Эта наука появляется во второй половине 18 века на Западе, в Европе. У нас – со второй половины 19 века эта наука появилась.
Был курс Чичерина (история политических учений – 5-ти томный труд). Был курс «История и философия права» (так на западе называется курс и по сей день).
В советское время этот курс назывался История политических учений. С 1980-ых курс стал называться история политических и правовых учений.
Курс называется история политических и правовых учений, т.к. есть и те, и другие учения. Курс политической социологии будет дублировать то, что есть у нас. Будет здорово.
Платона, Аристотеля мы уже слушали на курсе философии. Послушаем еще раз.
На западе расслоения – отдельно изучают политические и отдельно правовые учения. История учения о государстве и праве называют на западе иногда – чтобы развести с политологией.
В нашем курсе будут и политические и правовые учения. Политических – 80%. Правовых – 20%. Если их развести – тогда Жукову будет просто нечего читать. Это как идея развести теорию государства и теорию права – возможно будет, возможно и не будет.
Если брать курсы Лейста, Нерсесянца, то там процентов 80% - материал по Западной Европе и 20% по России. Посмотрите историю политических учений Чичерина – 5-ти томник. Так там вообще по Россию нет. С его точки зрения политической мысли в России в то время вообще не было.
С 80-ых годов XX века стали добавлять арабский восток, по России определенные куски.
Но курс в целом европоцентристский. Учебник под ред. Мартышевой – Европа – 60%, Россия и Восток – 40%.
Почему так? Источники и идей этой науки – пришли к нам с Запада, они наши учителя.
Имеет значение и то, как написан курс. Разные учебники. Для студента надо писать очень понятно. Вот Гегель – великий мыслитель, но его нужно излагать понятным языком. Специфика курса в том, что надо адаптировать материал к тому, чтобы понимал все это студент.
Терминология в ТГП более-менее стабильная, в ИППУ же – разная терминология. 50 авторов – и у каждого что-то свое.
Предмет ИППУ
Что она изучает? Она много чего изучает. 3 основных момента:
1. Политико-правовую мысль прошлого и современности;
Прошлого-то понятно, а что там с современностью? Потому что политическая правовая идеология, теория формируется не сегодня-завтра (нужно ждать лет 20-30). Теории нужно время. Нужны авторы, которые будут писать резонансные сочинения. Должны быть последователи. Когда есть серьезный объем литературы, тогда можно говорить, что теория состоялась.
Много гуманитариев спят и видят как они создают нечто гениальное, чтобы оставить след в истории. Часто понимаешь, что в теории пустота. Возьмите Петражицкого – психологическая природа права. Чем он «берет»? Скандальностью, оригинальностью. Мысли, близкие к бреду. НО этим он обратил внимание свои современников. Возник резонанс в обществе, которая может пойти очень далеко. Красивые теории, «приглаженные» никому не интересны.
Вопрос интересный – сколько и какого качества нужно написать литературы, чтобы остаться в истории? Есть писатель такой – Михаил Веллер. Он тоже скандальный. И он меряет свою творчество сантиметрами. Спрашивают его «сколько вы написали» - он говорит «1 м. 20 см.». Можно и по весу посчитать и т.п.
Нерсесянц считает, что ИППУ изучает уже сложившиеся, состоявшиеся теории. А если какие-то отдельные мысли, то это не достойно внимания ИППУ. Тут есть определенный резон, т.к. распыляться на какую-то мелочь нет времени. Куда лучше – есть возникшая теория, надо ее изучать. Но это несколько зауженный подход к ИППУ.
Нынче обозначился более широкий подход. Не только развернутые теории, но и определенные идея, содержавшиеся в иных произведений.
Вот пример – роман Евгений Онегин может быть предметом ИППУ? Поэма Некрасова «Мороз красный нос» может? Может. «Борис Годунов» может? Конечно! Как понимаются вопросы политической власти в России в то время.
Во многих учебниках возникли главы о политических взглядах в произведениях Толстого, Солженицына.
