Политико-правовая мысль: с 11 по 18 век включительно
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С 11 по 17 век- эпоха русского средневековья

Политико-правовая мысль тесно связано с жизнью, развитием права и политики.

У нас то же самое.

Общая характеристик политико-правовой мысли 11-17 века

Она носит религиозный, нравственный характер. Формируется имперское сознание русского народа. Это очень важно.

В этот период формируется учение казней Божьих это учение возникает в 3 веке нашей эры, потом активно развивается в Византии, потом попадает к нам.

Это религиозная доктрина, которая говорит, что все напасти в жизни, которые приходятся на тот или иной народ- это греха. Такие напасти нужно воспринимать как акты искупления, смирения. В эпоху средневековья, русский народ, его душа, сознание наламливается. Возникает пассивность и созерцательность. Это воспринимается как естественное следствие своей греховности. Это вело к пассивности русского народа. Это характерно для русского православия.
Например, сказание о граде Кикише- у русского народа возникает мысль не идти сражаться, а уйти. Пришли враги, а вместо града озеро с отражением града. Он как бы растворился.

Русским нужно не сопротивляться, а отдаться какому-либо завоевателю. Бердяев писал, что русский народ подобен женщине, которой нужно отдаться. Русский народ, русский мужик- это баба. Нужна ильная рука в лице государства, которая подбирает этот народ под себя.

Учение о казне Божьих- пассивность перед лицом врага.

Было такое направление в движении- евразийцы. Возникают в 20-е годы, в эмиграции- русская молодежь. Они сказали, что русское государство развивалось в насилии.

В это время существует культ юродства. Юродивый- это человек не от мира сего, бомж в лохмотьях. Если сравнить германцев и русский народ, то культ у древних германцев- это, прежде всего, воин.

Например, опера Вагнера- «Кольцо Небелунга»- это войны, которые культивируют немецкую воинственность. Наша опера «Борис Годунов» Мусоргского, где один из главных героев Юродивый, который противостоит Борису Годунову. Юродивый духовно побеждает Бориса Годунова.

Юродивый противостоит власти. В России есть такая культура пожалеть убого. Убогий- это то, что почитается выше, чем власть, чем сила. Сейчас в любой квартире звучит блатная музыка. У нас редко найдешь семью, где бы человек не прошел лагеря.

Отношение к арестанту такое: жалось, чувство несправедливости. В этом также и есть проявление культа юродства.

У Горького есть драма «Мещане», где персонаж Перчий говорит, что в России не любят новаторов, а любят дрянь, маленького человечка. И тема маленького человечка- это наша тем, тема русского человека.

И был такой образ бабы Кликуша в деревнях- истеричность по разным поводам. Это проявление юродства. Это вопрос психологии, но и политической культуры тоже.

Русский народ в значительной мере женственный и истеричный. Чтобы таким народом управлять, нужна сильная власть.

11-середина 12 век: Киевская Русь

Два основных источника: слово о законе и благодати митрополита Иллариона. Это текст известный, очень известный, один из первых источников. Поднимается такой вопрос: Россия правильно сделала, что присоединилась к христианскому миру. Россия- полноценное самостоятельное государство, которое равноценно странам запада. Там звучит мысль противопоставления закона и благодати. Закон- это норма, которая создается человеком. А есть Божья благодать, откровения: то, что Бог посылает человеку и устанавливает связь. Всегда существует полярность: закон и благодать. Для русского человека характерно четко распределять, что это закон и русская благодать. Для человека очень важно руководствоваться тем, что это Божья благодать.

Сплошь да рядом- это религиозно ориентированные люди. Например, кадеты- это религиозные либералы. Они говорят, что главное для русского человека- это поиск благодати. Это вело к девальвации идеи права и идеи земной жизни.

Русский человек руководствуется идеями коммунизма, которые должны оправдать всё. Протестанты занимаются тем, что обустраивают свою земную жизнь.

Для русской культуры это нехарактерно. Русская душа устремленная ввысь к небесам, к идеалам, которая забывает о первой необходимости.

Например, жилье- сейчас оно мало кому доступно, а страна огромных размерах. Сейчас строительство жилья идет меньше, чем в советское время. Раньше в исполкоме очередь на жилье была 10 лет.

