Отступление 5: Парадокс доктора Франсуа Кенэ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Парадоксы, пугающие ограниченный ум, путающие плоские представления "здравого смысла", очень часто скрывают за собой глубокие и серьёзные научные проблемы. Чтобы высказать парадокс, необходимы как минимум нестандартное мышление и остроумие; чтобы разрешить парадокс, нужно ещё и глубокое понимание действительности.

Блестящий французский экономист XVIII в. Кенэ донимал своих коллег едким парадоксом; капиталист, заботящийся только о производстве меновой стоимости, всё время старается понизить меновую стоимость своих товаров. Что же получается: капиталисты последовательно стремятся к собственному разорению?

Ответ на эту загадку был найден лишь через много десятилетий, когда К. Маркс открыл относительную прибавочную стоимость. Капиталисту важна не сама по себе меновая стоимость и даже не абсолютный размер стоимости товаров, а доля прибавочной стоимости как часть стоимости произведенных товаров. Технические усовершенствования, направленные на сокращение цены и стоимости товаров, могут одновременно увеличивать долю прибавочной стоимости и её величину - в этом секрет относительной прибавочной стоимости.

Между двумя противоречивыми, но верными утверждениями, подмеченными остроумным доктором, лежит длинная цепочка причинно-следственных связей, открытая гением Маркса. При повышении производительности труда общая стоимость остается неизменной, а стоимость единицы товара понижается - масса жизненных средств, необходимых рабочему, остается неизменной, а стоимость её понижается - стоимость рабочей силы понижается, заработная плата может быть снижена - прибавочная, стоимость возрастает.

...Вы ещё не потеряли логическую нить, читатель? А между тем это ещё не вся цепочка причинно-следственных связей. Потому что нужно ещё указать мотив действий капиталиста, который знать не знает про относительную прибавочную стоимость, скорее всего не догадывается, откуда и как она появляется, но тем не менее всеми силами стремится к снижению стоимости своей продукции. Он одержим не столько заботой об увеличении общего фонда прибавочной стоимости всего класса капиталистов, сколько стремлением увеличить свою непосредственно присваиваемую часть, особенно по сравнению с другими капиталистами, которые для него - конкуренты. Он не думает денно и нощно о каком-то там чужом производстве в отраслях, создающих средства потребления рабочих, - и тем не менее он "работает" именно на такой результат.

Стремление капиталистов к получению "добавочной прибыли" по сравнению с другими (в теории она называется добавочной, или избыточной, прибавочной стоимостью) заставляет каждого капиталиста снижать затраты на производство: снизил раньше других, раньше снижения средних цен - схватил куш "избыточной прибавочной стоимости", снизили остальные - понизилась стоимость единицы товара; понизилась стоимость единицы... и так далее, и так далее, и так далее по пути к относительной прибавочной стоимости.

Вот так работает механизм научно-технического прогресса в капиталистическом обществе. Не так уж он и прост... К этому, пожалуй, следует добавить, что при современном капитализме - капитализме монополистическом - дело ещё более осложняется постоянным повышением (а не понижением) цен, когда возросшая но-минальная (т. е. взятая в денежном выражении) заработная плата может скрывать за собой понижение стоимости рабочей силы...

Развитие производства относительной прибавочной стоимости объясняет тот бурный технический прогресс, которым капитализм выделяется по сравнению со всеми предшествующими эпохами. Развитие производительных сил, как известно, движет общество вперед. Но куда "вперед", к каким историческим берегам движется корабль капиталистической экономики?

 

"ВСЕОБЩИЙ И АБСОЛЮТНЫЙ ЗАКОН", ИЛИ ПРЕДСКАЗАНИЕ ВЗРЫВА

 

Провидеть будущее всегда трудно. Заманчиво простой способ прорицаний - экстраполяции существующих тенденций, разнообразные расчёты по поводу того, что и во

сколько раз вырастет, - не раз ставил наивных прорицателей в неловкое положение. Развитие идёт отнюдь не только через простое накопление количеств, но и через крушение старого, скачки, перевороты, взрывы.

