Значение истории ППУ как науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для чего нам нужна такая наука как ИППУ?

1. Помогает более полному, концептуальному пониманию всех юридических дисциплин.

ИППУ всегда была неотъемлемым элементом высшего юридического образования. Что такое ИППУ? Это такая среда, в которой реализуются идеи, концепции, которые потом возникают в источниках права. Берешь советский ГК и нынешний – разные мировоззренческие подходы. Советский – частная собственность и рыночная свобода – зло. Человек – это существо, которому не надо давать много собственности, которая испортит. Но сейчас либеральный кодекс.

Если мы знаем как сформировался источник права, мы лучше понимаем, что в него хотели вложить.

Даже Конституцию РФ, УК РФ (например, учение о наказании). В УК РФ – гуманистическая идея в том, что человек – это доброе существо, которое можно перевоспитать и исправить. А преступником он стал в результате неблагоприятных обстоятельств. И отсюда цель наказания – исправление преступника.

Но если мы положим туда фрейдистскую установку. Фрейд считает, что человек – это враг культуры, он постоянно агрессивно настроен к различного рода запретам. Если человек не совершает преступление – это исключение из правила, т.к. он должен совершать преступление по своей природе. Какое тут тогда будет исправление в УК?!

Берем СК – женщина и мужчина в браке равны. А если берем христианство – «да убоится жена мужа своего».

2. Она оказывает существенное влияние на фундаментальные исследования политико-правовых проблем.

Что Жуков здесь имеет в виду: применительно к гуманитарным наукам – все основное уже открыто. «Колесо уже не изобретешь». Природа человека по-сути своей практически не изменена (хотя биологи говорят, что меняется немного). Поэтому и отношения между людьми очень похожи. Мотивация человека одна и та же – его мотивация одна и та же была всегда – эгоизм, корыстолюбие.

За последние полвека, как говорит Жуков, ничего принципиально нового не появилось. Например, Ленин. Базовые аксиомы у него марксизма сохранились. Если ты хочешь сказать что-то новое – ты должен уходить в историю и Жуков дает 100% гарантию, что кто-то когда-то это создал.

Берем музыку – сейчас что-то новое создать практически невозможно, все уже было создано. То же с ИППУ – практически невозможно сейчас создать новое направление. Вот аспект новый показать – еще можно. Также надо иметь в виду, что та или иная идея на новой почве начинает по-новой играть. Пример – либерализм – он же везде разный, например, в Японии.

Дети за могилами родителями еще смотрят. Внуки же за дедушками и бабушками – забывают о своих могилах. В гуманитарных науках то же самое. Каждое поколение рождает свой пласт источников. Пример – немцы – у них же массы литературы было. И копни туда – понимаешь, что там все уже было сказано. И часто последующий поколения пишут хуже, чем их предшественники.

3. Содействует углубленному пониманию политико-правового сознания наций и народов.

08.02.2012 г.

Античность
Древняя Греция и Древний Рим

По Древнему Риму есть вопрос в билетах по Цицерону. Но про него нам читать не будут. Его политические взгляды – цитатник из Аристотеля и Платона.

Древняя Греция. Платон

Когда возникает вопрос онтологии (учение о бытии), эстетики, этики – нам не особо важно, когда и где авторы теорий жили. Вещи довольно абстрактные.

А вот специфика политических учений в том, что есть жесткая привязка к конкретной эпохе. Фашизм, социализм, анархизм – они всегда тесно связаны с эпохой.

Древняя Греция. Общая характеристика.

Полисная система. Полисы – города-государства. Кто-то считает, что это очень похоже на конфедерацию. Но были общие связи, единая культура, политические союзы.

Что такое Древняя Греция эпохи полисной системы и дальше ближе к нам (до начала нашей эры). Древнегреческий полис – это нечто среднее между государством и обществом. Это и то, и другое. Если возьмем современное государство (Западное), то можешь четче отличить государство (государственный аппарат), а все что не государство – это общество.

В Древней Греции эту границу тяжело провести. Спарта – там каждый член общества – воин и участвует в управлении.

У Аристотеля – гражданин – это лицо, которое состоит на государственной службе. А у нас гражданин – лицо, которое состоит в политико-правовой связи с гражданством. Можно не участвовать в политике и быть гражданином нынче.

