Шарль Луи де Монтескье (1689-1755)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это французский политический мыслитель, историк, писатель.

Из аристократической среды, от дяди получают титул и должность в Парламенте Бордо. Потом должность бросает, едет в Париж и начинает предаваться светской жизни: искусством, наукой. Потом поездка по Европе.

Монтескье при жизни приобрел огромную славу благодаря своим книгам. Он был кумиров Европы и России (Екатерина на него ссылается в наказе). Он оказал влияние на Руссо, на Джеферсона.

Сочинения:

1) Персидские письма- это художественное сочинение;

За годы жизни выдержала 12 изданий.

Два перса отправились в Европу и они описывают прелести французской жизни. Они шлют письма в Персию к своим женам, а жену шлют им. Сравниваются культуры Персии и Парижа. Узнаем, что такое горем и светская жизнь в Париже. Это почти ничем не отличается.

Есть острые места, осуждающие римского папы.

Там есть немного о политике, но это очень мало.

2) Размышление о причинах величия и падения римлян- это небольшая работка о римской истории;

3) Главная работа- О духе законов (1748 г.). Писал он эту работу 20 лет. За 2 года выдержала 22 издания.

Это огромный труд.

Монтескье немного раздутая фигура. Есть сочинения, которые до настоящего дня представляют теоретический интерес: есть вещи, которые сейчас тоже работают. Есть работы, которые составили этап в какой-то период и дальше больше никому не интересно. Как колесо изобрели и дальше его можно совершенствовать. То же самое у Монтескье. Или прялка- на каком-то этапе была важной вещью. Но сейчас мы смотрим на неё в музее.

О духе законов- это музей, который мало чего дает для сегодняшнего дня. То, что он там пишет- это архаика. Нельзя его сравнить с Локком.

Качество и количество, написанного автором. Монтескье написал немного. Если убрать книгу о духе законов, то тогда он резко теряет в весе, он идет вниз без парашюта и очень быстро.

Например, Ершов написал сказку «Конек-горбунок» и это единственная его вещь, и он вошел в историю.

Гегель написал науку логики, философию права, эстетики. И Гегель не теряет, если например, убрать философию права.

Или Кант, он остается Кантом, если убрать какое-либо его произведение.

Монтескье- это автор одной книги.

Есть режиссеры одного фильма. Например, Тарковский- у него 5 или 7 фильмов. Он вошел в историю кино. У Хичкока 100 фильмов и он тоже вошел в историю кино. Можно сыграть одну роль и попасть в кино, а можно сыграть в 50 фильмах главную роль, и не войти в историю. Или актриса Вера Сотникова не вошла в историю кино.

Методология Монтескье

Он деист. Он стоит здесь особняком. Он сделал существенный шаг вперед. Он использовал методы историко-сравнительный, сравнительно-правовой, социологический, а также широко применял метод географического детерминизма. Другие авторы, которых мы рассмотрели, они рационалисты, они не смотрят исторически.

Монтескье не создает модели государства. Его интересует фактура: какие государства есть, какие были. Он их сравнивает. И вот такой подход был шаг вперед- это научный подход.

Монтескье проводит различие между природой и обществом. Этого, как правило, рационалисты не делают. Монтескье говорит, что есть законы природы и законы, которые действуют в обществе. Человеческое поведение постоянно отклоняется от социальных законов.

Концепция законов

Книга называется о духе законов. Название не вполне соответствует содержанию книги. В книге огромные куски- это история права древних германцев, то, что он знает о праве Индии, Китая, делает сравнительные вещи.

Классификация законов:

1) Божественные

2) Естественные- выделяет 4 таких закона:

a) Стремление к миру

b) Стремление добывать себе пищу

c) Стремление к общению, в т.ч. к половому

d) Стремление жить в обществе

3) Человеческие – 3 вида:

a) Международное право;

b) Политическое право (право между властью и поданными);

c) Гражданское право (отношения граждан между собой).

Законы мироустройства

Термин закон- очень емкий. Всё мироустройство, которое создано Богом, подчиняется законом.

Он вводит такое понятие, как дух законов- это национальное своеобразие законов, которые проявляется в той или иной стране.

Дух народов- специфика, которой отличается тот или иной народ.