 

Можно ли предвидеть, научно предсказать взрыв и крушение целого общественного строя со всеми его многочисленными институтами, органами, порядками и отношениями? Конечно, во все времена появлялись разного рода пророки, которые сулили скорый конец, крушение царств, восстание угнетенных и т. д. Однако эти пророчества редко сбывались, а когда такое случалось, то сами пророки бывали немало удивлены тому, как это происходит и к чему ведет. Для того чтобы не гадать, а предсказывать, нужна наука.

Способ исследования будущего капиталистической системы, примененный К. Марксом, достаточно прост: Маркс рассматривает открытое им отношение труда и капитала как многократно повторяющееся и расширяющееся, охватывающее всё более широкий круг людей, развивающееся...

Казалось бы, что может дать простое повторение, воспроизводство уже изученных отношений? А между тем учет многократного повторения капиталистических отношений переворачивает некоторые научные представления, заменяя их прямо противоположными выводами и заключениями.

Когда капиталистическое отношение рассматривается как однократный акт, то создается впечатление равенства и справедливости отношений между капиталистом и рабочим, во всяком случае с точки зрения представлений о равенстве, основанных на законе стоимости, римском праве и христианской религии: "ты - мне, я тебе", "толцытеся и воздастся". Действительно, и рабочий, и капиталист выступают как равные товаровладельцы, один из которых владеет особым товаром - рабочей силой, а другой - всеобщим товаром - деньгами. Между ними происходит эквивалентный обмен по закону собственности, действующему в товарном производстве: отчуждение своего продукта есть условие присвоения продукта чужого труда. Обмен по стоимости, основанный на затратах труда, создает впечатление справедливого, трудового характера собственности. Кто сколько накопил стоимости, затрачивая свой труд, тот столько и имеет по праву - отношения между рабочим и капиталистом следуют вроде бы этому справедливому порядку.

Теперь посмотрим на дело с другой стороны, с учетом многократного повторения отношения труда и капитала. Начнём с того момента, когда капиталист стал капиталистом. Вполне возможно, что в первый раз он приобрел чужую рабочую силу в обмен на стоимость, созданную собственным трудом. Однако став капиталистом, он перестал быть трудящимся, создающим стоимость своим трудом; у него теперь другая роль, его предназначение - быть представителем собственного капитала. Если кто-то, накопив определённую сумму, перестал работать, но не перестал потреблять, то первоначальные накопления должны постепенно истратиться, сойти на нет. Многократное повторение потребления уничтожает сумму стоимости, созданную некогда трудом будущего капиталиста.

Между тем капиталист отнюдь не разоряется, его капитал не исчезает (и даже приумножается), он снова и снова покупает чужую рабочую силу. Откуда же берутся необходимые для этого средства? Ясно, откуда - из прибавочной стоимости, которую снова и снова приносят повторяющиеся отношения эксплуатации наемного труда. Значит, в процессе повторения капиталистических отношений первоначальная капитальная стоимость, созданная, как мы предположили, собственным трудом капиталиста, неизбежно превратится в результат чужого труда, накопленный неоплаченный труд рабочих. Присвоение чужого неоплаченного труда есть условие "возрастающего присвоения чужого труда - таков закон капиталистического присвоения, сформулированный К. Марксом и отличный от первоначальных законов собственности товарного производства, как небо от земли.

Прочитав вышеприведенное рассуждение, вы можете возразить: неверно было предполагать, что капиталист не трудится, не работает, - он, может быть, ночей не спит, думая о наилучшем применении своего капитала, планируя внедрение новой техники или изменение организации труда. Да, действительно, капиталист может работать в качестве управляющего собственным предприятием. Но он может и не работать вообще, наняв для Управления специалистов и оплачивая их труд. В современных условиях такое положение является даже общим правилом: капитал ныне сосредоточен главным образом 8 акционерных обществах, где различие между собственником-акционером и наемным управляющим вполне очевидно. Вместе с тем становится очевидным и тот факт, что доходы капиталистов отнюдь не тождественны плате за управление - акционеры получают дивиденды, даже если щедро оплачивают управленческий труд менеджеров.