Для нормального грека тяжело было провести границу – «вот это мое дело, а вот это публичное дело». Дела государства – это мои личные дела, не было такой отстраненности от власти, какая сейчас есть у человека в Западном мире. Не было четкого индивидуального сознания. Берем даже нашу культуру – это культура наиболее индивидуалистическая – человек противопоставляет себя государству, среде, в которой он находится. Такое внутреннее эгоистическое общество.

А в Древней Греции у людей родовое сознание преобладает над индивидуальным (5-6 веков назад из общинно-родового строя вышли). Древняя Греция и Древний Рим – основа всей нынешней западной культуры.

До 18 века изучали наследие Древнего Рима и Древней Греции. Практически 1500 лет перелопачивали это наследие.

Древнегреческое общество основывается на рабовладении. Это, как говорит Аристотель, говорящее орудие. Чтобы быть рабовладельцем, чтобы чувствовать эти принципы, надо иметь такое сознание. Для современного человека это странно, революция в сознании – как делать работ себе подобных?! Но у арабов – даже есть кое-где законное рабовладение. Или во время Чеченских войн – торговали людьми как скотом.

Древнегреческие мыслители, поэты, философы создали совершенные образцы. Они классики, к которым человечество постоянно обращается. Например, Гомер! Непревзойденный классик. И мы можем к ним обращаться и сличать. А вот как там было в Древней Греции, что там у них было? Смотрим на этих мыслителей.

Достижение Рима – классические формы государственности, абсолютные образцы. Вся Европа потом будет равняться на это устройство. И римское право – уникальный феномен! Что касается политической мысли – то пальма первенства у греков все же.

Была у греков мысль «вечного возвращения» (этим отличается от средневекового европейца). Платон, Аристотель – все понимали циклически. Есть сводная точка, с которой все начинается, проходит ряд стадий, а потом туда возвращается и умирает.

Гераклит – миро возникает, а потом сгорает и так до бесконечности. Двухфазовая цикличность.

Средние века – у них линейное понимание времени. Вначале было создание мира, а потом будет второе пришествие Иисуса Христа.

Для древних греков было характерно рассматривать политику и праву в совокупности с этикой. С 18-19 века уже пошла специализация – вот тебе этик, вот политика, вот право. Как в праве – чем дальше, чем больше отраслей права, специализация более узкая.

В США хирурги даже специализируются на одной конкретной операции.

Для современного специалиста-юриста, который занимается политическими учениями. Берем политолога, ему характерно рассматривать политику в отрыве от религии, этики и т.п. А для грека это немыслимо – политика и этика рассматриваются вместе. Как человеческий организм, общество – целостная система. На общество влияют даже космические ритма (приливы и отливы делают отток от берега, а тут человек – песчинка).

Платон

Годы жизни: 427-347 до н.э.

Платон не просто философ, он – родоначальник идеалистической философии.

Традиционно в философии выделяется идеализм и материализм (в основе – материя).

· Материалисты считают, что первичная материя.

· Идеалисты считают, что первичная идея. Бывает объективный и субъективный идеализм.

Объективный – есть разум, Бог, лежащий в основе всего, не зависящий от человека.

Субъективный – есть в основе нечто идеальное, но оно проходит через сознание отдельного человека. «Мир – это мое представление» - это радикальный субъективный идеализм.

Есть еще агностицизм – установка, которая говорит о том, что нельзя понять имеет ли мир начало идеальное или материальное. Человеческому разуму это не дано.

Смотри методологическую часть! И знай ее, сумей объяснить что такое агностицизм и т.п.

Биография.

Платон из семьи аристократов. И был таковым до мозга костей. И поэтому ненавидел демократию, этих безродных выскочек.

Платон – ученик Сократа. И идеи Сократа переходят в Платона. Аристотель критикует не Платона, а Сократа, т.к. для Аристотеля Платон – это то, что он записал за Сократом (а Сократ ни строчки не записал).

Платон – это философ. Человек, который «витает где-то в облаках»? Нет, он создавал свою философию, чтобы можно было свои проекты создавать. Поэтому он в Сиракузы к тирану Дионисию (старшему и младшему) дважды ездил. Однажды его в рабство продали и друзья его выкупали. Но он верил в себя как в гения, как в творца (комплекс гения – он есть у гения и у всякого творческого человека).