Государство и право должны наполняться неким своеобразием. Это принципиальное новшество в этом периоде. Монтескье говорит, что не права вообще и нет государства вообще. Каждое государство и право обладает национальной спецификой, они уникальны и неповторимы.

Он сопоставляет законы, нравы и обычаи. Нравы и обычаи, которые есть в стране- они естественная составляющая законов. Принимая законы, нужно их учитывать, и противопоставлять их нельзя.

Законы религии: законодатель должен создавать законы, которые соответствуют религиозным представлениям общества.

Отношение к теориям естественного состояния или общественного договора

Эти теории- господствующее в это время. У Монтескье к этому нейтральное отношение. Его модель общественного договора не привлекает. Это некая схема, которая нужна была, чтобы обосновать свержение абсолютизма.

Теория естественного состояния- он оперирует таким термином, но очень мало. Это некая умозрительная схема и его, как историка, это не очень интересует.

Монтескье говорит, что человек обладает естественной свободой по природе вещей. Он часто противопоставляет гражданское состояние естественному состоянию.

Происхождение государства

Он об этом почти ничего не пишет. Он занимается сравнительным сопоставлением. Он говорит, что если говорить о Европе, то там государства возникали в результате завоевания, в Древней Греции государства возникали как монархии. Это рассуждения элементарные, ничего не дающие.

Понятие государств

Он ничего нет говорит о государстве как об институте. Его государство как институт в теоретическом плане не интересует. Видимо, сама эпоха не ориентирована, чтобы давать развернутые определения.

Форма государства:

Это тема, которая одна из центральных.

Политический идеал Монтескье- современная ему Англия (середина, первая половина 19 века)- это дуалистическая монархия, когда монарх и парламент равны.

Классификация форм государства:

1) Республика в виде демократии и аристократии

2) Монархия

3) Деспотия

Получается у него 4 формы демократия, аристократия, монархия и деспотия. Они делятся на два вида:

1) Умеренные- где есть принцип разделения властей и власть действует на основании законов

2) Неумеренные- нет принципа разделения властей и власть действует на основании своего произвола (деспотия).

Монтескье говорит о природе и принципе правления.

Природа правления-кому принадлежит власть. Принцип правления- это человеческие страсти, ценности, которые господствуют в этой стране.

Природа правления должна соответствовать принципу правления. Природе правления должен соответствовать свой принцип правления.

Демократия: природа демократии- принадлежность власти всему народу. Принцип правления- добродетель: любовь к отечеству, соблюдение законов, честность.

У демократии есть достоинства и недостатки и больше недостатков, чем достоинств.

Аристократия: природа аристократии- принадлежность власти лучшей части народы. Принцип аристократии- умеренность- обуздывать свои страсти, т.е. самих себя. В целом он сам аристократ, и она лучше, чем демократия.

Для него лучшая форма- монархия: природа- правление одного лица на основе разделения властей и законов. Принцип правления- честь. Он много приводит разных аргументов, но главное, он сам при монархии, для него Англия, где он был несколько лет, идеал.

Деспотия: природа- правление одного лица на основе своего произвола, вне всяких законов. Произвол власти лежит в основе деспота. Принцип деспотии- страх.

Разделение властей

Разделение властей принесло ему славу. О духе законов- есть параграф на 7-8 страниц параграф по Англии, где он пишет о разделении властей (это 3 страницы). И делают вывод, что он родоначальник теории разделения властей. Локк пишет о разделении властей десятки страниц. Главное. В английской революции- разделение власти между монархом и парламентом. Монтескье пишет об этом мало.

Не может быть разделение властей между монархом и правительством- это единый механизм.

Первоначально Монтескье идет за Локком. Он выделяет законодательную, исполнительную власть (власть мон6раха) и федеративная (занимается международными отношениями). Монтескье выделяет власть законодательную, исполнительную (международные отношения) и судебную (отправление правосудия и исполнительно-распорядительная деятельность). Т.е. судебная власть занимается тем, чем исполнительная.

Монтескье вводит понятие системы сдержек и противовесов. У Локка есть определенные элементы.

Система сдержек и противовесов- монарх, двухпалатный парламент (первая- наследственная для знати, вторая- избирается народом). Должны быть две противоборствующие стороны: монарх и парламент и борьба двух палат: нижней и верхней.