Превращение капитала в паразитическую собственность в процессе повторения капиталистических отношений является неизбежным следствием капиталистического развития, даже если в начале капитала лежал собственный труд его владельца. Это верно для всех капиталов вместе и каждого в отдельности. Основатель знаменитой автомобильной империи Генри Форд I своими руками собирал первые автомобили в небольшой мастерской. Растущий и крепнущий капитал потребовал от Фордов переменить профессию, переложить заботы механиков на других и стать управляющими фирмы "Форд Мотор". Нынешние Форды больше напоминают средневековых "принцев крови", чем рациональных управляющих, занимаясь сооружением - карнавальных дворцов на одну ночь по случаю очередного династического брака. В такой эволюции жизненных установок есть своя историческая логика: вначале капитал требовал от своих владельцев воздержания; потом роскошь паразитического существования стала рекламной вывеской капитала, показателем его мощи, надежности, кредитоспособности, привлекательности для новых акционеров.

Паразитизм буржуазии рождается не из дурного вкуса или воспитания, не из тяги нуворишей к быту старой родовой аристократии - он рождается самой логикой движения капитала и потому не может быть устранен без устранения капиталистических отношений. К такому выводу приводит научный анализ.

Но, может быть, "взрывать" капитализм не обязательно? Может быть, от несправедливостей капиталистическую систему возможно лечить постоянным "переливанием крови" - динамичной заменой аристократизирующейся буржуазии новым пополнением из среды рабочего класса? Итак: может ли рабочий стать капиталистом не в виде исключения, а в соответствии с законами капиталистического развития? Попробуем рассмотреть такую перспективу.

Если смотреть на капиталистические отношения как на однократный акт, то создается впечатление, что капиталист кредитует рабочего, давая ему возможность заработать и таким путём вырваться из нищеты. Капиталист предоставляет ему для труда свои средства производства, выплачивает аванс и т. д. Казалось бы, рабочему любезно предоставлена "стартовая площадка" для возвышения, которое далее всецело зависит от труда и бережливости самого рабочего.

 

Совершенно по-иному выглядит ситуация, если учесть повторение капиталистических отношений. Во-первых, как выяснилось выше, капитал с течением времени обязательно становится накопленным прошлым неоплаченным трудом рабочего и именно из этого чужого фонда капиталист "кредитует" рабочего. Получается парадоксальный результат: не богатый кредитует бедного, а наоборот; битый небитого везет, неимущий рабочий постоянно "кредитует" имущего, капиталиста, причем не требуя за это никакого процента и даже возврата самого долга.

С другой стороны, рабочий не только возмещает своим трудом стоимость выплаченной ему заработной платы и создает прибавочную стоимость, но и переносит на продукт стоимость постоянного капитала, воссоздавая тем самым ранее накопленный капитал из года в год, причем за эту весьма важную для капиталиста функцию он не получает вообще никакого вознаграждения, совершая её попутно за ту же заработную плату. Рабочий, который задумал бы стать на место капиталиста, первыми же трудовыми усилиями достигает обратного результата: он воспроизводит капиталиста как капиталиста, возобновляя его капитал и закрепляя господство капиталиста над неоплаченным трудом рабочего.

Но вот, наконец, наступает вожделенный миг - в руки рабочего попадает конверт с его недельным заработком (а может быть, и с ежегодной премией - бонусом), который должен положить начало новому капиталу. Теперь и рабочий обладает тем всеобщим товаром, на который можно было бы приобретать чужую рабочую силу. Однако эта возможность немедленно исчезает, достаток испаряется, утекает сквозь пальцы... И если посмотреть на дело с точки зрения повторения отношений, то становится ясно, почему стоимость в руках рабочего не складывается во внушительную величину, а непрерывно тает, как весенний снег.

Для того чтобы успешно работать в следующем акте производства, рабочий должен воспроизвести свою рабочую силу, способность к труду, удовлетворить как ежедневные потребности (например, в пище), так и ежегодные (например, в одежде и мебели). С другой стороны, все эти необходимые средства существования уже созданы рабочими в предыдущих актах производства. Заработанные деньги обмениваются на средства существования, которые рабочий создал как собственность капиталиста. В итоге деньги вернутся к капиталистам, а рабочие вместо накопления стоимости приступят к её уничтожению в процессе потребления жизненных средств.