Платон основал свою философскую школу Академию, которая просуществовала практически 1000 лет.

Это колоссальная фигура. Вот как в опере – есть хорошие, а есть выдающиеся. Шекспир – непревзойдённый мастер, который свою тень отбросил на несколько веков вперед.

Политическую мысль как правило формировали философы до тех пор пока не пошла специализация (с 18, 19 века).

Вопрос – как определить роль того или иного человека в истории политологии?

· Количество написанного

· Качество написанного

· Степень влияния его работ

Платон породил платонизм и неоплатонизм. Он сумел создать свою направление и в его тени творили еще многие и многие века. Он прошибает стену, а потом десятки лет авторы помельче все это перерабатывают. Вот это Платон – это веха.

Ницше. Крупный автор, может быть даже гениальный. Но не создал своего стабильного направления. Пусть даже было у него влияние. А вот так, чтобы создать направление, в рамках которого потом просто будут создаваться идеи – вот таких авторов не много. Ну 10 можно таких насчитать.

Берем Маркса – 20 век без него невозможно представить.

Сочинения Платона

Не все, что дошло до нас под именем Платона было действительно написано им.

Есть 4 тома страниц по 700 стандартного формата – вот весь Платон. Достаточно ли этого, для того, чтобы стать великим? Много или мало?

Для сравнения – полное собрание сочинения Ленина – 55 томов. По формату книг Платона – это томов 40. Маркс и Энгельс – это томов 60 «огромных кирпичей». Чтобы столько писать надо писать каждый день. И это не просто какой-то мусор, а там каждое слово имеет место.

Возьмите литературу Чехия и Хэмингуэя – там нет лишних слов. А у посредственностей много могло и не быть. Важно писать сразу, много и сразу гениальное.

4 том Платона до нас дошло. Но до нас многое не дошло. Три основные работы, которые интересуют нас.

1. Диалог Государство

2. Диалог Закон

3. Диалог Политик

У Платона его тексты Государство, Законы и Политик. Литературная форма – диалог. У него в тексте есть 3,4,5 действующих лиц, которые между собой беседуют. Это не абстрактный теоретический текст, а диалоги.

Законы – последняя работа Платона – самая большая книга. Государство – на 2 месте по объему. Самые объемные работы носят политико-правовой характер.

Что нужно сказать о языке Платона. Платон излагая свой текст использует постоянно метафоры, образы, мифы. Его нельзя назвать в строгом смысле ученым. Ученый работает методом индукции – набрал фактов и делает теорию. А Платон вначале создает общую теорию, миф, а потом пытается под нее подстроить действительность (дедукция). У Платона много этики, много религии, его научным не назовешь, даже с точки зрения текстов Аристотеля – у него уже четко, гладко, логично.

Платон – почти как писатель, почти как поэт.

Философия Платона

Он объективный идеалист. Концепция такая – все мироздание делится на:

1. Мир идей (мир идеальный)

2. Мир вещей (мир реальный, эмпирический)

Человек находится в пещере, где трудно жить. И вот он выходит оттуда. Когда человек видит мир идей, он прозревает. Вот эмпирический мир, который дается нам в ощущениях – кажущийся, ложный. А настоящий мир открывается уже после смерти, когда ему открывается мир идей.

Каждую вещь, которую мы видим мы можем эмпирически ощутить лишь потому, что есть такая идея. Есть лошадь, т.к. есть идея лошади и т.п. Есть идеальное «реальное» государство, т.к. есть идеальное государство (в мире идей).

Он сторонник переселения души, сторонник бессмертия души, которая просто меняет место своего существования. У него есть идея, что души могут быть повреждены грехом. Душа требует очищения, она проходит десятитысячный цикл. Есть определенная мера воздаяния за неправильные поступки. В диалоге «Государство» есть сцены ада, в котором показано, как поступают с грешниками (как кожу сдирают с них и т.п.).

Т.е. во всем эмпирическом мире есть законы, которые нам дает Бог, их преступать нельзя.

Два проекта – диалог Государства и диалог Законы.

Чтобы на 5 сдать ИППУ – надо знать оба проекта.