Следующий источник- повесть временных лет. Это летопись, разные списки. Это главный источник, где содержится нормандская теория. Больше мы ничего не знаем, как возникает русское государство. Норманны приходят на землю Русскую и создают государство, т.к. русские были не способны создать собственное государство. В советское время такая теория оценивалась как ложная. Государственность для русских- вещь условная. Русские могут жить только в условиях подражательной культуры. Обязательно нужны люди с запада, которые должны были показать, как нам нужно жить.

Вторая половина 12- середина 14 века- феодальная раздробленность

Слово о полку Игореве- это средневековый русский эпос (литературная форма, в котором отражаются события того или иного народа). Русская земля живет в ожидании грядущего врага. У русского человека есть понимание, что они живут при раздробленности. Но в сознании русского народа государственность продолжает жить

Мариина Даниила заточника

Вторая половина 14- первая половина 16 века

Москва становится центром русского государства, объединителем.

Тема борьбы с монголо-татарским игом.

Слово о погибли русской земли, Сказание и Мамае Поповиче.

Русские в эпоху монгольского нашествия воспринимают утрату государственности как трагедию. Утрата государства воспринимается как колоссальная социальная катастрофа.

Дискуссия Иосифлян и нестяжетелей.

Нестяжатели- Нил Сорский, Васиан Патрикеев. Нил Сорский- это монарх (основал монашеский скиф на реке Сорра).

Глава Иосифлян- Иосиф Волоцкий.

Эпоха русского средневековья- это время, когда РПЦ и русская православная церковь составляют собой единый политический механизм. Поэтому, вопросы религиозной жизни, носили политический характер.

Нестяжатели выдвинули идеологию, что церковь должна лишиться собственности, крестьян, т.е. максимально опроститься в смысле собственности. Объективно эта идеология была направлена на укрепления русского государства.

Волоцкий считал, что русская церковь должна иметь экономическую мощь и должна противопоставлять государству. Власть отвечает за политику, людей, а церковь отвечает за душу и идеологию и в этом смысле первична.

Конфликт заканчивается в пользу русского государства.

Идея великодержавия Руси- старец Филофей сформулировал концепцию Третьего Рима. Это всего несколько предложений в одном из его писем. Она начинает активно развиваться в 17 веке при Алексее Михайловиче. Падает Константинополь- 1453 год. Россия оказывается первым главным центром православия. Русь должна становиться центром православия и великой державой.

В этот период возникает идея, что мы не просто русский народ, а что мы, как русский народ должны иметь великое государство и завоевывать другие народы. В этом идея империя. Идея империи и великодержавия до сих пор является актуальной. Спроси у бомжа, который валяется у последней лавки, то почувствуешь мысль о великой державой.

А либеральная интеллигенция говорит, что нужно отказаться от идеи империи. Но русский человек- это империалист.

Кавказ, татары, и не русские народы не в восторге от этой идеи. Эта идея их не вдохновляет. Сейчас на подъеме русский консерватизм. Нужная какая-то идеология, но не советская. Русский консерватизм предполагает идею о русской империи.

Русское государство создавалось в результате экспансии: огнем и мечом завоёвывалась Сибирь, Кавказ.

Еретические движения

Ересь- это отклонение внутри конфессии. Таких движений у России было не мало.

Господствующая церковь-православная. Это предполагает умаление власти русского государства. Эти движения были оппозиционны не только к церкви, но и к государству.

Середина 16-середина 17 века

Сословно-представительные монархии

Борются две тенденции: сословно-представительная монархия и абсолютизм.

Сословно-представительная монархия: Карпов, Пересветов, Курпский.

Абсолютизм- Иван Грозный. Человек очень талантливый.

Он выступал за установление абсолютизма. Он говорил, что «я монарх». Он принимает первый титул царя. Он говорит, что он помазанник Божий, связует Бога и народ. Он говорит, что царь не отвечает за свои поступки. Власть царя должна быть абсолютной, т.к. рукой царя водит Бог.

Вторая половина 17 века

Это Алексей Михайлович.

Крестьянские войны- Степан Разин, а потом в начале 18 века- Болотников, в конце 18 века- Пугачев.

Трудно с источниками, не понятно, откуда брать эту идеологию.

