1. Формы организации и контроля самостоятельной работы (текущей, творческой / проблемно-ориентированной)
Таблица 3
№ п/п | Формы организации | Формы контроля |
11. | Письменное домашнее задание («контрольная работа») | Зачет |
22. | Реферат | Зачет |
33. | Эссе (презентация, проект) | Зачет |
44. | Портфолио | Зачет |
§ Письменное домашнее задание («контрольная работа»)
используется при заочной форме обучения или в случае пропуска студентом дневного отделения обязательных (рекомендуемых) для посещения занятий. Оно представляет собой письменно изложенные результаты самостоятельного изучения студентами отдельных тем и разделов дисциплины. В курсе «Основы рекламы» контрольная работа возможна в двух форматах (см. п.1) и состоит обычно из двух блоков заданий: теоретического и практического. Теоретический блок предполагает написание академического эссе или реферата объемом 10-15 страниц. Практическая часть содержит творческие задания по разработке элементов рекламного сообщения (или рекламной кампании) для выполнения которых требуется применить аналитические или творческие способности студента. «творческая работа» составляет по объему (5-7 страниц) и основана на самостоятельном изучении студентом 1-2 тем курса.
Оценивание письменного домашнего задания производится по следующим критериям:
- структурированность;
- логичность и полнота аргументации;
- соответствие академическому стилю письма;
- правильность оформления;
- грамотность;
- использование достойных источников материала.
§ Реферат
Реферат (от латинского refero - сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научных трудов, литературы по теме. Реферат - вторичный текст, по смыслу адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста.
Некоторые отличительные признаки реферата:
1. соответствие первоисточникам;
2. полнота изложения содержания первоисточника при небольшом объеме полученного вторичного текста (информационная полнота);
3. точность и объективность в передаче содержания первоисточников;
4. стилевая выдержанность реферата в строго научном стиле (не в научно-популярном и не в научно-публицистическом);
5. особая структура текста;
6. особые языковые клише, характерные для реферата
Цели, которые можно ставить в рефератах по дисциплине «Основы рекламы»
- критически осмыслить, рассмотреть основные современные тенденции рекламы, связанные с проблемами воздействия на потребителей, создания рекламного продукта, этики рекламы и т.п.;
- изложить результаты научных исследований, посвященных проблемам современной рекламы;
- подробно охарактеризовать специфику рекламного продукта/рекламных кампаний;
- выявить композиционные (стилистические) особенности рекламы товара или услуги;
- обосновать следующую точку зрения (концепцию, идею) на какую-либо проблему рекламы
- осуществить критический анализ отдельных рекламных материалов
- сопоставить разные точки зрения на определенные проблемы рекламы конкретного предприятия
- дать оценку, анализ состояния рекламы в отдельной сфере (на отдельном предприятии)
К сожалению, для большинства рефератов характерны некоторые недочеты (что учитывается при оценивании реферата):
- Нарушение жанра реферата.
Часто реферат подменяется конспектом.
- Информационная недостаточность.
Возникает, если студент не продумал тему/ проблему, поверхностно знает фактический материал, а также из-за малого количества использованных источников.
- Информационная избыточность
Представляет собой наличие в рефератах частей текста, которые не соответствуют теме и проблематике или не актуальны для раскрытия темы. Обусловлена неумением выделять главное в исходных текстах («расплывчатостью» мыслей), а также неумением использовать точные речевые формулы.
- Неумелая формулировка темы реферата, нечеткое определение ее границ.
Слишком широкие или слишком узкие темы. Наблюдения показывают, что темы рефератов чаще всего «описательны», нацелены на репродуктивное, пассивное списывание, а не на активное решение поставленных проблем.
- Слабость вступительной части. Здесь можно отметить недоработки трех видов:
а) Неоправданно краткое, формальное введение. В нем, как правило, отсутствуют обоснование выбора темы или крута проблем, которые предстоит решить автору, постановка цели и формулировка задач реферата.
б) Избыточное по объему и содержанию введение, в которое включены элементы основной части, например, история вопроса
в) «Дефектное» введение, для которого характерно сочетание избыточности в одних местах и «ущербности» в других.
- Слабость заключительной части проявляется в недочетах следующего вида:
а) отсутствие заключения;
б) формальное заключение, в котором отсутствуют обобщение и синтез предшествующей информации.
- Неправильное структурирование текста.
Некоторые студенты пишут реферат «сплошным текстом», отчего он кажется размытым и трудным для восприятия. Большинство студентов делят текст на структурные части, но при этом допускают нарушения, связанные или с гипертрофией, или с редукцией компонентов текста.
- Недостаточное выявление связей между частями текста.
- Речевая избыточность, связанная с неумением осуществлять языковое сжатие текста, находить экономные лексические и синтаксические способы выражения мысли.
- Чрезмерное использование иностилевых вкраплений. К подобным вкраплениям можно отнести такие разговорные и публицистические средства языка: эмоциональные и субъективно-оценочные слова, метафоры, образные сравнения, риторические вопросы и восклицания, инверсии, повторы и другие средства.
- Незнание языковых клише, характерных для научного стиля, и неумелое пользование ими.
- Небрежность в оформлении: низкая культура цитирования, составления плана, списка использованной литературы и др.
