуществляют идейно руководство Парижской Коммуной.
После смерти Маркса Энгельс разбирает записки Маркса и пишет второй и третий том Капитала.
Маркс жил за счет Энгельса. Это всё равно, что Ленин жил в эмиграции за деньги, которые приносило его имение.
Сочинения
Совместные сочинения:
1) 1828- Манифест Коммунистической партии
Это небольшая брошюра, которая лежит в основе их многолетней научной деятельности. Там все тезисы марксизма.
Маркс
Писал очень много:
1) Классовая борьба во Франции (революция 48-49 годов);
2) Капитал;
3) Гражданская война во Франции (работа посвящена Парижской Коммуны);
4) Критика Готской программы (это немецкие социал-демократы написали программу, дали Марксу на прочтение, и Маркс написал работу).
Энгельс:
1) Работа Анти-Дюринг (Энгельс приводит в порядок основные законы диалектики, приводит в порядок диалектику);
2) Происхождение семьи, частной собственности и государства- 1884 год.
Это великие деятели, глыбы. Маркс- почти икона при жизни. В 1864 году выходит Капитал на русском языке. У Чичерина в 5-томнике ИППУ Маркс уже есть. Т.е. Маркс уже авторитет при жизни и в Европе, и в России. Это выдающийся ум.
Без Капитала Маркса марксизм теряет свою основу. Он обосновывает победу пролетариата, социализм. Без Капитала марксизм становится легче, т.е. менее обоснованный, менее солидный.
Энгельс систематизировал философию и о государстве высказался.
Общая оценка Маркса и Энгельса
Учение Маркса и Энгельса характерно тем, что оно было реализовано уже в 20 веке. Реальная политическая жизнь, немецкая социал-демократия была самая сильная в Европе, и базировалась на учении Маркса.
В 20 веке Советский Союз берет в качестве идеологии марксизм. Советский Союз подчиняет себе половину мира и всё это под флагом марксизма. Без этой практики Маркс бы тоже состоялся бы как основатель направления, но практика большевизма, социализма ещё более усилило значение Маркса.
Насколько завершенной и системной является доктрина марксизма?
Со стороны, кто-то может подумать, что учение Маркса очень стройное, системное. Это совсем не так. Выясняется, что нет работы, где четко было бы исследовано учение социализма.
Раньше была история КПСС, Научный Социализм, Марксистко-Ленинская идеология. Это изучали на юридическом факультете.
Капитал- это анализ конкретной ситуации с политическими выводами.
Концептуальная работа- это одна: Манифест Коммунистической Партии.
Много противоречивых кусков в марксизме.
После смерти Маркса, при жизни Энгельса, возникают разные комментарии к учению марксизма.
Нет однозначности в учении. Но идеи глубокие. Они великие мыслители. Они актуальны для сегодняшнего дня. Глубина идей по вопросам философии, государства, права. Это неисчерпаемость идей.
Марксизм- это радикальные политические учения. Этот радикализм растет из эпохи свободной конкуренции. Середина 19 века- это пролетарские революции. Ситуация, когда рабочий находится на своем месте по 12-14 часов в сутки. Это ранняя фаза капитализма.
Родись Маркс и Энгельс на 50 лет попозже, это были бы другие идеи, другой марксизм.
Сделаем предположение, что Маркс и Энгельс не появились бы. Появилась бы социалистическая идеология в радикальном варианте? Да, т.к. такая идеология уже была. Но именно Маркс и Энгельс создают базовую основу, системности и концептуальность. Если бы их не было, то социалистическая идеология много бы потеряла, она бы сильно ослабла. Например, большевистская идеология проиграла бы без Троцкого и Ленина. Третьего Рейха бы не было без Гитлера. Роль личности в истории колоссально велика.
Маркс и Энгельс были убеждены, что мир рухнет, если не будет их теории. Они считали, что вот-вот капитализм рухнет.
Истоки марксизма
Марксизм как идеология, как политическая теория возникает в конкретной исторической ситуации. Тут два вида истоков:
1) Социально-исторический истоки
Появление капитализма, эпохи свободной конкуренции, когда эксплуатация пролетариата достигает наивысших форм.