I. Первый проект – Государство

Платон пытается создать идеальный строй, который нужен человеку. Считается, что он наименее приспособлен для человека.

Какие там основные идеи?

1. Первый вопрос, который ставит Платон – это вопрос справедливости.

Понятие справедливости – это ключевая категория (этическая) для древних греков и римлян. Они все пытаются построить идеальный мир политики на основе справедливости. Если государство и право не основаны на справедливости, значит это государство и право порочно и должно быть изменено.

Платон что подразумевает под справедливостью? Вещь нынче эта очень субъективная. Но сказал лучше всех Аристотель.

Справедливость – эта мера человеческого поведения. Кто ее нарушает – после смерти обречен на муки.

Справедливо никому ни в чем не вредить. Это воздаяние должного каждому человеку. Несправедливость – порочность и невежество, раздор и ненависть, междоусобица. Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – справедливость. Справедливость в том, чтобы делать то, что ты должен делать.

Каждый, появляясь в этом мире, должен занимать свое место, а не чужое. И это будет справедливо. Что хочет сказать Платон? Боги, природа позаботились о том, кем будет человек в этом мире. И надо пытаться прыгнуть выше своей головы, не надо пытаться стать тем, кем ты никогда не сможешь стать. У тебя есть от рождения то, что ты можешь и должен использовать. Если тебе это не предназначено что-то – не пытайся это делать.

Это положение антидемократическое. В демократии – люди равны. Американская мечта – каждый может стать президентом, миллиардером. Платон же считает, что люди не равны. Не делай то, что не предназначено природой. Если ты этим занимаешься, то ты нарушаешь справедливость.

2. Происхождение государства (в диалоге «Государство»).

Пишет 2 или 3 абзаца на тему происхождения государства. Платона и Аристотеля не интересует вопрос происхождения государства.

Государство возникает из разделения труда. Т.к. у каждого общества есть те или иные потребности – в железе, еде – каждый начинает это делать. А так как это надо всем, то это начинает объединять людей.

Когда читаешь учебники, то об этом редко пишут, что Платон о том как возникает государство мало писал.

3. Обоснование сословного строя

Первый проект, который он разрабатывает в диалоге государства предполагает 3 сословия:

· Философов (правителей)

· Стражей (воинов)

· Ремесленники, земледельцы и торговцы

Рабов здесь нет, т.к. предполагается, что они есть. Они – рабочий скот. Это просто говорящее орудие (так говорил Аристотель).

Почему такие слои? Для распределения людей на эти слои Платон использует миф – Боги при рождении одним примешивают больше золота (философы), другим – серебра (войны), третьим – медь и железо (ремесленники).

Платон хочет сказать, что люди от рождения не равны. Кто-то рождается стражем, кто-то философом, а кто-то «медь и железо». Переход не возможен, если у тебя медь и железо и ты хочешь в золото и серебро. И «сверху вниз».

Но если в среде, где медь и железо, рождается человек с примесью серебра или золота (выдающиеся способности), он должен перейти в высший слой! И наоборот, если рождается из верхних слоев лицо с «медью и железом», он уходит в низшие слои.

Тут работают два принципа – принцип равенства и принцип неравенства.

Слой стражи – они там все равны. Там принцип равенства.

Самое общество в целом – базируется на принципе неравенства.

Попробуй сейчас докажи такие антидемократические «установки». Тут сказался аристократизм Платона. Когда люди с низкими способностями хотят достичь высоких постов в сфере политики, то такой политический строй рушится, он будет не надежен.

Характеристика сословий

· Философы

Философы – это правители. Это не те люди, которые не помнят какой сегодня день, т.к. они сосредоточены на чем-то важном. Это люди, которые постигли все и могут управлять. Они могут, если надо, принять роды, они смогут выращивать зерно и т.п. Но самое важное качество в том, что они знают мир идей, они знают, что такое идеальный человек и идея государства. Если он это знает, то он может понять, что надо реальному человеку.

Если он знает, что такое идеальное государство, то он сможет и реальное государство создать. Это как режиссер. Нормальный режиссер, когда начинает снимать фильм – имеет этот фильм в своей голове и он начинает набирать под него актеров.

Философы – это люди, которые не хотят управлять, но их просят об этом. Это просто мудрые люди, которые у власти будут благом.