Подобная "аннигиляция" стоимости, получаемой рабочим, при обмене заработной платы на рабочий фонд (т. е. фонд жизненных средств рабочего) вполне закономерна и вытекает из самого факта постоянной, возобновляющейся продажи рабочей силы; продав свою рабочую силу, рабочий автоматически отдает в собственность капиталиста продукты труда как результаты использования купленной рабочей силы, в том числе и жизненные средства, которые рабочий вынужден потом выкупать у капиталистов. Роль капиталиста при этом сводится к простой задаче: обеспечивать такую меру труда, которая целиком потребляла бы рабочую силу, и такой уровень заработной платы, который был бы ни в коем случае не выше стоимости рабочей силы, т. е. стоимости необходимых жизненных средств.

Реализуя эту задачу, капиталист постоянно воспроизводит рабочего как наемного рабочего (т. е. как неимущего, вынужденного продавать свою рабочую силу). Значит, и потребление рабочего "работает" на капиталиста, производя новую рабочую силу и уничтожая стоимость заработной платы.

 

Итак, вот общий итог анализа: рабочий постоянно воспроизводит капитал и капиталиста, капиталист воспроизводит рабочего как наемного рабочего, как пролетария.

При феодализме, например, противоположность феодалов и "черни" поддерживалась правовыми и сословными ограничениями. Буржуазные революции устранили сословное неравенство и очень хорошо сделали... Однако при полном правовом равенстве экономические отношения рабочего и капиталиста таковы, что рабочий остается рабочим, а капиталист - капиталистом. Противоположность их устойчива, она воспроизводится и повторяется, внутренние законы капитала препятствуют "самоустранению" капиталистических неисправностей. Куда же ведет развитие этой противоположности?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, уже недостаточно рассмотреть простое повторение, воспроизведение капиталистических отношений: их нужно увидеть как отношения растущие, исторически развивающиеся. Тайны развития капиталистического общества, его прошлого и будущего скрыты в процессах накопления капитала - именно оттуда их извлекает теоретический и исторический анализ К. Маркса.

 

Отступление 6: С чего начинались капиталы?

Ранее можно было предполагать, что накопление крупных величин стоимости в руках отдельных товаропроизводителей начинается с их самоотверженного труда. Однако история отметает подобную теоретическую идиллию и заменяет её кровавой прозой: первые капиталы возникали главным образом из войн, пиратства, колониальной торговли, торговли рабами и других столь же малопочтенных занятий. Истинная история капиталов написана, по словам К. Маркса, "пламенеющим языком меча и огня".

Реальный ход истории отличается от теоретических предположений, но в конечном счёте становится понятным именно благодаря теории. Что толкает почтенных бюргеров на колониальные или военные авантюры? Жажда "всеобщего товара", денег, которые развитием товарах отношений возведены в достоинство монарха товарного мира. Чем отличается с точки зрения законов товарного обращения работорговля от рыботорговли? Ничем, ибо и в том, и в другом случае будущий товар сначала надо поймать, потом понести известные издержки и потери при транспортировке (рабы умирают, рыба тухнет), а затем превратить на рынке в вожделенную сумму стоимости.

"Деньги не пахнут" - старая истина, провозглашенная ещё древнеримским императором Веспасианом по поводу императорского налога отхожие места. Кстати, она вполне соответствует положениям научен политической экономии: в деньгах стирается различие потребительных стоимостей, т. е. путей приобретения стоимости, - без этого деньги могли бы играть роль всеобщего эквивалента. Получены ли деньги путём продажи продовольствия, оружия, людей или награбленного добра - по ним не видно.

Пиратство долгое время было нормальным и прибыльным коммерческим предприятием. Когда говорят о временах расцвета пиратства, то воображение немедленно рисует образ романтического изгоя в брабантских кружевах, острым клинком мстящего миру за его несправедливости. К исторической реальности ближе образ жадного и беспринципного бандита, созданный в жутковатых рассказах А. Конан-Дойля о капитане Шарки. Однако мало кто знает о таком распространённом виде пиратства, каким было каперство. Во время войн воюющие государства выдавали (не бесплатно, конечно) частным лицам каперские свидетельства, удостоверяющие их право захватывать торговые корабли противника. Торговый разбой, подтвержденный законом, близок сердцу буржуа любой национальности и по сути не очень отличается от обычной торговой конкуренции.

