Политико-правовая мысль конца 19-20 века: общая характеристика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С конца 19 века политико-правовая мысль меняется: происходит качественный скачок.

Политико-правовая идеология тесно связана с самой жизнью.

Это эпоха империализма - она идет весь 20 век. Появляются монополии, крупные капиталистические государства, которые делят весь мир.

Классический либерализм входит в длинную полосу кризиса с конца 19 века. Сами институты на Западе: Парламент, разделение властей, подчиненность праву, власти уходят на второй план. Возникает новое буржуазное государство. Появляются элементы социального государства.

Либерализм отражает этот кризис и пытается понять, что там на Западе происходит. Эта концепция доминирует в 20 веке.

Этот период характеризуется тем, что мир разбивается на две части. В 20 веке возникает тоталитарный режим. Возникает коммунистический, фашистский режим.

Войны в 20 веке: мировые, региональные. Национально-освободительные движения во второй половине 20 века: Африка, Азия, там становятся новые суверенные государства под эгидой националистической идеологии и плюс либеральной идеологии. Также добавляется ислам в странах Арабского Востока.

Процесс глобализации, появление массовой культуры, массовое общество.

Основные черты политико-правовой мысли конца 19- 20 века:

1. Стремление найти выход из кризисного состояния, общественного сознания.

20 век - состояние кризиса всего и всех. Человечество никогда из кризиса не выходило.

Буржуазные революции показывают, что бесконечные кризисы и политико-правовая идеология пытается показать, куда идти.

2. Происходит интенсивная дифференциация политико-правовых школ и направлений.

Подлинная наука появляется в 19 веке: когда появляются ученые корпорации, которые занимаются отраслями: история, этнография, филология. С конца 19 века начинается ещё более дробная специализация. Правоведение начинает делиться на 3 дисциплины: общая теория права, философия права и социология права.

После Второй Мировой Войны на западе от права отделяется политология, т.е. политические науки от юридических наук.

У нас немецкая, континентальная система.

Например, наша общая теория государства и права. Есть идеи, и они сейчас обсуждаются, что нужно её разделить на общую теорию государства и общую теорию права.

Конституционное право достаточно теоретизированию. Страшун за то, чтобы разделить государство и право.

Усложняется мир, усложняются общественные отношения и это деление естественно.

3. Сближение политико-правовых учений, взаимная адаптация идей.

Школы по разным позициям сближаются и берут друг у друга идеи, которые они считали необходимыми взять.

Например, либерализм возникает в эпоху буржуазных революций. Примерно в это же время возникает социалистическое течение. С течением времени буржуазное государство начинает понимать, что материальные гарантии трудящихся - это не пустой звук.

Например, что такое западноевропейская социал-демократия конца 19 века? Это либерализм, который включает в себя идеи социализма: правовое государство, идея прав человека.

Или социализм и анархизм? Анархизм появляется в середине 19 века. Прудон и социалист, и анархист.

Социализм и нацизм? например, Третий Рейх. Нацисты берут на вооружение идеи социализма. Режим Гитлера базируется на патерналистской идее нацистского государства. Или режим Муссолини - он сам выходит из профсоюзного движения.

Консерватизм и либерализм: консерватизм - это некое мировоззрение, предполагающее опору на традиции. Либерализм предполагает опору на традиции. К концу 19 века либерализм становится консервативным. Либеральные консерваторы - это идеологи, которые говорят о том, что нужно вернуть государства в ту эпоху, когда государство не вмешивается в конкуренцию, в экономику. Ценность либерализма и консерватизма здесь взаимосвязаны.

4. Возврат к старым идеям и новая их интерпретация.

Относительность новизны - появляется в 20 века. В 20 веке почти никому не удавалось изобрести колесо. Последние 50-60 лет после Второй Мировой Войны ничего радикального никто не придумал.

Природа отношений не меняется.

Единственное, что можно - это обращаться к истокам. Это можно делать и это, собственно, и делается.

Вот, например, Маркс - крупная личность. По-новому всё оценил. В 20 веке ничего такого мы уже не наблюдаем. Перелопачивается тот же самый набор идей и тем.