· Стражи или войны

Стражи, строго говоря – это и есть само государство. Стражами их называют, т.к. они охраняют законы (божественные и светские), порядок вещей, основанный на справедливости. Их быт очень детально описывает Платон. Труд Государство – описывается то, как должны жить стражи. Их быт, их воспитание, их мировоззрение.

Платон считает, что семья – это то, что разрушает человека. Нет частно собственности. Нет золота и серебра, все это порождает индивидуализм. Постигают миры идей, философией и управлением государства.

Наиболее выдающие стражи – становятся философами.

· Ремесленники и торговцы

Это как почва для двух других сословий. Они Платона не интересуют. Основа ведь – стражи!

Интересно – Платон хочет сделать селекция для того, чтобы создавать лучших людей – создавать лучшую породу людей. Совокуплять лучших с лучшими.

Платон просто берет те законы, которые есть в животном мире и переносит их в человеческий мир. Нынче есть свобода в этом смысле, но в природе-то самка выбирает сильного самца, слабый уходит. Платон хочет внедрить это в человеческое общество.

Древнегреческая и древнеримская культура – это гомосексуальные эпохи, они там норма. Общение с мужчиной – это для удовольствия в сексуальном плане. А с женщиной – для деторождения.

Для современного человека это набор каких-то абсурдных предложений. Для древних греков это тоже было дико. Этот проект, который предлагает Платон, многое взял из древней Спарты.

А для чего Платон предлагает такой проект, какова же была его сверхзадача? Нужно обратиться к его идее бессмертия души. Человек – слаб, он не может пользоваться своей свободой разумно. Если ему это позволить, то он будет постоянно нарушать справедливость и после смерти попадет не в мир идей, а в чистилище. Чтобы этого не допустить, надо максимально регламентировать быт человека, чтобы он не нарушил справедливость.

Становится понятно, что личность подчиняется государству. Человек подчинившись сохранит свою душу.

Платона из-за этого считают родоначальником тоталитарного сознания. Платон индивидуального человеческого счастья не предполагает. Человек при рождении должен сохранить свою душу, а не получить максимум удовольствия.

4. Формы государства по Платону

Родоначальником этой темы были именно греки. Потом через века это было у философов и юристов. Автор, который пишет о государстве, должен высказаться о формах его правления.

Заложил эту традицию Платон. Древняя Греция была очень хороша для этой темы – там было очень много форм государства. Государства быстро менялись.

2 классификации форм государства – в диалоге Государства и Политик

Надо знать обе!

Диалог Государство

В порядке их ухудшения

· Монархия – власть одного (аристократия – власть многих);

У власти лучшие!

· Тимократия (среднее между олигархией и аристократией)

Тут господствует цензовая система и яростный дух!

· Олигархия (власть немногих, своекорыстная власть богатых);

· Демократия

Строй, где каждый делает то, что хочет, где назначается наказание и не исполняется, где люди с худшими качествами управляют людьми с лучшими качествами.

· Тирания

Почему заканчивается все тиранией? Потому что в условиях «демократии» люди устают от такого порядка вещей. И они зовут тирана, который устроит порядок. А потом теми, кто звал тирана – становятся рабами.

Потом рабы сгоняют тирана, призывают монарха и система идет по новой.

У Платона, естественно, масса оговорок.

Тут как раз идет речь о круговороте форм правления.

Диалог Политик

Выделяют 7 форм государства. Выделяет одну лучшую и еще 6.

· Истинное правление, истинное государство.

В чем особенность? Во главе этого государства стоит философ. И люди в своем поведении опираются не на законы, а на знания.

А философ видит мир идей. Это главная, основная черта. Все остальные – хуже. Далее идет более дробная характеристика.

i. Количество властвующих

· Монархия – власть одного. Правильная форма – царская власть. Не правильная – тирания.

· Власть немногих – аристократия правильно. Олигархия – не правильно.

· Власть большинства. Демократия построенная на законах и демократия построенная не на законах.

Бедность/богатство

Соответствует закону или нет.

II. Диалог Законы – это второй проект.

Там он не о законах пишет, а о порядках, устройстве государства. Считается, что он более щадящий, даже для древних греков. Там есть собственность, есть семья. Но Жуков считает, что нельзя сказать, что он мягче первого.