Разбой, пиратство и прочие "прелести" Нового времени - не более чем бурная юность капиталов, которые ещё не вполне стали капиталами и накапливались как деньги, а не как капиталы. Между накоплением денег и накоплением капиталов пролегает весьма важная граница, которая иногда становится ощутимой причиной исторических сдвигов.

Возьмём более близкий к нам по времени пример. В 50-60-е годы XX в. обильные доходы от нефти потекли в руки властителей пустынных и отсталых монархий Аравийского полуострова. Одной из таких внезапно разбогатевших феодальных монархий был султанат Оман и Маскат, где власть султана была абсолютной (и использовалась, в частности, для запретов носить очки и слушать радио), а различие между государственным бюджетом и личной султанской казной властителями страны ещё не было осознано. Поэтому долларовые поступления оседали в подвалах султанской сокровищницы, а патриархальный монарх привычно превращал деньги в сокровище, прерывая их движение как капитала.

Такое использование денег приводило в ужас образованное младшее поколение царствующей фамилии, и дело кончилось дворцовым переворотом, после чего деньги пошли на развертывание строительства новых предприятий, вложения в крупные иностранные банки, приобретение пакетов акций зарубежных фирм. Древний султанат вступил на ту же дорогу, по которой уже шагали другие венценосные обладатели нефтяных запасов. В 70-е годы восточные нефтяные владыки проявили такую бешеную энергию на новом поприще, что жертвами их притязаний чуть было не стали крупнейшие фирмы и отрасли западноевропейской и американской индустрии.

В чём же дело? Дело в различии накопления денег и накопления капитала. Накопление капитала предполагает расширение эксплуатации наемного труда (через акционерную систему, кредиты или строительство собственных предприятий); капитал есть общественное отношение, и его накопление есть не что иное, как расширенное воспроизводство капиталистических отношений эксплуатации.

С того момента, когда накопление капитала отделяется от накопления сокровищ, юность капитала можно считать законченной; на место экзотических методов обога-щения приходит будничная деятельность по извлечению прибавочной стоимости из приобретаемых капиталистами масс рабочей силы. Дальнейший путь накопления капитала точно описан экономической теорией, разложен в цепочку причинно-следственных связей и выражен в виде абсолютного и всеобщего закона.

"Чем больше общественное богатство, функционирующий капитал, размеры и энергия его возрастания, а следовательно, чем больше абсолютная величина пролетариата и производительная сила его труда, тем больше промышленная резервная армия... Но чем больше эта резервная армия по сравнению с активной рабочей армией, тем обширнее постоянное перенаселение, нищета которого обратно пропорциональна мукам труда активной рабочей армии. Наконец, чем больше нищенские слои рабочего класса и промышленная резервная армия, тем больше официальный пауперизм. Это - абсолютный, всеобщий закон капиталистического накопления" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 23. С. 659). Таков закон накопления; это не простой закон, а целое созвездие законов, каждая "звезда" которого заслуживает пристального и внимательного рассмотрения, поскольку она высвечивает важную сторону капиталистической действительности.

Итак, общественное богатство выступает как функционирующий капитал, рост которого означает абсолютное увеличение пролетариата... Но ведь из этого, по-видимому, следует, что накопленная часть прибавочной стоимости обращается в жизненные средства рабочих, расширение благосостояния пролетариата? Так рассуждали представители классической школы английской буржуазной политической экономии. Однако в таком рассуждении есть изъян: почтенные экономисты забыли о затратах на средства производства, размер которых ограничивает спрос на рабочую силу...

Отступление 7: Откуда берутся "лишние люди"?

Откуда же берутся в капиталистическом обществе лишние рабочие руки, само существование которых постоянно давит на уровень благосостояния всего рабочего класса, сбивает величину заработной платы? Может быть, дело в чересчур высокой рождаемости в рабочих семьях?

