Эпоха буржуазных революций- Голландия, Франция, Англия, США, Германия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характеристика эпохи

Это специфическая эпоха, специфическая среда. Разные культуры, разные народы имеют свою историю. Каждый народ проходит свои этапы- возрождение культуры, капитализм. Буржуазные революции больше нигде в чистом виде не повторяются, а только в Европе.

В это время, в 17-18 веках, начиная с 16 века Европа от феодализма переходит к капитализму.

4 буржуазные революции:

1) Нидерландская- конец 17- начало 18 века;

2) Английская- конец 17 века

3) Французская – конец- 18 века;

4) Революция в США

Нидерландская революция слабая. На севре страны только имела значение. Английская революция больше локальная. Она создает важные правовые документы и механизм государственности.

Великая французская революция. Английская революция характерна тем, что там формулируются основные идеи капитализма, там разрабатываются основные механизмы, которые будут реализованные в других странах. Французская революция- там нет таких механизмов, она самая кровавая. Когда приходит к власти Наполеон, он объявляет себя императором, в Европе феодальный порядок падает. После 1815 года начинается ломаться феодальный порядок Европы. Это значение французской революции.

В этот период происходит становление капитализма и либерализма. Капитализм- это общественный строй, сутью которого является рыночная экономика.

Либерализм- это политическая идеология и общественная практика, включающая в себя два компонента: правовое государство и рыночную экономику. Либерализм и капитализм- это два термина, которые совмещаются.

Сам термин либерализм многозначен. У нас кого только либералами не называют- и Екатерину, и Петра. Но либерализм возникает в Европе, возникает буржуазное государство и рынок.

Основные этапы развития капитализма и либерализма:

1) Эпоха буржуазных революций- 17-18 века. Возникают основные институты буржуазной государственности, буржуазной экономики;

2) Эпоха свободной конкуренции- невмешательство буржуазного государства в экономику. Два основных лозунга- свобода промышленной и торговой деятельности. Рынок возникает тогда, когда государство централизуется, объединяется. Государственность здесь выполняет роль ночного сторожа. Государство следит за юстицией, за правопорядком, чтобы экономическая модель была реализована.

Полное отсутствие всяких социальных гарантий для трудящихся. Капиталист платит рабочему столько, чтобы не умерла с голоду его семья.

Начинает формироваться буржуазное правовое государство.

3) Последняя треть 19 века- первая половина 20 века

С конца 19 века Европа и весь мир входят в эпоху империализма. Автор этого термина- буржуазные теоретики- Гоб Хаус. Т.е. этот термин изобрел не Ленин.

Там принципиально меняется механизм западной государственности и рыночной экономики. С этого периода государство начинает активно вмешиваться в экономику. Государство начинает бороться с кризисами. Государство начинает заниматься анти монопольной политикой, активно вмешивается в экономику. Государство начинает устанавливать социальные гарантии для трудящихся- создаются профсоюзы. Эти гарантии выбиваются на баррикадах, с кровью трудящихся.

4) Вторая половина 20 века

Возникает правовое, социальное государство. Есть термин правовое государство и есть термин социальное государство, а есть термин правовое социальное государство. В этот период правовое государство, т.е. буржуазное правое государство становится социальным, т.е. берет на себя огромные социальные гарантии. Сейчас этот термин очень активен. Имеются в виду страны Скандинавии- это социальные государства. Наше советское государство тоже было социальным, но не было правовым.

Либерализм и социализм начинают смыкаться. Если в истоках либерализм и социализм- это антиподы, враги, то со второй половины 20 века соединяется либерализм с социализмом.

Либерализм был не только на Западе. Он возникает в Европе, а потом начинает распространяться по всему миру. Это доминирующая экономическая и политическая движущая сила современного типа. Именно либерализм стал причиной распада советского союза. Идея прав человека враждебна России.

 

17-18 века- это эпоха Просвещения. Это эпоха, когда господствует мировоззрение, согласно которому идеи правят миром, а в основе развития социальных институтов лежит развитие общественного сознания. В это время происходит повсеместный отказ от религиозного сознания. Церковь ослабляет свое влияние, в том числе и по идеям политическим. Были идеи просвещения, церковь не должна господствовать в жизни человека везде. Идея просвещения предполагает материалистический взгляда на историю. А идеализм в истории- изменения в сознании меняет историю. И много авторов говорит, что нужно менять сознание, и это эпоха Просвещения.