Имело значение тяжелое материальное положение пролетариата, рост самосознания пролетариата.
Самосознание- это сознание, направленное на самого себя. У пролетариата в этот момент появляется необходимость осознать свое положение в новом буржуазном обществе.
Появляются массовые пролетарские организации.
В это время усиливается популярность коммунистических идей, т.к. материальное положение трубящихся тяжелое. И коммунизм- это хорошая почва для взрастания коммунистических идей.
2) Теоретические истоки
Это полит экономия. Английский экономисты: Пети, Смит, Риккардо. Маркс берет у них идею стоимости. В основе капитала лежит труд, т.е. система эксплуатации.
Руссо- это теория демократии, теория народного суверенитета.
Французские историки реставрации: Тьерри, Минье. Маркс берет у них идею о классовой борьбе. Вторая идея- зависимость государства и права от экономики.
Социалистическая мысль конца 18-начала 19 века: Сен Симон, Фурье, Роберт Оуэн. Это социалисты-утописты. У них Маркс берет некоторые идеи для обоснования социализма и теории коммунизма. У Сен Симона он берет идею, что только на базе мощных областей общества можно создать коммунизм. Фурье- это стирание грани между физическим и умственным трудом, стирание города и деревни. У Оуэна- это обобществление производства.
Революционный европейский коммунизм-Дезами, Веклинг.
Философия Гегеля- оттуда он берет диалектику. Гегель- это кумир Маркса
Фейербах- взял материализм
Локк, Монтескье, Кант- западно-европейский либерализм. Он берет у них идеи, что государство- это орган, подчинённый обществу.
Философские взгляды Маркса и Энгельса
Марк произвел революцию от идеализма к материализму (44-45 год).
Маркс создал учение материалистической диалектики, а у Гегеля диалектика идеалистическая. Это учение о наиболее общих законах бытия и мышления, о всеобщих связях. Это также идея скачкообразного, революционного развития действительности. Действительность развивается скачкообразно.
Материалистическое понимание истории!!
Это философия истории. Из этого возрастает идея классовой борьбы, коммунизма.
Идеалист оценивает историю так: в основе развития истории лежит то, что меняется сознание. Маркс считает, что в основе человеческой истории лежит развитие производственных отношений, т.е. экономики.
Он вводит два новых термина: базис и надстройка. Базис- это производственные отношения по материальным благам. Надстройка- это все остальные человеческие отношения в области политики, государства, права.
Способ производства в материальной жизни определяет надстроечные элементы
Способ производства- это:
1) Производственные отношения: производство, распределение, обмен и потрбел5ение материальных план;
2) Производительные силы- это средства производства, с помощью которых человек приобретает материальные блага.
Ключевой момент- во время развития человеческой истории происходит разрыв между производственными отношениями и производительными силами, т.к. они всё время развиваются. Производительным силам становится тесно в рамках уже имеющихся производственных отношений. Например, переход от феодализма к буржуазии- возникновение буржуазных революций.
Такой конфликт движет историю. Схема на примере Европы работает
Способы производства
4 способа:
1) Азиатский;
Это Древний Восток- Египет, Индия, Китай.
2) Античный;
Древний Рим
3) Феодальный;
Феодальная Европе
4) Буржуазный
Буржуазная Европа.
Оценка капитализма
Середина 19 века, эпоха свободной конкуренции. У капитализма очень хороший потенциал и очень хорошие возможности. Маркс и Энгельс считают, что капитализм обречен в силу того, что сдерживает производительные силы общества. Т.е. создают материальные блага всем, а присваиваются единицы. Это несправедливо.
Такая формация, такой способ производства не может существовать долго. Он обречен. Это была ошибка. В конце 19 века было понятно, что капитализм приобретают новую форму и новое дыхание.
Теория классовой борьбы
Ни Маркс, и не Энгельс открыли теорию классов, и что между ними существует борьба.