Казалось бы, такое предположение вполне соответствует здравому смыслу: накопление капитала определяет спрос на рабочую силу, рождаемость рабочего населения - предложение её; предложение превышает спрос, отсюда и безработица. Однако здравый смысл (вспомните, читатель) имеет дело с поверхностными явлениями, обыденными представлениями о реальности; наука же должна добираться до сущности, которая не похожа, может быть, на привычные обыденные представления (если бы сущность и явления совпадали, наука была бы не нужна, ибо каждому непосредственно была бы видна скрытая суть вещей).

Поэтому научный ответ на поставленный нами вопрос об основах безработицы выглядит на первый взгляд странно: капитал есть не только источник спроса, но и источник предложения рабочей силы. Странность состоит в том, что на капитал вроде бы взваливается ответственность за рождаемость рабочего населения. На самом деле рождаемость здесь не причём.

Последствия высокой рождаемости капитал в принципе в состоянии переварить - снижение заработной платы вследствие увеличения предложения труда и возрастание прибавочной стоимости вызовут ускорение накопления капитала и увеличат соответственно поглощение рабочих сил капиталом, спрос на них.

Капитал рождает излишек рабочей силы иным путём: он не только притягивает, но и выталкивает рабочую силу из производства, увеличивая тем самым предложение на рынке рабочей силы по сравнению со спросом на неё. Повышение производительности труда означает, что на прежнее количество рабочих приходится больше сырья, более сложные и дорогие машины. Следовательно, чем выше производительность труда, тем относительно большая часть капитала тратится на машины и сырьё, относительно меньшая - на рабочую силу. Для капитала прежней величины это означает, что с каждым шагом в росте производительности ему требуется меньше рабочей силы; излишек он будет выталкивать на рынок труда, увеличивая предложение рабочих сил. Именно сам капитал создаёт превышение предложения рабочей силы над спросом: изменение строения самого капитала будет "рожать" лишние рабочие руки, и любое капиталистическое предприятие может в этом составить успешную конкуренцию родильным домам.

Вы можете возразить: причина безработицы не в капиталистическом отношении, а в повышении производительности труда. Нет, не в производительности причина: в условиях социализма её повышение, наоборот, позволяет создавать больше средств производства и новых рабочих мест, или больше жизненных средств рабочих. Капитал же по самой своей природе стремится к совершенно другому использованию производительности и тем постоянно производит безработицу.

Капитал стремится к увеличению прибавочной стоимости за счёт сокращения заработной платы до уровня стоимости рабочей силы или ещё ниже, поэтому он не пойдет на увеличение потребления жизненных средств рабочими, на увеличение доли капитала, расходуемой на заработную плату. Что же касается создания новых рабочих мест путём увеличения выпуска средств производства, то капитал идёт на это далеко не всегда и не во всем. Почему?

Рост производительности труда, выталкивая рабочую силу на рынок труда, усиливает конкуренцию рабочих, позволяет заставить сохранивших работу под угрозой увольнения работать за двоих и за троих и обойтись без создания новых рабочих мест...

Итак, чем больше величина пролетариата и производительная сила его труда, тем больше безработица. Чем больше "лишних" рабочих, тем интенсивнее и производительнее трудятся занятые на производстве. Чем интенсивнее они трудятся, тем меньше рабочих нужно капиталу. Эта цепочка функциональных экономических зависимостей движения труда от движения капитала охватывает рабочий класс мертвой петлей, сковывая притязания эксплуатируемых на более высокую заработную плату, более приличный уровень жизни, становится более надежным средством выжимания дарового труда и увеличения богатства, чем кандалы и ошейники рабовладельческого общества.

Безработица не только давит на общие условия жизни рабочего класса и увеличивает разрыв между рабочим классом и буржуазией. Она дает "побочный результат", который на самом деле вполне закономерен: даже в самых богатых капиталистических обществах с развитой системой социального обеспечения обязательно образуется слой официальных нищих, пауперов.