5. Происходит активное усвоение политико-правовой мысли новейших философских школ.

Возникают новые философские школы. Правовая и политическая теория знаменательна тем, что пытается вдохнуть в себя новую жизнь на основе нового инструментария: неокантианство, неогегельянство, неопозитивизм, неотомизм (учение Фомы Аквинского), психоанализом, экзистенциализм, феноменология и ряд других школ.

Философские школы делают учения политически-правовые более изощренные, тонике.

Маркузе - это психоанализ. Это подход к пониманию власти, государства, общества.

Пластичность формы политико-правовых теорий, способность этих теорий наполняться разным содержанием.

Например, каких только видов марксизма мы не знаем. На этапе второй половины 19 века есть марксизм Маркса и Энгельса. Есть Марксизм Троцкого, Ленина, есть евро коммунизм.

Или школа естественного права в эпоху буржуазных революций была радикальная, а в Германии была консервативная.

Во второй половине 20 века она опять становится революционной в том смысле, что отвергает тоталитаризм. Она наполнена полуфеодальным национальным содержанием.

6. Усиление зависимости политико-правовых учений от идеологии.

Общая тенденция такая: государство всё время усиливается. Если брать античность, то это Древний Рим, если брать феодализм и капитализм, то вектор на усиление государства очевиден. У Президента современной Франции больше власти, чем было у Людовика XVI. Государство становится тоталитарным и всё больше и больше усиливает власть.

Гегель говорит: чем больше государство, тем больше свободы. Но это не очень правильно. Чем больше государства, тем меньше свободы. Например, США ил и Англия - достаточно жесткие страны.

Люди, которые создают идеологии, не могут быть независимыми от политики, от государства. Социальный заказ чувствуется. До нас доходит рафинированный, очищенный текст, который идет в рамках идеологии.

Это значит, что школы, которые мы можем наблюдать в Европе во второй половине 20 века - они далеки от жизни. Это новая социальная идеология. Андрей Кончаловский сказал: человечество никогда не придет к истине. Человечество одни иллюзии меняет на другие.

Что такое либеральная идеология? Это всё миф. Был такой русский философ Алексей Львович - у него есть работа, где он говорит, что вся идеология - это миф. Человеку нужна идеология, чтобы выжить.

 

Германия, Франция, Австрия, Россия, Италия- это наиболее насыщенные в интеллектуальном отношении страны.

США начинает что-то рождать в плане идей, когда туда хлынула эмиграция и стали приезжать евреи.

Им это не очень надо. Они заняты делом: они строят заводы, дороги, а идеи - это удел Европы.

Юридический позитивизм

Юридический позитивизм-это теория, обосновывающая формально-догматическую юриспруденцию, рассматривающая форму права в отрыве от содержания.

 

Чем отличается русский социализм от марксизма? Это нужно знать на экзамене. Или либерализм: это нужно объяснить. Социализм: нужно понять, что это такое. Или фашизм: нужно знать, что это такое.

Желательно понимать, что такое правовое государство. Буржуазная идеология создает правовое государство.

 

Предпосылки возникновения юридического позитивизма:

• Проходят революции в Европе, возникают буржуазные государства. Буржуазия нуждается в другой идеологии, которая обеспечивала бы стабильность и прогресс (говоря языком Конта).

• Эпоха промышленного переворота – это 30, 40 годы. Капитализм- это торговля, сделки, развитая деятельность политиков, юристов, судей, адвокатов. Для этого нужен юридический позитивизм, чтобы юридически оценивать, что такое право.

• С приходом власти буржуазии возрастает роль Парламента, а это нормативные акты: их нужно писать, создавать. Это и есть юридический позитивизм.

• Появление философии и методологии позитивизма. Основатель- Огюст Конт.

 

Представители юридического позитивизма и основные этапы его развития:

Томас Гоббс и Иеремия Бентам

 

У Гоббса есть идея, что право это воля государства, воля суверена. У Бентама эта идея гораздо более ярко проходит. Он противник теории естественного права.

• Основатели и идеологи - Джон Остин (Англия)- родоначальник юридического позитивизма (30-40 годы 19 века).