Литература должна быть предметом ИППУ. Но специалистов нет. Т.к. нужно быть специалистом и в литературе и в ИППУ, нужно любить это дело. Нужно из определенного жанра вытаскивать идеи. Толстой, Достоевский – они же художники, вроде бы что там делать юристу, политологу? А вот что – в своих произведениях они описывают правосознание народа, творчество носить порой бессознательный характер. Иногда это даже полезнее, чем научный текст.
Еще пример – советская патриотическая песня. Там чувствуется дух империи, подчинении каждого члена общества этой империи.
Или еще – блатная культура. Есть песня блатная «Мурка». Это же тоже можно изучать – это не просто мир преступности, блатной мир, это же отчасти мы сами. Есть феномен – блатная культура любима широкими массами в России, это специфика нашей жизни. О чем это говорит? О том, что так наш человек понимает власть! Вот что для него власть. Блатная песенная культура отражает больше в отношении человека и власти, чем, например, какое-нибудь эссе.
Это предмет беспредельный. У ГП есть свой предел. У ТГП есть свой предел. А у ИППУ предела нет, это безбрежное море. В ГП многое уже исписано. А в ИППУ можешь писать работу в любом направлении, никому не помешаешь.
2. Она ведет поиск основных тенденций и закономерностей происхождения и развития политических и правовых учений;
Что такое наука? Наука это сфера человеческой деятельности, сфера человеческого знания, которая отражает некий объективный мир. А этот мир имеет определенные закономерности в своем развитии. Есть ли у ИППУ есть такие закономерности? Есть ли закономерности в развитии государства и права? Жуков считает, что нет.
История развивается таким образом, что сегодняшний день не повторяет полностью вчерашний. Все факты истории неповторимы, уникальны. Мы дважды не войдем в одну и ту же реку! В глобальном плане нет закономерностей в развитии человечества. Есть зависимости локальные, но нет магистрального вектора развития человечества. Определенный исторический кусок развития человечества не повторяется.
Не было двух одинаковых государств, не было двух правовых систем. Даже Россия на каждом этапе своего развития разная. Исходя из этого становится не понятно, куда придет человечество.
Закономерности появления войн? Можно найти некоторые, но каждая война имеет свои специфические условия.
Что такое ИППУ?
· Это определенные авторы, которые ИППУ создают – Платон, Аристотель, Маркс, Ницше, Ленин и т.п.
Предположим, что их не было. Например, Ленин не родился. Или Маркс родился, а Энгельс – нет. История пошла бы по другому пути.
Огромное количество случайностей.
· ИППУ изучает и политическую идеологию тоже. Пример – политическая идеология времен средневековой реформации.
Но все же мы можем говорить об определенных закономерностях. Но еще раз скажем – они локальны, они на определенном участке времени работают.
Берем крупное направление – социалистическая идеология. И там было много всяких авторов (200-300 авторов точно). Но там была логика развития. Она предопределялась развитием экономики на Западе. Социализм появляется как антипод капитализму на западе. Еще закономерность – проходит социализм определенные этапы развития (логика, закономерность развития социализма). Или еще – политическая идеология фашизма. 3 рейх уникален, такого никогда не было и никогда не будет больше. Но фашистская идеология имеет логику своего развития – мы знаем фашизм 20 века, 19 века, знаем неофашизм – все они имеют определенную логику развития, но формируются в неповторимых условиях.
3. ИППУ изучает обусловленность политико-правовой мысли социальными факторами.
ППУ не падает нам из космоса, не появляется на очищенной сцене. Формируется в конкретной среде. Нужно четко понимать где и когда эта теория была сформирована, нужно понимать что повлияло на эту теорию.
Взаимодействие ППУ с социальными условиями – этот анализ полезен, может дать нам ответ на то, почему возникло то или иное направление.
Либерализм – что повлияло на него? Капитализм, экономика в первую очередь. Буржуазии нужна была эта идеология, чтобы прийти к власти.