§ Эссе
Эссе - (франц. Essai - опыт, набросок) жанр философской, эстетической, художественно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора, с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Эссе как вид учебной деятельности студента представляет собой самостоятельное сочинение-размышление студента над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики. Существует очень много различных типов эссе, каждый из которых имеет определенную цель. Ниже приводятся примеры наиболее часто используемых (известных, популярных) типов эссе.
Тип эссе | Описание | Примеры тем |
«Описательное» эссе | Описывает как должно быть выполнено некоторое действие, указывает направление или инструктирует о решении задачи, | «Как правильно составить рекламную визитку» «Как организовать рекламную презентацию» «Как разместить POS-материалы в туристском агентстве» |
«Причинно-следственное» эссе | Обращает внимание на условия или ситуацию; пытается ответить на вопросы: Почему'.' (причина), или Каков результат? (эффект) | «Причины низкой эфективности рекламы» «Почему реклама не продает туристскую услугу» «Эффекты креативной рекламы» |
«Определяющее» эссе | Определяет тему (явление) как конкретно (например, дает определение, как в словаре), так и абстрактно (предлагает расширенное толкование). | «Ответственность за нарушение авторских прав в рекламе» «Реклама в комплексе интегрированных маркетинговых коммуникаций турфирмы» |
Фиксирует различия и/или сходство | «Сравнение рекламных материалов российских и зарубежных предприятий» «Приемы экспрессии и суггестии в рекламе, их роль в потребительском выборе тура». | |
Аргументирующееэссе | Формулирует обоснованное мнение относительно предмета (аргументы в поддержку или против) | «Должны ли предприятия туризма использовать креативную рекламу» «Должны ли работники турфирмы быть рекламистами?» |
Примерные критерии для оценивания эссе
§ Содержание и позиция
§ Полнота
§ Доказательство
§ Изложение
Для отличного эссе | Для неудовлетворительного эссе |
Содержание и позиция: А)четкий тезис или ясное изложение позиции последовательно обосновывается; Б) представлен продуманный аргумент и доказывающая его информация В) затрагиваются важные вопросы; дается анализ и убедительные выводы Полнота: А) равно уделяется внимание всем разделам темы; Б) при необходимости анализируются различные точки зрения Доказательство: А) представляется необходимая и точная информация; Б) используется дополнительная относящаяся к делу информация. Изложение: А) хорошая организация эссе; Б) эффективный стиль написания, В) ясный, точный и/или живой язык. | Содержание и позиция:не дается контекста или не излагается определенная позиция. Полнота: источники лишь упоминаются или приводятся выдержки из документов. Доказательство: большая часть используемой информации неточна, проблема не понята. Изложение: нет организации текста; ошибки серьезно затрудняют понимание |
Портфолио
Портфолио - в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». Портфолио - это коллекция работ и результатов студента, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Типы портфолио.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.
1. «Портфолио документов» - портфель документированных индивидуальных образовательных достижений (похвальные грамоты, дипломы за успехи в научной работе, достижения в спорте, творчестве и т. д.; благодарственные письма, ведомости успеваемости, значки, медали и т. п.).
Портфолио этого типа служит действенным механизмом определения образовательного рейтинга студента, так как может стать важной составляющей рейтинговой оценки. Однако, портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития студента, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
2. «Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы студента: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеоматериалы, и т. д. Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ и др. Портфолио оформляется в виде «альбома» студента с приложением его работ (в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей). Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности студента, направленности его интересов. Длянекоторых студентов «портфолио работ» есть дополнительная форма выражения успешности студента в его образовательной карьере.
Примерный вариант записей в «портфолио работ»:
• Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
• Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.
• Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, даётся её краткое описание.
• Работы по искусству. Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках.
• Другие формы творческой активности: участие в театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.
• Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.
• Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, её продолжительность.
• Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
• Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, полученный результат.
• Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нём студента.
• Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда и т.п.
3. «Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, представленные преподавателями, возможно одногруппниками, работниками деканата и др., а также письменный анализ самого студента своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч.
Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:
· Заключение о качестве выполненной работы.
· Рецензия на статью, опубликованную в СМИ.
· Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции.
· Резюме, подготовленное студентом, с оценкой собственных учебных достижений.
· Рекомендательное письмо о прохождении практики и т.п..
4. «Проблемно-исследовательский портфолио» - связан с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, например: варианты названий реферата (доклада, статьи); список литературы для изучения; микротемы, проблемные области, план исследования; дискуссионные точки зрения; факты, цифры, статистика; цитаты, афоризмы; интеграция с другими предметными областями; результаты исследования; выводы по результатам исследования; методы исследования; прогнозы и перспективы. Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает студентам не только достойно написать какую-либо научную работу, но и «поднимает» их познавательные интересы до высот научных образцов.
5. «Тематический портфолио» - создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: преподаватель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней - защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой.
Примерный вариант организации «тематического портфолио»
Студентам в самом начале предъявляются 10-20 заданий разного уровня сложности. Выполнение этих заданий и составят содержание портфолио. После проверки преподавателем портфолио можно организовать их презентацию и публичную защиту. Студенты выступают перед группой или курсом. раскрывают содержание своих работ, а другие студенты задают вопросы, обсуждают, а затем выставляют свои оценки представленному портфолио по собственным критериям.
3. Содержание самостоятельной работы
Темы:
Дата: 2016-09-30, просмотров: 202.