Много книг, которые были написаны на эту тему- это больше политическая идеология, политическая пропаганда. Советская власть- свергла царя, монарха.

Крестьянские восстания и войны были против царя, но у них главной идеей была идея доброго, справедливого царя.

У них присутствует анархизм. Крестьянские войны- это проявление русского анархизма. Русский народ, русский мужик в значительной степени анархист.

Один журналист говорит, что американские негры похожи на русских, такие же безответственные.

Есть роман Виктора Астафьева «Проклятые и забытые». Виктор Астафьев- великий русский писатель, очень серьезный, глубокий. Есть писатель Симонов («Живые и мертвые»), но он слабее.

Астафьев пишет о войне. Он пишет о том, как их готовили, а потом пишет про форсирование Днепра.

Он пишет, что русская армия- это сплошная анархия.

Вторая половина 17 века- это церковный раскол. Это тема религиозная и политическая. Государство и церковь в эпоху средневековья- единый политический организм.

Царь Алексей Михайлович хочет сделать Россию великой державой. На этом вырастает церковный раскол. Раз так, то нам нужно взять обрядовость у греков. Возникает идея, чтобы нам стать второй Византией, то нужно православие обновить. Он ставит нового патриарха- Никона, перед ним ставит задачу унификации обрядовой стороны.

Первая политическая сила-само государство в лице царя. Идея самодержавия.

Вторая сила- патриарх Никон. Он хочет подчинить государство церкви.

Третья сила- старообрядцы- та сторона церкви, которая не хочет жить по общим канонам. Староверов называют раскольниками. Это неверно, т.к. расколол церковь Никон.

К концу 17 века русское общество почувствовало себя великой державой. И возникает вопрос, а почему мы должны брать пример с каких-то греков?

К концу 17 века сформировалась идея великодержавия в России. Русский народ не стал подражать какой-либо державе.

Идея консерватизма- это мировоззрение, которое предполагает опору на традиции, обычаи, на то, что сложилось в прошлом. К тому времени консерватизм русского народа очень силен, это мешает развитию государства.

Крестьяне были не способны принимать новшества в сфере производства.

Русский народ в значительной степени консерватизм.

Ключевский говорит, что раскол показал национализм русского народа. Он не воспринимает ничего или воспринимает тяжело что-то иноземное.

Продолжается линия на увеличение абсолютизма. Возникает фигура Юрия Крижанича. Он критикует идею Третьего Рима. Он говорит, что не гоже русскому человеку брать свои традиции из Рима. У русского человека есть свои традиции.

18 век

Европа начинает активно влиять на Россию, на культуру, политику, идеологию.

Первая четверть 18 века- это Петр Первый. Это типичный восточный деспот, жутчайший человек, кошмарная личность. Человек, похожий на Ивана Грозного. Пытался силой насадить Европейские порядки в России.

Феофан Прокопович- сподвижник Петра, обосновывал идеологию Петра Первого.

Деятельность Петра Первого состояла в том, что он расколол Русское общество на дворянство и весь остальной русский народ. Официальный язык дворянской культуры- французский. Русь раскалывается на две части.

Русский мужик ненавидел дворян, он боролся против дворян как против чуждой культуры.

После Петра Первого русская история- это череда дворцовых переворотов. Одна кучка дворян боролось за то, чтобы передать власть «своему монарху».

Если брать идеологию, то главная мысль такая- появляется идея конституционализма. Русское дворянство с середины 18 века дорастает до Европы. Оно начинает бороться за ограничение власти русского монарха. Русская аристократия всегда была вписана в общей самодержавный, абсолютистский механизм.

Когда Екатерина Вторая свергла своего мужа, и граф Панин предложил ей подписать Конституцию. Она подписала. И там предусматривалась контрасигнатура. Но эта конституция так и не была введена в действие.

Вторая половина 18 века- Екатерина Вторая- Наказ- это цитаты Монтескье, Руссо.

Русское просвещение

Появляется с образованием Московского университета в 1755 года. Среди немецких профессоров были и русские. То, что они писали, носило ученический характер, предписательский.