Характеристика политико-правовой мысли:

1) Рационализм

Это философская мировоззренческая установка, согласно которой истинными основами бытия, познания и поведения людей являются принципы разума.

Этот термин часто встречается.

Истинное знание мы можем получить не из опыта, а из разума. Рационализм- господствующая форма. Явления политики, государства и права изучались с позиции разума, а не из опыта и чувств.

Рационализм предполагал построение общественных наук по принципам математики и естествознания. Естествознание отличается от математике точностью, систематизацией. У Гоббса, Монтескье всё по главам, параграфам, всё время даются определения, стремление к формализованному тексту. Гуманитарное знание старалось быть похожим на естественное научное. С того времени гуманитарная наука присвоила себя термин наука.

Что ещё предполагал рационализм? Он предполагал идеи естественного порядка. Считалось, что весь мир пронизывает универсальная причинно-следственная связь. Естественный порядок- это значит по природе вещей. Там всё причинно связано между собой. Нет следствия без причины. Гуманитарий рассуждал с точки зрения физики и химии. Рассматривать историю с точки зрения причинно-следственных связей очень сложно.

Принципиальная разница между наука естественными и общественными- если предположить, что человечество всё забыло и остались знания техники и естествознания, то человечество будет жить. Если будет наоборот, то человечество рухнет. Весь прогресс человечества из-за естественных наук.

Цена общественных наук очень невелика.

Юриспруденция- это что-то среднее между наукой и искусством. То же самое и с врачами-например, хирург.

Разница между студентами юр фака и мехмата- любой студент мех мата получит образование и станет юристом, но наоборот вряд ли получится. На Западе кто нужны? Они плевать хотели на юристов, философов и политологов. Им нужны биологи, инженеры.

Рационализм- это культ разума. Автор, который писал на тему об обществе, государстве, право и политика постоянно апеллирует к разуму, а не к священному тексту.

Преобладает вера в безграничные возможности разума.

Создание, рождение идеи всеобщей гармонии, которая может открыть разум. В это время появляются утопии, с которыми борются в 19 веке, 20 веке и до сих пор. Всякая теория имеет черты утопии, которая строится на аксиомах и никогда не будет полностью реализована.

Лучшее образование- это историческое. Это фундаментальное образование. Философ, социолог, политолог апеллирует схемами. А жизнь ломает любую теорию. Историк положит на лопатки любого социолога, потому что знает факты.

2) Антитеологизм

Авторам свойственно либо нейтральное отношение к религии либо критическое отношение к религии. В это время атеизма ещё нет. Таких авторов как Маркс, атеистов, ещё нет.

Вместо атеизма возникают две переходные формы мировоззрения:

a) Пантеизм- отождествление Бога и природы. Бог потерял свои абсолютные качества, он развивается по естественным причинам;

b) Деизм- первоисточником мира был Бог, но в дальнейшем мир развивается по своим собственным законам. Если человек деист, то он рассуждает так- когда-то всё создал Бог, но потом государство и право развивается по собственным законам. И не нужно прибегать к священному писанию.

3) Анти историзм

Рассуждения авторов, их выводы противоречат факторам истории. Их это и не особо заботит. Феодальное общество отрицалось как противоестественное, которое противоречит законам природы, разума, порядку вещей. Это была идеологическая догма. Это абсолютно анти-исторический взгляд. Феодализм появляется в 6-7 веке, а разрушился в 16-17 веке. В Европе феодализм просуществовал тысячу лет.

Даже в России феодализм не тот, что в Европе- он был другой.

Люди достаточно гармонично существовали. И вдруг выясняется, что феодализм противоречит естественной природе. Абсолютная власть нарушает права человека. А до этого 1000 лет не нарушала? Но авторов это не заботит.

У многих авторов просматривается такая мысль, что после того, как монархия падет, то можно будет установить некое общество всеобщей гармонии. Это был анти-исторический взгляд. Это утопический анти-исторический взгляд.

