ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. А РАДИ ЧЕГО?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Все наши рассуждения о развитии богатства личности всех членов общества можно было бы принять за набор абстрактных слов, не имеющих прямого отношения к экономической "злобе дня" конца 80-х годов, к хозяйственным проблемам, требующим все более и более настоятельно: стали ещё больше, одежды ещё лучше... А ради чего?

Казалось бы, ответ прост: ради человека, ради удовлетворения его потребностей, роста потребления. И все действительно было бы просто, если бы не ряд существенных нюансов. Можно выплавлять много стали, но конечный эффект от её использования оставит желать лучшего. Нет ли подобного рода связей и в производстве товаров народного потребления? Всегда ли производить больше - это лучше? Более того, осмелимся задать и другой, весьма коварный вопрос: всегда ли потреблять больше - это лучше? И для кого (или для чего) лучше?

Начнём с фактов. Сегодня потребности человека имеют весьма сложную структуру и весьма сильно разнятся в зависимости от того, кто он, этот человек, - подсобный рабочий или ученый, уборщица или знаменитый артист. Различны и объёмы этих потребностей: кто-то мечтает о квартире и мебели, другому этого мало, он хочет получить собственный домик и машину, третий добивается виллы, "мерседеса" и собственной яхты. Что ж, каждому свое? Однако потребности того, кто уже получил свою яхту и виллу, тоже не стоят на месте, его желания устремляются к спортивному автомобилю для сына, а в туманных мечтах брезжит хорошенький личный самолетик (если наш "богач" - простак) или подлинный Ван Гог (если он интеллектуал). Если эту вполне реальную динамику потребностей экстраполировать немножко дальше, то целью станет общество, в котором у каждого будет по личному дому с гаражом, где стоят два-три автомобиля, на газоне аэродрома - спортивный самолет, а в мечтах... Неплохо, правда?

Однако, как известно, у медали есть другая сторона. Представим себе нашу страну, уставленную сотнями миллионов частных домиков и с небом, в котором витает не меньше самолетиков, чем мух; добавим к этому двести миллионов автомобилей и все это не венец, а не более чем промежуточная станция в бесконечном процессе роста индивидуальных потребностей. Следующий этап - 1 каждому в домик по картине Рембрандта, а если не хватит, разрезать полотно на части... Впрочем, ужасы культурного вандализма можно оставить в стороне. Для нас важнее другой тезис: безграничный рост утилитарных потребностей при условии их полного удовлетворения может столкнуться с абсолютными ограничениями экологического и технологического порядка. И не столько потому, что производство истощит и загрязнит природу; (здесь можно и должно уповать на научно-технический прогресс), сколько потому, что разросшиеся предметы потребления начнут вытеснять с нашей планеты сначала природу, а затем и самих людей.

Таков парадокс: рост потребления - это постоянная цель, но рост потребления не безграничен. Где выход?

Пока оставим в стороне различные варианты решения этой проблемы (нулевые темпы роста, рационализация потребления, с одной стороны, упование на научно-технический прогресс или факторы сознания - мораль, воспитание - с другой) и зафиксируем гораздо более сложную проблему социально-экономического плана: " рост потребления основных продуктов и услуг, рассматриваемый как самоцель, при прочих равных условиях не может не инициировать потребительских стандартов, запросов, стереотипов и мотивов хозяйственного поведения. В то же время научный социализм, его теория и практика росли и формировались в постоянной борьбе с мещанским, потребительски-утилитарным идеалом сытого и трудолюбивого мелкого буржуа, социализм всегда строился и строится как прямая альтернатива "обществу потребления". Перед нами новый парадокс: рост потребления - цель, "общество потребления" - антицель, цель со знаком "минус" (т. е. то, с чем мы должны бороться).

