Восприятие текста – процесс обратный процессу порождения. Если порождение характеризуется общей направленностью «от мысли к тексту», то процесс восприятия имеет обратную направленность «от текста к мысли».
Следует отметить, что термин «восприятие текста» трактуется широко, включая не только действия по пониманию и дальнейшую мыслительную переработку информации, полученной из текста, но предшествующие им этапы. Он обозначает, с одной стороны, образ предмета, который возникает в процессе восприятия, но также и сам процесс восприятия. Таким образом, можно выделить следующие основные фазы в процессе восприятия:
1 фаза – фаза «мотивации», как и при порождении, определяет «изначальный» мотивационно-побуждающий уровень процесса восприятия.
2 фаза – восприятие – охватывает в основном процессы непосредственного взаимодействия реципиента с текстом.
И, наконец, 3 фаза связана с глубинными процессами понимания текста, которые могут привести к изменению, как тезауруса, так и концептуальной системы личности реципиента.
Вторая и третья фазы в их взаимодействии характеризуют речемыслительную деятельность реципиента.
Побудительный мотив к восприятию текста реципиентом формируется как решение одной из частных задач того или иного некоммуникативного действия. Мотивация к восприятию текста осознается как необходимость заполнения «информационного вакуума» (удовлетворение некоторой информационной потребности) в рамках какого либо целенаправленного действия, относящегося обычно к другому (некоммуникативному) виду деятельности.
Процесс понимания текста – это речемыслительная деятельность реципиента. Она включает два основных подпроцесса, следующих параллельно.
Первый подпроцесс – поэлементное восприятие – сводится к тому. Что реципиент идентифицирует предъявляемые ему элементы текста (то есть буквы письменного или звуки устного текстов) как слова(или проще говоря, читает / слышит). Поэлементное восприятие определяется двумя факторами: качеством элементов текста и темпом их восприятия. Под качеством элементов текста понимаются такие их свойства, которые позволяют реципиенту без особых усилий однозначно идентифицировать их в процессе восприятия текста. Таким образом, текст, состоящий из «хороших» элементов – это текст, напечатанный достаточно четким шрифтом, написанный более или менее разборчивым почерком. В случае устного текста. Текст из «хороших» элементов проговаривается четко.
Темп поэлементного восприятия может быть измерен количеством элементов, содержащихся в отрезке текста, воспринятого в единицу времени. При восприятии письменного текста реципиент сам устанавливает этот темп, при восприятии устного текста этот темп, как правило, диктуется извне.
Второй подпроцесс восприятия текста – семантические воспри ятие – есть процесс установления значений слов, связей между словами в предложении, предложениями.
Таким образом, процесс восприятия текста – сложный процесс проникновения реципиентом в мысли коммуникатора.
Резюме.
Взаимопонимание коммуникантов предполагает пересечение их знаний, в особенности тех знаний, которые выражены в вербальной форме. Взаимодействие слова и индивида в плоскости вербального знания сказывается в том, что каждое порождаемое автором текста слово, а также каждое услышанное (прочитанное) реципиентом слово текста активизирует в его памяти, некоторую группу слов, семантически связанных с этим словом.
Вопросы на самостоятельное изучение:
1. Коммуникативный портрет автора.
2. Коммуникативный портрет реципиента.
Литература:
1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.
2. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. – М., 1990.
Контрольные вопросы для практических занятий:
1. Как рассматривается в лингвистике тезаурус личности?
2. Какова структура модели порождения текста?
3. Что такое коммуникативный портрет реципиента?
4. Выделите основные фазы в процессе восприятия.
5. Каковы два основных подпроцесса процесса понимания текта?
ТЕМА 15. «ПРОЦЕССЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Вопрос 1. Понятие текста
Вопрос 2. Смысл и содержание текста
Вопрос 3. Внутритекстовые связи
Вопрос 4. Соотношение текста и дискурса
Вопрос 1. Понятие текста
Основным из основных объектов исследований в языкознании последних лет стал текст. Это обусловлено как социальными потребности, так и логикой внутреннего развития механизма самой науки.