4) Характерны две теории- теория естественного права и теория общественного договора.

Они лежат в основе всех авторов, которые мы будем рассматривать.

Теория естественного права

Что такое право с точки зрения этой теории? Право- это совокупность идеальных норм, которые присущи человеческому сознанию от рождения, и не зависят от внешней политической реальности. Какие ключевые идеи мы можем выявить из этой теории?

А) Идеальные нормы содержатся в сознании человека;

Б) Идеальные нормы являются атрибутом человеческого сознания;

В) Представление человека об идеальном праве не зависит от того, где человек родился- в условиях деспотии или в условиях демократического порядка.

Эта теория предполагала дуализм права и закона. Под правом понимается некое должное право, идеальное право- т.е. права человека. Под законом понимается позитивное право, т.е. которое исходит от государства. Очень важно, чтобы позитивное право основывалось на праве естественном.

Что такое феодальное право? Это сословное право, т.е. у каждого сословия свое право. Это право лоскутное. Оно имело значительные отличия по территории. Право естественное говорило о том, что все люди равны и это равенство отражается в правах человека. Эти принципы ломали феодальный порядок. Т.е. главные идеи- свободы и равенства.

Считалось, что абсолютизм противоречит естественным правам. Феодализм должен быть низвергнут и должны быть установлены новые принципы взаимодействия людей, соответствующие идее равенства.

Это буржуазная теория, буржуазная идеология. Её отдельные черты можно обнаружить в Древнем Риме.

Идеология- это совокупность идей, которые направлены на отстаивание интересов какой-то социальной группы, а дело науки- это поиск истины. Говорить о том, что у каждого человека есть неотчуждаемые, врожденные права и свободы- это наивно.

Декларация прав и свобод времен французской революции- это чисто идеологический и политический документ, который выгоден буржуазии.

Гавриил Харитонович Попов говорил, что взятки- это нормально. Он стал мэром Москвы. Они бросались на амбразуру за Попова. Они стали богатыми людьми. Приватизация в России шла под лозунгом прав и свобод человека. Это вот идеология в действии. Глава ЮКОСа по Москве Шахновский получил год условно. Он боролся ещё за мэра Попова.

 

Понятно, что у человека есть ощущение самоценности. Право на жизнь – даже это фикция. Государство объявит войну – оденет на солдат шинели и бросят вас как пушечное мясо. Будешь выступать – трибунал и расстрел.

Но все же у человека есть представление о ценности своей жизни, инстинкта самосохранения. Его жизнь, здоровье, мускулы принадлежат обществу, а если конкретно – государству.

Возьмите цыганский табор – какие там естественные права? Не принес денег – порка. Завтра своруешь лучше. Жизнь человека в первобытном племени принадлежит этому племени, а не ему самому (сейчас

Теория общественного договора

Теория, которая даже в 19-20 века имела огромное значение. Пакты ООН и т.п. – буржуазные страны разрабатывали эти акты. Буржуазная идеология нынче – самая влиятельная. Эти страны самые сильные в военном и экономическом плане. Весь остальной мир подчиняется.

Возьми 50 Африканских стран – там в каждой стране есть Конституции и там есть у каждой раздел про права и свободы. Почему они это там написали? Потому что понимают, что их запад съезд! Как будто бы они так яро выступают за права человека…

Жизнь человека – высшая ценность – это полный абсурд! Это никогда так не было! Наша статья в Конституции – абсурд. Высшая ценность – интересы большинства!

Освобождения самолета, захваченного террористами. 30% гибели среди заложников – это успех. Если большинство освобождаешь, а меньшинство погибает – это успех! С большинством шутить нельзя, большинство не станет это терпеть.

УК РФ – это то, в чем заинтересовано большинство, чтобы людей всех и тебя конкретно не убили как скот на улице.

Эти идеологии часто ломают страны. Попробуй скажи, что ты противник прав человека – съедят, за Западом – сила, вооружение.

Берем СССР – диссиденты, борьба за права. У нас в России ценность личности ничего исторически не значило. Диссидентское движение – финансировали буржуазные государства.