Монтескье говорит, что монарх вправе созвать парламент, прервать сессию. Парламент может привлекать к ответственность должностных лиц, кроме короля. Также он говорит о взаимоотношении палат.

Локк написал на эту тему больше, лучше. Но в историю попадает Монтескье. Франция эпохи 18 века- то же самое, что Америка во второй половине 20 века. Это страна, которая задает стандарты поведения. То, что читает Франция, читает вся Европа. Имеет значение, где написать книгу. Вся российская аристократия говорила по французски.

Например, Хворостовский уехал в Германию, где 300 оперных театров. Он делает карьеру там, и потом приезжает в Россию победителем.

Монтескье стал популярен в России, и он попадает в Американскую Конституцию. Локк для отцов-основателей- на втором месте. Поэтому, Монтескье стали признавать везде.

Что говорит Монтескье о свободе?

Он различает свободу естественную и политическую. Она начинает гарантироваться законом, властью.

Особенности политической свободы:

1) Она заключается в безопасности;

2) Человека не должны принуждать к действиям, которые закон не предписывает: разрешено всё, что не запрещено законом;

3) Устанавливается благодаря закону разделение властей и свобода слова;

4) Осуждает рабство.

По разделению властей: Монтескье предлагает, чтобы ветви власти были у разных социальных слоев. В Англии Парламент был у буржуазии, а исполнительная власть у монарха- аристократии.

Теория многофакторности:

Монтескье считают одним из основателей социологии права.

На управление людьми влияют многие вещи: климат, законы, религия, нравы, обычаи. Это формирует общий дух законов. Это подход является прогрессивным. Так, как это Монтескье делает- это детский лепет.

Климат- политическое рабство зависит от климата. В Южных странах жарко, и люди рождаются слабые, трусливые, поэтому там деспотия, а на севре- люди смелые, храбрые, поэтому там устанавливается демократия.

Он говорит, что Азия была покорена 14 раз, а Европа -3, т.к. в Азии все прирожденные рабы.

В Индии есть йоги- они ничего не едят, ходят голые. Там жарко, человеку ничего не хочется делать, там апатия, лень.

Такой фактор как почва: плодородная почва рождает земледельцев, но земледельцы не войны и они оказываются в подчинении рабами.

Территория- большая территория тяготеет к созданию деспотии, а маленькая к демократии.

Религия: ислам-деспотия, а христианство- демократия.

 

Руссо (1712-1778)

Французский политический мыслитель, философ, писатель, драматург, композитор, теоретик искусства.

Сын ремесленника, его родственники бежали во Францию. Отец был забулдыга, напал на кого-то, совершил грабеж и сбежал в соседний Кантон.

Никакого образования не получил. Была Мадам Варан. Ему было 16, а ей лет за 30. Она ему много научила, в т.ч. и искусству любви. Она дала ему некое образование. Она ему помогла.

Парижский этап- с 1742 по 1756. С 30 лет он в Париже и он погружается в культурную атмосферу Парижу. Он знакомится с философами Даламбером, Дидро. И через них проникает в высший культурный слой.

В 1745 он знакомится с Терезой Левассор (служанка трактира, где он проживает)- очень некрасивая, вульгарная крестьянка. Он с ней сожительствует, появляется 5 детей, и он их сдает в приют. Через 20 лет он вступает с ней в брак.

В 61 году пишет Роман Новая Элоиза, в 62 году об общественном договоре. Это ему создает известность. Его начинают власти преследовать, он бежит в Швейцарию, потом в Англию, у него развивается мания преследования. Он немного был невменяемым.

Сочинения:

1) Рассуждение по вопросу: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов»- это работа, которую он написал для конкурса в академии. Это был 50-ый год;

2) Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми- 55 год (ему 43 года);

3) Об общественном договоре, или принципы политического права- 1762 г. – это главная его работа.

Руссо оригинальный автор, выдающийся ум. Его работа об общественном договоре актуальна и сейчас.

Он написал около 8 томов среднего формата. Известность пришла поздно, а главную работу он написал в 50 лет. У Руссо главная работа- одна. За счет чего Руссо взлетел? Великая Французская Революция, которая закончилась Якобинской диктатурой в лице Робеспьера, а он был фанатиком Руссо. В 19 веке Руссо обсуждается в связи со французской революцией. В основе идеологии- Руссо.

