Никола Макиавелли- 1469-1527.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это эпоха средневековья, это Флоренция- город-государства. 15-16 века господства рода Медичи-это банкиры. На протяжении коротко периода возникает период республики- 1498-1512. Никола Макиавелли в это время оказывается востребованным. Он становится секретарём Совета десяти.

Он работает в качестве секретаря, он бывает в разных посольствах, его арестовывают в тюрьме. Он просит, чтобы его вернули к активной политической деятельности, потом он отдаляется от двора и просто умирает.

Это человек, находящийся в гуще политической жизни. Он отталкивается от своего политического опыта.

Сочинения-он не считал своей профессии писать. Он писал время от времени, урывками. Для него писательская деятельность- это приятная деятельность.

Написал он не очень много. По сравнению с другими авторами- не очень много. Основные работы:

«Государь»-1513-1514 год, а опубликована в 1532 году. Он её посвятил Лоренцу Медичу. Он пишет для того, чтобы вернуться во Флоренцию. Это такое наставление Медичу, как себя вести при власти.

«Рассуждение о первой декаде Тита Ливия» (декада- это десять)-Макиавелли берет 10 книг Тита Ливия и по поводу них он дает комментарии.

«О военном искусстве»- о Риме, Древней Греции.

В основном он перелопачивает римский опыт. Он работает в рамках политического опыта. Нельзя сказать, что он теоретик.

Но всегда спрашиваешь, за счет чего он становится таким известным? Ещё известен и с тех времен. Это одна из центральных фигур. На фоне Аристотеля он смотрится слабо.

Макиавелли выдающийся ум. Очень важно написать нужную книгу в нужное время. Это тоже имеет значение. Например, Чехов- вторая половина 19 века. Если он появится сейчас, а сейчас много людей, которые пишут. И в такой среде найти Чехова и сказать, что это классика.

Макиавелли написал книгу Государь. Это такое руководство к действию для правителя, который хочет власть захватить и удержать. Там есть откровенный цинизм. Средневековая культура- это ханжеская культура. Делается одно, а говорится другое. Всегда там были убийства, козни политиков, но писать об этом было непринято. Макиавелли на полном серьезе говорит, что так и нужно делать и это единственный способ захватить власть. Это звучит цинично. Один из способов остаться в истории- это травмировать общественное мнение.

Книга сначала была запрещена, потом попала в индекс запрещенных книг, который был установлен Папой Римским. Набоков написал Лолиту. Лолите в этот момент 12 лет. Ни один издатель не стал печатать, просил сделать ей 15 лет, но он отказался.

Макиавелли хотел, чтобы Медич его заметил, и готов был верно ему служить. Помнят Макиавелли именно по этой книге.

А рассуждения о Тите Ливии- это история.

Читая Макиавелли, не скажешь, что он человек верующий. Он не прибегает к аргументам Библии, религиозным догмам. Он критикует провиденцию, т.е. промысел Божий. Он использует термин Фортуна- это среднее между судьбой и волей. История- это всегда скрещение воль, дело случая. Отношение к религии исключительно прагматическое. Он сравнивает Рим и Европу. Рим с католической церкви Макиавелли постоянно критикует. Он считает, что православие освобождает человека.

Политика как опытная наука- Макиавелли продолжает традиции Аристотеля. Он выступает как ученый. Он набирает факты и пытается выбить какие-то закономерности. Он пытается понять связи социальной борьбы, связи государства. Он стоит в основе политологии.

Понятие государства- нужно его выискивать между срок. Считается, что он впервые использует государство в значении, привычном для нас. Он употребляет термин state, stato в смысле властного института. Для Макиавелли государство- это институт, который имеет огромную ценность. Он говорит о значении единого, цельного механизма для Италии. Он сторонник того, что в Италии должно быть сильное государство. Государство- это состояние властвующих и подвластных, это политические отношения, это некая технология. Это не только аппарат, это и народ. Это то, что включено в народ. Народ- это сила, некая основа государства. Важнейший компонент государства- это гос властью цель государства- безопасность личности, защита собственности.

Говорит, что сначала люди жили разрозненно, потом выбрали самого храброго, сделали его своим главой и стали ему повиноваться. Он не говорит о том, как возникает государство. Его интересует технология власти.

Форма государства- он говорит об этом, как каждый политик. Он говорит, что для форм государства характерно многообразие, т.к. для форм государство характерны борющиеся силы.

Факторы, которые влияют на форму государства, очень разнообразны. Каждый народ выбирает свою форму, нет универсальной.

Он дает Платоновскую классификацию на правильные и не правильные формы. Правильные формы- общее благо и благо государство, безопасность граждан (это Макиавелли придумал), соблюдение законов.

Вторая классификация-это монархия и республика. Монархия- позволяет аккумулировать ресурсы. Монархия перерастает в деспотии. Республика- хорошая форма, отвечает интересам народа. Есть недостаток- в том, что республика не сможет объединить Италию, она слишком слаба.

Идеал он видел в смешанной форме.

Политическое искусство- технология власти. Главная формула, что цель оправдывает средства. Отсюда идет понятия- макиавеаллизм. Государственная цель оправдывает средства. Макиавелли был патриотом. Когда говорят об аморальной политики, то это абсурд, т.к. у каждой политики своя мораль.