Конечно обе антиномии (парадоксы) роста потребления нами сформулированы в очень грубой и нарочито заостренной форме, отметающей все паллиативные решения. Но даже если снять все острые углы и порассуждать в стиле "с одной стороны, так, а с другой - эдак", то проблему устранить все равно не удастся, ибо за ней скрыта объективная и принципиально важная для социалистической экономики связь: безграничный рост утилитарных потребностей и средств их удовлетворения, рассматриваемый как самоцель, ведет к негативным экономико-экологическим (перепотребление) и социально-экономическим (потребительство) последствиям. Для того чтобы найти решение этих проблем, необходимо переосмыслить стратегию поиска социально-экономических форм связи производства и потребления. Мы накануне XXI в. Старая связь - приспособление производства к стихийно складывающимся потребностям - должна уйти в прошлое. Будущее за принципиально новым решением проблемы - планомерным, сознательным формированием структуры и формы потребностей, стиля потребления. Важно понять логику стратегического изменения направлений совершенствования механизма связи производства и потребностей, отказаться от привычного стереотипа и перейти к параллельному целенаправленному подчинению и производства, и потребления одной задаче - развитию богатства человеческой природы как самоцели.

Такое изменение не может произойти быстро и гладко, оно потребует серьёзной перестройки не только логики хозяйственного мышления и систем управления, но и многих социальных связей, а также серьёзных материальных затрат. И всё же наибольшая трудность в другом: потребности - не цвет волос, их в парикмахерской не изменишь. Перед каждым, кто замахивается на их формирование, встает во весь рост вопрос: как? Прежде всего как формировать потребности, не прибегая к администрированию, духовному прессингу, в конечном счете к насилию над личностью, как подчинять потребности высоким целям социально-экономического прогресса, не применяя низких средств, не ограничивая свободы человека? Эта проблема встает и перед теоретиком, и перед практиком, грозя "проглотить" обоих, завести экономику в тупик "казарменного коммунизма" или в болото потребительства, если своевременно не будет найдено её решение.

Это самая трудная проблема из всех тех, которые мы подняли в данном разделе. Говоря высоким стилем политико-экономической теории, ответ на него звучит примерно следующим образом: свободное объединение в общенародную ассоциацию потребителей, её деятельность по планомерной организации потребления (и его связи с производством) способствуют выявлению у каждого из её субъектов качественно нового круга потребностей, формирующихся в процессе творческой деятельности, и выявляющихся во взаимодействии, сотворчестве членов ассоциации потребителей.

Эта длинная "умная" (а может быть, и заумная) фраза не избавляет от необходимости анализа того действительного экономического содержания, которое за ней скрыто, причем анализа серьёзного и кропотливого. Мы, однако, воспользуемся лишь некоторыми примерами.

 

Отступление 3: От давки к очереди, от очереди к ...

Первый и самый простой пример - очередь в магазине. Не знаем, приходилось ли Вам, уважаемый читатель, стоять в длинной очереди за чем-либо. Нам приходилось. Так вот, эта очередь (особенно если стоят за дефицитом) обладает довольно высокой способностью к самоорганизации. Во-первых, происходит сознательное регулирование порядка доступа к товарам (каждый стоит на своем месте, возникает запись, рвущихся без очереди выкидывают, но если очень попросить и просьба объективная, то очередь разрешит и могут пустить; без очереди и т. д.); во-вторых, возникают элементы нормирования распределения (больше двух штук в руки не давать!); в-третьих, появляются первые шаги к контролю за распределением, торговлей (выборные представители от очереди пытаются заглянуть за прилавок: не придерживают ли дефицит). Такова самая примитивная, зародышевая форма самоорганизации потребителей. Конечно, очередь похожа на ассоциацию потребителей не больше, чем амеба на человека, но простейшие формы деятельности объединенных потребителей там уже прослеживаются.

Более развитая форма - потребительские общества, осуществляющие контроль за производством, защиту потребителя от монополизма и произвола производителей и т. п. Здесь создаются элементы нерыночной планомерной обратной связи потребления с производством. Такие общества существовали, скажем, в Советском Союзе в период новой экономической политики, существуют они и в других странах. Здесь уже потребители не только объединяются в союзы, но и включаются в достаточно сложную организаторскую деятельность, которая не может не сказаться определенным образом и на их потребностях. Так закладываются первые шаги к сознательному формированию своего собственного потребления, элементам его планирования (когда Вы сами, из своего опыта по контролю за производством и торговлей знаете, что в ближайшее время наладить выпуск нового товара в достаточном количестве не удастся, но через полгода его хватит всем, то Вы можете спокойно "отложить" удовлетворение своей потребности).