1. Платон тут тоже выступает как консерватор.

Почему? Во времена Платона разрушается полисная система и появляются империи (вот-вот Александр Македонский появится и т.п.).

2. Платон религиозно окрашен.

Хочет все вписать в законы космоса, а космос для него – как Бог.

Идеальное государство в диалоге Законы

1. Географическое положение государства.

Сейчас есть геополитика. Платон в определенном смысле родоначальник геополитики.

Государство будет стоять от моря примерно на 14 км. Местность – гористая. Корабельного леса – не много. Соседних государств – нет.

Почему нужно быть на расстоянии от моря? Оно, конечно, нужно, но моря куда-то тянет – разрушает душу человека, не быть ему тут консерватором.

Море – это порты, порты – иностранцы. Иностранцы – идейная зараза.

Горы – для замкнутости городов-полисов.

Почему мало должно быть корабельного леса? Чтобы не много путешествовали, не приносили идейную заражу.

2. Государство идеальное предполагает 5040 семей.

Почему эта цифра. Потом что эта цифра поровну делится на 10 и на 12. Для него 12 – магическое число. Платон – пифагореец, для него это число магическое.

 

14.02.2012.

Заканчиваем Платона на этой лекции.

Второй проект Платона- такой же консервативный, направлен на то, чтобы максимально лишить свободы человека. 5040 семей или хозяйств- делится на 12 или на 11. 12- магическое число, на 12 частей делится территория страны.

Здесь 4 класса в зависимости от наличия собственности. Классы определяются от земельного участка.

Государственные институты:

1) 37 правителей- люди, которые стоят на страже закона, а закон- это устройство существующего государства. Страж законов- человек, который наблюдает за стабильностью государственного и социального устройства.

2) Предполагается Совет- общее число- 360: по 90 от каждого класса.

3) Народное Собрание- говорится о них очень мало. Это элемент демократии, а Платон к демократии относится негативно.

4) Ночное собрание- из 10 самых стражи, мудрых стражей закона. Они собираются и решают важные дела по ночам. Основные функции две:

a) Всеми средствами сохранить человеческую душу у граждан. Если справедливость нарушается, то душа проходит муки ада;

b) Поддерживать законы в самом широком смысле: космические, естественные, законы социального устройства.

Образ жизни в государстве- это большая коммуна коллективной формы жизни. Это воспитывается чувство коллективизма. Платон предлагает очень мало спать. Он считает, что человек должен за ночь несколько раз вставать. Если человек засыпает надолго, то душа улетает, а она может улететь и не вернуться в тело. Т.е. человек должен несколько раз должен проснуться. Культивируется уважение к старикам, старцам.

Воспитание- Платон ему уделяет очень много внимания.

Брачные отношения подробно регламентированы. В отличие от первого проекта, здесь семья есть.

Искусство- Платон относится к нему негативно, т.к. это искаженный мир идей. Оно вводит человека в заблуждение и предлагает искусству прикладную роль. И поэтому всё искусство подчинено одному- чтобы человек исполнял законы и был верен государственному устройству.

О законах- Платон практически ничего не говорит о праве и о законах в теоретических смыслах. Когда он пишет о законах, то он имеет в виду государственное устройство. О праве в теоретическом плане в его трудах можно только страницу найти. Платон не юрист и право его не интересует. У него прикладное понимание закона- то, что должно быть реализовано в жизни. Закон- как космическое естество, которое исходит от Бога, и закон как нормы быта. И человек должен просто соблюдать эти законы.

Человек- существо слабое, безвольное, похотливое и корыстолюбивое, и он не может самостоятельно пользоваться своей свободой. И второй проект также, как и первый, жестко регламентирует жизнь человек.

Аристотель (384-322 до н.э.).

Это философ, и учёный. Аристотель, как и Платон, из аристократической среды. Он считал, что его предки восходят к Богам. Аристотель- ученик Платона. Он 20 лет работал в Академии Платона. Когда Платон умирает, то он уходит, и начинаются годы странствий. Он 4 года занимался обучением будущего Александра Македонского. Потом возвращается в Афины и открывает свою школу- перепотетиков («прохаживающиеся по аллеи»).

Аристотель поняв, что Александр Македонский становится тиранов, он своими руками, будучи врачом, создал яд, и через своих участников отравил Александра Македонского. Точно не известно, было так или нет.