Предположим, что Руссо написал всё, что написал, кроме общественного договора. Он сразу резко теряет в весе. Руссо без общественного договора- модный французский писатель. У него есть роман Эмиль.

Т.е. Руссо- автор одной книги.

Методология- он деист, агностик, рационалист, идеалист в понимании истории. Это значит, что по мере того, как меняется сознание. Меняются остальные формы человеческого бытия.

Концепция человека- он придерживается трактовки естественного человека. Его противопоставляют искусственной сфере- дворянам. Он безродный человек, он обижен.

Одна из центральных идей Руссо- конфликт природы и культуры. Культура искусства и науки погубила человека, она противоречит натуре человека, человек деградирует в этой сфере.

Искусство науки вредно человеку. Он утрачивает непосредственность жизни, природы. Появляются болезненные черты в его психике. Например, порнография. Для людей, которые в Африки ходят голые, порнография не имеет значения. А для США- это имеет значение. Это проявление болезненности современной культуры.

Естественное состояние: стадия дикости и стадия коллективного существования. Стадия дикости- человек жил один, как зверь. Стадия коллективного существования- люди живут коллективами, достигают прогресса, в форме быта, культуры и наступает золотой век человечества. Т.е. не было конфликтов.

Причины появления неравенства: неравенство его задевает, лично оскорбляет, т.к. он из низов. Он уязвлён.

Два вида неравенства естественное и условное, т.е. политическое. Политическое- то, которое создается условиями общества.

Причины появления неравенства: усложнение культуры, появление наук, искусств. Один начинает жить лучше, другой хуже и появляется неравенство.

Материальная причина неравенства- появление права частной собственности, в т.ч. право на землю.

Общественный договор

Книга Руссо об общественном договоре. В начале он говорит, как общество жило до этого договора, как заключила его и почему оказалась в плачевном состоянии.

Вторая часть книги- он создает некую идеальную модель. Модель того устройства, которое нужно создать, т.е. каким должно быть новое общество, новое государство.

Общественный договор- договор, который был заключен в прошлом.

Причины заключения договора: появляется собственность, появляется социальное неравенство. Богатые понимают, что в условиях конфликта они могут потерять все. И они предлагают бедным заключить договор. А бедняки наивные, согласились. И богатые под видом заключения договора присвоили себе власть.

Основная цель договора- защита людей. А люди потеряли свободу и равенство.

Основная задача нового договора- сделать человека свободным и равным.

Условия договора, которые лежат в основе организации государства и общества:

1) Добровольность;

2) Обязательность и принудительность (большинство определяется по меньшинству). Это одна из базовых идей демократии. Нормальная демократия должна уважать права меньшинства;

3) Право расторжение договора (право народа на сопротивление деспотии). Каждое новое поколение может расторгнуть договор.

У нас писали, что Руссо- это радикал, т.к. он говорит о праве народа на восстание. Руссо- это богема. Это интеллектуал, не более того. У него в двух местах только говорится о праве народов свергнуть власть- 2 абзаца. Локк говорит о проблеме народного восстания на протяжении многих страниц. Для него эта проблема политическая, главная.

Руссо говорит, что если власть свергнуть, то это приведет к крове, беспорядкам.

13.03.2012.

Продолжаем Руссо

В общественном договоре он говорит о том, как был раньше заключен общественный договор, а основной объем книге говорит, как должен быть заключен договора:

1) На основе принципы свободы и равенства. Свобода- природное качество человека. Быть свободным по Руссо- значит быть равным другому человеку. Т.е. свободу он сводит к понятию равенства;

2) Общий интерес- то, что лежит в основе государства, гражданского общества. Это то, что всех объединяет. Все заинтересованы в том, чтобы быть свободными и равными;

3) Единство воли- люди должны проявить единую волю- общая воля- это единая воля, которая представлена у каждого, а воля всех- это механическое сложение общих воль. Есть нечто, что людей объединяет- это воля всех.

Механизм выявления общей воли- механизм выявления большинства. Принцип большинства для Руссо- ключевой принцип. Меньшинство должно подчиняться воли большинства.

Потом уже после Великой Французской Революции либерализм дополняется тем, что нужно меньшинство уважать тоже.