Следующим шагом может стать (и это было в СССР во второй половине 20-х годов) создание сети свободно формирующихся, открытых и добровольных объединений потребителей (в нашей стране - по территориальному принципу) с весьма широкими полномочиями. Они не только осуществляли контроль за торговлей и производством, но и формировали портфель заказов для снабженческо-сбытовых синдикатов, в их полномочия входили учёт и контроль за соответствием меры; труда и потребления, были сделаны первые попытки перспективного определения потребностей и целенаправленного их формирования. Такого рода объединениями было охвачено в конце 20-х годов большинство городских рабочих. Характерно, что они создавались на основе объединения деятельности, а не только денежных средств. Вступить в общество мог каждый, вносить средства для этого не было необходимости, нужно было только практически участвовать в деятельности такого рода объединений. Большую роль в их функционировании первоначально играли государственные средства, направлена их деятельность была на развитие планомерной связи производства и потребления и преодоление анархичности последнего. Поэтому формирование этих объединений было не столько развитием кооперативов (типа сегодняшней потребкооперации), сколько формой деятельности общенародной ассоциации трудящихся.

Так возникали в истории нашей страны первые формы ассоциации потребителей. В дальнейшем их судьба сложилась неблагоприятно в силу ряда субъективных и объективных (товарный голод и другие) обстоятельств. Но сегодня они вновь напоминают о себе.

Однако довольно примеров. Сделаем маленький вывод: исторический опыт знает простейшие формы планомерной и вместе с тем свободной организации потребления, непринудительного, сознательного перспективного учёта потребностей. Предпосылки для подчинения процессов удовлетворения и формирования потребностей задаче гармоничного и всестороннего развития личности налицо. Задача переводится в другую плоскость: как от предпосылок этого процесса перейти к нему самому.

Мы можем предложить достаточно простой путь решения этой задачи. Давайте поищем людей, у которых круг их потребностей уже сегодня в значительной степени подчинен задаче создания предпосылок для развития богатства личности, для которых утилитарное потребление и его рост уже сегодня не самоцель. Иммануил Кант образно передал это следующими словами: "... зрелый, обладающий опытом разум, ставший мудростью, устами Сократа среди ярмарки всевозможных товаров радостно восклицает; „Сколько [здесь] ненужных мне вещей}"" Конечно, это дело непростое, и абсолютного носителя новых ценностей мы, пожалуй, не найдем; на каждом из нас в большей или меньшей степени сказываются и мещанские стереотипы мелкотоварного производства, и воздействие "общества потребления", и негативное влияние разделения труда, сохранения тяжелых, неквалифицированных, рутинных операций. И все же...

Первый, кто может обратить на себя внимание, - человек творческой профессии, тот, в ком уже сегодня налицо элементы того развития богатства человеческой личности, о котором мы говорим как о самоцели. Однако мы не будем здесь говорить о художниках, писателях, актерах. Хотелось бы предложить другой пример: человек, занятый 8 часов в сутки обычной работой и отдающий свое свободное время общественной или какой-либо другой творческой деятельности, поле для которой огромно: от технического творчества и участия в управлении до создания дворовых клубов для подростков и общественного цветоводства.

Таких людей часто зовут "странными". Им не всегда помогают, иногда мешают. Но они есть, их число растет, и именно им, этим "странным людям", во многом обязано общество своей жизненностью, своеобразностью, своим поиском нестандартных путей прогресса. Специфика нашего социалистического общества в том, что оно призвано дать каждому из своих членов возможность включения в такую деятельность, в творчество, объединить их, связать в общенародную ассоциацию. И вот у этих-то людей происходит "странная" трансформация потребностей: у них почему-то превалирует интерес к духовным ценностям, они почему-то не чураются коллективных форм; потребления, а еда, одежда, обстановка превращаются для них в простое средство быть здоровым и приятным для окружающих. Вы видели таких людей? Мы - да. И немало.