Десницкий- один из первых профессоров Московского Университета. Был в Лондоне, учился в Англии. У него была идея европейского просвещения.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802)

Родился в семье крупного чиновника, сам сделал неплохую карьеру. В юности отправили в Германию учится. Там он успешно забыл русский язык, приехал в Россию, и начал учить русский заново.

Язык у Радищева очень тяжелый- типичные тяжелые немецкие фразы.

Он написал работу- «Путешествие из Петербурга в Москву». Он купил печатный станок. Екатерина работа не понравилась. Его арестовали, послали в ссылку, потом вернули. В ходе душевного волнения он отравился.

Радищев- это первый русский революционер, предшественник декабристов.

В книге «Путешествие из Петербурга в Москву»- нет идеи свержения самодержавия. Есть рассуждение об английской революции в оде «Вольность».

Русская либеральная демократия осуждают крепостное право, что неплохо бы это отменить, сделать монархию просвещённой. Когда ты читаешь эту книгу, то ощущение крайне тяжелое.

Тяжелейшая впечатление производит эта книга. Такое ощущение, что менять нужно всё, всю страну, весь порядок никуда не годный.

Радищев отвергает всю крепостническую Россию вместе с абсолютизмом.

У Бердяева есть работа «Русская идея»- она посвящена русской мысли. Он говорит, что Радищев- это первый русский интеллигент. Для русского интеллигента характерно то, что это человек, у которого совесть, душа болит за свою родину. И вот Радищев- это человек, у которого душа болела за родину.

Радищев в некотором смысле радикал, хотя у него мы ничего не найдем про революция (например, в отличие от Пестеля).

Радищев сторонник теории общественного договора, теории естественного права. Он такой иностранец, который прилагает Запад к русской жизни. Это у него идет фоном. Главное- это оценка России, крестьянский вопрос.

Как он предлагает решать крестьянский вопрос. В разных кусках его работ разные подходы. Он говорит, что крепостное право нужно отменить, но сразу этого делать не нужно, т.к. русский мужик не готов.

Многие, кто считает, что он был сторонником того, чтобы ограничить монархию- это косвенные домыслы.

У него можно найти симпатию к новгородской республике, а значит к идее республиканизма.

Идея революции у него звучит так: он пугает царскую власть, помещиков, что русский народ может взбунтоваться и тогда никому не поздоровиться. Он намекает на восстание Емельяна Пугачёва.

Сама идея ограничения монархии витала в воздухе. Во Франции во второй половине 18 века сформировался класс буржуазии, который был способен ограничить власть монарха. Но в России такого класса не была.

Поэтому, идеи конституционализма воспринимались как немного оторванные от жизни.

18.04.2012.

Первая половина 19 века

Карамзин, Сперанский, Чаадаев, декабристы, славянофилы, западники.

30-40 годы- зарождается три основных направления, которые будут до 17 года:

1) Консерватизм: идея абсолютной монархии;

2) Либерализм;

3) Социализм.

Они определяют всю общественную жизнь, всю идеологию страны. Рушится монархизм в 17 году. Остается только социализм в форме марксизма и ленинизма.

Ощущается кризис политической системы. Говорят об отмене крепостного права на уроне самого верха- русская аристократия говорит об этом. В 1861 году уже состоялась отмена крепостного права.

Возникает новый уровень самосознания: война 1812 года, подъем.

Эпоха Александра Первого, потом Николая Первого

Осуждается конституционный проект, проект конституции. Это происходит до 12 года. Потом идет откат. Эпоха Александра- лавирование от либерализации до ужесточения режима. А эпоха Николая- это такая заморозка.

В первой половине 19 века- кризис дворянской культур- тому пример декабристы. Как говорил Фрейд, дворянства антропологически выродилось.

Мертвые души Гоголя- это отражение действительности.

Дискуссия славянофилов и западников, кружок Петрашевцев- это попытка найти выход из этого кризиса. В начале 19 века Россия входит в глубокий кризис, который продолжается до 1917 года.

Чувствуются подземные потоки, которые могли закончится катастрофой

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826)

Он историк. Он политический мыслитель. Он прозаик.

Он из станинной, аристократической семьи, получил блестящее образование. Довольно рано входит в придворный круг. Александр Первый делает его официальным историографом государства. Написал он 12 томов.