Но Руссо поддерживает диктатуру большинства

4) Народный суверенитет- ключевой признак- везде чувствуется идея свободного суверенитета.

Основные черты народного суверенитета:

Ø Он неотчуждаем, всегда остается у народа, его нельзя передать;

Ø Он неделим;

Ø Он абсолютен- власть народа верховна и подчиняет себя любой власти

Пределы власти государства

Руссо сторонник народного суверенитета. Власть граждан ограничивается пределами договора, т.е. общей волей, а общая воля- абсолютная. Личность в договоре растворяется. Права человека Руссо подчиняет общей воле. У народа есть право на жизнь, если это требует общее благо: свобода и равенство. Он говорит, что человек, совершивший преступлений, выводит себя из-под действия закона и обрекает себя на смертную казнь.

Организация власти

Он сторонник прямой демократии. Он считает, что передоверять народу власть представительным органам- это деградация. Руссо к представительной власти относится отрицательно. Он говорит, что это политическая деградация.

В принципе, власть очень далека от народа. Человек живет частной жизнью. Это проявление политической деградации, когда человек передоверяет свое право распоряжаться своей собственностью, своими правами Парламенту, т.е. властной элите. С точки зрения логики- это политическая деградация.

Разделение властей

Руссо считает, что власть делить нельзя, т.е. отрицательно относится к идее разделения властей. Суверенитет народа неделим, его делить нельзя. Технически невозможно себе представить, чтобы народ собирался на собрания и решал свои дела, поэтому необходимо правительство, исполнительная власть. Исполнительная власть должна быть отделена от законодательной.

Он предлагает такой орган как трибунат. Это орган, который обладает огромными полномочиями, чтобы вносить стабильность между законодательной и исполнительной властью.

В той модели, которой предлагает Руссо, должна быть цензура. Она нужна, чтобы следить за мыслями людей. Если не будет единомыслия, то не будет общей воли. Его модель- это модель тоталитарного типа, там личность исчезает.

С точки зрения теоретической, это ведет к нарушению прав человека.

Религия

Он негативно относится к христианству, церкви. Он деист. Он позитивно относится к языческой религии древних римлян и греков, т.к. они способствовали творческой реализации человека.

Перспективы реализации идеального государства

Идеальное государство-это то, что он предлагает. Он говорит, что реализация этого пока невозможна, т.к. современные народы не готовы, т.к. они рабы и нужно изменить сознание. Русские, говорит Руссо, никогда не станут истинно цивилизованными, т.к. они подверглись цивилизации через чур рано. Петр понимал, что его народ был диким, что он поторопился. Русские должны были сами дойти до основ цивилизации и возник рефлекс отторжения от цивилизации у русских.

Форма государства

Руссо различает такие понятия как форма государства и форма правительства. Когда он рассуждает о формах государства, то он имеет в виду формы правительства. Эта тема плохо вяжется с его главной идеей о прямой демократии.

Классификация форм правительства: форма государства всегда должна быть одна и та же- это республика, где народ суверен.

Формы правительства:

1) Кому суверен вручает исполнительную власть:

a) Демократия- исполнительная власть у всего народа

К демократии Руссо относится плохо. Демократия предполагает соединение законодательной и исполнительной власти. Демократия предполагает народные собрания. Он имеет Древнюю Грецию и Древний Рим. Демократия подвержена гражданским войнам, не обладает стабильностью.

b) Аристократия- исполнительная власть у некоторых лиц

Три вида: природная (к власти приходят лучшие), наследственная, выборная. Наследственная аристократия- лучшая форма правительства. Власть осуществляется лучшими людьми. Потому что Руссо живет в условиях феодальных монархий.

c) Монархия- исполнительная власть у одного.

У монархии больше недостатков, чем достоинств. Правление монарха оборачивается во вред государству, ведет к тирании, деспотии. Высшие должности часто занимают негодные в смысле своих качеств люди. Наследственная монархия сажает на трон негодных людей.

Наследственная аристократия может быть временной формой. Народ может в любой момент расторгнуть договор и поменять исполнительную власть.

Аристократия может превратиться в олигархи, монархия в тиранию, деспотию, а демократия- в охлократию.

Лучшая форма, когда сам народ для себя определит, какая форма для него лучше.