Солженицын Александр Исаевич – писатель, лауреат, нобелевской премии, «враг народа» при Сталине.

Солженицын – это атомная бомба, которую создал запад, чтобы раздолбать СССР. Солженицын как историк – никакой. Его «Красное колесо» - полная ерунда с исторической точки зрения. Профессиональный историк не будет обращаться к Солженицыну в этот исторический период. Как литератор – средний. «Один день Ивана Денисовича» - памфлет против сталинизма.

«Архипелаг ГУЛАГ» - это серьезная книга. Имя Солженицына сделал Запад. Который был нужен для того, чтобы разрушить СССР, вмешаться в дело суверенного государства.

Разница между Варлам Шаламов – 17 лет провел в сталинских лагерях (в 1932 и 34 гг. попал первый раз в лагерь – был Троцкистом, вышел в 1953). «Колымские рассказы» Шаламова – это самые гиблые места. Шаламов раскритиковал Солженицына (вы пишете, что была своя котомка? Отобрали бы зеке. Пишите про кота? Съели бы его). Переписка прекратилась между Шаламовым и Солженицыным

Солженицын – не был на Калыме, был на шарашке – вроде как Туполевского завода.

Солженицын собирал сведения от политических зыков и писал свою литературу.

Но надо отдать Солженицыну должное – у него было мужество противостоять режиму, пусть даже его раскрутил Запад.

Итак, снова Теория общественного договора.

До этого встречались подобные идеи о теории общественного договора, но в 17 веке она проявилась по настоящему.

Некогда, до государства было «естественное состояние». Каждый автор по своему дает характеристику этого естественного состояния (Гоббс, Локк, Руссо).

Все были свободны и равны, но постоянно возникали конфликты. И появляется необходимость создать государство.

Первый договор – в силу акта всего народа появляется государство.

Второй договор – отправление власти государством в отношении народа.

Надо знать эти особенности у нескольких авторов на 5.

Эта теория никакого отношения к науке не имеет, чистой воды идеологическая конструкция. Нужно было как-то ограничить или упразднить власть монарха. Нельзя, конечно, сказать, что вот эти авторы, идеологи не понимали утопизма той теории.

Выдающиеся умы – Спиноза, Гоббс, Локк – понимали, что в результате договора государство не возникает. Никаких фактов история не дает, но они и не историки. С конца 18, в 19 веке профессиональная история возникает только тогда. Все эти учение работали как идеологи, что государству в принципе должен предшествовать договор власти и народа, это умозрительная конструкция, не более.

Что такое монархическая конструкция власти? Она предполагает вертикаль, что монарх – помазанник Божий, проекция божественного мироустройства. Если Бог так установил, то «не людям эту систему менять».

С точки зрения теория общественного договора – власть и народ – это партнеры, это стороны договоры. Если власть не исполняет условия этого первоначального договора, то у народа появляется право расторгнуть этот договор – устроить восстание и свергнуть власть (и т.п.).

Эти две теории легли в основу новой «договорной» государственности. Этот термин популярен в Западной государственности. Это пропаганда, идеология, демагогия. Все же знают, что не было никакого государства.

Как возникали европейские государства – война, кровь, насилия, завоевания, никакого договора не было.

 

29.02.2012.

Конференции: как правило, людям нечего сказать не конференциях. Попадаются два-три доклада более-менее интересных. Люди из регионов приезжают, знакомятся и в личных переговорах что-то узнают. Важны личные контакты. Если у кого-то что-то есть в голове, то он это пишет. Общая норма конференций гуманитарного профиля, что там скучно. У представителей естественных наук нужно говорить точно, без воды.

Если мы будем проводить конференцию, то будет 4-5 выступлений по 10-15 минут. Они не просто должны пересказывать авторов, а нужно проблемы поставить, дать свою интерпретацию. Нужно опираться на тексты, что-то самому почитать. Можно задать общую тему- «Перспективы социалистической идеологии в России» или «Консерватизм в России», «Конфликт взаимовлияния», «Права человека в России и в Европе».

