Право как форма социального контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальный контроль: каждое общество обязано иметь нормы, чтоб контролировать разрушительные инстинкты человека. Соответственно, право может выступать в такой роли.

Формы социального контроля:

1) Религия;

2) Мораль;

3) Право.

В эпоху средневековья господствовали религия и мораль как формы социального контроля. В 20 веке право становится главной формой социального контроля. В Европе во многом это так. В России общество не пойми какое. Хочется сказать, что оно патриархально-традиционалистское, но это не совсем так. Главный регулятор- это мораль, но она везде разная.

А на Западе и в США право- главный регулятор.

Это высшая форма социального контроля, т.к. право обладает всем инструментарием, чтобы регулировать все нюансы человеческих отношений.

 

Понимание права.

Виды права:

1) Право - это совокупность правовых предписаний, т.е. нормы позитивного права, где-то зафиксированные;

2) Право - это правопорядок;

3) Право - это судебно-административный процесс и судебные административные акты применения права.

Он считает, что именно два последних значения права представляют собой подлинное, истинное значение права.

Паунд изучает право в книгах и право в действии. Для нормального социолога права есть противопоставление: право в законе и право в действии.

Он говорит, что право в законе - это законодательство, а право в действии - это правоприменительная практика. Причина такого деления - несоответствие между нормами и их реализации.

Есть несоответствие между текстом закона и его применением. Второй вариант несоответствия: между нормой права и фактическим поведением людей. Третий вариант несоответствия - несоответствие между целью закона и фактическими последствиями его применения. Закон принимается для одних целей, а реальное его применение в других целях, которые изначально противоречат его сути.

Есть недостатки закона как формы права.

Он говорит, что норма закона имеет тенденцию к абсолютизации определенных жизненных положений. Нормы закона не учитывают особенности конкретного дела. Закон отстает от меняющихся общественных потребностей. Нормы закона противостоят морали больших социальных групп.

Он предлагает реформировать судебную систему в штатах. Он считает, что в штатах присутствует механическая юриспруденция. Он хочет разделить отрасли права на две группы:

1) Выделить отрасли, нормами которых следует руководствоваться строго и неуклонно: гражданское и коммерческое право;

Когда как гражданское право это с основном позитивные нормы, но он считает что они должны стать императивными.

2) А отрасли уголовного и административного права должны иметь диспозитивное, относительное значение для судей.

 

Случаев правонарушения бесконечное множество, и каждый уникальный, и судья должен иметь право выйти за рамки нормы А бесконечное разнообразие отношений приводит к тому что надо подвести это все под общий знаменатель того, что нельзя нарушать..

Он настаивал на активной роли суда.

 

Реалисты: Левелленд и Франк

США, юристы.

 

Они считают, что реальное право то, которое действует и функционирует. И вот его нужно искать. Термин «реалисты» придумали американцы.

1) Школа реалистов - это органичный элемент англосаксонской прецедентной системы права;

2) Реалисты доводят до крайних пределов многие положения социологического позитивизма, и главное из них - противопоставление нормы права, записанной в законе и реального применения этой нормы;

3) Реалисты ярче других отстаивали такие тезисы, что право и юридическая практика тождественны, ценность права определяется эффективностью практики, а главный субъект правотворчества - это судья.

Для них характерно опираться на судью как на субъекта правотворчества. Судебные процессы - это всегда путь за миражом. Истина по делу - это мираж. Т.е. она в принципе не достижима. Если взять любое дело, даже самое совершенное, то судья обрезает куски дела, нюансы. Всегда принимается стандартизированное решение. И поэтому они говорят, что истина по делу - это мираж, её невозможно достичь.

12.05.2012.

Психологическая школа права

Это самостоятельная школа, но в значительной степени вырастает из социологии права. Но вполне может претендовать на самостоятельную школу. Возникает в последней трети 19 века, основоположник - Петражицкий.

Предпосылки возникновения:

1. Кризис демократии на Западе.

Классический капитализм ушел в прошлое: государство не вмешивается в экономику. А с конца 19 века государство активно вмешивается в экономику. Возникают вопросы: что такое демократия. Классические теории встают в тупик. Психологическая школа права- одна из попыток объяснить новое состояние общества на Западе.

2. С конца 19 - начала 20 века идет вторая волна переосмысления эпохи просвещения.

Первая волна была после первой французской революции - появление либерализма и капитализма.