Карамзин- это реформатор русского языка. Он создает язык, которым мы до сих пор пользуемся. Если сравнить язык Карамзина и Сперанского, то язык Сперанского тяжелый, громоздкий, а Карамзина легкий, свободный. Язык Карамзина- это русский язык модернизированный на французский лад.

Самое главное, что нас должно интересовать: Карамзин один из видных, заметных представителей русского консерватизма. Он имеет глубокие корни- начиная с 17 века (с царя Алексея Михайловича), когда Европа начинает себя активно проявлять. Русский раскол показал, что русское общество не хочет западного влияния. Это раздражает западного человека. У Карамзина уже просвещённый, солидный консерватизм.

Сочинения:

1) Письма русского путешественника: он ездил в Европу, она ему очень понравилась;

2) История государства российского;

3) Самая главная работа- Записка о древней и новой России (1812 год)- записка, которую он пишет для Александра Первого. Это реакция на проекты, которые предложил Сперанский. У них с Карамзиным была заочная полемика. Карамзин считает, что это неправильная политика.

Карамзин, хоть и консерватор, но это консерватор в духе эпохи просвещения. Он верит в силу разума, в прогресс, в силу просвещённого монарха.

Концепция русской истории- она важна для понимания его консерватизма. Он говорит, что самодержавие- это стержень русской истории. Русские чего-то достигли благодаря тому, что была монархия.

Он сторонник нормандской теории. Других источников, кроме ПВЛ нет. Он говорит, что русские призвали варягов, понимая, что им нужно государство. Это говорит о том, что русские в эпоху Киевской Руси достигают высокого уровня зрелости. Вот так он поворачивает ПВЛ.

Борьба с монголами. Он говорит, что русские победили в конченом итоге, потому что русские сгруппировались вокруг русской монархии, самодержавие.

Смутное время- русское государство рухнуло. И только русская монархия, благодаря избранию Михаила Романова, русское государство идет дальше.

Он осуждает дворцовые перевороты. Дворянская знать получала привилегии от монарха. Это суть таких переворотов. Власть монарха в конченом счете ограничивалась.

Политический идеал Карамзина- абсолютная монархия. Он говорит, что самодержавие- это оплот русской культуры, государственности.

Всякое ограничение монархии приведет к ослаблению монархии, а значит гарантии монархии будут ослаблены, снижены. Должны измениться нравы народа: и простого, и аристократии. И тогда вопрос об ограничении власти монарха отпадет сам собой.

Карамзин считает, что ближе всех к идеалу подошла Екатерина Вторая, а дальше всех- Иван Грозный.

Консерватизм Карамзина

1. У него негативное отношение к Великой Франциской революции

Это свержение исторической монархии, которая корнями вырастает из французской истории. И такая революция приводит к террору.

2. Негативное отношение к преобразованиям Петра Первого

К 17 веку Россия сильно отставала от Европы. Но это не значит, что нужно было искусственно насаждать европейские порядки, а расти самим. Он считает, что Петр унижал русских в их собственных глазах, т.е. он создал комплекс неполноценности русских к самим себе по сравнению с западом.

У русских есть такой комплекс неполноценности перед западом. При советской власти её было меньше.

А сейчас мы идем к западу, мы часть Европы.

Японцы чувствуют себя более сбалансированно, чем мы. Они сами знают, как жить.

Консерватизм- это настороженное отношение к России. Карамзину не нравятся быстрые реформы, которые предлагает Сперанский. Но он признает, что реформы должны быть, но постепенные, которые уже назрели и опираясь на свой опыт.

Он говорит, что главное- это люди. Административная реформа- это не просто изменение государственного аппарата, а изменение людей.

Он говорит, что реформа должна сопутствовать изменения людей. Качество человека должно быть другим. Как мы будем делать изменений людей, если человек тот же самый?

Опора русской монархии- это дворянство и духовенство. Он сторонник сословного, феодального строя. Сперанский предлагает такой слой убирать.

Он считает, что звание дворянина нужно давать за заслуги, а не за знатность и не за чины. И комплектовать армию нужно не из дворян. Есть такая штука, как дворянская честь. Это не пустая вещь. Судебная реформа во многом состоялась потому, что она была проведена дворянами и земства и суды- это были в основном дворяне. Суд присяжных оправдал Веру Засулич, которая стреляла в Трепова.