Фильм про Генриха 8- он женится на Анне Болейн. Она родила ему дочь. Он негодует. Потом она родила сына, но он родился мертвым. Потом казнь её. А с начала она заставила его женить на себе. Он ради неё поврал с Папой Римским. И стал главой англиканской церкви. Ей сказали, что любо ей сохранили жизнь и она отказывается от прав на престол, а если она выберет казнь, то её дочь будет

считаться официальной наследницей престола. И Анна Болейн выбрала смерть, и чтобы её дочь, будущая Королева Англии, стала законной наследницей престола.

Про Пушкина. Николай I влюбился в жену Пушкина- Наталью Гончарову. И поэтому он дал чин камер-юнкера, чтобы тот вместе с женой приходил на балы, т.к. для этого нужен был чин. И дуэль Дантеса с Пушкиным была спровоцирована.

 

Теперь продолжение лекции

В этот период формируется юридическое мировоззрение. Этот термин употребляет Кард Маркс. Для этого времени и для средневековой Европы для буржуазии характерно смотреть на мир социальных отношений через призму права. Для европейцев характерно смотреть на мир человеческих отношений через призму права. Они на место Бога ставят право.

Нидерланды

Первая революция была именно в Нидерландах- 1566-1609.

Она включала в себя 7 провинций- одна из них Голландия. Была борьба с захватнической политикой католической Испании, и борьба буржуазии с силами дворянства. Голландия начинает быстро развиваться, становится развитой с экономической точки зрения страной. Там была борьба про буржуазных сил и про дворянских.

Гуга Гроций (1583-1645)

Юрист, государственный деятель. Это очень крупная фигура, очень много написал, выдающийся юрист. Основная сфера его интересов- международное право. считается, что он один из основоположников МП.

В 11 лет поступает в университет, в 15 лет заканчивает его, а в 16 лет начинается заниматься адвокатской практикой, в 20 с лишним лет- государственный казначей. Потом включается в политическую борьбу. Были две партии- одна на буржуазной основе, а вторая феодальная. Та группировка, к которой он примкнул, терпит поражение. Его посадили на пожизненное, но ему помогли сбежать. Он живет в Европе, потом шведский король поручает ему быть шведским послом в Париже.

Однажды корабль потерпел крушение, он заболел и умер.

Главная его работа «О праве войны и мира». Он написал больше 90 работ.

Гроций- выдающийся мыслитель, очень крупный автор. Это серьезное явление. Наш предмет интересует право и государство в философском смысле. Гроций на эту тему очень мало написал. Это приходится «выковыривать» из его работ.

Право в теоретическом рассмотрении появляется у немцев в 19 веке.

Он написал много, пишет ярко. В голове он держит огромное количество фактов. У него отдельные идеи о праве и государстве расположены фрагментарно, в разных местах. В этом смысле он смотрится послабее, чем Локк или Гоббс.

Мировоззрение и методология

Он деист. Для него характерен рационализм. Для него важны аргументы разума. Он использует доводы самого разума. Для него присущ принцип историзма- он историк и международник, а для международника история важна, т.к. для этого нужны факты.

Для него характерно рассматривать социальные отношения- мир политики через призму права.

Он пытается провести четкую грань между политикой и юриспруденцией.

Концепции человека у Гроция

Человек понимается исходя из концепции естественного состояния. Человек- это не тварь Божья. У него есть некие естественные потребности. Он живет с нормами, которые заданы природой. Он противопоставлял человека естественного человеку, который включен в феодальные отношения. Нет просто человека. Человек включен в какой-то слой и жестко привязан к своей среде. Это вело к тому, что на человека начинают смотреть прямо, что действительно человеку нужно.

Гроций говорит, что в человеке очень важен разум. Разум- это часть природы, он содержит законы природы.

Право

В теоретическом смысле говорит очень мало. Он сторонник естественного права.

Он различает два вида права- естественное и воле установленное. Воле установленное делится на два вида права:

1) Божественное;

2) Человеческое.

Человеческое право делится на:

1) Внутригосударственное право-устанавливается общегражданской властью;

2) Право семьи;

3) Право народов- международное право.