Основные идеи: вера в человеческий разум, вера в рациональность, можно построить общество на рациональных основаниях. Вот эти идеи эпохи просвещения начинают пересматриваться с конца 19 века.

3. Проявление интереса к иррациональным началам человеческой жизни, к иррациональной природе человека. Т.е. иррациональное - это нечто неподвластное разуму, то, что нельзя познать умом.

В значительной степени рационально объяснить многое в обществе невозможно. Конец 19 - начало 20 века - это войны, подготовка к войне, 1914 год - Первая Мировая Война.

И получается, что у человека не получается объяснить некоторые моменты.

4. Развивается социология как наука.

Социология развивается в т.ч. и на базе психологии. В развитии государства присутствует иррациональное.

5. Развитие психологии

Конституируются основные естественные, технические и гуманитарные науки. Психология становится самостоятельной наукой. В России был такой журнал «Вопросы философии и психологии».

У нас из философского факультета выделился факультет психологии, потом социологии, а потом политологии.

Появляется психоанализ (основатель – Фрейд).

Психологическая школа права не имеет к этому отношение. Т.к. психологическая школа права - это бессознательное. Однако психоанализ говорил, что нужно изучать иррациональное, эмоциональное поведение людей.

6. Продолжает развиваться философия в форме махизма.

 

Представители:

Франция: Тард, Гурвич;

Германия: Кнапп, Бирлинг, Цигельман;

Россия: Коркунов, Петражицкий (основатель), Рейснер (русский советский юрист, деятель, был начальником штаба Красной армии в Туркестане, его дочь Лариса Рейснер был прототипом Оптимистической трагедии Вишневского. Она и сексуальная, политически активная и идейная).

США: Сорокин, Тимашев.

Основатель - Петражицкий.

Психологическая школа права появляется в конце 19 века. Это русский автор, который повлиял на Европу. Ещё также повлияли Троцкий и Ленин. Вся Латинская Америка - троцкисты.

Петражицкий оказал влияние на социологическую, психологическую мысль.

Паунд говорил, что Петражицкий на него оказал влияние.

 

Коркунов Николай Михайлович

1853-1904

Это русский юрист, отчасти государственный деятель. Он писал, в основном, по государственному праву России.

Это психологизм неоформленный, несформулированный. Петражицкий признает, что Коркунов был раньше, дело в том, что у Коркунова нет концепции, а у Петражицкого она есть.

Понимание права

Как возникает право по Коркунову? Норма права рождается и развивается в индивидуальном сознании, в сознании отдельного человека. И потом с течением времени эта норма должна признаться той социальной группой, в которой человек находится в качестве общеобязательной. То есть право возникает снизу. Например, в церкви, в хозяйственной организации, в государстве. Эта идея потом будет у Петражицкого.

 

Право- есть средство разграничения интересов (это формулировка взята у Иеринга).

 

Понимание государства

Есть две формы человеческого общения:

1) Непроизвольная, которая возникает помимо воли людей - это семья, нация и государство;

2) Произвольное общение - образуется по воле людей: акционерные компании, клубы, ученые общества.

Государство возникает помимо воли людей. Здесь ничего нет рационального. Государство с точки зрения общественного договора - это результата воли людей, строго рациональная установка. А по Коркунову - государство возникает помимо воли людей. Хотят люди или не хотят - всё равно возникает государство, помимо воли людей.

Сознание природа дает человеку для того, чтобы он эффективно мог удовлетворить свои инстинкты. Главное- это эмоциональная составляющая. Есть некая рациональная эмоция, государство.

Фактически Горбачев утратил территорию Советского Союза. И создаются карликовые, убогие государства: Латвия, Эстония, Литва. Это санитарный кордон, который Запад устанавливает между собой и Россией. Вроде бы всё рационально, но на самом деле это иррационально. У людей должна быть воля. Это иррациональная вещь. И она либо есть, либо её нет. Если есть, то государство появляется. Почему распадаются государства? Потому что воли нет.

Если у российского народа есть сила держать Кавказ, то мы его удержим. У Советской власти не осталось силы держать все республики, поэтому оно распалось. Это вопрос иррациональный. Здесь ничего юридического нет.

Т.е. государство создается помимо сознания.

Понятие государства

Государство есть общественный союз, в котором осуществляется принудительное властвование над свободными людьми. Такая формулировка есть у Аристотеля: власть над свободными людьми.