Вот в Анне Карениной показываются выборы: как выбирается губернское собрание. Там есть представление о справедливости и честности. Там нет никаких подтасовок.

Крепостное право

В западной Европе, центральной, восточной Европе и России- это не одно и то же.

В Западной Европе к 14 веку оно исчезает. Там нет личной зависимости. Крестьян продавали как скот без земли- это было только в России.

При Екатерине крепостное право достигает апогея.

Что произошло?

С одной стороны, дворяне освобождаются служить перед государством (Манифест Петра Третьего 60 или 62 года). Идет усиление крепостных прав над русским мужиком.

Народ понимал как: мы мужики, а они барины- дворяне, но они все служат русской монархии, но каждый по своему. И вот дворяне освобождаются, а крестьяне- нет. И вот в этом видится несправедливость.

Случилась колоссальная несправедливость, которую все почувствовали, поняли.

Что говорит Карамзин относительно крепостного права?

1. Крепостное право коренится в самой русской истории. Т.е. он не считает это несправедливым.

Он говорит, что то время, когда были закрепощены крестьяне во время Бориса Годунова- там были свободные пашенники.

Карамзин говорит, что крестьянами владеют на законных основаниях.

2. Крепостные крестьяне никогда не были собственниками земли в России. Земля была либо государственной либо помещичьей. У крестьян нет право на землю.

Здесь есть своя логика. Например, вы помещик, у которого более 2 тысяч крепостных? А вы готовы их отпустить? Конечно нет. Такой человек либо сумасшедший, либо враг.

Русский дворянин считал, что земля его, а русский мужик считал, что земля его.

Самый болезненный вопрос был- вопрос собственности.

3. Карамзин против отмены крепостного права

Он считает, что отмена приведет к подрыву с/х и к бунтам, т.к. русский мужик не готов, чтобы быть свободным.

Главное,- это заставить помещиков вести себя цивилизованного, по-европейски по отношении к крестьянам.

Вопрос о систематизации российского законодательства

Он считает, что систематизация у нас слабая, но нужно проводить это на собственной основе. Тут он спорит со Сперанским, который хотел опираться на Кодекс Наполеона.

Он противник того, чтобы Польше предоставлять независимость.

Сперанский Михаил Михайлович (1802-1839)

Это сын бедного, сельского священника, который не имел фамилии. Ему фамилию дали в семинарии. Он заканчивает семинарию. Потом судьба его сводит с князем Куракиным, который занимает высокую должность при Павле Первым. Он вводит его в общество.

Потом он обращает на себя внимание Александра Первого- в 1806 году они встречаются. Александр Первый заказывает ему проекты политических преобразований в России.

Он автор такого института как Государственный Совет. Он проводит несколько указов, которые направлены против дворянства.

Война 12 года- военная опасность, вокруг Сперанского создается клубок интриг. Его обвиняют в том, что он наводит сепаратные контакты с Наполеоном. Его отправляют в ссылку. В 16 году он выходит и з опала, его назначают Пензенским губернатором, в 19 Сибирским генерал-губернатором, в 21 возвращают в Санкт-Петербург. В 26 его делают членов Верховного уголовного суда над декабристами.

Он пишет Александру Первому записки, проекты. Он к нему обращается на «ты». Это очень смелый человек.

Основные сочинения:

1) Ещё нечто о свободе и рабстве- 1802 год;

2) О коренных законах государства (речь идет о Конституции);

3) Самая основная работа – Введение к уложению государственных законов (1809 год).

Сперанский- это государственный реформатор выдающихся способностей. Он оказался в нужное время в нужном месте.

Оценка России

Россия- это деспотическое царство. Он говорит это Александру.

Россия состоит из рабов. Крестьяне рабы перед помещиками, а помещики перед монархом.

Действительно свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

История России- это история движения к свободе.

Идея свободы- это одна из ключевых идей.

Он различает гражданскую свободу и политическую. И различает рабство политическое и гражданское.

Политическая свобода- он понимает её в духе конституционной монархии- участие основных классов в деятельности законодательной и исполнительной власти, предполагается парламент. Власть управляет народом на основе законов.