У него естественное право противостоит божественному, т.е. анти теологическая концепция. Бог не может отменить и изменить законы природы. Даже Бог не может изменить эти законы. Это полная ересь для католика или протестанта. Но он светский человек, поэтому ему это важно показать.

Характеристика естественного права

Он понимает его типично, характерно. Источник естественного права человека- разум. Естественное право имеет идеальную природу. И такое право не может быть ограничено Богом. Общество и культура должны освобождаться от влияния церкви.

Естественное право выступает в качестве критерия должного поведения человека.

Оно должно быть критерием права человеческого и даже Божественного (т.е. нормами природы меряются нормы Бога).

Соотношение права и силы

Свойственна демагогия. Сила должна быть основана на праве. Существует естественная связь права и силы, а сила должна быть естественным продолжением права. Но в жизни право и сила всегда противостоят друг другу.

Сила всегда служит обоснованию права. В Западных государствах правое государство опирается на силу, которая с правом никак не связана.

Сила- основа всякого государства, государственного суверенитета.

Естественное состояние и общественный договор

О естественном состоянии он говорит очень мало. Для него это аксиома. Он берет это не в истерическом плане, а как некую рационалистическую догму.

В естественном состоянии отсутствует частная собственность, общность имущества. В отношения между людьми простота и некая чрезвычайная приязнь, т.е. люди по-доброму относятся друг к другу. Но в обществе возникают противоречия, конфликты, которые некому решать. Слабый человек подвергается насилию. Поэтому, слабое, бедное большинство общество договариваются между собой учредить государство, чтобы спастись от богатых.

Государство

Определение государства по Гроцию (заимствует частично от Аристотеля и частично от Цицерона)- государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Это в значительной степени определение Аристотеля и Бодена.

Государство- это свободные люди (это Аристотель). Это совершенный союз. Государство создается для того, чтобы право и законы соблюдались.

Он дает признаки государственного суверенитета. Государство обладает качествами всеобщего подчинения на определенной территории. Признаки:

1) Издание законов;

2) Правосудие;

3) Назначение должностных лиц и руководство их деятельностью;

4) Взимание налогов;

5) Вопросы войны и мира;

6) Заключение международных договоров.

Государственная власть по своей природе едина, нераздельна. В основе государства лежат два принципа:

1) Принцип справедливости- это принцип естественного права;

2) Принцип целесообразности- это принцип пользы.

Ключевой принцип- это принцип справедливости. Принцип целесообразности ему подчинен.

Форма государства

Специально Гроций мало чего говорит. В целом форма государства у разных народов разная и каждый народ создает ту форум, которая ему ближе. Он называет разные формы, которые мы знаем из Платона, Аристотеля. Своей классификации он не дает.

Он негативно относится к тирании. Преимущество отдает аристократии. Это преимущественно то, что сложилось в Голландии.

Отношение к народному суверенитету

Это то время, когда возникает теория народного суверенитета- народ источник власти, источник и носитель суверенитета. А теория гос суверенитета появляется чуть раньше.

У Гроция теория народного суверенитета развернутого охвата не приобретает.

Гроций отвергает идею народного суверенитета. Эта теория ему не нравится, т.к. она ведет к свержению власти. Если в сознании народа обоснуется мысль, что они источник власти, то это приведет к революции.

Право сопротивления власти, идея революции

Это актуальная вещь. Позиция Гроция противоречива- он отвергает идею народного суверенитета. Если власть использует методы, противоречащие законам, у народа есть право сопротивляться такой власти. Но он делает оговорки. Первая оговорка-по первоначальному договору народ отдает власть целиком монарху без права изменения этого договора. Гроций служит европейским монархам, поэтому он так говорит. У народа нет прав пересматривать договор. Вторая оговорка- у государства есть право запретить народные восстания. Вот они учредили государство, чтобы обеспечить порядок, а люди хотят его свергнуть, и в результате пострадают невинные люди. Поэтому, у государства есть право такие беспорядки подавлять. Эти аргументы действуют и до сих пор. Нет ни одной Конституции, где есть право свергнуть власть. Где та черта, когда восстание становится закономерным?

Международные отношения

О них он больше всего говорит. Гроций пытается эти отношения (а это война) встроить в рамки права, урегулировать, подчинить эти отношения праву. Он пытается упорядочить их, подвести естественно-правовую базу под международные отношения.