Эта формулировка от античности и она не особенно близко стоит к психологической школе права.

Характеристика государственной власти

Здесь заложена идея психологической школы права, согласно которой государственная власть:

1) Авторитет велений органов государства основывается не на внешней физической силе, а на признании их обязательными со стороны общества;

2) Власть государства простирается настолько, насколько граждане сознают себя от него зависимыми;

3) Государственная власть есть сила, обусловленная не волей властвующих, а сознанием зависимости от него подвластного;

Т.е. государственная власть - это наше представление о власти, это наше осознание власти. Власти столько, сколько мы, подвластные, позволяем быть этой власти. Население готово признавать эту силу в виде власти.

Например, постовой. Водители понимают, что он нужен.

Или, например, власть, которая имеет внутреннюю армию и общество. Если общество посчитает, что этой власти нельзя подчиняться, то армия, внутренние войска ничего не сделают с этим обществом, после которого будет гражданская война.

Человек в чем-то властвует, в чем-то подчиняется.

У Достоевского есть повесть – «Село Степанчиково и его обитатели». Есть отставной полковник, который живет в имении. Появляется Фома Опискин. Ему там все подчиняются и считают своим долгом подчиняются. Достоевский очень хорошо описал эту психологию. Он хотел сказать, что русский человек- это раб, и он должен быть таковым. Это отличает христианство. Нужно пострадать, пригнуться.

Они считают для себя необходимым подчиняться.

У Чайковского есть сказка про тараканище – «ехали медведи на велосипеде...». Оно было запрещено в свое время, т.к. все считали, что усатый таракан - это Сталин. И медведи боялись этой букашки, считали себя зависимыми от неё. Букашка, которую все боятся, потому что уверены, что их жизни от него зависят.

Власть строится на психологии. Люди считают необходимым подчиниться власти. Здесь есть иррациональный момент. Анархисты говорят, что подчиняться государству - это значит лишиться человеческого достоинства. Но это не действует тогда, когда государство бросает в окоп лицо и говорит воевать. И государство просит умирать за него. Здесь действуют иррациональные вещи.

У Западного человека действует подкожный страх перед государством. Типичный немец: когда перед ним стоит альтернатива заняться сексом или выпить пива с сосисками, то он выбирает второе, т.к. там поменьше нервов, это спокойнее. А с женщиной всегда какие-то проблемы.

Во власти есть всегда что-то мистическое.

Коркунов тяготеет к конституционной монархии. Он сторонник ограничения власти. Действия власти должны соответствовать правосознанию подвластных. Вследствие общекультурного прогресса сознаваемая людьми зависимость от государства становится всё более ограниченной и условной. Возникает рациональное отношение к власти. Люди понимают, что они от власти не так зависимы, как это было раньше.

Как только человек оказывается в тисках правоохранительной системы, для него фантазии о том, что государство - это нанятые слуги, исчезают. Для него государство - это монстр.

Или человек попадает в военный концлагерь или в окоп, в который бьют прямой наводкой, то у человека из сознания исчезает идеология, остается животный страх- выжить.

Как бы ни объясняли красиво, что такое государство, есть вещи необъяснимые, иррациональные, почему люди боятся государство.

Петражицкий Лев Иосифович

1867-1933

Это русский юритс, либерал, кадет, входил в ЦК партии кадетов. Основатель психологической школы права. Кадеты - партия народной свободы.

 

Он из польских дворян. Учился на медицинском факультете Киевского университета. Потом перешел на юридический. Закончил образование в Берлине. Его статьи были замечены депутатами, когда обсуждали ГГУ.

Петражицкий был довольно рано замечен в Германии. Возрождателями естественного права были Штаубер и Петражицкий.

Потом он был заведующим кафедрой Энциклопедии государства и права Санкт-Петербургского университета. Это кафедра Теории государства и права.

После революции он эмигрирует в Польшу и в 31 году он кончает жизнь самоубийством.

Это выдающийся ум, существующий на грани психопатологий.

Оказал влияние через своих учеников на Запад: Польшу, Европу, США.

Основные сочинения:

1) Очерки философии права - 1900 год;

2) Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии (1905);

3) Теория права государства в связи с теорией нравственности (1907 год).

К 40 года он уже сложился.

Если сейчас к нам в диссертационный совет пришел человек с текстом, как у Петражицкого, то ему бы сказали: «Парень, иди полечись, а потом приходи». Мы ещё не отошли от марксисткой школы.