Маркс это признает. Он называет новым
1) Связал существование классов с определёнными историческими фазами развития общества;
2) Связал классовую борьбу с необходимостью установления диктатуры пролетариата;
3) Маркс показал, что сама диктатура пролетариата ведет к тому, что устанавливается бесклассовое общество. Это новация, о которой никто до Маркса не говорил.
Маркс пытался показать, что все те способы производства, которые были основаны на том, что неимущие обязаны работать на имущего. Классовая борьба вырастает из способа производства. Можно изменить способ производства и классовая борьба исчезнет.
Теория социалистической революции
Это нерв политической теории марксизма. Если его вырвать, то это будет уже не марксизм, а что-то другое.
1. Он считает, что социализм неизбежен. Он следует за капитализмом. За капитализмом неизбежно следует социализм.
a) Капитализм создает некие условия, которые потом должны закончиться пролетарской революцией. Капитализм- это обобществление производства;
b) Капитализм ведет к тому, что средняя и мелкая буржуазия разоряется и подавляющее число общество нищает. По мере развития капитализма пролетариат будет расти (его будет больше 50% общества), и он будет нищать. Но средний класс растет, и его материальное положение повышается к концу 19 века.
c) Возникает буржуазная демократия. Рабочий пролетариат идет в Парламент и он учится управлять государством. Это тоже важно для социализма. Должно быть высоко культурное общество.
2. Необходимость революции
Просто так класс буржуа власть не отдадут. Нужна революция, насилие в той или иной форме. По преимуществу речь будет идти о вооруженном восстании. Во Франции или в Англии революция возможна через Парламент, через мирные формы.
3. Диктатура пролетариата
Впервые употребляется в работе Классовая борьба во Франции.
Определение этого Маркс и Энгельс не дают. Но сама идея, содержание диктатуры пролетариата была понятна.
Диктатура пролетариата- это итог пролетарской революции. Пролетариат должен совершить либо мирную либо силовую революцию и установить свою власть.
Две основные функции:
1) Создание новых социалистических отношений;
2) Подавление свергнутых классов.
Должен быть слом всего гос. аппарата, и замена его народом. Роспуск армии, полиции и замена всеобщим вооружением народа.
Соединение законодательной и исполнительной власти. Буржуазное общество говорит о разделении властей. А Маркс и Энгельс говорят о соединении властей: например, Парижская коммуна.
Самое главное- это власть самого народа, сам вооруженный народ осуществляет саму власть.
Перспективы социалистических революций в странах Запада
Маркс и Энгельс считают, что уже при их жизни произойдут пролетарские революции одновременно во всех буржуазно развитых странах. Это очень важное положение для России.
По мере строительства социализма в России классовая борьба обостряется. Троцкий говорит, что никакого социализма в России быть не может без помощи западного пролетариата.
Есть некая проблема: чем отличается буржуазная революция от пролетарской?
Маркс, создавая свою теорию социалистической революции, базировался на опыте буржуазных революций, в т.ч. Французской. Ленин также базировался на идее Французской революции.
Принципиальное отличие буржуазной революции от социалистической.
Сначала внутри феодализма вызревает буржуазная экономика и завершает переход Европы от феодализма к капитализму
По Марксу при переходе от социализма к капитализму: в условиях капитализма социалистическая экономика не вызывает. Сначала нужно захватить власть, установить диктатуру, а потом уже выстраивать новые социалистические отношения.
Пролетарская революция- это естественный социалистический процесс.
Буржуазная экономика вызревает сама по себе. Когда происходит обратный процесс, то экономик нет. Этот процесс кажется искусственным. Начинается строится новые социалистические отношения, ломается новый институт, частная собственность.
Насилие невольно начинает распространяться на все случаи жизни. Государство строит социалистические отношения с помощью насилия. В этом серьезный, противоестественный компонент.
Коммунизм по Марксу
Цель социалистической революции и диктатуры пролетариата- это коммунистическое общество. Должна быть переходная фаза. Такая фаза- это диктатура пролетариата. Это фаза между капитализмом и коммунизмом.