Правительство связаны с географическими условиями. Он это берет у Монтескье. Республика предполагает небольшие территории, аристократия- средние, а монархия- маленькие.

Право

О Праве Руссо говорит немного. Он сторонник естественного права.

Термин закон он употребляет часто и в связи с общественным договором. На Западе закон тесно связан с идеей парламента. Это высшая воля. Вот эта логика идет от Руссо.

Основные признаки закона:

1) Закон- это акт общей воли, т.е. это то, что решил народ. Это народная воля.

2) Закон устанавливает общую норму;

3) Направлен на неопределенный круг лиц;

4) Подчиняет правительство и частных лицу;

5) Реализует идею справедливости, которая есть в природе и в Боге.

Виды законов:

1) Политические- определяют форму государства, государственный строй в целом;

2) Гражданские- отношения между гражданами, между государствами и гражданами;

3) Уголовные- ответственность за правонарушения;

4) Общественное мнение, нравы, обычаи.

Законы должны отвечать нравам общества, обычаям общества, соответствуют пониманиям справедливости. Закон- это акт общей воли. Закон- это свобода и равенство.

США: период борьбы за независимость (конец 18 века)

Выдающихся мыслителей типа Руссо, Локка, Канта или Гоббса там нет. США начинают располагать мозгами только с 30-х годов 20 века, когда европейские евреи проникли в Америку. Европейские евреи физики едут в Америку. Политология и социология появляется в 40-50 годы, когда там оказалась вся европейская интеллигенция. Американцы умеют только делать деньги.

Америка- это два континента: северная и южная. Считается, что 15 или 30 000 лет назад ил и 10 000 лет назад американский континент начинает осваивается людьми через перешеек из Азии (Берингов пролив). Основное коренное население- это индейцы. Они очень разные, это только родовое название. Они достигают определенной цивилизации, но высоко они не поднялись.

Первое узнавание Америки- 1000 год- викинги открывают Америку.

Массовая экспансия Америки- с 16 века со стороны Англии, Испании, Португалии. Наиболее прочные поселения- у Английских граждан. У них сильный флот. Первое поселение было в штате Виргиния.

Ключевой момент- высадки экипажа корабля «May flower» 21 февраля 1620 год. Считается, что там был подписан договор об учреждении нового государства. Это были протестанты, кальвинисты, которые были изгнаны в результате религиозных конфликтов. 22 декабря 1620 год- день высадки этой команды в Америке- это национальный праздник- день отцов (пилигримов).

Возникает 13 колоний.

Социально-экономическое развитие.

Когда возникают поселения, то возникают буржуазное производство (фермеры) и феодалы (чины церкви). Сразу возникает конфликт интересов.

Политическое устройство колоний

Возглавляют колонию губернатор при котором есть Парламент. Считается, что в 18 веке формируется понятие американской нации: единство культуры, языка, территории.

В это же время возникает эпоха просвещения. Со второй половины 18 века начинается освободительное движение, т.к. назрел конфликт интересов: молодая буржуазия Америки и феодалы, присланные королем. Бостонское чаепитие- 1773 год. Было резкое повышение налогов.

Война за независимость- 1775-1783.

Заканчивается она 4 июля 1776 года- принятие Декларации независимости. Автор- Томас Джеферсон. Декларация независимости- первый исторический документ, где зафиксированы идеи буржуазной идеологии:

1) Идея независимости от Англии;

2) Идея свободы и равенства всех людей;

3) Идея договорного государства;

4) Идея народного суверенитета;

5) Право и обязанность народа свергнуть деспотическое правительство.

Это конституционный акт. Право народного свержения деспотического правительства- норма, продиктованная исторической ситуацией государства.

1781 год- образуется конфедерация и в 1787 году принимается Американская Конституция. Это первый документ крупного буржуазного государства, где фиксируются основные принципы буржуазной революции. США- это классическое буржуазное государство, чего ещё не было. Конституция фиксирует эти идеи.

Такое государство достаточно устойчиво, стабильное. Было стабильное, поступательное развитие капитализма. Капитализм сегодня- это наиболее прогрессивная система государства и политики.

Здесь заложены идея народного суверенитета, народного представительства, т.е. Парламента, принцип разделения властей и система сдержек и противовесов, верховенство конституции и законов, идея прав и свобод человека (прирожденных, неотчуждаемых), права и свободы человека являются пределом власти государства.

