Европейский парламент — институт Союза, представляющий народы ЕС вместе взятые.
С 1979 г. члены Европарламента избираются всеобщим прямым голосованием сроком на пять лет. При этом каждый гражданин Союза может голосовать или баллотироваться кандидатом в любом государстве-члене, где он проживает (статьи 20 и 22 Договора о функционировании Европейского Союза; статья 39 Хартии Европейского Союза об основных правах).
Парламент не должен насчитывать более 751 депутата, а количество парламентариев, избираемых в каждом государстве-члене, зависит от численности его населения.
Величина квот устанавливается согласно методу «убывающей пропорциональности», в силу которого соотношение между представительством в Европарламенте более населенных и менее населенных государств-членов должно быть меньше соотношения между численностью их населения (разница между государствами-членами в стенах Европарламента тем самым частично нивелируется). При этом независимо от количества избирателей в каждом государстве-члене должно избираться минимум 6 депутатов, но не более 96 (данное условие особенно важно для самых малочисленных государств-членов, таких как Мальта и Люксембург, но способно ограничивать квоты крупнейших государств-членов ЕС, прежде всего, Германии).
Проект «Решения Европейского совета, фиксирующего состав Европейского парламента», был подготовлен в октябре 2007 г. и получил предварительное одобрение всех государств-членов при подписании Лиссабонского договора. В соответствии с этим документом метод убывающей пропорциональности планируется установить как совокупность трех признаков:
1. во-первых, соблюдение максимального (96) и минимального (6) количества мест как жесткого диапазона, в пределах которого должна определяться квота любого государства-члена;
2. во-вторых, чем больше численность населения государства-члена, тем на большее число мест оно имеет право;
3. в-третьих, чем больше численность населения государства-члена, тем больше количество жителей, которое представляет каждый из его европейских депутатов.
Общие принципы избирательной процедуры, подлежащей применению к выборам в Европарламент, определяет специальный нормативный акт «Акт об избрании членов Европейского парламента всеобщим прямым голосованием», принятый в 1976 г. и вступивший в силу в 1979 г. (в редакции 2003 г.).
Этот документ, в частности, устанавливает:
1. тип избирательной системы, по которой должны избираться депутаты во всех государствах-членах;
2. возможность введения заградительного пункта, то есть минимального процента голосов, при недостижении которого партии не допускаются к распределению мандатов (не свыше 5% поданных голосов);
3. запрет депутату Европарламента являться членом или сотрудником других институтов и органов Союза, правительств или парламентов государств-членов;
4. временные интервалы для проведения голосования по выборам депутатов Европарламента (с четверга по воскресенье одной недели, на практике — последняя неделя июня).
Детализацию указанных правил производят государства-члены в своем национальном законодательстве. Учредительные документы «нового» Европейского Союза не исключают при этом введения полностью одинаковой избирательной процедуры на всей территории ЕС. Однако, для установления такой процедуры (то есть для принятия нового Акта о выборах в Европарламент или для пересмотра действующего Акта 1976 г.) по-прежнему требуется одобрение со стороны всех государств-членов через их представителей в Совете Европейского Союза с последующей ратификацией согласно национальным конституционным правилам (статья 223 Договора о функционировании ЕС).
В механизме управления «нового» ЕС Европейский парламент призван осуществлять четыре функции:
1. Законодательная функция издание законодательных актов Европейского Союза в форме регламентов, директив, а также решений.
2. Бюджетная функция принятие бюджета Европейского Союза и контроль за его исполнением.
3. Функция политического контроля одно из важнейших направлений деятельности всех парламентов, вытекающее из их демократической природы.
4. Консультативная функция, посредством которой он участвует в обсуждении и принятии решений на уровне ЕС, но с правом совещательного голоса.
Сохранение консультативной функции Лиссабонским договором 2007 г., хотя и в более ограниченных масштабах, свидетельствует о том, что «дефицит демократии» в «новом» Союзе не будет преодолен в полной мере.
Совещательные (консультативные) полномочия сохранятся за Европейским парламентом, в частности, в отношении следующих вопросов:
1. принятие законодательных актов Европейского Союза в рамках консультативной процедуры;
2. издание иных правовых актов Союза в тех случаях, когда учредительные документы требуют предварительного проведения консультации с Европейским парламентом.
Примером таких актов могут служить регламенты Совета о применении правил, касающихся государственной помощи предприятиям, или решения Совета о создании совместных предприятий (статьи 109 и 188 Договора о функционировании ЕС). В обоих случаях Совет Европейского Союза перед изданием соответствующего акта обязан запросить мнение (консультативное заключение) Европарламента, которое имеет для него рекомендательный характер;
5. формирование некоторых органов, члены которых назначаются совместно государствами-членами или другими институтами Союза после консультации с Европарламентом. Консультативными полномочиями Европарламент располагает, например, при назначении Дирекции, в том числе Председателя Европейского центрального банка, членов Счетной палаты;
6. большинство мероприятий в сфере внешней политики Союза, в том числе заключение соглашений с третьими странами и международными организациями (кроме важнейших международных соглашений
7. ЕС, которые требуют предварительного одобрения Европейского парламента).
Дата: 2016-10-02, просмотров: 246.