• Потом в Германии - Бергер, Лапант, Бергбоб, Россия - Шершеневич.

Распространяется весь 19 век и к концу 19 века – это одно из мощнейших направлений юриспруденции.

Это некое стихийное, естественное мировоззрение любого практикующего юриста. Любой отраслевик теоретик всегда позитивист, теоретик.

Например, если взять любую отраслевую юридическую науку? Ядро юриспруденции - это отраслевые науки. Студент приходит за дипломом юриста. Есть отличие юридических наук от других гуманитарных наук. У юридической науки две основные темы:

1) Подготовить вменяемый нормативно-правовой акт;

2) Дать ему хороший комментарий.

Если наука этого не делает, то тогда она никому не нужна. Если наука ГП не способна подготовить нормальный ГК, то ей дорога на помойку. Если наука УП не может подготовить нормальный УК, то дорога туда же.

Например, кодификация Сперанского- это списали с Французского ГК. А где же была наша наука, наше ГП?

Главное, для чего нужна отраслевая наука - это создать нормативный акт и дать ему комментарии.

Отраслевик занимается тем, что думает о том, как распределить норму права. Когда отраслевик начинает обращаться к общим вещам, он неизбежно обращается в общую теорию права.

Юридический позитивизм - это работа с текстом, с нормой права. Это среда обитания любого юриста отраслевика.

Основные черты юридического позитивизма:

1) Отрицание естественного права, дуализма права и закона;

Никаких естественных прав нет. Это всё метафизика, это всё придумали философы.

2) Отождествление права и закона, сведение права к позитивному праву;

Позитивное право - те нормы, которые исходят от власти в виде обязательных. Право - это позитивное право и никакого естественного права.

3) Отрицание сущностной и аксиологической оценки права.

Юридический позитивист никогда не будет задумываться о том, в чем суть права: в чем суть ГП, в чем суть УП.

Или специалист, который пишет ГК, будет задумываться о том, что такое право и для кого оно нужно.

Например, у нас появилась новая власть. Ельцин призывает к себе команду юристов и просит написать новую либеральную Конституцию и новый УК в духе либерализма, и также с ГК. Юристы идут писать. Юрист не должен рассуждать. Нормальный юрист- это догматик. Он делает так, как говорит ему власть. Юристы обслуживают власть. Власть говорит, что нужно то и то, а юристы выполняют заказ.

4) Формально-догматическое и логическое рассмотрение права.

Юрист-позитивист оценивает только форму, норму, как она сформулирована. Это чисто формальная сторона дела. Это должна быть непротиворечивая система норм. Нужно иметь очень хорошую голову, чтобы создать новый Кодекс.

Например, ГК писали десятки людей.

Например, Институт Государства и Права не очень призываются, чтобы писать акты. В ГД сами пишут.

Самые сильные профессионалы отраслевики не в вузовской и не в академической науке, а находятся в самой системе власти и пишут законы. Любой юрист без ученой степени может заткнуть доктора наук.

Прочитать лекцию и написать статью это не то же самое, что писать статьи для законов.

Пишут Законы Аппарат ГД и Аппарат Правительства. Этот аппарат слабее, чем аппарат ВС СССР.

Там сейчас много случайных людей.

5) Право есть приказ, веление государства.

Это существенная, характерная черта юридического позитивизма.

Например, шариат - это нормы ислама, которые государство называет правом и за нарушение которых карает. Правом может стать любая норма, которую государство назовет правовой: эстетическая, например.

6) Субъективное право есть результат установленной государством нормы.

С точки зрения теории естественного права субъективные права человека прирожденные. Субъективные права у лиц появляются только тогда, когда государство создает соответствующую норму.

Это такая жизненная, реальная позиция. Сторонники естественно-правовой школы говорят, что у человека есть неотчуждаемые права. Это фантазии. Т.к. если государство принимает соответствующую норму, значит, у человека появляются права и обязанности. Например, у советского человека не было права на выезд за границу. Как хочешь - думай, но пока государство не скажет, что можешь выезжать, не уедешь.