Также ест легенда о том, что Аристотель покончил жизнь самоубийством. Считается, что он отравился.

Сочинения Аристотеля. До нас дошло 4 тома страниц по 700-800 стандартного формата.

Аристотель- фигура ключевая в мировой философии. Особенность его сочинений в том, что они написаны не Аристотелем, а учениками. Но идеи это Аристотеля. Поэтому то, что до нас дошло, очень часто противоречит друг другу.

Стилистика этих работ- работы Аристотеля более наукообразные, гладкие с точки зрения стиля, более четкие, более строгие. Там современный, рационалистический текст.

Работы:

1) «Этика»- есть вопросы политики, но в общем касается моральной проблематики;

2) «Политика»;

3) «Афинская полития»- описывается строй Афин. Считается, что под его руководством было описан строй более 150 государств.

Философия Аристотеля- он, в отличие от Платона, и философ и ученый. Это универсальный мыслитель. Он родоначальник физики, биологии, географии, поэтики. Аристотель создатель формальной логики. Аристотель зачинатель зоологии. Т.е. все основные блоки наук и Аристотеля мы можем найти. Это многогранный ум, универсальный ум, выдающийся человек.

Логика- это изобретение Аристотеля. И вся наука строится на его формальной логики.

Его философская система делится на 3 части:

1) Изучает бытие- физическая, математическая и первая философия (изучает собственно бытие). Первая философия была названа метафизикой. «Мета»- это то, что идет после. Т.е. это то, что идет после физики. Сейчас метафизика-это то, чего нет в эмпирическом мире.

2) Изучение деятельности человека- практическая философия: этика и политика;

3) Поэтическая человека- рассматривает творчество человека. Делится на риторику и поэтику.

Аристотель выделяет 4 элемента мира:

1) Форма;

2) Материя;

3) Источник движения, или творящее начало или Бог;

4) Цель- эрос (всеобщую любовь), благо или Бог.

Кто Аристотель- идеалист или материалист? В конечном счете идеалист, но у него есть весомый материалистический компонент. Ключевых компонентов у него два: материя и форма. Форма- то, что задает параметры тела, а материя-то, из чего это делается. Например, шар из меди- шар-это форма, а медь- материя. В конечном счете Аристотель идеалист, т.к. главный источник- это Бог.

Ключевая категория этики Аристотеля- это справедливость. Для древних греков, римлян справедливость- это ключевая, базовая категория. Для них было характерно увязывать политику и этику.

Платон недоверчиво относится к человеку. Он (человек) не способен распоряжаться своей судьбой самостоятельно. Аристотель говорит, что главный регулятор поведения человека не совесть, а страх. Человек боится наказания. Большинство людей живут не разумом, а страстью, и поэтому человек- существо слабое. Потребности у человека самые разные и в большинстве своем деструктивные.

Аристотель много говорит о том, что человек должен быть счастлив. Счастье- это слияние с Богом. Человек должен понять идеально слияние с миром.

Справедливость: Аристотель много пишет на эту тему, и в конечном счете выделяет два вида справедливости:

1) Уравнивающая- по количеству;

Проявляется, прежде всего, в торговых сделках, на рынке- продавец и покупатель равны. Или в наказании- перед законом все равны.

2) Распределяющая –по достоинству.

Проявляется в имущественном положении человека- у одного больше, у другого меньше. Проявляется в занятии должностей. Чем более добродетельный, тем более высокую должность он должен занять.

Лучше Аристотеля про справедливость никто не сказал. Он говорит, что люди одновременно равны и не равны друг другу. Нарушение той или иной справедливости ведет к конфликтам, к коллизии. Это ведет к конфликтам и к нарушению государственности. Возникает идея равенства- она носит биологический, инстинктивный характер. Все люди разные- у одного больше способностей, у другого меньше. Аристотель не любит демократию, потому что она всё перемешивает вверх днем. Это понимание справедливости потом будет воспринято буржуазной культурой в Европе. Они строятся на теории справедливости Аристотеля.

Классический капитализм предполагает формальное равенство людей перед законом и фактическое неравенство (есть собственник, есть наемный работник).

Политическое учение Аристотеля.