Маркс и Энгельс писали на эту тему крайне мало. Кто-то Маркса спросил как известного социалиста, а «кто же будет чистить сапоги?», а Маркс ему ответил «Это будете делать вы». Т.е. он понимал, что в теории нет частностей.
Коммунизма- это высокоорганизованное общество с высоким уровнем сознания и культуры, нет эксплуатации человека человеком, нет классов, возникает общественное самоуправления. Появляется политическое отчуждение народа от власти и народа от всех институтов общества.
Труд становится первой потребностью общества. Самый сильный инстинкт у человека- инстинкт труда. Только в труде человек может себя воплотить, реализовать.
Стирается грань между физическим и умственным трудом, развивается производительность общества.
Развивается принцип «От каждого по способностям от каждого по потребностям».
Реализуется принцип, когда свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
Коммунистическое общество предполагает придуманного, идеализированного человека, какого в жизни нет.
Понятие права и государства по Марксу
Государство
Происхождение государства
Это работа Энгельса. Была первобытная община. Она распадается на классы. Государство возникает как институт для поддержания режима эксплуатации одних другими.
Понятие государства
Маркс говорит, что государство есть комитет по управлению делами буржуазии (Манифест Коммунистической Партии),
Политическая власть- это организованное насилие одного класса над другими.
Государство- это организация для систематического насилие одного класса над другим и государство есть в целом систематически организованное насилие.
Маркс выделяет в государстве следующие аспекты:
Государство возникает из экономики, а именно из системы эксплуатации.
Природа государства- классовая борьба. Государство всегда в руках господствующего класса, эксплуататоров. Класс имущих заставляет эксплуатировать класс неимущих.
В эпоху коммунизма государство должно отмереть.
Устанавливает бесклассовое общество и устанавливается общественное самоуправление и нужда в государстве как в институте отпадает.
И Маркс, и Энгельс критикуют буржуазные государства, буржуазные демократии.
Маркс и Энгельс отвергают новые буржуазные государства на корню.
Теория права
Ни Маркса, ни Энгельса юристами не назовешь. О праве говорят в основном в плане политической борьбы пролетариата в установлении коммунизма.
Право- это воля господствующего класса, определяемая материальными условиями его жизни (Манифест Коммунистической Партии).
Право- это воля. Право- это классовая природа. Право вырастает из классового конфликта. Право исходит их государства как от диктатуры экономически господствующего класса.
Право является формой экономики, формой производственных отношений.
Как оценивает Маркс буржуазное право?
По сравнению с феодальным он признает прогресс буржуазного права. В основе буржуазного права лежит принцип равенства и свободы. Но такое право ограниченного. Оно принадлежит капиталистам, буржуа, обслуживает их интересы. Это применение равного масштаба к неравным людям. Это колоссальная несправедливость, это анти-гуманное право.
Оценка права переходного периода: от капитализма к коммунизму
Право продолжает по форме оставаться буржуазным. Оно продолжает оставаться формальным. Работает принцип экономики: «каждый по способностям, каждому-по потребностям». Право регулирует именно эту модель.
Судьба права при коммунизме
Нигде нет, что право при коммунизме отмирает. Про государство так говорят, а про право- нет.
Отмирает государство. Это значит, что право исходит от неких производственных ассоциаций, которые остаются в коммунизме. А значит, это общество высококультурных людей, с высоким сознанием. Значит, вряд ли потребуются жёсткие санкции.
В экономике осуществляется принцип: от каждого по способностям каждому по потребностям. Уже не нужна распределяющая роль права. Поэтому, право приобретает характер обще социальных норм. Дисциплинированное общество создается, поэтому право носит социальные нормы.
10.04.2012.
Что-то как-то неактивно народ ходит на лекции. Это Жукова разочаровывает.
Жукову на конференции понравились три доклада: Арутюнян Роза, Абазян Марина и Грачев Дмитрий.
Есть легкость владения материалом в этих докладах.
Система Станиславского была направлена на следующее: она была для среднего актера, которому нужно помочь. Выдающимся, великим актерам его система не нужна.
Владение материала легкое, естественное, творческое, свои мысли были.
Остальные тоже очень хорошие доклады были.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 221.