7) Отрицание правового характера норм религиозного и международного права.

Ни международное, ни религиозное право правом не являются, т.к. нет субординации создании норм. Нормы МП создаются на основании договора, а право - это приказ суверена.

Религиозные нормы это также не право.

8) Рассмотрение государства как юридической конструкции, как субъекта права.

Юридический позитивизм создавал нормы, конструкции, понятия. Например, юридическое лицо - это фикция. Нужен был юридический позитивизм, чтобы придумать эту модель.

Концепция правового государства: государство отвечает по своим обязательством, государство - это субъект права.

9) Юридический позитивизм является логическим завершением развития юридического мировоззрения.

В эпоху буржуазных революций складывается юридическое мировоззрение: мир отношений рассматривается через призму права.

Когда читаешь ГК и УК, ты хорошо понимаешь, как несовершенен человек. Ангелу не нужен ГК или УК, а человеку нужен.

10) 20 веке классический юридический позитивизм претерпевает изменения, он вбирает в себя идеи школы общественного права. Для него право это не только приказ государства, а ещё что-то.

Джон Остин 1790-1859 (Англия)

Он работал адвокатом, был преподавателем, читал лекции. Он основоположник юридического позитивизма

 

Работа:

- Лекции о юриспруденции или философия позитивного права

 

Всё то, что им говорили о юридическом позитивизме можно отнести к Остину

 

Ганц Кельзен

1881-1973

Австрийский юрист, еврей. Профессор Венского, Кёльнского, Женевского университетов. Он создавал КС в Австрии. В 42 году мигрирует в штаты, т.к. бежит от нацистов.

 

Сочинения:

1934- Чистые учения о праве (1960- второе издание).

 

Методология

Эклектична, т.е. собирает разнородные школы:

1) Юридический позитивизм - продолжает эту традицию;

2) Он неопозитивист. Он свою теорию строит на основе неопозитивизма в форме философии языка, т.е. оперирует реальными конструкциями;

3) Неокантианство - берет идею, что мир делится на сущее и должное. Сущий- это то, что есть, то, что нас окружает. А должный- то, что должно быть;

4) Классификация наук.

Он выделяет два критерии деления всех наук: по предмету и по методу.

По предмету есть науки, которые изучают мир должного и мир сущего. По методу- есть науки, которые используют казуальный метод, т.е. исследует причинно-следственные связи и нормативный (изучается нормы, мир должный).

Развивается два вида наук- естественные и нормативные.

Естественные науки изучают мир сущего, причинно-следственные связи. Нормативные выделяют мир сущего. Там изучают нормы.

Если юриспруденция изучает реально существующие юридические отношения, то т естественная наука, а если изучает нормы, то это наука нормативная

Кельзен считает, что юриспруденция должна стать наукой нормативной, изучающей мир должного. Чистое учение о праве - это нормативизм.

5) Теории основной нормы.

В основе права и всей системы лежит основная норма. На ней базируется всё: право и государство. она принадлежит к миру должного. Эта норма никем не установлена и нигде не зафиксирована. Она не имеет никакого этического или социологического содержания.

Эта норма выполняет роль связующего звена между миром сущего и миром должного. Мир сущий - то, что нас окружает, а мир должного - то, что должно быть с т.з. Кельзена.

Основная норма структурирует правовую реальность, вносит в неё логику, нормативность. Есть некая основная норма.

Эта теория напоминает метафизику: то, от чего юридический позитивизм пытается освободиться. То, чего нет, берется ха некий постулат. Т.е. это некая фикция.

Иерархическая структура права, которая основана на основной норме. В основе всего правопорядка лежит основная норма, потом норма МП, потом норма Конституции, потом норма закона, потом индивидуальная норма акта применения права.

Это пирамиды норм, которые должны не противоречить друг другу, а соответствовать. Всё заканчивается решением суда, решением правоприменительного органа по конкретному случаю.

Что такое право по Кельзену? Нужно четко ответить на этот вопрос. Такие характерные вещи в учебнике чувствуются. Чем отличается понимание государства Маркса и Лассаля?

