Русская политико-правовая мысль
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные этапы русской политико-правовой мысли

Общая характеристика русской политико-правовой мысли

Основные черты:

1. Локальность

В принципе она начинается века с 11 по 21 и русская политико-правовая мысль ни на кого особого большого влияния не оказала. Русско-правовая мысль локальна, известна только русским.

А вот вообще, Россия какое значение имела для мира, чем она повлияла на мир?

Первое, что приходит в голову- Россия создала великую империю. Их в мире было 10-15. Самый пик был при товарище Сталине. При Сталине Россия подчиняет себе половину мира. Редкий народ может похвастаться тем, что он половину мира подчинил себе. Можно сравнить с Чингисханом.

Государственность великая.

Если брать культуру и науку, то наука у нас вторична, пришла с Запада. Если брать Россию, Запад, то в России начинается наука с 19 века. В 20 веке ядерную бомбу создавали американские и советские евреи. В России этим занимался специалисты контр разведки. И вот Американские евреи и советские евреи договорились о паритете.

В искусстве есть достижения. Оно приходит с Запада, с Европы, с конца 19 века.

В музыке Россия достигла выдающихся результатов: есть начинать с Глинки и до 60-х годов были 10 композиторов-звезд мировой величины. Шестакович, Стравинский, Прокофьев, Игумнов.

В Литературе только троих можно назвать, которые имели большой резонанс: Достоевский, Толстой, Чехов. Пушкина на Западе не знают, его нельзя перевести. А Достоевского можно перевести. Чехов- это театр, драма. Он оказал влияние на Хемингуэя.

Гагарин первый в Космос полетел, а американцы на луну.

Кино оказало влияние на мир. Голливуд- это еврейская среда. И в России кино создавали евреи- Эйзенштейн, например.

Когда в Сорбонне построили библиотеку, то Россия оказалась там, где Азия, Африка, Китай. Это то место, которое она занимает для запада.

Россия для Запада означает следующее:

1) Запад боится Россию;

2) Запад ненавидит Россию;

3) Запад презирает Россию.

Об этом писали многие. Россия- это такая ожившая монгольская орда, особенно в 20 веке, которые вооружились до зубов и угрожают западу. Это также чувство презрения: мы для Европы русские варвары.

Ненависть идет к России, т.к. у нас колоссальная территория, источник опасности, агрессии. У Бакунина есть работа «Государственность и анархия», где он противопоставляет Германию и Россию.

Локальность- специфическая особенность русской культуры и русской политико-правовой мысли.

2. Синкретичность (слитность, соединенность) формы

Вплоть до конца 18 века источники, где можно было что-то отыскать, не носят специализированного характера. Они слитны. Преобладают такие источники в большей части русской истории.

Начало 16 века в Европе- это реформация, Мартин Лютер. В 13 веке- это Фома Аквинский. Ничего подобного в России в это время нет. Сейчас Фома Аквинский переводится.

Макиавелли-«Рассуждение на историческую декаду Тита Ливия»- в России ничего похожего нет.

Или работы Гуги Гроции.

3. Позднее появление специализированных источников о политике, государстве и праве.

Например, Гуга Гроций «О начале войны и мира»- это начало 16 века.

У нас первые специализированные источники появляются с конца 18 века, т.к. в России появляется европейская культура.

4. Политико-правовая мысль присутствует в самой русской культуре. Если нет специализированных источников, то значит, что не было русской политико-правовой мысли.

Выдающиеся идеи в области государства и права высказываются не юристами, а политическими деятелями, философами.

В Европе выдающиеся открытия в плане политики и права делают профессиональные специалисты, а у нас это ушло в литературу, искусство, музыку. Например, опера Мусоргского Борис Годунов- это говорит о структуре политической власти лучше, чем другие произведения. Или опера Хованщина.

5. Своеобразие и оригинальность

Русская политико-правовая мысль оригинальна. Оригинальность определяется оригинальностью русской жизни.

У нас жизнь намного оригинальное, чем на Западе. У нас специфична и уникальна русская культурность и духовность.