И это не какие-то сладенькие образцы-манекены, эдакие эталоны добропорядочности. Напротив. Такие люди всё время чем-то недовольны, им до всего есть дело, им всё интересно. Окружающие могут обнаружить у них массу недостатков. Может быть, даже намного больше чем у иного конформиста, принимающего облик любой; среды, в какую ни помести. Но и дела, и потребностям у этих людей иные, новые, а если говорить точно - адекватные объективным задачам социально-экономического прогресса социалистического общества.

Какое же чудодейственное средство рождает эти новые потребности? Особое воспитание? Усиленная пропаганда? Может быть. Но главное все же не в этом/ Потребности, их облик формирует прежде всего общественная деятельность. И если человек свои положенные 8 часов не просто стоит за станком (или сидит за столом), а ищет резервы, включен в организацию труда, участвует в управлении заводом, городом, страной, если его время (и рабочее, и свободное) отдано тому, что мы выше назвали ассоциированным творчеством, - тогда 1 и именно в этой деятельности формируются и новое отношение к труду, и новые потребности.

Итак, развитие творческого отношения к труду, потребность в труде - вот ключ к целенаправленному формированию потребностей, адекватных задаче гармоничного и всестороннего развития личности. Если для человека главным интересом стало дело, если он в этом деле развивает себя как Человека (в данном случае мы намеренно пишем это слово с большой буквы), тогда утилитарные потребности автоматически отходят на второй план, ограничиваются, изменяют свою структуру, приспосабливаясь к решению главной задачи - создания адекватных условий для свободной деятельности.

Последние фразы могут создать ощущение, что авторы, во-первых, начисто забыли об экономике, а во-вторых, либо являются изрядными фантазерами, либо смотрят на мир сквозь розовые очки, которые жизнь ещё не успела им разбить. Что ж, у нас есть кое-какие возражения.

По поводу "во-первых". Сформулированный выше подход к статусу, задачам и формам потребления обусловливает ряд конкретных требований к организации всей экономической жизни и механизма управления ею. Сюда относятся практически все упоминавшиеся выше предложения, в частности качественное и количественное развитие такой ныне относительно слаборазвитой сферы управления, как планомерное формирование потребностей и управление процессом их удовлетворения. Задачей здесь является обеспечение подчинения этих процессов цели не только роста благосостояния, но и гармоничного, всестороннего развития личности каждого члена общества. Одно из конкретных направлений этого процесса - выделение в качестве целеориентирующих нормативов для всех звеньев производства и распределения таких рациональных норм потребления, качественный и количественный уровень которых создает необходимые предпосылки для превращения труда в сферу гармоничного развития личности. Соответственно платежеспособный спрос как превращенная форма потребностей может выступать лишь как косвенный и вторичный ориентир Для практики. Рациональны также развитие объединений потребителей, их самоорганизация для разрешения противоречия между планомерностью производства и анархичностью конечного потребления.

Теперь несколько слов в связи со вторым возражением и проблемой своевременности переориентации производства и распределения на непосредственное решение проблем создания предпосылок для гармоничного и всестороннего развития личности. Мы склонны сказать однозначно: да, наше общество "дозрело" до этой цели; да, социализм не может не ставить перед собой таких задач.

Основание? Его дали теоретические разработки К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, в которых научно обоснован тезис - высшей целью социально-экономического развития будущего общества являете не только полное благосостояние (оно, кстати, тоже нетождественно удовлетворению платежеспособного спроса), но и гармоничное, всестороннее развитие личности, превращение каждого в практического творца своей общественной жизни (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 3. С. 282, 440-441; т. 4. С. 447; т. 20. С. 305; т. 25. Ч. II. С. 386- 387; Ленин В. И. ПСС т. 6. С. 232; т. 41. С. 33 и др.).

Разве все это уже устарело? Конечно, нет. Обратимся к работам современных политэкономов, философов, социологов, развивающих эти тезисы, доказывающих, что цель - это не столько утилитарное потребление, сколько развитие личности в труде, превращение его в потребность на основе практического включения масс в управление обществом на всех уровнях - от коллектива доз народного хозяйства, т. е. гармоничное и всестороннее развитие личности.