Принимается Конституция США и после этого разгорается дискуссия между федералистами и анти-федералистами, т.е. республиканцами. Страна раскололась на тему того, принимать или нет Конституцию. Те авторы, которые считаются отцами-основателями Конституции раскололись на федералистов и республиканцев.

Рабовладение также было в Америке. Оно возникло в Европе. Они начинают завозить рабов из Африки сначала в Европу, а потом в Америку. Изначально, с 16, 17 веков к рабству было сложное отношение. Отцы-основатели американской конституции, как правило, все были рабовладельцами, и они все имели рабов.

Америка, два континента, можно разделить на две части: англо-саксонская (США, Канада) и латинская. Англо-Саксонская- замес Англии, Шотландии. Латинская Америка становилась под влиянием Испании и Португалии: Южная Европа (испанцы и португальцы), негры и индейцы. Это такая вот смесь в Латинской Америке. Например, в Мексике, в конце 19 века, в руководстве не было ни одного индейца. По внешности, там все были европейцы.

Канада и США отличаются стабильностью, устойчивостью, демократическими институтами, и неустойчивостью характеризуются страны Латинской Америки. Это уже культура.

Большая разница между немцами и испанцами. Немцы- трудяги.

Отцы-основатели США: это икона для американцев:

1) Джордж Вашингтон- первый Президент США;

2) Томас Джеферсон- 3-ий Президент США;

3) Джон Адамс- 2 Президент США;

4) Джеймс Мэдисон- 4 Президент США, разработчик конституции

5) Александр Гамильтон- министр финансов;

6) Бенджамин Франклин- ученый, политический деятель, один из идеологов американской революции;

7) Томас Пейн- публицист, один из идеологов американской революции;

8) Джон Джей- первый председатель ВС США.

Великих мыслителей среди них нет.

Но идеология характерна тем, что то, что придумали европейцы, создаются в Америке. В Европе этого нет.

Федералисты и республиканцы- после принятия Конституции между ними была борьба.

Федералисты-Гамильтон, Мэдисон на раннем этапе, Вашингтон. Они выражали интересы торгово-мануфактурной буржуазии. Они выступали за английскую модель. У них можно найти идею, что в США можно установить выборную монархию. Они считали, что Билль о правах- э о выраженная уступка демократическим низам.

Республиканцы- Джеферсон, Франклин, Мэдисон (с конца 80-х)

Бенджамин Франклин

Ничего существенного он не написал. Это исторические заметки, воспоминания. Но это очень крупная фигура. К нему приходят советоваться. Он выступал одним из первых с инициативой отделения колоний от Англии.

Томас Пейн

Перебирается в Америку. Талантливый человек, публицист. Он становится глашатаем независимости. Его памфлет зачитывали перед строем солдат. Он писатель, просветитель. У него есть ряд работ. Он сконструировал мост, его построили в Европе. Сторонник федерации, республики, революции, права народа на восстание, крайне к негативно относится к религии и церкви. У него есть книга «Век рабства». Он писал эту книгу в тюрьме, во Франции. То, что он пишет- за это могут дать срок сейчас.

Томас Джеферсон (1743-1826)

Он из семьи средних плантаторов на юге Виргинии. Был членом Парламента Виргинии, был депутата Конгресса, который принимал Декларацию независимости. Был губернатором Виргинии, разработал проект Конституции для Виргинии. Его идеи через Мэдисона перешли в Американскую Конституцию.

Он не писатель, но писем у него огромное количество. Есть работа- Декларация Независимости (на 95% принадлежит ему), Проект Конституции Виргинии, Заметки о штате Виргинии.

Он сторонник идеи независимости США, общественного договора, прав и свобод человека, свободы совести. Он сторонник народного суверенитета, сторонник революции. Это человек, который постоянно оперирует к массам, он демократ. Он говорит, что власть нужно так построить, чтобы Парламент как можно чаще оперировали к народу. В Америке нет референдума. Джеферсон говорит, что нужно чаще привлекать народ к управлению политикой и государством.

Он различает аристократию естественную и искусственную. естественная- к власти приходят лучшие. Искусственная- родовая аристократия, это разрушает государства.