Более точное название безработицы - относительное перенаселение. Излишек рабочей силы существует лишь относительно - относительно потребностей капитала, а они даже при самом благоприятном для рабочих стечении обстоятельств не совпадают с тем, что может дать производству естественный прирост населения. Например, требования, предъявляемые капиталом к рабочим (в смысле интенсивности физического и интеллектуального труда, быстроты нервных реакций, выносливости и наличия трудового опыта), наиболее соответствуют воз-растной группе 25-45 лет, которую капитал использует наиболее полно. Понятно, что всё трудовое население страны не может состоять из одной возрастной группы.

Если вы читали роман А. Хейли "Аэропорт", то, наверное, помните авиадиспетчера (брата начальника аэропорта), который по возрасту уже не в состоянии работать в той же должности и с прежней оперативностью. Он пытается скрыть это от администрации аэропорта, тайно принимает стимулирующие таблетки. Откуда та-кой страх перед неизбежными для каждого возрастными изменениями? Дело в том, что потерять работу в зрелом возрасте очень опасно: спрос на эту возрастную категорию фактически отсутствует, есть угроза угодить в полосу "полного штиля", в так называемое "застойное перенаселение". И если созданные за время активной трудовой деятельности накопления недостаточны, то перед человеком появляется перспектива нищеты.

С другой стороны, само стремление заработать денег "про черный день" становится источником застойного перенаселения: физический и нервный износ, профессиональные заболевания, производственный травматизм выбрасывают людей в сферу безнадежности. Конечно, не каждый современный рабочий в капиталистическом мире становится паупером, но пауперизм - заметное явление, особенно на фоне грандиозного богатства высокоразвитых капиталистических стран. Пауперизм кажется исключением, о котором неловко говорить, именно потому, что современное капиталистическое общество необычайно богато и технически развито (об этом, конечно, тоже не следует забывать). Политическая экономия установила соответствие двух названных фактов друг другу: "Накопление богатства... есть в то же время накопление нищеты..." - писал К. Маркс (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 23 С. 660).

Для работающей и зарабатывающей (иногда неплохо зарабатывающей) части рабочего класса последствия закона накопления проявляются в ином виде - в увеличении доли прибавочной стоимости, создаваемой каждым работником, по сравнению с его заработной платой. "Из этого следует, - писал К. Маркс, - что по мере накопления капитала положение рабочего должно ухудшаться, какова бы ни была, высока или низка, его оплата" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 23. С. 660).

Пришла пора подвести окончательные итоги. Накопление есть, с одной стороны, рост численности пролетариата, его концентрация и сплочение, растущая производительная сила совокупного, комбинированного рабочего. Накопление есть, с другой стороны, неизбежное ухудшение положения этого усиливающегося класса (для одних - абсолютное, для других - относительное). Противоречие этих двух раскрытых анализом тенденций должно найти разрешение в рабочей, пролетарской революции против капитала.

Способ преобразований в экономических отношениях подсказан эволюцией капитала. Капитал начал свой путь с экспроприации мелкой собственности. Капитал занимается непрерывной экспроприацией, ограблением рабочего класса. Капитал уже приступил к экспроприации самой буржуазии (посредством конкуренции, банкротств, поглощений). Революция доводит эту работу до конца - экспроприирует экспроприаторов.

Цель рабочей революции - уничтожение частной собственности и замена её общественной. Почему? Потому что, во-первых, этот процесс уже начался: капиталы соединяются друг с другом в акционерные общества, ибо индивидуальный капитал уже не в состоянии вместить в себя современные производительные силы. Потому что, во-вторых, частная собственность всё равно остается оковами развития: капитализм очевидно не справляется с теми производительными силами, которые он создал; верный симптом этого - периодические кризисы перепроизводства, когда капитализм не в состоянии соединить безработных с простаивающими средствами производства, соединить созданные средства потребления с миллионами нуждающихся в них. Вывод: нужна хирургическая операция, ампутация отживающей капиталистической оболочки производительных сил.

Так предсказываются великие революции. Не вдохновенными речами пророков, а строгим экономическим анализом. К. Маркс мечтал о том, что когда-нибудь сама История скажет о нём и его работах: "Ты хорошо копаешь, старый крот". На самом деле у Истории есть основания сказать гораздо более громкие слова о гениальном ученом, "раскопавшем" скрытые от глаз туннели и лабиринты капиталистической экономики, нашедшем выход из них в мир иных экономических отношений.