Гражданская свобода- независимость каждого класса от произвола в обязанностях личных и вещественных. У одного класса нет права заставлять трудиться другой класс.

Рабство политическое- в основе закона лежит произвол одного или нескольких.

Рабство гражданских- один класс имеет право заставлять другой класс трудиться на себя.

Свобода политическая и гражданская существуют во взаимодействии. Политическая свобода. Это Англия.

А гражданской свободы нет ни в одной стране мира.

Условия перехода России к свободе

Он говорит, что некоторые ставит условие перехода к свободе- это просвещение народа (Карамзин). Сперанский говорит, что это демагогия. Есть и другие социальные регуляторы- например, религия. Она сможет заставить свободных людей жить мирно, в гармонии.

Государство и правительство. Он сторонник теории общественного договора. Власть по договору обязана работать на благо народа. У него просматривается идея народного суверенитета. Источник власти не монарх, а народ.

Цель Правительства- охрана граждан, их имущество и честь (как у Локка).

Передел государства должен быть. Два предела:

1) Права гражданских лиц (права человека);

2) Разделение властей.

Форма государства

Он делит все государства на деспотические и государства, где правление ограничено коренными законами, т.к. конституцией.

Он различает монархию, демократию, аристократию.

Структура государственного устройства

Сперанский создает проект, который не был принят в его время, но был воспринят в 1905 году, когда была первая ГД.

Государственный совет- он возник при Сперанском. Возглавляет его император.

Там соединение всех властей.

ГД- по первому проекту там две палаты, а по второму- одна.

Он предполагает систему дум- волостная, окружная, губернская. Выборы многоступенчатые.

Нижестоящая дума делегирует депутатов в вышестоящие.

Полномочия ГД (её статус)

Она должна обладать правом принимать закон. Закон, который не принят думой, не должен действовать. То, что предлагает Сперанский- это конституционная монархия.

Второй орган- это Сенат (высший судебный орган). Под ним суд окружной, волостной, губернский.

Исполнительная власть- министерства и исполнительный Сенат.

Разделение властей- Сперанский сторонник разделения властей.

Он разделяет законодательную, исполнительную и судную власти.

Он говорит, что назначение разделения властей сделать государство свободным и гарантировать права подданных.

Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной.

Ответственность исполнительной власти перед законодательной в форме ответственности отдельных министров.

Права подданных Российской Империи

Он считает, что в России три класса:

1) Дворянство;

2) Купцы, мещане, государственные крестьяне;

3) Крепостные крестьяне.

Он считает, что дворяне не имеют политических права, а гражданские имеют.

Второй класс- политических не имеют, имеют отдельные гражданские права.

Третий класс- не имеет ни политических, ни гражданских прав.

Он разделяет права гражданские и права политические.

Права гражданские делит на два вида: общие и особенные.

Права гражданские общие- нельзя без суда наказывать; никто не обязан отправлять личную службу иначе как по закону, а не по произволу, свободное распоряжение своей собственностью; без суда никто не может быть лишен своей собственности; никто не обязан платить подати, повинности иначе, как установленные законом.

Права особенные для дворян- право приобретать недвижим собственность, право быть изъятым из общей очереди службы.

Он считает, что в стране права гражданские общие должны принадлежать всем, права гражданские особенные- только тем, к то готов своим образом жизни, а права политические- только тем, кто имеет собственность.

Крепостное право

Крепостное право должно быть отменено. Работает теория естественного права.

Он предлагает отменить его в два этапа: на первом ограничить число повинностей: крестьяне должны выйти из личной крепости, должны быть приписаны к земле, а второй этап- дать возможность крестьянам переходить к другим помещикам.

Декабристы

Это дворяне в основном. Как правило, это русская военная аристократия.

В 1816 году создаётся союз спасения, в 18- Союз Благоденствия– в 21 распускается. Тут же создаётся два общества- Южное (Пестель) и Северное (Муравьев).

1825 год- неудачное восстание. Привлечено было более 600 человек. Кого-то повесили, кого-то в Сибирь.

Это проявление кризиса политической системы, проявление политики либерализации Александра Первого, разочарование в его реформах, влияние французской революции, осознание гражданского сознания дворянства.