Огромное число работ написано на Польском языке. Много утрачено в результате Варшавского восстания в 44 году.

Он написал много. У него тяжелый язык. Не очень хорошо говорит по-русски. Лучше по-польски и по-немецки. Его язык - это перевод с немецкого на русский человеком, который плохо знает русский.

Методология

Это эклектика (соединение разнородных элементов).

1. Вводит позитивизм в форме эмпириокритицизма (это вторая форма позитивизма):

- Идея детерминизма, т.е. наличие причинно-следственных связей. Это заложено в Петражицком.

Требование опираться только эмпирические данные, на опытные данные.

- Агностицизм- это позитивистская установка. Познать суть вещей нельзя, познать можно только явления – то, что нам представлено в опыте.

- Субъективный идеализм- мир- это результат наших ощущений. То, что реально.

2. Неокантианство- берет на вооружение идею естественного права и правового идеала - мир должного.

3. Панпсихизм - все социальные явления он пытается осмысливать через призму психологии.

 

3 блока:

1. Психологическая теория

Он пытается выстроить свою теорию права, государства на основе психологии. Он модернизирует современную ему психологию.

Он называет свою школу эмоциональной психологии.

Структура психики

До Петражицкого в психике человека выделяли три элемента:

1) Сознание,

2) Воля;

3) Чувство

4) Эмоция- вводит Петражицкий.

Классификация элементов психики:

1) Односторонние:

a) Односторонне-пассивные: сознание и чувство;

b) Односторонне-активные: воля;

2) Двусторонние:

а) пассивно-активные- эмоции.

 

Характеристика эмоций

Это пассивно-активные переживания. Это моторные раздражения- импульсии(его собственный термин).

Эмоции - это переживания.

Эмоции - это главный элемент психической жизни человека. Это важнее, чем сознание, чувства и боли. Эмоции определяет всю деятельность человека.

Они включены в причинно-следственные связи. Такие эмоции нужно изучать психологам и юристам.

Виды эмоций:

1) Первичные;

2) Бланкетные (производные)

Первичные - относятся к физиологии человека и не связаны с социальной средой: голод, жажда, половое чувство.

Бланкетные - связаны с поведением человека и общества и определяются социальной средой. Важнейшие эмоции среди бланкетных - этические.

Виды этических эмоций:

1) Моральные эмоции или мораль.

Эти эмоции императивны, т.е. направлены на организацию внутренней жизни человека, т.е. требуют что-то от человека.

2) Правовые эмоции или право.

Эти эмоции императивно-атрибутивные.

Атрибут - это свойство чего-либо. Они существуют в виде норм, а также они связаны с обществом. Такие эмоции формируют нормы, регулирующие поведение человека в обществе.

 

2. Понимание права (теория права)

Два определения права по Петражицкому. Формулировки Жукова по поводу текста Петражицкого.

1) Право есть такое состояние психики, при котором лицо осознает свой долг (пассивно-атрибутивное свойство право) и свое правомочие на исполнение обязанностей перед другим лицом (активно-атрибутивное свойство права);

2) Право - это эмоциональное переживание лицом своей обязанности и своего правомочия.

Т.е. право- это эмоции, эмоциональные переживания.

Петражицкий говорит так: «Мы под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер».

Основные черты права по Петражицкому:

1) Право возникает под воздействием иррациональной чувственной мотивации;

2) Право есть эмоциональное переживание;

3) Право есть психический акт индивида, способный к переживанию правовых эмоций.

Здесь два элемента присутствуют: источник права - это индивидуальное сознание. Второе - человек должен дорасти до специального правового переживания.

4) Право есть императивно-атрибутивные связи, т.е. правоотношения;

Виды права

Петаржицкий выделяет две пары вида права:

1) Право позитивное и интуитивное;

2) Официальное и неофициальное;

Позитивное право- это совокупность «нормативных фактов», т.е. объективно выраженных источников права, способных воплощаться в форму императивно-атрибутивных переживаний индивида.

Виды позитивного права: у него 16 таких видов. Этот список неограниченный. Какие у него есть виды позитивного права? Законодательство, обычное право, судебная практика, книжное право (свод законов Юстиниана), право юридической экспертизы (ответы римских юристов), право изречений (религиозных авторитетов - Магомед, Иисус), договорное право, право односторонних обещаний (обещание монарха соблюдать конституцию), признанное право, право юридических сословий, прецедентное право.