Есть режиссер Павел Лунгин. Его последний фильм- «Дирижёр». Он жил во Франции. И говорит, что жизнь там и здесь,- это две большие разницы. С точки зрения отношения к человеку, к государству.

Россия не может перейти к демократии. Тютчев говорил, что «Умом Россию не понять». Или роман Достоевского «Бесы»- это не просто рассказ о революционерах, но и радикализме, о русском радикализме.

Карл Густав Юнг, последователь Фрейда, вводит понятие архетип как идеальное основание нового народа. Такие архетипы определяют все формы социальной жизни.

За такие архетипы народ выйти не может. Преодолеть свой архетип то же самое, что вытащить себя за волосы из болота.

У русских есть свой типичный архетип. Трудно адаптироваться русскому народу.

Если спросить западного исследователя, что он думает о русской мысли, то он скажет, что она на 100% заимствована. Русская юридическая мысль взрастает на немецкой культуре. Специалист-европеец привык работать со специализированными текстами.

Что касается науки, то это из Запада. А пласт, который существует на уровне искусства, то он не затрагивается. А он самый глубинный, оригинальный.

 

11-17 века: Русское средневековье

На этом этапе зарождается отечественная традиция политико-правовой мысли. Т.е. это 6 веков. А в Европе уже в 13 веке есть Фома Аквинский.

Этот этап характерен синкретичным характером правового знания. Источники содержат и нравственные тексты, религиозные тексты, эстетика, мифологические сюжеты.

Политико-правовая мысль носит религиозный характер. На Западе идет реформация, начиная с 16 века. Там в 18 веке в Европе трудно найти человека, который бы открыто провозгласил себя атеистом.

Начиная с 16 века Западная культура выходит из-под власти церкви. У нас нет и намёка на это. Всё, что мы читаем о праве, всё замешано на религии.

Последняя черта этого периода: политико-правовая мысль носит нравственный, учительный характер. У нас преобладает нравственная оценка. На Западе молятся праву, а у нас человек живет по нравственным императивам. Для человека нравственные императивы- это хаос. Для него важные нравственные императивы.

В 19, начале 20 века преобладает мучительная мотивация. Создаются идеалы и предлагается по ним жить. Европейцы более холодно, рационально выступают учителем жизни. Ему нужно поучить читателю, должно быть нравственное наставление. Даже в юридической науке этот мотив есть. Русского читателя, студента, нужно воспитывать.

Даже сейчас воспитательный, нравственный момент везде присутствует.

18 век

Интенсивное влияние со стороны Европы. Европа начинает активно влиять на Россию века с 16, наиболее активно с 18 века, благодаря Петру Первому. Христианство приходит из Византии.

Московский Кремль- это Итальянское возрождение. Именно в 18 веке влияние пошло активно. Об этом написан огромный вал литературы. 18 век, в частности, реформы Петра привели к тому, что Россия разделилась на две части: дворянство, которые живут по европейским правилам, и все остальные- 90%, которые остались также жить.

Весь 18 век, и первая половина 19 века характерно тем, что русская культура начинает перемалывать европейскую культуру. Карамзин сетовал, что вот открыли школы, университеты, а некого учить, т.к. никто не хочет учиться. Образование- это не стимул среднего русского.

Европа до 18 века переваривает римскую культуру. Например, Макиавелли, Монтескье- их больше всего занимает римский опыт. И только к 18 веку они придумывают что-то свое.

А мы переваривали европейский опыт.

Большинство источников философских, юридических носят ученический характер. Десницкий, Казельский излагают Гоббса, Локка- специфический перевод, язык. Русский язык второй половины 20 века более разработанный. Когда мы читаем авторов, которые пересказывают европейских классиков, то создается впечатление, что ученик 10 класса услышал Гегеля и пересказывает его по памяти.

Если даже сравнить переводы Гегеля 19 и 20 века, то разница большая. Или перевести Гегеля на Украинском языке, это будет довольно комично.

В этот период начинает секуляризация (секулярный- значит светский) российской политико-правовой мысли. В Европе этот процесс начинается с 16 века, а у нас с 18 века.