О праве говорит мало, скудно. Право- это выражение силы и орудие граждан. Закон обеспечивает нашу безопасность, его нужно соблюдать.

Томас Мор- 14719-1535 (Англия)

Считается родоначальником утопического социализма. Этот термин ввел Энгельс в работе «Развитие социализма от утопии к науке». В 19 веке до революции это понималось как социализм.

Из сурийской семьи. Не был аристократом. Он работал адвокатом. Сблизился с Генрихом 8, и он обеспечил ему карьеру. Был спикером Палаты Общин, а последняя должность- Лорд-канцлер Англии.

Генрих 8- период борьбы Англии с римской католической церкви. Начинается процесс переподчинения себе церкви, которая находится в Англии.

Томас Мор- католик. Генрих 8 разводится, а папа это не одобряет. Генрих 8 вводит также акт присяги к монарху, Томас Мор отказывается, и его приговаривают к смертной казни. Приговор ему был очень жесткий. А Генрих 8 его бывший друг, и заменяет приговор отсечением головы. Накануне смерти он пишет сочинения.

Основные сочинения: «Утопия» («Весьма полезное, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем государстве и о новом острове Утопия красноречивого гражданина и шерифа славного города Лондона»). Литература для него- это забава.

Утопия- пытается нарисовать образ будущего социального устройства. В 19 веке его сильно раздули социалисты. И в Англии он известная фигура. Но сказать, что для Европы это имеет значение, то только в том плане, что там социалистические учения.

Из чего вырастает социализм? Истоки утопии- развитие капитализма. В Англии сгоняют с земель, образуется огромное количество бездомных. Т.е. в Англии капитализм на селе возникает. Социализм возникает потому, что возникает капитализм. По форме напоминает Платона, Новый Завет и гуманисты.

Социализм появляется как реакция на развитие капитализма. Либерализм- это идеология, политическая практика. В своих истоках либерализм и социализм- это враги, антиподы. с конца 20 века они начинают сближаться, и появляются правовые государства. Социализм появляется как реакция на капитализм. Капитализм жестокий, человеко ненавистный. Это прогрессивное направление общества. Томас Мор предлагает затормозить развитие капитализма в Европе. Он выступает как типичный реакционер.

Например, Петр Струве сказал, что революция- это реакция русского мужика на капитализм. Русский мужик не захотел жить при рынке и демократии.

Социализм в своих основах- это реакция.

Его работа в меньшей части критикует гражданское общество, а большая часть посвящена организации нового общества. Много из того, что он предлагает является базовым элементом социализма.

Утопия- это остров, которого нет.

Суть социализма- это организация экономики. Это коллективная собственность, коллективизм распределения, уравнительное распределение, имущественное равенство, потребление золота в стране ограничено (предлагает делать унитазы из золота), труд обязателен, труд- моральная потребность. Есть труд физический и умственный. Нужен 6-часовой рабочий день. Первичная ячейка общества- это семья. Семья городская- от 10 до 6 взрослых, а сельская- от 40 взрослых.

Право и правосудие- он юрист, адвокат. Закон должен быть поменьше и попроще. А на острове утопия главное- это мораль, и религия.

Нет религиозного экстремизма, допускаются атеисты, но из запрещено проповедовать свои взгляды.

Жан Боден (1530-1596)- Франция

Отчасти историк, юрист, работал прокурором. Он по матери еврей. Он всё время пытался это скрыть. Он внешне был католиком а скрытый кальвинист.

Основное произведение- 6 книг о республике.

Он автор теории государственного суверенитета. Ослабляется власть римского папы, возникают новые государства. И объективно есть нужда в такой теории.

Признаки суверенитета:

1) Абсолютность- власть государства должна не знать никаких препятствий, никаких ограничений;

2) Надзаконность- нормальное государство само решает, принять закон или отменить

3) Постоянство- государство использует свою власть на неопределенном сроке;

4) Единство- суверенитет не может делиться на территории страны между разными субъектами (например, часть у церкви, монарха). Носитель суверенитета один. Суверенитет в условиях федерации- это дробление суверенитета между субъектами.

Формы реализации суверенитета:

1) Издание законов;

2) Решение вопросов войны и мира;

3) Назначение должностных лиц;

4) Действие в качестве суда последней инстанции;

5) Помилование;

6) Чеканка монеты;

7) Определение мер и весов;

8) Взимание налогов.

То, что он говорит о суверенитете, абсолютно актуально сейчас. У суверенной власти есть ограничения:

1) Суверен связан с законами- божественными, естественными, общечеловеческими;

2) Суверен не вправе вмешиваться в дела семьи. Семья- это некая основа государства.

3) Суверен не вправе нарушать принцип веротерпимости- конфликт гугенотов и католиков для него актуален;

4) Суверен не вправе облагать налогами без согласия подданных

 

28.02.2012.

В прошлый раз спросили как гуманизм связан с Макиавелли. Гуманизм дает некие общие формы, которые предполагают, что к человеку больше внимания. Макиавелли верит в силу человеку. А у Томаса Мора гуманизм точно есть. Он за то, чтобы людям дать социальные гарантии, чтобы люди не умерли с голоду.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 205.