 

КАПИТАЛИЗМ ПЕРЕЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА (ПОЧЕМУ ЕЩЁ НЕ УМЕР "УМИ-РАЮЩИЙ КАПИТАЛИЗМ"?)

 

Общество - своеобразный живой организм, который рождается, взрослеет, старится и умирает, как это положено живым существам. Политическая экономия - "анатомия и физиология" общества, и потому она обладает научными возможностями определения "возраста" того или иного способа производства, его перспектив и пределов.

Рядом с такими долгожителями, как первобытное общество, рабовладение и феодализм, капитализм смотрится безусым юнцом - со времени образования первых его зародышей прошло не более пятисот лет и около трехсот лет с тех пор, как капитализм заявил о своём возмужании буржуазными революциями. Тем не менее политическая экономия ещё в прошлом веке установила, что капитализм уже состарился, что он неизлечимо болен и обречен.

О том, как К. Марксу удалось поставить такой диагноз и предсказать конец капитализма, мы рассказывали в предыдущей главе. Однако ни для кого не секрет, что капитализм существует и поныне.

Ошибся ли К. Маркс, предсказав крушение капитализма и переход к социализму ещё до наступления нынешней стадии капиталистического развития? Нет, не ошибся.

"Зрелость" капитализма, перерастание производительных сил за рамки капиталистической оболочки находят подтверждение в каждом десятилетии: в кризисах перепроизводства стучит метроном истории, начавший ещё в 1825 г. (в том году произошел первый в истории циклический кризис перепроизводства) отсчёт времени, приближающего капитализм к роковому часу. В 1871 г. во время Парижской Коммуны капитализм испытал страх "клинической смерти", и лишь совместными стараниями версальской контрреволюции и прусских оккупантов была спасена на время социально-экономическая система капитализма: правящие классы Европы отлично знали, что речь идёт отнюдь не только о судьбе Франции, что все революции конца XVIII и первой половины XIX в. обязательно охватывали целый ряд стран, докатывались даже до старых империй - Российской и Австрийской, вспыхивая отдельными очагами в Венгрии и в Польше.

Законы истории не действуют автоматически; вмешательство людей с их взглядами, возможностями, опытом борьбы и управления может тормозить действие законов истории или ускорять его. Врачи вмешиваются в течение биологических процессов, и человек, обреченный на смерть, продолжает жить с искусственным сердцем. Буржуазные государства и политические партии потратили немало ума, воли и опыта на то, чтобы спасти социальную несправедливость, систему эксплуатации, обреченные историей.

Старый капитализм понемногу стал втягиваться в новую стадию своего существования, и с начала XX в. уже вполне определились возрастные изменения в капиталистической системе - признаки перезревания капиталистического общества.

 

Эти новые явления поставили в тупик многих известных теоретиков рабочего, социалистического движения. Чтобы объяснить их, нужно было развить и достроить теорию капитализма, оставленную К. Марксом, что по плечу далеко не каждому.

Эту задачу блестяще выполнил В. И. Ленин, написав знаменитую книгу с подзаголовком "Популярный очерк" и под заглавием "Империализм, как высшая стадия капитализма" и небольшую статью "Империализм и раскол социализма". Терзавшемуся дискуссиями и расколотому политическими разногласиями социалистическому движению В. И. Ленин сообщил положение, которое звучит очень просто: "Смена свободной конкуренции монополией есть коренная экономическая черта, суть империализма" (Ленин В. И. ПСС т. 30 С. 163). Им-периализм есть монополистический капитализм, а все остальные черты - лишь различные проявления этого основного факта, "виды монополизма". Породив монополии, капитализм приспособился к новому уровню развития производительных сил, удержался на гребне технического прогресса.

Так что же такое капиталистическая монополия?

 


УНИВЕРСАЛЬНЫЙ "СЕКРЕТ ФИРМЫ", ИЛИ ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ КАПИТАЛИ-СТИЧЕСКОЙ МОНОПОЛ

Дата: 2016-10-02, просмотров: 173.