Мы можем обнаружить достаточно светские тексты без ссылки на Библию.

Возникает светская наука и образование как институты. В 1724 Указом Петра образуется Академия Наук, а в 1755 году Указом Елизаветы Петровны образуется Московский Университет. В этих научных заведениях главную роль играли немцы. Если взять Московский университет, то главную роль имели немецкие ученые, немецкие профессора. Т.е. наша наука, наше образование- завозные. И до сих пор они считаются завозным.

Сейчас дети элиты учатся в Европе, в Англии. Для них русское образование не совсем образование.

Вряд ли в Гарварде преподают лучше, чем у нас в 70-е годы 20 века.

Но в мозгу сидит, что у нас образование не совсем хорошее.

Это такой русский архетип.

Автомобиле строение завозное. Оно само по себе в России не живет. Спрос есть, но не живет.

Это тоже русский архетип. Не умеют делать автомобили.

Вот привезти сюда Мерседес, будут ли выпускать такого же качества? Нет, т.к. нет такой дисциплины.

Выйти замуж за американца или канадца для современной русской женщине- это вытащить счастливый билет. Жениться на американке тоже неплохо. Но это реже.

Т.е. русские создают такую среду, в которой сами не хотят жить.

У нас личность- это не ценность. И это у нас в сознании. Мы создаем среду, в которой неуютно жить.

19-начало 20 века

Развитие русской политико-правовой мысли

Появляются первые специализированные теоретические источники, отличающиеся самостоятельностью. Это мы можем сказать про философскую мысль, про филологическую науку.

В это время Русской политико-правовая мысль начинает достигать своей зрелости. Русская культура достигает своего пика.

В 20 веке почти нет сфер, которые превосходят достижения 19 века.

Зрелости достигают, а также своего пика. Высшие достижения русской культуры, в т.ч. юридические появляются в это время.

В это время появляются тексты, которые вполне могут конкурировать с лучшими образцами мировой политико-правовой мысли, а иногда оказываются выше, чем аналогичные источники в Европе.

Очень важно, где написать работу, и когда написать работу.

Например, Максим Максимович Ковалевский- социолог, юрист. Если бы он бы вторил в Германии или во Франции, то он имел бы гораздо большую известность.

Например, Гурвич- иммигрировал во Францию, ученик Петражицкого.

Европейцы высокомерно относятся к русскому ученому миру.
Например, родись Чернышевский в Германии или во Франции, это была бы фигура выше Руссо. Если бы он жил в Лондоне, то это был бы второй Маркс. Но он родился в России. Он сидел в России.

В этот период существует свободный культурный контакт с Западом. Это значит, что если студента оставляют для подготовки к профессорскому званию, то его направляют в научную командировку на 2-3 года в Европу.

Для русских Европа продолжается оставаться источником культуры и образованности.

Если брать книги, то как только там книга выходит, у нас уже она переводится. Так было с Капиталом Маркса.

В этот период, начиная с первой трети 19 века, в гуманитарных науках происходит синхронизация процессов. Те школы, которые возникают в Европе, возникают и в России. Появляется социология права в Европе, появляется и в России. С появлением обмена культурными процессами, происходит синхронизация процессов.

В этом периоде продолжают оказывать влияние западные идеи. Появляются зрелые, самостоятельные источники. Запад в конченом счете оказывает решающее влияние.

Наши гуманитарную науку ставили немцы. Там был сплошной Иеринг, Кант, Гегель. Это естественная опора наших политических мыслителей, юристов. И они считали для себя необходимым нести культуру в русскую среду. Они считали себя проводниками русской культуры.

Для нашего человека, ученого, преподавателя- для него важно распространять европейскую культуру в России. Для наших ученых то, что сказано во Франции, в Германии- это авторитет, а то, что сказано в России-нет.

Это до сих пор. Наша гуманитарная мысль- это провинция Европы. Если кто-то пытается что-то заимствовать, то он пытается заимствовать что-то, созданное на Западе.

В России пост модернизм- это был бум. А в Европе про это мало, что слышали.