Война- это в природе вещей, это неизбежность, но она должна быть встроена в правовые рамки, она должна иметь благо, благо большинства.

Она различает войны частные и публичные. Частные- войны, которые ведутся между разными лицами (герцоги начинают воевать между друг другом). Публичные- само государство начинает воевать.

Война также делятся на справедливые и не справедливые. Справедливая- та, которая ведется против насильственного захвата. Несправедливая- которая захватывает территорию, людей.

Бенедикт (Барух по еврейски) Спиноза (1632-1677)

Философ и политический мыслитель. Это очень крупный автор.

Он родился в купеческой, еврейской семье. Евреи в Европе живут общинами. Они изгои, живут без прав. Еврейские погромы в Европе- это норма.

Он получает еврейское образование- Талмуд, Тора. Он свобода любивый человек. Начинает заниматься философией и отлучается от еврейской общины.

Он шлифует линзы. Он уезжает в деревню. Но у него появляются ученики, известность. Он публикует работы. И потом он довольно неплохо живет.

Умирает он от туберкулёза, который был у него 20 лет.

Написал он относительно немного, но это тексты выдающиеся:

1. Богословско-политический трактат;

2. Политический трактат;

3. Этика.

Эти названия не должны вводить в заблуждение. Он там говорит о политике, о праве, но это нужно читать между строк. Основное, о чем он говорит- это о религии. Это его основная тема. Он больше философ.

Его рассуждения о государстве и праве нужно аккуратно выстраивать, и реконструировать, а потом систематизировать.

Идейные истоки

Еврейская и арабская средневековая философия. Иудаизм сказался на философских взглядах.

Также это пантеизм Джордано Бруно, философия Декарта (это рационализм, разбавленный интуитивизмом).

Это механистически и математически истолкованное естествознание и их математические и механистические принципы понимания естествознания.

А также оказала влияние политическая философия Гоббса.

Мировоззрение и методология

Это светский пантеизм, религиозный пантеизм. Для религиозного пантеиста природа растворяется в Боге, а для светского- Бог в природе.

Он рационалист, оперирует чистыми понятиями.

Механистический детерминизм. Детерминизм- это наличие причинно-следственных связей.

Этика- для Спинозы это основа и конец его философских рассуждений. Он начинает со смысла жизни и заканчивает этим. Остальное- промежуточное звено.

Ключевая идея- идея инстинкта самосохранения. Это свойственно любым живым веществам.

Соответственно, именно инстинкт самосохранения определяет силу, мощь человека. чем сильнее инстинкт, тем больше он себе позволяет, чем слабее- тем меньше его деятельность.

Проблема свободы

Абсолютной свободы нет. Она подчинена необходимости и всегда детерминирована. Единственный способ освободить человека- познать причинно-следственную связь. Т.е. свобода- это познанная необходимость. Эта идея вырастает из иудаизма, а именно- из течения каппалы. Свобода предопределена внешними причинами. Человек только думает, что он свободен. О какой-то случайности говорить не приходится.

Проблема социального зла

Социальное зло неизбежно- такова природа человека. человек считается заложником своих страстей и общество обречено на конфликты. Он предлагает метод познания. И такое понимание сделает человека более моральным и смягчит социальную среду

Отношение к религии

Не понятно, кто он- иудей, протестант или просто философ. Он признает, что Иисус Христос был, но не признает бессмертие человеческой души. Он сводит религию к морали.

Методологические основания теории политики

Оценивая политику, государства, права нужно трезво оценивать природу человека. Нужно строить политику на механизме выгоды. Человеку должно быть выгодно заключать договор.

Естественное состояние, общественный договор

Спиноза сторонник общественного договора. Здесь он тяготеет к Гоббсу.

Естественное состояние: ключевая идея- инстинкт самосохранения. Ведущий мотив его поведения- удовлетворение его собственных интересов. Термин война всех против всех он берет у Гоббса.

Такое состояние не может устроить. И люди приходят к выводу, что нужно создать государство, чтобы оно установило порядок. Договор- результат действия законов природы и инстинкта самосохранения.