Право по Кельзену - это нормативный принудительный порядок.

 

Основные черты права:

1. Нормативность - право состоит из норм. Эти нормы соответствуют основной норме, т.е. вытекают из мира должного.

2. Тождество права и правопорядка - Кельзен отождествляет право и правопорядок. Это нехарактерно для юридического позитивизма;

3. Наличие санкций, принудительность.

В соотношении субъективных прав и юридических обязанностях главная нагрузка ложится на обязанности. Главное, это обязанность и санкции.

Национальное право должно вырастать из международного и соответствовать ему.

Например, в СССР и в ЕС приоритет национального права. А у нас сейчас сказано, что нормы МП обладают приоритетом.

 

Понятие государства

1. Кельзен хочет понять юридическую природу государства. Маркс дает социологическую природу государства. Для Маркса - это диктатура массового класса. А для Кельзена в основе государства лежит норма;

2. Устранение дуализма между государством и правом и объединить их в правопорядке.

Государство пор Кельзену - есть нормативный, централизованный, принудительный порядок.

Определение почти то же самое, что право.

 

Основные черты государства:

1. Нормативность- государство, также как и право, основано на основной норме, государство вырастает из мира должного.

Деятельность государства должна соответствовать основной норме;

2. Тождество государства, права и правопорядка.

Здесь происходит смычка между миром должного и миром сущного. Основная норма определяет государство в форме правопорядка;

3. Принудительность - вытекает не из силы власти, а из требования основной нормы. Это вытекает из правого характера государства;

4. Наличие в понятии государства трех традиционных элементов: население, территория и власть.

Население – это совокупность людей, объединенных общим правопорядком.

Территория- это юридически ограниченное пространство, на котором действует, функционирует правопорядок.

Власть - это совокупность государственных органов, централизованно связанных единых правопорядком.

 

02.05.2012.

Консультация будет во вторник 29 мая, 16:20.

 

Ганс Кельзен (продолжение)

 

Это юридический позитивист. В частности, как он решает проблему суверенитета. Он её решает в пользу международного права. Он считает, что право должно быть встроено в международный правопорядок и суверенитет вещь относительная. Государство и право он сводит к правопорядку.

Право, государство и правопорядок соотносятся так: правопорядок - это сфера, где объединяется сущее и должное, где объединяется государство и право.

Кельзен - это выдающийся юрист, выдающийся мыслитель. Многие его мысли можно развивать в разных направлениях. Что такое право? Право - это норма, некая модель поведения. Это то, к чему должны стремиться реально существующие общественные отношения. Кельзен считает, что этого разрыва быть не должно. Он предлагает невыполнимую задачу. Но он прав, т.к. требование права состоит в том, чтобы дотянуть поведение людей до нормы. Нормативист Кельзен является отступлением от классического юридического позитивизма.

Социологическая школа права

Понятие социологического позитивизма:

Социологический позитивизм (социологическая школа права, социологическая юриспруденция- это тождественные понятия) - это направление в правоведении, рассматривающее право как социальное явление, в связи с другими социальными явлениями и через призму этих явлений.

 

Предпосылки возникновения социологического позитивизма:

Он возникает с последней трети 19 века, Европа.

1) Усложняется западное общество с конца 19 века. Запад, а с ним весь мир, вступают в эпоху империализма. Классический, юридический позитивизм перестает справляться с проблемами жизни.

2) Усиливается роль суда - суд начинает активно вмешиваться во все стороны жизни;

3) Кризис юридического позитивизма;

Он остается важнейшим юридическим направлением. Но он перестает справляться с проблемами, которые ставит жизнь. Юристы - ученые, практики приходят к выводу, что прагматическая юриспруденция исчерпывает себя. Для суда недостаточно формально применить закон. Он должен применять закон с учетом многих факторов.

4) Появляется социология как наука. Это 30, 40 годы. В середине 19 века социология вполне уверенно себя чувствует как отраслевая наука.

Это наука о социальных взаимосвязях. Это не просто наука об обществе. Она рассматривает общество как элементы, которые функционально между собой взаимосвязаны.