Кому-то это кажется догматизмом, схоластическим теоретизированием, "романтизмом". Но не для вас ли, уважаемые сторонники "реалистического мышления" написали А. и Б. Стругацкие свою притчу-памфлет "Хищные вещи века"? Послушайте:

"Он проглотил несколько ложек салата и проворчал: - Мы знаем, что все великие революционеры дрались за изобилие. У нас нет времени самим теоретизировать но в этом и нет необходимости. Теорий достаточно и без нас. И потом изобилие нам никак не грозит. Оно нам ещё долго не будет грозить. Есть задачи гораздо более насущные... Догматики болтают: изобилие, мол, не цель, а средство. Мы отвечаем на это так: всякое средство было когда-то целью. Сегодня изобилие - цель. И только завтра оно, может быть, станет средством".

Авторы очень мудро отвечают этому любителю диалектики: "Завтра может оказаться поздно..."

И всё же реалии социализма конца 80-х годов показывают, что типичными являются не только и, может быть, даже не столько массовое социально-экономическое творчество, сколько объективное противоречие, на одном полюсе которого здоровое желание заработать и потратить свой заработанный рубль, отношение к труду как к средству для потребления или накопительства, а на другом - постепенное укрепление потребности в труде, отношение к окружающим, к коллективу не как к эталону сравнения доходов (у кого больше ковров, хрусталя или пусть даже книг), а как к людям, личностям, среди которых и при помощи которых я могу реализовать свои творческие способности, доказать, что я не раб обстоятельств, а нужный для окружающих Человек. Один из наших коллег, выслушав впервые от авторов подобного рода сентенцию, сказал: это страна Utopia. Это мнение появилось не беспричинно. Отношение, о котором идет речь, развито ещё не в полной мере. Но было бы совершенно неправомерно закрывать глаза на существование его реальных ростков в современной социалистической экономике. Вот только один пример.

Отступление 4: Знакомьтесь: система ПМП

Фрунзенский приборостроительный завод им. 50-летия Киргизской ССР, его директор - Угаров Виктор Иванович, система управления, внедренная по его инициативе, названная "Прогрессивная мысль - производству" (ПМП).

Вот что пишет об этой системе её автор: "Советы ПМП рассматривают предложения, определяют исполнителей, контролируют, ход реализации. Это действенные рабочие органы по осуществлению творческих идей трудящихся, гарантирующие доброжелательное отношение к любому пожеланию. Бригадир токарей В. Скороходов так оценил их значение: "Раньше мелкие предложения мы вообще стеснялись подавать, на них обычно не обращали внимания. Да и с другими - покрупнее - не все шло гладко. А теперь не надо хлопотать, звонить. В течение нескольких дней - полная ясность..."

И вот солидные успехи: за пять лет в 1,8 раза выросла производительность труда, в 1,5 раза - фондоотдача (маленькая информация к размышлению: в среднем по промышленности она более или менее медленно падает на протяжении последних 20 лет), в 3,5 раза - экономическая эффективность внедрения различных предложений, в 4,5 раза - объём продукции, отмеченной Знаком качества. Впечатляет?

А если учесть, что "стартовые условия" были довольно высоки, предприятие считалось одним из передовых, что никаких льгот и дополнительных капвложений, кредитов и т. п. не было, то впечатление станет ещё более ярким.

В чём же секрет? На первый взгляд в мелочах. В целом ряде "мелочей", из которых сложилась система, где каждый рабочий может практически включиться в социально-экономическое творчество.

Шаг первый: у каждого руководителя заведена лицевая карточка, в которой отмечаются любые недостатки и узкие места в работе возглавляемого им подразделения и которая висит на видном месте. Недостатки - на обозрение всем! - таков принцип. Старое правило "не выносить сор из избы" более недействительно, гласность процесса управления максимальна.