Сыграло свою роль практика дворцовых переворотов. Развитие идей конституционализма- почти 100 лет гуляли с эпохи Анны Иоанновны.

Высшая дворянская аристократия всегда была. Например, Великая Хартия вольностей. В России этот процесс шел с запозданием.

Дворянство, декабристы- это отзвук этого процесса.

Декабристы- это движение анти феодальное, про буржуазное, демократическое, инерционное. Движение дворня за свои права.

Проект Пестеля и Проект Муравьева.

Проект Пестеля- э о республика. Основной источник- конституция (Русское право).

В показаниях Пестеля ничего нет. Он не говорит, что он готов был уничтожить царскую семью.

Форма правления- это республика. Форма государственного устройства- унитарное государства. Категорический противник федерации. Федерация-это форма, которая разрушит Россию.

Христианские законы- возможны другие вероисповедания на территории России: он считает, что он и должны действовать в той части, которые не противоречат христьянству.

 

 

Проект Муравьев

Основной проект- вторая конституция. Всего у него было три проекта.

Конституционная монархия. Если монарх отказывается, то республика.

Форма государственная- федерация.

Независимый Парламент, нет всеобщего избирательного права, многостепенные выборы.

 

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856)

Политический мыслитель, публицист.

Родился в дворянской семье, участник войны 1812 года, друг Пушкина.

В 1812 году публикует в Журнале «Телескоп» Философическое письмо. Его объявляют сумасшедшим, устанавливает медицинский контроль.

Основные сочинения- философические письма. Всего их 8.

Чаадаев впервые резко поставил вопрос о месте русского народа в русской истории.

Но в чисто теоретическом виде- это Чаадаев изложил. Он ставит вопрос, кто такие мы русские, что такое мы Россия.

Что он говорит?

Россия находится между востоком и западом. Но мы не восток и не запад. Россия вне времени и вне пространства. Она как бы остановилась и не ясно, что из себя представляет.

Критерии для него- ценности европейской культуры.

Чаадаев-западник.

Особенности русской истории и культуры

У русской культуры нет собственной исторической основы. Всё заимствованное, подражательно. У русских нет умственной устойчивости, логики, их природа- растерянность, ощущение бессмысленности, бестолковости.

Русские не имеют твердых ориентиров. Они равнодушны к собственной жизни. И основная их черта- лень.

Даже внешний вид русских вызывает у Чаадаева скепсис- «я нахожу даже, что нашем взгляде есть что-то неопределённое, холодное, неуверенное, напоминающее обличие народа, стоящего в самих низших уровнях социальной лестницы».

То, что говорит Чаадаев о русском человеке- это проявление колоссального скепсиса.

Декабристы потерпели поражение, крепостное право, холуйство и холопство.

Власть точно такая же, как и народ.

Если сравнивать со станами Африки, то Россия много интереснее. Россия много чего создала по сравнении с Африкой.

У нас сейчас страна загибается. Но и в другие эпохи она тоже загибалась. Может быть будет новый пассионарный толчок.

Гумилев говорит, что русские прошли свою пассионарную фазу. У русских апогей- это эпоха Сталина. При нем была создана великая империя, которая подчинила половину мира. Американцы подчинили половину мира.

Американцы сейчас- это сверх держава, это подлинная империя. Империя- которая способная определять поведение другого мира.

Один из показателей- это прирост населения. И Европа эта прошла уже. Они прошли свой пик.

Например, в англиканской церкви разрешили женщинам быть священниками. И там огромное число гомо сексуалистов. Это показатель разложения англо-саксонской культуры.

То же самое католичество.

Или разрешение гомосексуальных браков. В Риме не было таких браков, хотя гомосексуализм был нормой. Это разложение, угасающая культура.

К 50 году в США доля латиносов будет много больше, чем белых.

Роль христианства

Чаадаев религиозный мыслитель. Он пример того, как можно стать выдающимся мыслителем- «обделай свою страну с ног до головы и будешь великим». У него органический пессимизм.

Он становится известным благодаря этому. Он спровоцировал культурный скандал.

Хотя в его текстах великого ничего нет. Его мысли- это мысли консерваторов. Его консерватизм приобретает зрелость благодаря консервати

Дата: 2016-10-02, просмотров: 179.