Аристотель- это человек, который создает азы политической науки. Платон мыслит политическими категориями, но он не ученый. Платон работает методом дедукции- выдвигается теория, и под неё подгоняется материал. Учение Платона- это большая схема, которая является вымышленной.

Аристотель идет от фактов, от человека, и на основе этого создает теорию- это метод индукции. Он заранее не предопределяет, к какому выводу придёт.

Власть- это некое универсальное свойство человеческих отношений. Он различает 3 элемента власти, имея в виду, прежде всего семью:

1) Власть господина на рабом. Быть в состоянии раба- это естественно, в природе вещей. Даже если человек юридически раб, то не значит, что фактически это так. Он говорит, что варвары-это рабы. Он делит мир на две части- эллины (греки) и варвары. Эллин- всегда свободный человек. И даже если он юридически оказывается рабом, то он всё равно свободный человек. Здесь проявляется национализм Аристотеля.

2) Власть над детьми;

3) Власть мужа над женой.

Аристотель, помимо семейной власти, выделяет государственную власть. Это особый вид власти. Государственная власть- это власть над свободными гражданами. Есть власть в мафиозных группах, кланах.

Происхождение государства по Аристотелю- Аристотель уделяет этому вопросу очень мало внимания. Это пол страницы текста. Его этот вопрос не занимает. Он выделяет исторический аспект возникновения государства и логический.

Исторический- государство возникает в силу объективных, общественных причин. Человек не живет один. Одни живут только волки или животные. Но человек не волк и не животное. Сначала возникает семья, потом группа семей и возникает государство (древне греческий полис).

Аристотель считает, что государство как форма, как идея предшествует реальному государству, и это предшествует семье и полису. Это логическая схема появления государства. Аристотель хочет сказать, что государство сначала появляется в сознании человека у людей, и с течением времени появляется и само государство. И он делит мир на эллинов и варваров. Аристотель считает, что варвары никогда не смогут создать государство. Т.е. он делит народы на полноценных (эллинов) и неполноценных, которые не способны создать государство (варваров).

Например, биологи считают, что у европейского человека есть ген неордентальца, а у африканцев нет. Биологи считают, что таким образом, африканцы стоят выше, чем европейцы.

Аристотель во многом прав, говоря о том, что народы, которые в своем сознании не имеют идею государства, они никогда не создадут такое государство. Для каждого народа появление государства- это гордость. Сейчас все бывшие союзные республики считают, что их колонизовали. Они считают, что царский период и во времена СССР их колонизовали.

Общая характеристика государства

Понятие государства- это политическое общение граждан, организуемая ради блага и стремящаяся к высшему из всех благ. Т.е. это отношения людей по поводу государственной власти. Одни властны, другие подчиняются. Государство образуют свободные люди, а не деспоты, и не подчиненные им холопы. Он имеет в виду греков, т.е. свободолюбивых людей.

Государство- это некое множество, состоящее из неодинаковых элементов. Государство- это совокупность разных элементов. Людей должно быть столько, чтобы они могли поддерживать институты и функции государства.

Условия существования государства:

1) Общение между родами и селениями. Т.е. между ними должны быть естественные связи;

2) Проживание в одной местности;

3) Взаимная дружба.

Цель государства- это благо всех. Благо- это близость к Богу и удовлетворение потребностей человека.

С точки зрения Аристотеля гражданин- это человек, который состоит на службе у государства, который выполняет определенную службу и занимает определенную должность.

Аристотель считает, что государство состоит из трех частей:

1) Законосовещательный орган- решает вопросы войны и мира, заключение союзов, вопросы смертной казни, изгнания, конфискация имущества;

2) Администрация- речь идет о государственных должностях. Это распорядительная (исполнительная власть). Органы, должностные лица, которые занимаются повседневной деятельностью управления страной;

3) Судебные органы- 8 видов судебных органов.

Форма государства- начинается с Древней Греции, с Платона и Аристотеля. Потом это учение развивается.

Аристотель близок к Платону. Но у Аристотеля одна классификация, а у Платона две.

У Аристотеля три критерия:

1) Количественный- сколько человека стоит у власти:

a) Власть одного;

b) Власть немногих;

c) Власть большинства.

2) Качественный критерий- соответствуют или не соответ<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 163.