Шаг второй: вносить предложения, выделять недостатки может и должен каждый работник завода. Где бы ты ни работал, ты имеешь; полное право "лезть не в свое дело" - искать узкие места, проблемы в работе любого подразделения, имеешь право искать пути "расшивки"; этих узких мест, даже если это не связано с твоей непосредственной работой. И очень существенная деталь: за выявление недостатков, их публичное обнародование - хвалят. Даже если ты, будучи начальником, скажем, сборочного цеха, выявляешь недочёты, узкие места в работе своего собственного подразделения (не снижая при этом искусственно качества работы), то тебя хвалят и поощряют за инициативное, неравнодушное отношение к делу. И если ты не знаешь, как сразу исправить неполадки, - не беда. Главное об этом заявить всем, пусть весь завод ищет, думает, пробует. Здесь всем есть до всего дело.

Шаг третий: решения о целесообразности конкретных предложений принимают сами рабочие, объединенные для этого специальными органами: советами ПМП. Не каждый сам по себе вмешивается в любое дело - так можно издергать людей бесконечными, чисто случайными идеями, а коллективный разум, компетентное обсуждение а кругу товарищей по работе, научных консультантов - таков путь внесения и критических, и позитивных предложений. И что ещё важно: обсуждают сами рабочие при помощи администрации - в этом ключ против бюрократического окостенения этих органов.

Казалось бы, ряд совершенно элементарных форм, а эффект огромный: растут выпуск продукции, эффективность, качество. Где источник? В воспитании, морали, пропаганде? Но рабочие фрунзенского завода учились в обычной школе, читают те же газеты, смотрят те ж телепередачи, что и все мы. В чём же дело? По-видимому, в том социально-экономическом отношении, которой превратило этих людей в действительных хозяев - творцов своей экономической жизни.

Это, конечно же, опыт только одного предприятий но природа системы ПМП такова, что позволяет использовать её практически на любом уровне хозяйствования, в любом коллективе. Так обеспечивается на деле гласность: недостатки, узкие места, проблемы в работе любого звена и его руководителя видны всем. Так обеспечивается реальный контроль снизу и серьёзный барьер на пути ведомственности и бюрократизма. И главное: такого рода примеры показывают, как можно уже сегодня практически обеспечить включение каждого работника в реальное, не на словах, а на деле творчество социально-экономической жизни коллектива в любой сфере. "Странный" принцип, по которому всем до всего есть дело, получает конкретное воплощение: каждый может подать предложение (т. е. включиться в деятельность), касающееся любой стороны дел и отношений в коллективе. Абстрактный лозунг о диалоге с экономикой и сотворчестве, что называется, можно "пощупать" руками: один смотрит на экономическую жизнь коллектива не как посторонний наблюдатель, а открытыми глазами, заинтересованно, отыскивая узкие места и в производстве, и в трудовых отношениях, и в социальной сфере; другой смотрит на стенд, где зафиксированы недостатки, выявленные первым, и ищет пути их устранения, направления "расшивки" узких мест, а это и есть диалог членов трудового коллектива и с экономикой, и друг с другом. Так живое творчество народа становится реальной основой ускорения социально-экономического развития. Мы не утомили Вас высоким гуманистическим пафосом нашей науки, читатель? Отчасти... Что же, Вы правы. Реалии современного этапа социализма не позволяют надеяться только на те стимулы к рационализации экономики, которые связаны с развитием творческих способностей человека и прогрессом потребности в труде. Когда более 40 миллионов человек заняты тяжелым ручным трудом, когда миллионы промышленных рабочих подчинены ритму конвейера, когда 2/3 свободного времени уходит на стояние в очередях, готовку, стирку, уборку и т. п. - во всех этих условиях нужны жесткие материальные стимулы, которые подтолкнут к труду даже того, кто более склонен "валять дурака", чем совершенствовать свои способности в труде на благо общества.

"КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ДОЛЖЕН ЕСТЬ"

 

Научный социализм любили (да и до сих пор любят) упрекать в забвении некоторых "азбучных истин", например того, что человек никогда не будет работать просто так, "задаром", что расчет на это - утопия в современном обществе.

Оставим в стороне то, что эти сентенции адресованы не к человеку вообще, а к его определенному социальному типу - а именно тому, кто привык жить по принципу: сколько ты мне, столько же я тебе. Обратимся к тому, как решает научный социализм проблему стимулов к труду для общества, которое исторически недавно (семьдесят лет - мгновение в сравнении с тысячелетиями истории эксплуататорских обществ) вырвалось из-под господства экономической системы, где человек человеку - волк, и к тому же вынуждено сосуществовать с ней.