Социология становится очень популярной наукой с середины 19 века. Многие науки пытаются использовать социологию в качестве методологической базы - историей, юриспруденцией.

 

Представители социологического позитивизма:

Германия, Австрия, Венгрия – Рудольф Иеринг, Людвиг Гумплович, Евгений Эрлих, Генрих Канторович, Еллинек.

Англия – Спенсер.

Франция - Дюги, Жени, Гурвич, Ариу.

Очень сильная социологическая школа

США - Пауд, Левелленд, Дж. Франк.

Россия -тоже развивается социологическая школа права: Коркунов Николай Михайлович, Муромцев Сергей Андреевич (первый председатель первой ГД), Петражицкий, Ковалевский, Стучка.

Социологический позитивизм возникает в Европе, а потом перебирается в США, т.к. там сильный суд.

Виды социологического позитивизма:

Он очень разнообразен, много разных школ.

1) Школа свободного права - Канторович, Эрлих;

 

2) Институционализм - Дюги, Ариу, Гурвич, Жени;

3) Социолого-психологическая школа - Петражицкий;

4) Органическая теория государства и права - Спенсер;

5) Социал-дарвинизм - Спенсер, Гумплович.

Основные черты социологического позитивизма:

1) Использование функционального подхода при анализе права.

Функциональный подход - одно из существенных свойств социологии. Когда социолог изучает явления, он имеет в виду функциональные связи. Нужно понять, какие факторы и как влияют на право и государство: как влияет экономика, политика, религия. В этом суть социологии.

2) Социологический позитивизм противопоставляет себя как юридическому позитивизму, так и естественно-правовой школе.

Социологический позитивизм и юридический позитивизм.

Для юридического позитивиста характерно оценивать текст правового акта. Человек, который хочет что-то узнать о государстве, сразу хватается за Конституцию. Прочитав советскую или российскую конституцию, сразу хочется жить в этой стране. Но это догматический подход, который много чего не дает. Но это и не надо юридическому позитивисту.

Социолог права анализирует не текст, а анализирует социальное явление. Если социолог поставит перед собой задачу понять, что такое Россия, то он посмотрит социально-классовую структуру, политическую, экономическую. Он будет смотреть на правоприменительную практику. Социолог права отказывается от формально-догматического анализа права. Конституция для него - это социальное явление. Кто-то её разрабатывал, принимал в каких-то целях.

Конфронтация с естественно-правовой школой.

Смысл позитивизма в том, чтоб отказаться от определения сущности вещей, а понимать явления и механизм формирования такого явления. Т.е. сущность вещи недостижима с точки зрения позитивизма. Социолог права не ставит задачу понять, что такое право и государство по существу. Социолог права описывает свойства. Для него важно понять механизм формирования, механизм функционирования, механизм разрушения государства и права. Социолог не ставит перед собой задачи, в чем суть права, в чем суть государства.

Часто это перерастает в философию права, которая решает сущностные проблемы - для чего нужно право, государство.

3) Акцентное исследование динамических свойств права.

Социолога права, прежде всего, интересует как право применяется, как оно живет. Эффективно право или нет - вот, что интересует социолога.

4) Противопоставление нормы в динамике нормы в статике.

Есть закон, где написаны нормы. Юридический позитивизм на этом останавливается. А социологический позитивизм дальше спрашивает: а как эти нормы работают в жизни?

Полно норм вообще никак не работают: просто приняли, а они не работают.

5) Для социологического позитивизма характерна констатация разрыва между правом и жизнью.

Есть право, а есть жизнь. И они между собой плохо стыкуются. А вот право, которое принято в законах или прецедентах, насколько оно адекватно реальной жизни? Вот социолог права ставит перед собой такие вопросы и фиксирует разрыв.

6) Социология права противопоставляет право, «живое право» закону, т.е. некому нормативно-правовому акту.

Живое право, которое реально функционирует - это закон.

Естественно-правовая школа права говорит, что есть право и закон как нормативный акт. И между этими вещами существует разрыв. Внешне у социологического позитивизма то же самое.

Под правом социолог права понимает реальные общественные отношения.