«Многомерность » человека как объект познания диктует необходимость комплексного подхода к его исследованию. В связи с этим перед языкознанием, как и перед другими науками о человеке, встает задача раскрытия природы, структуры и роли человеческого фактора, что предопределяет изучение взаимодействия говорящего с текстом в процессе коммуникации.
В этой связи становится актуальной задача изучения текста как основной единицы коммуникации. Решающее значение при таком анализе приобретает человеческий фактор – изучение взаимодействия текста с личностью коммуниканта в конкретных условиях общения.
Для организации речевого воздействия необходимо знание, как основных этапов, так и процесса речемыслительной деятельности коммуникантов в целом.
В настоящее время имеется большое число различных видов информации (здесь информация понимается как форма функционирования знания в виде текста), а также многочисленные способы и технические средства ее передачи. Одной из наиболее распространенных форм передачи информации является вербальная форма, существующая в виде устной и письменной речи.
Процессы передачи информации получили название коммуникации, а совокупность средств, предназначенных для этой цели, называ ется средствами коммуникации.
Несмотря на многообразие условий и средств вербальной коммуникации, в каждой из них можно выделить элементарную коммуникативную цепочку. Ее необходимыми компонентами являются автор – текст – реципиент (получатель информации). При отсутствии любого из этих компонентов коммуникативный акт невозможен. Элементарная коммуникативная цепочка представляет собой минимальную структуру, внутри которой может быть изучен процесс функционирования текста в коммуникации. В рамках элементарной коммуникативной цепочки можно различить два вида речемыслительной деятельности:
- речемыслительная деятельность автора;
- речемыслительная деятельность реципиента.
Основным содержанием речемыслительной деятельности автора является преобразование «мысль/ текст», а основным содержанием речемыслительной деятельности реципиента составляет преобразование «текст/мысль». Продуктом речемыслительной деятельности автора, как правило, текст – устный или письменный.
Речемыслительная деятельность является средством реализации мыслительного содержания с помощью языковых единиц, поэтому в любом тексте проявляется специфика мышления коммуникантов, их позиции, а также субъективное использование языка. Соответственно в речемыслительной деятельности выделяются мыслительные категории, характеризующие, во-первых, индивидуальное знание коммуникантов о мире, во-вторых, их представление об экстралингвистических условиях акта коммуникации и языковые категории, связанные с закономерностями и свойствами языка в их субъективном использовании.
Вопрос 2. Смысл и содержание текста
Текст, как необходимый элемент любого акта вербальной коммуникации, рассматривается как объект, взаимодействующий с двумя субъектами – автором и реципиентом. В такой схеме есть две плоскости взаимодействия: автор/текст и текст/реципиент. Соответственно семантика текста может рассматриваться в двух аспектах: автор/текст – тогда мы говорим о содержании текста и текст/реципиент – тогда речь идет о смыслетекста. Содержание текста определяется автором, ставящим своей задачей в процессе порождения текста объективировать с помощью языковых средств фрагмент знания. Таким образом, содержание текста – это результат объективации информации в тексте средствами языка. Наличие содержания в тексте – фундаментальное свойство языка, обусловленное мышлением.
Термином «смысл» обозначается воспринятая реципиентом семантика текста, на основе которой строится соответствующая модель представлений, возможно не в полной мере адекватная модели представлений автора текста.
Необходимость двух терминов – содержание и смысл – обусловлено необходимостью различения знания, объективируемого автором в тексте, и знания, получаемого реципиентом при восприятии текста.
Иначе говоря, реципиент понимает не все, и возможно, не так, что и как хотел сказать автор. Понимание текста обусловлено, помимо непосредственного текста, целым рядом экстратекстовых факторов (коммуникативный контекст – социокультурный и ситуативный, эмоциональное состояние реципиента, его фоновые знания и др.). Таким образом, каждый текст имеет только одно содержание, определяемое автором, и может иметь для разных реципиентов различные смыслы.
Более того, для некоторых реципиентов данный текст может вообще не иметь никакого смысла.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 265.