Общественный договор должен основываться на выгоде. Человек, оказываясь в условиях договора, не передает свои права государству. Есть часть прав, которые остаются с ним как с природным существом.

Два пути возникновения государства:

1) Из договора свободных лиц;

2) Из завоевания.

Более предпочтительный- из договора он более надежный. А принуждение рано или поздно падет.

Право

Говорит он очень мало.

Он сторонник естественно-правовой теории.

Он говорит о законах природы- это то, что исходит от Бога, а с другой стороны- это мощь, сила природы. Для него нормы естественного права сама сила природы, которая появляется в человеческом поведении.

Он различает право естественное и исходящее от государство, позитивное, политическое право. Это то право, которое устанавливает государство. Политическое право- это часть естественного права. право- это то, что установлено государством и ничто другое. Всякое другое поведение будет рассматриваться как правонарушение.

Государство

В значительной степени он идет от Гоббса. Суть власти- подчинение. Одни подчиняют других. Это сущность власти.

Границ государственной власти нет. Он отстаивает теорию государственного суверенитета- государство суверен и не знает своих границ.

Государство и личность- продолжение теории государственного суверенитета. Личность абсолютно полностью подчиняется власти. Человек не может противопоставлять себя целому. Для него общество, государство- одно и то же. Даже если власть делает нелепые приказы, то человек должен этому подчиняться. Такая логика продолжает действовать до сих пор. Например, пока государство не отменило налоги, какие бы они не были, нужно платить, иначе посадят.

Границы у государства всё-такие есть. Какие это границы?

1) Разум, разумная природа государства. Основание государства- общественный договор, а это требование разума. И если государство действует в противоречии с этим, то оно разрушает свою основу;

2) Свобода совести- основа взаимоотношений государства и личности;

3) Свобода мысли и слова- то, что является природным качеством человека.

Государство и церковь

Он считает, что государство и церковь должны быть едины. Это такая кальвинистская установка. Государство- это результат творения Бога, власть- от Бога, а должностные лица- носители воли Бога.

Форма государства

Различает монархию, аристократию, демократию.

Монархия- это форма правления, которая приемлема, но он видит её как ограниченную монархию должен быть совет при монархе.

В аристократии тоже есть совет- коллективный, коллегиальный орган.

Демократия ближе всего по духу к первоначальному договора. Демократия всегда- это жесткое, сильное государство.

Г.

Англия

Английская революция и Гоббс и Локк.

Английская революция – в ее ходе формируется идеология, которая потом тиражируется во Франции, а потом во всем мире, в том числе и в США.

Французская революция интересная не по идеям, а по влиянию.

Английская революция – 17 век, начинается с деревень. Когда сгоняли людей с земли, выращивали овец, стригли их и продавали шерсть.

Основные политические силы:

1. Пресвитериане (пресвитер – руководитель религиозный общины). Это крупная буржуазия, земельная аристократия, которая встала на путь капитализма – за конституционную монархию.

2. Индепенденты – мелкая и средняя буржуазия за конституционную монархию, а потом за республику.

3. Левеллеры – ремесленники и свободные крестьяне – выступали за республику.

Английская революция шла на фоне реформации. В основном эту революция делали пуритане – протестанты-кальвинисты, они боролись со сторонниками англиканской церкви.

Сейчас в Англии около 40 млн – представители англиканской церкви. Пуритане боролись за то, чтобы половинчатую реформацию Генриха VIII довести до конца.

1640 гг. Долгий парламент.

Война между монархом и сторонниками Парламента.

Потом выигрывает буржуазия. Возникает вторая буржуазная война – между пресвитериане и индепендентами. Потом был О. Кромвель.

1659 г. – Реставрация, конец диктата Кромвеля. Яков II. Билль о правах 1689, акт об устроении 1701 (тут принцип контрасигнатуры устанавливается).

(Реставрация) Карл II – выкопал из могилы Кромвеля и вешает его на всеобщее обозрения. Выкопал убийцу своего отца и повесил на всеобщее обозрение.

Основные идеи

1. Роялисты – за

Дата: 2016-10-02, просмотров: 199.