Это всегда формально выраженный источник права.

Интуитивное право- это правовые эмоции, выражающиеся в переживании лицом своих правомочий и обязанностей.

Для Петражицкого интуитивное право - это главное право, основное право, суть его теории. Признаки:

1) Оно носит индивидуальный характер и рождается в сознании отдельного человека. Такое поведение должно быть принято обществом (атрибутивная связь);

2) Можно говорить об интуитивном праве больших социальных групп: классов, рабочих, фабрикантов, более мелких социальных групп (например, домохозяек). Рейснер говорит, что у пролетариата есть права бастовать и свергать марксизм.

3) Субъект интуитивного права - лицо, способное к правовому переживанию. Петражицкий делает такой вывод: если человек способен испытывать правомочие или обязанность, то это значит, человек вступает с таким объектом в правоотношения. Т.е. круг субъектов для вступления в правоотношения неограничен: с живыми и неживыми телами, с материальными и нематериальными. Главное, чтобы человек испытывал переживание.

Это гениальная мысль. Право так и строится. На этом строится во многом и религия. Верующие считают себя обязанными своей судьбой Богу.

Завет - это договор человека с Богом.

Религии подчиняют себе колоссальные массы людей.

Он понимает, что в разных сферах человеческой жизни человек руководствуется разными нормами.

Социологам права важно понять, как какая норма действительно регулирует поведение человека. Например, отношения в семье. За измену муж или жена могут убить своего супруга. Это противозаконно. Но они вступая в союз, они берут на себя особые обязательства. И такими обязательствами и правомочиями регулируется их поведение. Т.е. интуитивным правом.

Психиатры говорят, что психически здоровых людей нет, а есть только необследованные.

Люди сами по себе очень суеверные. Люди руководствуются все этим поведением. Пушкин поехал в Петербург, ему перебежал дорогу заяц, и он вернулся. А в Петербурге в этом время было восстание декабристов.

Например, молодежные группировки - у них свои социальные нормы. Это и есть для них право.

А прокурор, который берет взятку, а судья, который берет взятку? Они руководствуют негласными корпоративными правилами или правилами семьи (возьмет взятку, а с семьей всё будет в порядке - квартиру купят).

Официальное право - это часть позитивного права, признанное и охраняемое государством.

Это то право, которое исходит от власти и гарантируется власти. Его сегмент очень узкий.

Неофициальное право- это часть интуитивного и позитивного права, государством не признанное и не охраняемое.

Виды неофициального права: правила игры (карточное право), правила этикета, правила любви, право песочницы (которым руководствуются дети), право преступных организаций, право социальных групп, которые государством не признаны. Здесь перечень открыт.

Соотношение разных видов права

Здесь установка очень простая. Главное право- это право интуитивное. Все остальные виды права так или иначе вырастают из него. Он говорит, что право официальное, право неофициальное, право позитивное должно близко приближаться к праву позитивному. Если этого не происходит, то общество становится жить по своим нормам, а государство по своим.

Государство

Государство - это факт императивно-атрибутивной психики, содержанием которой является эмоциональное переживание одними лицами своего права властвовать и другими лицами своей обязанности подчиняться.

С точки зрения Петражицкого государство- это фантазма (фантазия). Что-то вымышленное, придуманное. Это эмоциональное переживание и ничто более.

Государство - это люди, это некие институты, некие государственные органы. Это люди, которые определенным образом функционально связаны между собой. Связывают их ощущения правомочия, обязанности.

Почему человек считает себя вправе выносить решения и приговоры? Потому что есть некое эмоциональное переживание. Здесь есть выход на проблему правосознания.

Правосознание - психологический компонент и идеологический. Есть разумное объяснение, что такое государство и эмоциональное восприятие.

Для Петражицкого – это наше восприятие разных институтов. Например, февральская революция. Царя никто не захотел поддерживать. Монархия рухнула за несколько дней. У людей перегорело ощущение монархической идеи. Перегорело то, что люди считают себя обязанными русскому царю.

Власть ничего сделать не может, она рушится, и эта эмоция переходит в народ или просто рассеивается, государство пропадает.

Петражицкий - сторонник правового государства. Он пытается психологическую теорию привязать к правовому государству. Атрибутивная теория должна защищать человека от государства.

Его психологическая теория работает и на фоне либеральной, и тоталитарной модели государства.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 218.