У нас в 30-40 годы была волна Гегельянства.

Следующая война- Шерингианство.

Потом пошло Кантианство. Потом позитивизм, сразу волна позитивистских работ, Конт у нас весь переведен.

Затем возникает марксизм. Он появляется в Европе. Огромное количество последователей Маркса.

Потом в конце 19 века Ницшеанская волна у Горького, многих народников: культур героя, сверх человека.

Русское зарубежье

Русская миграция: уходит 2-3 млн. Культура русского зарубежья- это часть русской культуры.

В русскому зарубежье возникают шедевры.

Русское зарубежье: философская, политическая, юридическая мысль там умирает с самими носителями этой культуры.

1917-1991- Советский период

Это господство Марксизма-Ленинизма.

Одновременно используется наследие дореволюционной юридической науки и в то же время отрицается это наследие. В той мере, в которой не вступает в открытые противоречия с марксизмом и ленинизмом, то это можно использовать.

Происходит разрыв с традициями российской, дореволюционной и западной юридической наукой. Советская власть намеренно обрубает связи, которые были у русской науке, культуры.

Например, ТГП. Первый учебник- этот 40 год под редакцией Строговича. 50% и больше- это всё русская дореволюционная мысль. А это 70% немцы- Иеринг. Например, правоотношения, учение о правонарушении. Это всё наука.

Происходит догматизация юридической и политической мысли. Она догматизируется, а особенно- в эпоху Сталина. Например, кино после Второй Мировой Войны- выпускалось по 1 фильму в год.

Развитие юридической и теоретической науки прошло несколько периодов: в 20, 30 годах кое-что позволялось, потом Сталинский период, потом оттепель, Хрущев, Брежнев.

Сейчас принято заляпывать черной краской советский период, делать из Ленина и Сталина дебилов и кретинов. Но это не так. Было сделано много добротных, выдающихся текстов, временами превосходящих то, что было сделано в начале 20 века.

Советская школа вырастает на Марксе и Гегеле. А это добротная школа. За последние 20 лет ничего путного не было написано. Трудно сравнить, что было сделано в Советский период.

Несмотря на то, что возникает уникальная советско-марксистская гуманитарная наука, но советская юридическая мысль продолжает оставаться локальной.

1991-год падения Советской власти

Советская власть- это глыба. Большевики предложили России уникальный проект.

Ничего подобного не было в истории России и Мира.

Крах марксизма-ленинизма.

Продолжается советское обществоведение. Они были содержательными. Для людей советская власть была родная.

Продолжение изоляционизма российской гуманитарной юридической науки. Она до сих пор продолжает оставаться в изоляции. Контакт у нас с Европой и с Америкой почти никакой. Мы не знаем, какие книги у них вышли. Мы не знаем даже, какая книга вышла в Сибири или Владивостоке. Это не очень хорошо.

У нас есть книга, например, современная западная философия. Она у них заканчивается в 70-х годах 20 века. А остальные года где? Это потому, что нет контактов.

Поиск новых теоретических подходов. Марксизм ушел. Пытаются найти новые подходы. Юристы- отраслевики создают нормативные акты, законы.

Кризис методологический у теории права, политической мысли. Гегель ушел уже, Маркс тоже. Нет базы для науки.

Сейчас в работах стесняются сказать, что использовал марксизм. А это выдающееся направления.

Переход от догматического марксизма к догматическому либерализму. От одних догм перешли к другим. Были марксистские, а сейчас либеральные.

Наш человек не может жить самостоятельно. Ему нужно обязательно выполнять какие-то установки.

Наша наука находится в глубоком кризисе. Утрачена методологическая база, дыхание, ощущение долготы жизни. Нет ощущения, что русский народ- это народ, который будет жить долго. Все находится в кризисном, хаотичном, бессистемном состоянии.

17.04.2012.

Консультация должна быть одна. Она будет 30 мая.

В билетах русская мысль начинается с Радищева. Есть в билетах декабристы, Герцен, Чернышевский, народники, Ленин.


Дата: 2016-10-02, просмотров: 222.