"Мы имеем здесь дело, - писал К. Маркс, - не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло. Соответственно этому каждый отдельный производитель получает обратно от общества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам дает ему" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 19. С. 18).

На первый взгляд достигнуто полное равенство. Но Маркс задолго до практического воплощения в жизнь принципа распределения по труду предостерег: не спешите делать выводы о всеобщей справедливости. Равенство здесь есть, и оно состоит в том, что измерение происходит на основе равной меры - труда. Но трудятся-то разные, "неравные" люди. Один умственно и физически может превосходить другого, у одного семья, дети, родители на иждивении, у другого - нет. В результате "при равном труде и, следовательно, при равном участии в общественном потребительном фонде один получит на самом деле больше, чем другой, окажется богаче другого и тому подобное" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 19. С. 19). Самая суть распределения по труду в объективном и неизбежном на первой фазе коммунистического общества противоречии, где на одной стороне - равенство всех по отношению к средствам производства, где каждый труженик - сохозяин средств производства, где каждый не может отдать другому ничего, кроме своего труда. На другой стороне - элементы неравенства, "буржуазного права", когда к разным людям применяется единая мера, сохраняется принцип эквивалентности. Задача экономической теории и практики социализма - не закрывать глаза на это противоречие, а найти адекватные формы для его движения. Это значит, допуская неравенство только в зависимости от различий в реальном трудовом вкладе, использовать его исключительно для стимулирования более высокой производительности и качества труда. Важнейшее условие этого - строжайший контроль за соответствием меры труда и потребления.

Здесь принципиально важны оба составляющих момента этого соответствия: труда - доходу и дохода - потреблению. В первом случае речь идет о борьбе с нетрудовыми доходами - задаче, выдвигаемой ни современном этапе на первый план социалистическим государством и коммунистической партией.

Нетрудовой доход, что это? Спекуляция, воровство, казнокрадство, взяточничество и т. п. нарушения уголовного кодекса? Да, конечно. Но не только. Наследство и помощь родителей - это тоже нетрудовой доход, а для некоторой части молодежи это едва ли не основной источник благосостояния. В результате работающий на конвейере 8 часов имеет комнату в общежитии и 300 руб. в месяц на семью из трех человек, а беззаботное чадо богатых родителей мотается на собственной машине между собственным кооперативом, дачей и магазинами в поисках "бананов" вместо джинсов, "Sharp" вместо "Hitachi" (или "Hitachi" вместо "Sharp" - авторы не имеют ни того, ни другого, поэтому не знают, что лучше). Вряд ли эту ситуацию можно расценить как проявление социальной справедливости, даже если родители заработали деньги на машину и кооператив для своих деток честным путём.

Кстати, ещё один, на первый взгляд странный вопрос: всякий ли доход, полученный в обмен за труд, можно считать трудовым? Скажем, доход от реализации продукции на рынке зависит не только и не столько от затрат труда товаропроизводителя, сколько от соотношения спроса и предложения, колебаний конъюнктуры, а доход, вызванный удачным стечением обстоятельств или монопольно высокими ценами (что отнюдь не является исключением для товарного хозяйства в конце XX в.), вряд ли можно безоговорочно причислить к трудовому. Мелкий производитель - и труженик, и товаровладелец, и доход его складывается из реально заработанных средств и того плюса (а может быть, и минуса), который зависит от конъюнктуры. Так что и при социализме есть труд и труд, доход и доход. Есть труд и доход в условиях единых общенародных (отраслевых, региональных - там, где велика специфика) норм. А есть труд, когда основной доход получается от сбыта продукции на рынке. Наука и практика не должны их смешивать. Именно поэтому необходимо регулирование доходов, получаемых от индивидуальной трудовой деятельности, развитие форм работы на заказ государственных предприятий, кооперирование индивидуальных производителей и другие меры, апробированные в социалистических странах. При этом важно не допустить, чтобы на почве индивидуальной трудовой деятельности возникала эксплуатация наемного труда.