Он сторонник разделения властей, системы сдержек и противовесов. Он это берет у Монтескье. Для американцев два Бога- Локк и Монтескье.

Когда Конституция США принималась, он был в посольстве в Париже. Первая его реакция- негативное отношение, т.к. она блокирует механизмы обращения к народу. Потом он переход на более споко1йные позиции.

Он республиканец- анти федералист. Сначала создаются штаты, они объявляют себя государствами. Т.е. государственность строится снизу вверх. Он идеолог этого процесса. Ему близки идеи штатов. Он считает, что центральное правительство не должно ограничивать отношение к власти.

Отношение к рабству

Он сам рабовладелец. Он везде предлагал отмену рабства. Из Декларации независимости это выкинули. Рабство разрушает человека- и раба, и рабовладельца.

Он говорит, что негры- это чуждая нам раса. Это другие люди: интеллектуальные, волевые способности ниже чем у белых.

Он сравнивает арабов из Рима с неграми. Он говорит, что освобождённый раб в Америке не может вступить в брак с белой, это портит человеческую природу.

Он говорит, что негров нужно освободить. Это раса неприкасаемая, их нельзя держать рядом. Их нужно освободить и депортировать обратно в Африку.

Сейчас- негры- это особый слой, которые с белыми не очень стыкуются. Смешанных браков между белыми и черными практически нет. Вопрос в том, почему выбрали Обаму. Главное, негров стало больше, а белых меньше.

Джеферсон говорит об индейцах- колонизация Америки- это война с индейцами, их сгоняли. Он за то, чтобы брать их землю по договору, т.е. за деньги. Он о них более низкого мнения, чем о европейцах, но выше, чем у негров.

Федералисты- после того, как принимается Конституция, Гамильтон инициирует издание газеты Федералист, где публикуется ряд статей, отсеивающих идеи Конституции.

Есть Сборник Федералист- 60% принадлежит Гамильтону, 30% Мэдисону и несколько статей у Джея.

Джеймс Мэдисон- 1751-1736

Он считается автором проекта Американской Конституции. Когда мы его читаем, мы понимаем, что закладывали Американцы в эту конституцию. После войны за независимость возникают острые конфликты между фермерами и богатыми промышленниками-финансистами. Американская государственность начинает трещать по швам. Беднота взялась за оружие- те люди, которые были под командование Вашингтона.

Для чего собрался Конгресс США в 1787 году? Он собрался, чтобы подумать, как можно изменить Статьи Конфедерации, и они поняли, что нужно создать федерацию и главный мотив- борьба с социальными низами.

Мэдисон говорит, что Американская Конституция- это диктатура новых американских собственников. И Мэдисон об этом пишет не стесняясь. Т.е. это типичное буржуазное государство. По Марксу- это диктатура класса буржуазии.

Федерализм

Мэдисон сторонник сильной государственной власти. Он считает, что штаты должны подчиниться центру, иначе не будет единого государства. За последние 200 лет усиливаются функции и центральной власти и съёживаются полномочия штатов.

Он считает, что республика- идеальная форма правления для США. Хотя у Гамильтона была идея монархии. Ему предлагали стать избранным монархом, но он отказался.

Монтескье говорит, что республика предполагает маленькую территорию, а Мэдисон говорит, что может быть большая.

Мэдисон за представительную демократию. Он боится масс, боится народа. Всякие механизмы, которые в случае разногласия властей оперировали к народу, отвергаются. Никакой апелляции к народу. У Мэдисона возникает защита прав меньшинства. Меньшинство- это класс собственников, которое действительно меньшинство. Когда он говорит о меньшинстве, он имеет в виду себя.

Разделение властей

Он в значительной степени реализует идеи Монтескье: разделение властей, система сдержек и противовесов.

Рабство

Отношение отрицательное. С рабством нужно заканчивать.

Александр Гамильтон- 1757-1804

Его отец бежал из Шотландии, жил в Америки. Гамильтон отстаивает интересы промышленной, финансовой олигархии. Он, когда достиг значение, он отыскал отца, установил с ним связь, помогал ему. Гамильтон- человек честолюбивый.

Гамильтон- это министр финансов при Правительстве Джорджа Вашингтона.

Он крупная фигура, много написал.

Это человек, который откровенно высказывается о том, что соци<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 171.