Или почему национал-социализм возник в Германии в 20-30 годах? Т.к. немцам нужно было развиваться, нужны были колонии. И, естественно, многие иные факторы.
Однако много не понятно. Тот же национал-социализм. Там много иррационального – у немцев в то время было много «дурной крови», которой нужно было себя проявить. Масса людей – это тоже масса биологических организмов, которые порой живут по законам природы.
Вот в то время немцы были «буйными». Сейчас немцы скорее кающиеся.
Характер политико-правового знания.
У ИППУ много граней. Основных – 4.
1. Политико-правовое знание имеет политических характер.
Что это значит? Значит, что ИППУ изучает те учения, которые что-то говорят о власти, о государстве, о социальных конфликтах, связанных с властью. Что такое политика? Политика – это сфера общественных отношений, которая формируется вокруг государственной власти.
2. ИППУ – это наука не только политическая, но и юридическая.
Это значит, что ИППУ изучает учения, которые что-то говорят о праве, правовой системе, правосознании, законодательстве, праве и законе (пусть даже в теоретическом аспекте).
3. ИППУ – это наука историческая.
История – это специфическая наука. Была такая Баденская школа (Рихард) – есть два вида наук – науки о природе (технические науки) и науки о культуре.
Науки о природе основаны на причинности. Наука там ищет закономерности.
Науки о культуре (гуманитарные) – описывают явления. Нужно объективно, четко описать определенное историческое явление. Закономерности искать в истории – это гоняться за виражом. Жуков – нет глобальных закономерностей в истории, человечество не знает куда идет, человечеством движут инстинкту.
Дело историка – описать явление. Описал вторую мировую войну? Хорошо, кто-то другой почитает и ознакомится с этим явлением.
ИППУ – историк политического учения должен оценить источники где содержится та или иная теория – проследить, что есть социализм у Сон-Симона и у Маркса и как можно более точно воспроизвести, что каждый из них думал о социализме, например. Если мы наши зависимость – хорошо, но глобальных, скорее всего, нет.
4. ИППУ – это наука еще и философская.
Именно поэтому ИППУ часто называют на западе история философии права. Но слово «право» недолжно вводить в заблуждение. Это философская дисциплина.
ИППУ изучает те теории и идеи, которые касаются сущности права, государства, законодательства. ИППУ не изучает историю УП, ГП и т.п. ИППУ рассматривает разные идеи, разные теории, которые как-то рассматривают государство и право в своем ядре, в свое сущности.
Возьмите Канта. Он много говорит о праве. Он отчасти и о ГП говорит и о семейном праве. Но это не наш предмет в частности.
Нужно выявить мировоззренческий, философский компонент.
Жуков выделил 4 грани. Но другие авторы свои выделяют. Марксизм – какие там грани? Экономика и классовая борьба. Классовая борьба подпадает под одну из наших граней, но нужно рассматривать и экономику. Без его 5 формаций не понять его учение, нужно заниматься и экономикой.
Петражицкий – у него все замешано на психологии. МЫ должны иметь представления и о психологии, иначе мы ничего не поймем. Хотят курс для студентов не предполагает такое глубокое погружение в материал. Вот тут ИППУ имеет психологическую грань.
Много теорий, замешанные на религии. Если ты читаешь по исламу что такое государство и право, то ты должен и про ислам рассказать. Тут ИППУ получает религиозную грань!
Берешь Достоевского – нужно разбираться и в эстетике, нужно понимать как романы строятся!
В этом смысле наука очень многообразная.
Методология ИППУ
Совокупность приёмов и способов, при помощи которых наука изучает свой предмет. Наша методология во всех наших учебниках стандартная – гегельянско-марксистская. У Гегеля – логика, ее понятийный аппарат берет Маркс, а потом Ленин и т.п. Это солидный фундамент.
В Европе же плюрализм гораздо больше. Берешь кандидатскую или докторскую – там есть раздел про методологию. Обычно пишут «диалектический метод» (Гегеля).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 180.