Чем больше разрыв между правом и реальным состоянием дел, тем хуже для правопорядка и общества в целом.

7) Характерно расширительное понимание права.

Право не сводится к норме закона, т.е. только к нормативному акту. Имеется в виду три вида права:

i. Любая социальная норма, которая практически регулирует общественные отношения. Если это норма (норма морали, религии, корпоративные нормы) фактически регулирует общественные отношения, то это норма права;

ii. Для них право - это правоотношения. Здесь просматривается предыдущая черта. Они просматривают право в динамике. А отношения - это динамика. А то право, которое живет- это право в отношениях;

iii. Право - это акты суды и в целом это правоприменительные акты, т.е. акты административных и судебных органов.

8) Социолог права признает важную роль суда в поиске подлинного, реально действующего права.

Т.е. для социолога права суд - это главный орган правотворчества и главный правоприменитель.

 

Значение социологического позитивизма:

1) Социологический позитивизм справедливо указал на недостатки юридического позитивизма. Если применять только формально догматический метод, смотря только на Конституцию, то мы не составим мнения о государстве.

2) Социологический позитивизм указал на несовершенство правоприменительной деятельности и помог устранить слабые места в такой деятельности. Одно дело норма закона и совсем другое дело, как её понимает и применяет правоприменитель.

3) Социологической позитивизм существенно расширил проблематику теоретико-правовой науки за счет ориентирования её содержательного наполнения права.

4) Юридический позитивист рассматривает Конституцию как текст норм. Социолог ищет в ней социальную природу права: зачем она появилась и т.д.

5) Социология права способствовала повороту юриспруденции в сторону эмпирических, конкретно социологических исследований;

6) Социология права стимулировала формирование междисциплинарного подхода к изучению права. Для социолога права характерно изучать право на стыке юриспруденции, экономики, социологии.

Здесь есть свои достоинства и недостатки. У каждой школы есть свои плюсы и минусы.

Какие тут очевидные недостатки?

Безбрежно расширяется понятие нормы права. Но в жизни это не так. Государство карает за нарушение норм права. Это очевидно. А социологи права это не замечают.

А какие достоинства?

Право - это те нормы, которые реально, фактически регулируют общественные отношения. Можно сколько угодно называть документ правом, но какое же это право, если оно не работает? Вот наша Конституция- это право что ли? По многим параметрам - нет. Это декларативные нормы. Их никто не соблюдает, их просто нет. Лассаль говорил о реальных конституциях и есть номинальные, формальные конституции. И если они не сходятся, то это листок бумаги. Наша Конституция принималась в декабре 1993 года. Значит, 21 сентября Ельцин подписывает Указ № 1400 о роспуске СССР. Фактически, это был государственный переворот. И Конституция фиксирует новый статус-кво. Готовилась полномасштабная приватизация. Одна из базовых целей Конституции - зафиксировать итоги приватизации, и зафиксировать новых хозяев жизни. Она выполняет в этом свою роль.

 

Евгений Эрлих

1862-1922

Автро-Венгрия

Это ученый. Он работал адвокатом. Занимался научной деятельностью в том смысле, что он изучал сами споры, жизнь. Он естествоиспытатель юриспруденции. С 1901 года - декан, с 1906 года - ректор Университета им. Франца Иосифа.

Основное сочинение:

- Основы социологии права (1913 год)

 

Эрлих один из подлинных основателей социологической школы права. Нельзя сказать, что он написал много.

Задачи социологии права

1) На основе эмпирических исследований показать непосредственную связь права с обществом;

2) Доказать существование живого права, т.к. того права, которое реально регулирует общественные отношения.

Предмет социологии права

Т.е. что оно изучает, нормы права, существующие правоотношения, институты общества и их функционирование, этические особенности общества и социальных институтов, позитивное право и практика его применения, правосознание применения.

Например, перед администрацией Президента стоит задача подготовить текст закона. Формально-логический метод не единственный способ написания закона. Например, авторы ГК не стремились конструировать новые нормы. Они думали, а какой эффект произведет та или иная норма. Всякий, кто пишет закон, обязан думать как социолог права. Зачастую власть думает как социолог права: например, нужна рыночная экономика: зовем юристов, они пишут закон.