Избавиться от нелегальных нетрудовых доходов, ограничить легальные (наследство и т. п.) - это хорошо, но этого мало. Необходимо соблюдение жесткого контроля за соответствием не только меры труда и дохода, но и меры труда и потребления. Как? Знает ли экономическая жизнь социалистического общества здесь какие-либо практически действенные меры такого контроля? Сначала обратимся к свидетелям, на первый взгляд далеким от экономической науки: писателям-сатирикам И. Ильфу и Е. Петрову.

Они списали с натуры очень интересный образ подпольного миллионера Корейко. В чемодане у него лежали миллионы рублей, а он, живя на зарплату мелкого служащего, не мог пригласить девушку в кино - не то что в ресторан. Парадокс, достойный удивления? Нет, закономерность социалистического общества, в котором все живут на трудовые доходы, а те, кто получают сверх того, не могут реализовать ни гроша, не рискуя навлечь на себя подозрение не только фининспектора, но и других более грозных представителей государства. Достойным удивления парадоксом следует признать нечто противоположное: наличие при социализме лиц, свободно тратящих средства, величина которых очень далека от того, что можно заработать честным трудом.

Образ подпольного миллионера показывает, что поставить лиц с нетрудовым доходом вне общества, превратить их в персону nоn grata можно. Нужен только массовый, всеобщий учёт и контроль за соответствием меры труда и потребления.

А теперь отнюдь не литературная проблема механизма такого контроля. То, что осуществлять его должны не только (и, может быть, даже не столько) государственные службы, но и массовые организации самих трудящихся, прямо вытекает из сути социалистического самоуправления как отношений, органически единых с социалистической государственностью (именно так, кстати, был построен этот контроль во времена И. Ильфа и Е. Петрова, описавших подпольного миллионера с натуры).

"Техническая" сторона дела ("технология") учёта и контроля тоже имеет свои примеры. Например, постепенный переход к аккумуляции всех поступающих гражданину или семье средств на именной сберкнижке при расчете за наиболее ценные покупки и услуги именными чеками.

Органы контроля, наделенные для этого соответствующими полномочиями, смогут без труда проверить, сколько, когда и от кого данное лицо получило средств, сколько, когда и на что оно их потратило. Есть и ещё более развитый механизм - так называемые "электронные деньги", автоматизирующие всю вышеназванную систему.

Однако меры по налаживанию технических условий действенного контроля за соответствием меры труда и потребления не имеют до настоящего момента широкого распространения, ибо есть вполне определенный круг лиц, который не заинтересован в их повсеместном внедрении.

Кто именно? Безусловно, прежде всего те, чьи денежки дурно пахнут. Во вторую очередь те, для кого смысл и тайны личной жизни сконцентрированы в шкатулке с получкой, а основная сфера самореализации - ничем не ограниченная возможность свободно (если не считать содержимого той же шкатулки и дефицита) выбирать, где и каким способом истратить эти деньги на приобретение стандартных "шедевров" массового потребления. И первым, и вторым возможность контроля и учёта движения их личных средств не по нутру. К. Маркс как-то сказал, что "высокая англиканская церковь скорее простит нападки на 38 из 39 статей её символа веры, чем на 1/39 её денежного дохода" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 23. С. 10). Есть и у нас лица, которые скорее согласятся на контроль за их совестью, чем за источниками и слагаемыми их бюджета. Эти лица - отнюдь не воры. Даже наоборот. Это простые обыкновенные мещане, личность, лицо, личина (Владимир Маяковский определил точнее: "мурло") которых настолько срослась с клише денежного знака, что отодрать эту маску от такого человека - значит обречь его на "безличье", на пустоту... И эти люди, защищая свое право иметь лицо (или "мурло"), будут самыми отчаянными противниками общественного контроля за уровнем и распределением доходов, считая его покушением на святая святых своей личности.

Нас могут принять за максималистов, предлагающих дать право любому общественнику лезть в квартиру к любому жильцу и контролировать, на что - картошку или кино - он тратит свой рубль.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 163.