Понимание общества

Он социолог, для него важно понять, что такое общество.

Общество - это совокупность институтов, характерных с собственной системой социальных норм. Т.е. нет общества вообще. Есть государство, есть институты. Каждое общество структурируется по институтам. Это правильное понимание общества.

Что он говорит о сочетании союзов между собой и союзов с обществом?

Специфику общества формирует специфика институтов. Всякое общество, т.к. это совокупность институтов, предполагает компромисс, связь институтов. Эти институты устанавливает свои связи. Компромисс между институтами проявляется в нормах. Т.е. получается обще социальный компромисс.

Норма - это правило поведения, которые готово соблюдать большинство людей. Это нормы, которые готовы соблюдать.

Эрлих говорит, что нормы возникают снизу, спонтанно, из союзов. Это спонтанный источник правотворчества. Они формируются изнутри самими союзами, самими людьми.

Понимание государства

Государство - это преимущественно военная, военизированная организация, не имеющая прямых связей с правом.

Для Маркса, например, государство - это диктатура класса, а право - это норма, которую принимает этот класс для закрепления господства. Между правом и государством прямой связи нет.

А в естественно-правовой школе как соотносится государство и право? Государство возникает по тому, что нужно защищать право.

Эрлих говорит, что право и государств - автономные феномены, и возникают они по-разному.

В условиях кризиса проявляется военная суть государства, право отступает на второй план.

Функции государства:

1) Обеспечивает мир на своей территории;

2) Объединяет союзы в единый народ;

3) Решает экономические задачи.

Эрлих против обожествления государства, приданию ему мистических свойств.

Он не сторонник школы естественного права. Он смотрит на право и государство с точки зрения науки.

Он говорит о пределах власти государства:

1) Это наличие вооруженной, оппозиционной политической силы внутри страны: потенциально население может вооружиться и начать оказывать сопротивление власти, государству. Возможность вооруженного восстания- вещь вполне реальная. Всякая власть действительно думает о том, а будут беспорядки или нет, а население готово это терпеть или нет;

2) Законы экономической жизни- государство по мановению палочки не может создать в стране изобилие. Как оно может заставить? Никак.

3) Совокупная сила всех институтов, союзов выше, чем сила государства. Т.е. он рассуждает так: общество в целом всегда сильнее власти, всегда сильнее государства. Государство всегда подчиняется стереотипам союзов, государство принимает нормы, которые существуют в институтах или будут поддержаны институтами.

Понимание права

Эрлих различает три вида права:

1) Право союзов;

2) Право юристов: судей, адвокатов, юристов-ученых;

3) Право государства: законодательство, исходящее от государства.

Он право делит на 3 части:

1) Организационные нормы - которые устанавливают правовые обязанности: право союзов;

2) Нормы решений - это право юристов и законодательство. Это процессуальные нормы, т.к. регулируют рассмотрение споров.

 

Право союзов

Это нормы, которые возникают в каком-то социальном институте - это религиозные объединения, это хозяйственные объединения. Эти нормы регулируют основную часть общественных отношений. Здесь очевидно, что Эрлих безбрежно выходит за рамки права. Для него всякая норма, регулирующая общественные отношения - это нормы права.

Норма возникает у какого-то лица, в институте. Затем норма должна быть признана другими членами института. Потом эта норма становится институтивной. И в конце эта норма должна стать нормой общесоциальной.

Нормы права в целом выполняются добровольно. Иногда они выполняются против человеческой воли. Человек слаб. Для него естественно жить в условиях автоматизма. Норма за него решает проблему выбора. Помогает сознание собственной выгоды, а также страх перед наказанием.

Право юристов

Возникает как практика по защите социального порядка. Чтобы существовать, оно должно соответствовать праву союзов. Оно должно улавливать настроения в обществе.

Право государства

право государства - это самый верхний слой права, он меньше всего регулирует общественные отношения. Чтобы законодательство было эффективно, оно должно основыва

Дата: 2016-10-02, просмотров: 333.